Рыночный надзор и контроль непищевой продукции

Надзор и контроль непищевой продукции

Оповещение о непищевой продукции.

Президент Украины Виктор Янукович поручив премьер-министру Николаю Азарова обеспечить осуществление государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

Об этом говорится в поручении, опубликованном на сайте главы государства.

До 30 апреля 2013 года Кабмин должен ввести в действие систему оперативного оповещения о непищевой продукции, которая представляет серьезный риск, а также национальную информационную систему рыночного надзора.

Кроме того, профильным ведомствам поручено обеспечить соблюдение органами рыночного надзора требований украинского законодательства, и привлечь общественность к контролю за деятельностью этих органов.

Читайте также:

Как предостеречь себя от рака

Лечебные свойства вербены

Другие материалы

Президент и глава МВФ обсудили сотрудничество

История японского оружия катаны

В Украину прибудет вице-президент Еврокомиссии

Изменения в вышеуказанном законодательстве несомненно отразятся как на производителях, так и на реализаторах товара. Каким образом будет проходить надзор и какие опасности заложены в этих документах читайте в материалах нового номера еженедельника «ЮРИСТ & ЗАКОН» от 05.07.2011, № 26.

Из этого номера, Вы, в частности, узнаете:

— каков порядок проведения проверок непищевой продукции;

— какие особенности присущи проверкам производителей и распространителей продукции;

— какими правами наделены производители и контролирующие органы;

— чем угрожает нарушение законодательства о государственном рыночном надзоре;

что делать, если с проверкой пришла Госпотребинспекция;

— как можно отказать проверяющим Госпотребинспекции в проверке;

— как правильно составить возражения к Акту проверки контролирующего органа.

Также, в этом номере еженедельника «ЮРИСТ & ЗАКОН» читайте: наступает ли прерывание срока исковой давности при частичной оплате долга? возможно ли размещение рекламы в середине зданий путем аренды площадей? каковы особенности досудебного урегулирования конфликтов? что собой представляет коммерческое представительство на рынке финансовых услуг? является ли отмена льгот по НДС основанием для пересмотра договоров? А также, как всегда, полные обзоры принятых, подписанных, вступивших в силу и утративших силу нормативно-правовых актов, обзоры опубликованных разъяснений, анализ важнейших судебных решений, ответы на вопросы читателей и много другое.

«ЮРИСТ & ЗАКОН» — это электронный аналитический еженедельник, входящий в информационно-правовые системы ЛІГА:ЗАКОН созданный специально для юристов и специалистов, нуждающихся в качественной аналитической информации об изменениях, происходящих в правовом поле Украины.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 2 декабря 2010 года №2735-VI

О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции

(В редакции Воздушного кодекса Украины от 19.05.2011 г. №3393-VI, Законов Украины от 13.04.2012 г. №4652-VI, 16.10.2012 г. №5463-VI, 04.07.2013 г. №406-VII, 15.01.2015 г. №124-VIII (см. сроки вступления в силу), 10.11.2015 г. №766-VIII)

(По всему тексту Закона слова «центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики» во всех падежах заменены словами «центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития» в соответствующем падеже; слова «органы государственной власти», «органы государственной власти Украины» во всех падежах заменены словами «государственные органы» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

(По всему тексту Закона слова «таможенный орган» во всех падежах и числах заменены словами «орган доходов и сборов» в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 04.07.2013 г. №406-VII)

(По всему тексту Закона слова «Национальный знак соответствия» во всех падежах заменен словами «знак соответствия техническим регламентам» в соответствующем падеже в соответствии с Закооном Украины от 15.01.2015 г. №124-VIII)

Данный Закон устанавливает правовые и организационные принципы осуществления государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

Раздел I. Общие положения


Статья 1. Определение терминов

1. В данном Законе термины употребляются в следующем значении:

установленные требования — требования относительно непищевой продукции (дальше — продукция) и ее обращения на рынке Украины, установленные техническими регламентами;

государственный контроль продукции — деятельность органов доходов и сборов по обеспечению соответствия продукции, которая ввозится на таможенную территорию Украины для свободного обращения, установленным требованиям, а также обеспечение отсутствия угроз от такой продукции общественным интересам (дальше — контроль продукции);

абзац четвертый исключен;

неподобающее применение знака соответствия техническим регламентам нарушение правил применения и нанесения знака соответствия техническим регламентам, установленных законодательством;

обследование образцов продукции — визуальный осмотр образцов продукции с целью определения ее соответствия установленным требованиям;

орган государственного рыночного надзора — центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственного рыночного надзора в пределах сферы своей ответственности, которая определяется в соответствии с данным Законом (дальше — орган рыночного надзора).

В случае, если орган рыночного надзора осуществляет определенные данным Законом и Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» полномочия также через свои территориальные органы, термин «орган рыночного надзора» означает также его территориальные органы;

государственный рыночный надзор (дальше — рыночный надзор)деятельность органов рыночного надзора с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам;

сфера ответственности органа рыночного надзора — перечень видов продукции, утвержденный в соответствии с данным Законом Кабинетом Министров Украины, относительно которых соответствующий орган рыночного надзора осуществляет рыночный надзор.

2. Термины «свободное обращение», «декларант», «зона таможенного контроля», «таможенное оформление», «таможенный контроль», «таможенный режим», «органы доходов и сборов» употребляются в значениях, приведенных в Таможенном кодексе Украины; термины «услуга», «работа», «потребитель» — в значениях, приведенных в Законе Украины «О защите прав потребителей», термины «введение в оборот», «испытательная лаборатория», «производитель», «документ о соответствии», » знак соответствия техническим регламентам», «импортер», «предоставление на рынке», «орган по оценке соответствия», «продукция», «процедура оценки соответствия», «риск», «распространение», «распространитель», «субъекты хозяйствования», «технический регламент», «уполномоченный представитель» — в значениях, приведенных в Законе Украины «О технических регламентах и оценке соответствия», сроки «изъятие из обращения», «отзыв», «обеспечение безопасности продукции», «пользователь», «цепь поставки продукции», «опасная непищевая продукция», «серьезный риск», «степень риска», «общественные интересы» — в значениях, приведенных в Законе Украины «Об общей безопасности непищевой продукции.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI, 15.01.2015 г. №124-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Сфера действия данного Закона

1. Действие данного Закона распространяется на отношения относительно:

осуществления рыночного надзора за продукцией, которая охватывается установленными требованиями, кроме видов продукции, отмеченных в части пятой этой статьи;

осуществление контроля всей продукции, кроме видов продукции, отмеченных в части пятой этой статьи.

2. Если техническими регламентами установлены специальные требования по осуществлению рыночного надзора относительно конкретных видов продукции, направленные на достижение тех же целей, что и положения данного Закона, положения данного Закона, применяются только к тем аспектам рыночного надзора, которые не охватываются такими специальными требованиями. Если законами Украины и изданными в соответствии с ними нормативно-правовыми актами установлены специальные требования относительно контроля продукции, положения данного Закона, применяются только к тем аспектам контроля продукции, которые не охватываются отмеченными специальными требованиями.

3. Положения данного Закона относительно рыночного надзора применяются к продукции, которая смонтирована или изготовлена производителем для собственных потребностей, лишь в тех случаях, когда действие технических регламентов, распространяется на такую продукцию.

4. Применение положений данного Закона не препятствует органам рыночного надзора принимать меры, предусмотренные Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции».

5. Действие данного Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением надзора и контроля такой продукции:

1) услуги и работы;

2) пищевые продукты, пищевые добавки, ароматизаторы, диетические добавки и вспомогательные материалы, для переработки пищевых продуктов;

3) продукты животного происхождения;

4) корма, кормовые добавки и премиксы;

5) живые растения и животные;

6) продукция человеческого, растительного и животного происхождения, которая непосредственно используется в качестве репродуктивного материала, предназначенного для воспроизводства;

7) спирт, алкогольные напитки и табачные изделия;

8) лекарственные средства и ветеринарные препараты;

9) наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры;

10) ядерные материалы, специальные материалы, которые расщепляются, другая продукция в сфере использования ядерной энергии;

11) изделия военного назначения;

12) объекты градостроения;

13) объекты авиационной деятельности.

(Пункт 13 введен в соответствии с Воздушным кодексом Украины от 19.05.2011 г. №3393-VI)

6. Деятельность в сфере надзора и контроля продукции, отмеченной в части пятой данной статьи, осуществляется в соответствии с законодательством.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.01.2015 г. №124-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Законодательство Украины о рыночном надзоре и контроле продукции

1. Законодательство Украины о государственном рыночном надзоре и контроле продукции состоит из данного Закона, Закона Украины «Об общей безопасности непищевой продукции», других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в этой сфере, в том числе технических регламентов.

Статья 4. Цель рыночного надзора и контроля продукции

1. Целью осуществления рыночного надзора является принятие ограничительных (корректирующих) мер с соответствующим информированием об этом общественности относительно продукции, которая при ее использовании по назначению или при обоснованно-предсказуемых условиях и при надлежащей установке и техническом обслуживании составляет угрозу общественным интересам или которая другим способом не отвечает установленным требованиям.

2. Целью осуществления контроля продукции является обеспечение соответствия продукции, которая ввозится на таможенную территорию Украины, установленным требованиям до момента ее выпуска в свободное обращение на таможенной территории Украины и недопущение ввоза на таможенную территорию Украины продукции, составляющей серьезный риск общественным интересам.

Статья 5. Основные принципы рыночного надзора и контроля продукции

1. Основными принципами рыночного надзора и контроля продукции являются:

1) пропорциональность мер рыночного надзора, которые принимаются органами рыночного надзора, уровню угрозы общественным интересам;

2) объективность, непредубежденность и компетентность органов рыночного надзора и органов доходов и сборов, при осуществлении рыночного надзора и контроля продукции;

3) прозрачность осуществления рыночного надзора и контроля продукции, доступность и открытость информации, в этой сфере;

4) координированность действий органов рыночного надзора и органов доходов и сборов и взаимодействие между ними;

5) недопустимость сочетания в одном органе полномочий органа рыночного надзора и органа по оценке соответствия;

6) недопустимость дублирования государственными органами функций и сфер ответственности относительно осуществления надзора и контроля продукции;

7) соблюдение прав и защита интересов субъектов ведения хозяйства, потребителей (пользователей), во время осуществления рыночного надзора и контроля продукции;

8) содействие прозрачности рынка и осознание субъектами ведения хозяйства своей ответственности перед потребителями (пользователями) и партнерами;

9) недопустимость дискриминации субъектов ведения хозяйства и недопущение недобросовестной конкуренции;

10) равенство мероприятий рыночного надзора и контроля продукции независимо от страны происхождения продукции;

11) плановость и системность мероприятий рыночного надзора и контроля продукции, их постоянное совершенствование на основе регулярной оценки и анализа;

12) наличие законных оснований, определенных данным Законом и изданными в соответствии с ним другими нормативно-правовыми актами, для принятия мер рыночного надзора и контроля продукции;

13) предотвращение возникновения конфликта интересов при проведении экспертизы (испытания) образцов продукции во время осуществления рыночного надзора и контроля продукции;

14) обеспечение сотрудничества между субъектами ведения хозяйства и органами рыночного надзора и органами доходов и сборов;

15) содействие осуществлению субъектами ведения хозяйства инициативного и самостоятельного контроля соответствия продукции установленным требованиям и общему требованию относительно безопасности продукции, в частности путем осуществления ими мониторинга безопасности введенной в обращение продукции;

16) обеспечение защиты конфиденциальной информации, полученной во время осуществления рыночного надзора и контроля продукции;

17) результативность и пропорциональность ответственности субъектов ведения хозяйства за нарушение требований данного Закона, Закона Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» и других установленных требований, ее направленность на предупреждение совершения субъектами ведения хозяйства нарушений, а также возможность усиления санкций, в случае повторного совершения субъектом ведения хозяйства того же нарушения;

18) ответственность органов рыночного надзора, органов доходов и сборов, и их должностных лиц, которые осуществляют рыночный надзора и контроль продукции, за ущерб, нанесенный субъектам ведения хозяйства в результате непропорционального и неправомерного применения мер рыночного надзора и контроля продукции.

Статья 6. Конфиденциальность информации

1. Органы рыночного надзора и их должностные лица обеспечивают защиту персональных данных и информации, которая в соответствии с законом Украины является коммерческой или другой охраняемой законом Украины тайной, к которой эти органы и должностные лица имеют доступ в связи с осуществлением своих полномочий. Такие данные и информация не подлежат разглашению без разрешения лиц или органов, которые их предоставили, если другое не определенное этим или другими законами Украины, или использования должностными лицами органов рыночного надзора для личных целей.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Рыночный надзор: правовое регулирование на Украине и европейская практика Светлана Чепурная Партнер, ЮФ «Астерс» — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЛариса Коротнева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Рыночный надзор: правовое регулирование на Украине и европейская практика Светлана Чепурная Партнер, ЮФ «Астерс»» — Транскрипт:

1 Рыночный надзор: правовое регулирование на Украине и европейская практика Светлана Чепурная Партнер, ЮФ «Астерс»

2 достигаем звезд для наших клиентов Украина: сфера рыночного надзора непищевая продукция: соответствие требованиям технических регламентов отсутствие угроз общественным интересам соблюдение требования об общей безопасности продукции

3 достигаем звезд для наших клиентов Рыночный надзор внедрен в Украине в годах с учетом европейского законодательства Закон «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» Закон «Об общей безопасности непищевой продукции»

4 достигаем звезд для наших клиентов Основные органы рыночного надзора Госпотребинспекция: Холодильное оборудование Электрическое и электронное оборудование Моющие средства Игрушки Иные виды непищевой продукции, которые не являются объектами технических регламентов Госгорпромнадзор: Средства индивидуальной защиты Оборудование, работающее под давлением Гослекслужба: Медицинские изделия

5 достигаем звезд для наших клиентов Меры в рамках рыночного надзора Проверки характеристик продукции Ограничительные (корректирующие) меры: ограничение предоставления продукции на рынке запрет предоставления продукции на рынке изъятие продукции из оборота отзыв продукции Контроль выполнения ограничительных (корректирующих) мер Предупреждение потребителей о выявленной опасности продукции

6 достигаем звезд для наших клиентов Проблемы в области рыночного надзора Формальный подход -применение мер рыночного надзора при отклонениях, которые не представляют риска -применение мер рыночного надзора без учета объективной невыполнимости требований законодательства Непроведение оценки риска Отсутствие сотрудничества с субъектами хозяйствования

7 достигаем звезд для наших клиентов Соглашение об ассоциации Украина-ЕС Украина приняла на себя обязательство: обеспечить соответствие системе рыночного надзора ЕС придерживаться принципов и практик, изложенных в актуальных решениях и регламентах ЕС Для чего: имплементировать соответствующие положения права ЕС осуществить необходимые административные и институциональные реформы внедрить эффективную и прозрачную административную систему

8 достигаем звезд для наших клиентов ЕС: Рыночный надзор за непищевой продукцией надзор за продукцией, которая предоставляется на рынке цели: защита общественных интересов функционирование единого рынка товаров предоставление равных конкурентных условий для субъектов хозяйствования основан на оценке рисков

9 достигаем звезд для наших клиентов ЕС: Рыночный надзор за непищевой продукцией организовывается и осуществляется на национальном уровне на основании рамочного законодательства: Директива 2001/95/ЕС от года об общей безопасности продукции Регламент 765/2008 от года, которым устанавливаются требования к аккредитации и рыночному надзору в отношении реализации продукции Решение 768/2008/ЕС от года об общих рамках для реализации продукции формы могут варьироваться от контроля формальных требований до расширенных лабораторных исследований различные процедуры в зависимости от обнаруженного несоответствия – существенного или формального обмен информацией

10 достигаем звезд для наших клиентов Украина: Перспективы дальнейшей имплементации законодательства ЕС Обеспечение соответствия законодательству ЕС в сфере рыночного надзора запланировано в срок до 2017 года года вступят в силу изменения согласно новому Закону «О технических регламентах и оценке соответствия»: Вводится новая форма ограничения предоставления продукции на рынке – устранение формального несоответствия: орган рыночного надзора вначале потребует устранить несоответствие в случае неустранения будут приниматься более жесткие меры Вместе с тем: перечень формальных несоответствий подлежит уточнению в технических регламентах орган рыночного надзора будет устанавливать срок для устранения, а также применять временный запрет в случае отбора образцов

11 Вопросы? Бизнес-центр «Леонардо», 14-й эт. ул. Богдана Хмельницкого, Киев 01030, Украина Tel Fax Website: 11 Спасибо!

Рыночный надзор и контроль над непищевой продукции

Украина имеет очень интенсивную динамику роста розничного рынка. Темпы объемов продаж постоянно растут, а торговля является едва ли не основным источником доходов в бюджет. Однако наряду с этим, в Украине достаточно высоки темпы оборота и продажи некачественных товаров, которые часто могут нести угрозу для жизни. В связи с этим правительство усиливает контроль над качеством бытовой продукции народного потребления и ужесточает наказания за продажу некачественных товаров. Это позволит, в первую очередь, обезопасить потребителей и приблизить стандарты качества и безопасности к европейским

Кабинет Министров на своем заседании одобрил проект изменений к Закону Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле над непищевой продукцией».

Как поясняют эксперты Министерства экономического развития и торговли, сейчас правовые и организационные основы осуществления государственного рыночного надзора и контроля над непищевой продукцией установлены Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле над непищевой продукцией».

В соответствии с нормами этого Закона, целью рыночного надзора является осуществление ограничительных (корригирующих) мероприятий в отношении продукции, которая не соответствует установленным требованиям.

В то же время представители государственного рыночного надзора нередко сталкиваются с попытками субъектов хозяйствования (производителей или распространителей) воспрепятствовать проведению проверок характеристик реализуемой продукции или игнорируют законные требования должностных лиц.

Такие их действия, подчеркивают эксперты, как правило, связаны с попытками избежать ответственности за введение в оборот или распространение продукции, которая представляет угрозу для безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды. При этом нарушители пользуются пробелом в законодательстве. За невыполнение или неполное выполнение требований решения о принятии ограничительных (корригирующих) мер, а также за невыполнение предписания о немедленном устранении нарушений ответственность предусмотрена.

В то же время за препятствование проведению проверок характеристик непищевой продукции или неисполнение установленных законодательством требований должностных лиц ответственность не предусмотрена.

По мнению экспертов Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция), несмотря на усилия контролирующих органов, сейчас еще достаточно много случаев попадания к потребителям продукции, которая представляет угрозу для безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды. Введение штрафных санкций за препятствование проведению проверок характеристик непищевой продукции позволит наказывать лиц, пытающихся реализовывать непищевую продукцию, опасную для здоровья и жизни граждан.

Сейчас Госпотребинспекция и ее территориальные подразделения осуществляют государственный рыночный надзор за продукцией, которая введена в обращение на рынок Украины в соответствии с требованиями технических регламентов. Это около 90% от общего количества промышленной продукции, которая находится в обращении на рынке.

По мнению экспертов, осуществление надлежащего контроля на потребительском рынке повышает уровень защиты прав потребителей на безопасность продукции, способствует уменьшению количества предприятий, которые допускают нарушение законодательства о защите прав потребителей, вводит мотивационные механизмы для осуществления субъектами ведения хозяйства самостоятельного контроля соответствия продукции установленным требованиям.

По результатам анализа сведений системы оперативного извещения об опасной продукции Европейского Союза «RАРЕХ», за 2013 год установлено, что среди наиболее распространенных видов продукции, которая представляет угрозу общественным интересам, есть: одежда детская — свыше 380 случаев; игрушки — 304; электрические приборы и оборудование 106; автомобили — 103; косметические изделия — 68; осветительная техника 91; химическая продукция — 33; машины — 9; газовое оборудование — 4.

За 2012 год Госпотребинспекция проверила товаров на сумму более 270 млн. грн., из которых забраковано и снято с реализации на сумму около 93 млн. грн. (34%). Основной вид нарушений — отсутствие информации о происхождении товара, его качественных характеристиках.

По результатам проверок, к административной ответственности привлечено около 16 тыс. лиц, административно-хозяйственных санкций применено на сумму 239 млн. грн. Выдано более 6 тыс. предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. Для соответствующего реагирования около 1800 материалов направленно правоохранительным и другим государственным органам

Рыночный надзор и контроль непищевой продукции

6 июля 2011 вступают в силу следующие нормативные документы:

• Закон «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» № 2735-VI от 02.12.2010 (далее — Закон о надзоре);

• Закон «Об общей безопасности непищевой продукции» № 2736-VI 02.12.2010 (далее — Закон);

• Постановление КМУ «Об утверждении перечня органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности» № 573 от 01.06.2011 (далее — Постановление).

Вышеуказанным постановлением утвержден перечень органов государственного рыночного надзора, в частности, к ним относятся Укрморречинспекция, НКРС, Госветфитослужба, Госгорпромнадзор, Госпотребинспекция, Гослекслужба, Госархбудинспекция, Пробирная служба, Госатомрегулирование. Сфера ответственности каждого из органов определена постановлением.

В соответствии со ст. 22 Закона о надзоре, мерами рыночного надзора являются:

1) проверки характеристик продукции, в том числе отбор образцов продукции и их экспертиза (испытание);

2) ограничительные (корректирующие) меры, которые включают:

а) ограничение предоставления продукции на рынке;

б) запрет предоставления продукции на рынке;

в) исключение продукции из оборота;

г) отзыв продукции;

3) контроль состояния выполнения решений о применении ограничительных (корректирующих) мер;

4) предупреждение органами рыночного надзора потребителей (пользователей) об обнаруженной этими органами опасности, которую составляет продукция.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции», меры рыночного надзора применяются относительно продукции, которая:

1) предоставляется на рынке, в том числе относительно единиц или партий введенной в оборот продукции, которые хранятся на складах производителей (импортеров);

2) представлена по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации продукции другим способом;

3) находится под таможенным контролем в случае приостановки ее таможенного оформления по результатам контроля продукции.

3. Относительно продукции, которая находится у потребителей (пользователей), в случаях, определенных данным Законом и Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции», применяются такие меры рыночного надзора:

1) ограничение предоставления продукции на рынке;

2) отзыв продукции.

Порядок проведения проверок характеристик продукции

Во время проверок характеристик продукции проводятся документальные проверки, в случае необходимости — обследование образцов продукции, а при наличии оснований считать, что продукция является опасной, составляет риск и/или не отвечает установленным требованиям, — отбор и экспертиза (испытание) образцов продукции.

При проведении проверок характеристик продукции органы рыночного надзора учитывают степень риска, которую может составлять соответствующая продукция, а также сведения, которые содержатся в обращениях потребителей (пользователей) о защите их права на безопасность продукции, и другую информацию относительно продукции.

Органы рыночного надзора проводят плановые и внеплановые проверки характеристик продукции.

Плановые проверки характеристик продукции проводятся у распространителей этой продукции, а внеплановые — у распространителей и производителей такой продукции.

Во время таких проверок просматриваются характеристики лишь того вида продукции, которая является предметом проверки.

Проверки характеристик продукции проводятся на основании приказов органов рыночного надзора и удостоверений (направлений) на проведения проверки, которые выдаются и оформляются в соответствии с Законом Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». В случае получения информации о предоставлении на рынок продукции, которая составляет серьезный риск, соответствующие приказы и удостоверения (направление) выдаются и оформляются безотлагательно.

Проверка характеристик продукции может быть невыездной (по местонахождению органа рыночного надзора) или выездной. В случае необходимости органы рыночного надзора для проверки характеристик продукции могут совмещать невыездные и выездные проверки.

Во время невыездной проверки характеристик продукции в случаях, предусмотренных данным Законом, проверке подлежат такие документы (их копии) и информация:

1) декларация о соответствии;

2) сопроводительная документация, которая прилагается к соответствующей продукции (включая инструкцию относительно пользования продукцией);

3) общее описание продукции и схема (чертеж) конструкции изделия, а также полный состав технической документации на соответствующую продукцию, предусмотренный техническим регламентом;

4) документы относительно системы качества или системы управления качеством;

5) заключения экспертиз и протоколы испытаний образцов соответствующей продукции, отобранных (взятых) в пределах осуществления рыночного надзора и контроля продукции;

6) документы, которые дают возможность отследить происхождение соответствующей продукции и ее последующий оборот (договоры, товарно-сопроводительная документация и тому подобное);

7) документы и материалы относительно состояния выполнения субъектом хозяйственной деятельности решения о применении ограничительных (корректирующих) мер, в том числе в пределах мониторинга действий субъектов хозяйственной деятельности, которые применяются ими для исключения соответствующей продукции из оборота и/или ее отзыва;

сообщение и другая информация, предоставленная субъектами хозяйственной деятельности, таможенными органами, органами по оценке соответствия согласно положениям Закона и Закона Украины «Об общей беспечности непищевой продукции»;

9) другие документы и материалы, обращения, полученные органами рыночного надзора в соответствии с положениями Закона и Закона Украины «Об общей безопасности непищевой продукции».

Во время выездной проверки характеристик продукции может проводиться проверка документов (их копий) и информации, указанных выше, а также обследование, отбор и экспертиза (испытание) образцов продукции.

Выездные проверки характеристик продукции проводятся:

1) в торговых и складских помещениях субъектов хозяйственной деятельности;

2) в местах использования продукции во время ее монтажа и/или введения в эксплуатацию (если соответствие продукции некоторым установленным требованиям может быть оценено лишь во время таких действий);

3) по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации продукции другим способом;

4) в местах хранения под таможенным контролем продукции, таможенное оформление которой приостановлено по результатам контроля продукции.

Срок проведения выездной проверки характеристик продукции не может превышать у распространителя этой продукции двух рабочих дней, у производителя такой продукции — трех рабочих дней.

В случае проведения экспертизы (испытания) образцов продукции, отобранных во время проверки, на время ее проведения, течение срока проведения выездной проверки характеристик продукции, приостанавливается.

Должностное лицо, которое осуществляет рыночный надзор, перед началом проверки обязано разъяснить субъекту хозяйственной деятельности, продукция которого проверяется, порядок обжалования решений, предписаний, действий и бездеятельности органов рыночного надзора и их должностных лиц.

В случае, если по результатам проверки характеристик продукции установлено, что продукция является опасной, составляет риск и/или не отвечает установленным требованиям, орган рыночного надзора на основании предоставленных субъектом хозяйственной деятельности документов, которые дают возможность отследить происхождение такой продукции и ее последующий оборот (в частности, договора, товарно-сопроводительная документация), определяет лицо, которое поставило соответствующему субъекту хозяйственной деятельности эту продукцию, и всех лиц, которым этот субъект хозяйственной деятельности поставил указанную продукцию.

В случае, если субъектом хозяйственной деятельности предоставлены заключения экспертизы, протоколы испытаний продукции или сертификаты соответствия, выданные аккредитованными органами по оценке соответствия, органы рыночного надзора принимают во внимание настоящие документы при проведении проверок характеристик продукции.

По результатам проверки характеристик продукции должностное лицо, которое осуществляет рыночный надзор, составляет акт в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Права субъектов хозяйственной деятельности

Субъекты хозяйственной деятельности во время осуществления рыночного надзора и контроля продукции имеют право:

1) требовать от должностных лиц, которые осуществляют рыночный надзор и контроль продукции, соблюдения требований законодательства;

2) проверять наличие у должностных лиц, которые осуществляют рыночный надзор и контроль продукции, наличие служебных удостоверений;

3) получать от должностных лиц, которые осуществляют рыночный надзор, копии удостоверений (направлений) на проведение проверок и не допускать их к проведению проверок, если они не предоставили копии таких документов;

4) присутствовать во время осуществления всех мер рыночного надзора;

5) получать в установленном порядке от органов рыночного надзора и таможенных органов необходимую, доступную и достоверную информацию о результатах рыночного надзора и контроля продукции;

6) требовать от должностных лиц, которые осуществляют рыночный надзор и контроль продукции, обеспечения конфиденциальности любой информации, полученной во время осуществления рыночного надзора и контроля продукции, кроме случаев, определенных этим и другими законами Украины;

7) обжаловать в установленном законом порядке любые решения, предписания, действия и бездеятельность органов рыночного надзора, таможенных органов и их должностных лиц;

обращаться за защитой своих прав и интересов в суд;

9) принимать по собственной инициативе меры относительно предотвращения и избежания рисков, которые составляет продукция, которая предоставляется ими на рынке, обеспечение соответствия этой продукции установленным требованиям и устранение нарушений требований, установленных данным Законом и Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции».

Особенности проверок характеристик продукции у ее распространителей

Органы рыночного надзора проводят проверки характеристик продукции у ее распространителей:

1) плановые — согласно секторным планам рыночного надзора;

а) по обращениям потребителей (пользователей) соответствующей продукции, а также органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, правоохранительных органов, общественных организаций потребителей (объединений потребителей), у которых содержится информация о распространении продукции, которая нанесла ущерб общественным интересам или имеет недостатки, которые могут нанести такой ущерб, и отсутствует информация, по которой может быть идентифицирован производитель такой продукции, но имеется информация, по которой может быть установлен распространитель, у которого была приобретена (обнаружена) такая продукция;

б) в случае, если во время проверки характеристик продукции у производителя соответствующей продукции производитель докажет, что:

– он не вводил в оборот продукцию, которая является опасной, составляет риск и/или не отвечает установленным требованиям;

– продукция является опасной, составляет риск и/или не отвечает установленным требованиям в результате действий или бездеятельности распространителя (распространителей) такой продукции.

В случаях, указанных в подпункте «б» пункта 2 этой части, устанавливается по цепи поставки продукции лицо, которое ввело такую продукцию в оборот, и лицо, в результате действий или бездеятельности которого продукция является опасной, составляет риск и/или не отвечает установленным требованиям.

Особенности проведения проверок характеристик продукции у ее производителей

1. Органы рыночного надзора проводят проверки характеристик продукции у ее производителей:

1) если по результатам проверки характеристик продукции у ее распространителя есть основания считать, что продукция является опасной, составляет риск и/или не отвечает установленным требованиям в результате действий или бездеятельности производителя такой продукции;

2) по обращениям потребителей (пользователей) соответствующей продукции, а также органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, правоохранительных органов, общественных организаций потребителей (объединений потребителей), у которых содержится информация о введении в оборот продукции, которая нанесла ущерб общественным интересам или имеет недостатки, которые могут нанести такой ущерб (с указанием субъекта введения в оборот такой продукции, документального подтверждения причинения такого ущерба, описания соответствующего недостатка и тому подобное), а также информации, по которой может быть идентифицирован производитель такой продукции;

3) в случае получения с помощью системы оперативного взаимного извещения о продукции, которая составляет серьезный риск, или другим способом от уполномоченных органов других государств информации о продукции, которая составляет серьезный риск, если ее производитель идентифицирован и является резидентом Украины.

Ответственность за нарушение законодательства

Субъекты хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством за нарушение Закона несут гражданскую, административную или уголовную ответственность.

За нарушения, предусмотренные Законом, распространители и производители подвергаются штрафам, размеры которых определены Законом.

Дела о наложении штрафов за нарушения, определенные Законом, рассматриваются руководителями органов рыночного надзора или заместителями таких руководителей в пределах их компетенции.

О совершении нарушений, указанных в Законе, должностными лицами органов рыночного надзора, которые выявили правонарушение, составляется протокол, который вместе с объяснениями руководителя, другого ответственного должностного лица и документами, которые касаются дела, передаются должностным лицам, уполномоченным рассматривать такие дела.

Руководитель или заместитель руководителя органа рыночного надзора рассматривает дело в течение 15 дней со дня получения соответствующих документов.

Решение руководителя или заместителя руководителя органа рыночного надзора о наложении штрафа оформляется постановлением.

Субъект хозяйственной деятельности должен оплатить штраф в пятнадцатидневный срок со дня получения постановления о его наложении. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он взимается в судебном порядке. Решение о наложении штрафа в делах о нарушениях, предусмотренных этой статьей, может быть обжаловано в соответствии с Законом.

Обжалование решений органов рыночного надзора

Решение, предписание, действия или бездеятельность органов рыночного надзора или их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Украины.

Обжалование решений органов рыночного надзора будет осуществляться в порядке, предусмотренном КАС Украины (по правилам административного судопроизводства).

Все необходимые нормативно-правовые акты Вы без труда сможете найти в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Консалтинг, аудиторские, юридические услуги


Источник