Представительный орган работников тк рф

Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников (действующая редакция)

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
  • Комментарий к ст. 31 ТК РФ

    1. Непрофсоюзные представители работников могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в случаях, когда в организации нет первичных профсоюзных организаций либо ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников (см. коммент. к ст. ст. 30, 37). В указанных случаях возможны два варианта поведения:

    а) общее собрание (конференция) поручает выступать от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива);

    б) общее собрание (конференция) избирает представителя (представительный орган) для ведения коллективных переговоров и (или) участия в иных формах социального партнерства.

    2. По смыслу ч. 1 статьи от имени работников при отсутствии первичной профсоюзной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники-представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции). В отличие от прежней редакции, законодатель прямо указывает на способ голосования: представитель (представительный орган) работников избирается тайным голосованием.

    Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов (например, работников работодателя — индивидуального предпринимателя), видимо, достаточно избрать одного или нескольких представителей.

    Надо отметить, что практика создания непрофсоюзных представителей не получила широкого распространения.

    3. В соответствии с положениями Конвенции МОТ N 135 «О представителях трудящихся» (1971) наличие выборных представителей работников не может использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей; сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.

    Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: как ч. 2 комментируемой статьи, так и ст. 16 Закона о профсоюзах, которая провозглашает сотрудничество принципом отношений между профсоюзами, первичными профсоюзными организациями и другими представительными органами работников.

    Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона о профсоюзах). Наличие иных представительных органов (или избранных работниками представителей) не умаляет прав профессиональных союзов, предусмотренных Кодексом и Законом о профсоюзах, и не может служить основанием их ограничения.

    Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников

    Новая редакция Ст. 31 ТК РФ

    Комментарий к Статье 31 ТК РФ

    Как следует из содержания статьи 31 Трудового кодекса РФ, представлять интересы работников, не объединенных в первичную профсоюзную организацию (либо такая организация (организации) объединяет в своем составе менее половины работников данного предприятия), вправе особо избранный представительный орган (представитель).

    Другой комментарий к Ст. 31 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Под «иными представителями работников» ТК РФ понимает лиц, избранных работниками вне зависимости от их профсоюзной принадлежности (как правило, не являющихся членами профсоюза), или представительные органы работников, которые не имеют отношения к профсоюзной структуре. Эти представители действуют исключительно на локальном уровне социального партнерства (у конкретного работодателя).

    2. Иные (непрофсоюзные) представители работников могут быть избраны работниками только в том случае, если работники, занятые у конкретного работодателя, не объединяются в профсоюзные организации либо если существующая профсоюзная организация объединяет менее половины наемных работников (вне зависимости от количества таких профсоюзных организаций). В хозяйственной сфере работодателя может действовать несколько первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников, но их наличие не препятствует избранию иного представителя работников. Иной представитель не может быть избран только в том случае, если одна из профсоюзных организаций объединяет более половины работников. При наличии в организации профессионального союза (профсоюзной организации), объединяющего менее половины работников, иной представитель может и не выбираться, а представление интересов работников общее собрание (конференция) вправе поручить существующему профессиональному союзу (профсоюзной организации).

    Соответствующий представитель (представительный орган) избирается на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием. В состав представительного органа либо в качестве единоличного представителя могут быть избраны исключительно работники, занятые у данного работодателя.

    3. Трудовой кодекс не предъявляет никаких формальных требований к юридической личности иного представителя. Очевидно, в современных условиях работники, избирая своих представителей, вправе либо наделить полномочиями на представительство конкретное лицо (в том числе конкретного работника), либо сформировать особый представительный орган (в частности, орган общественной самодеятельности, создание которого ранее прямо предусматривалось ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

    Полномочия иного представителя работников ограничиваются сферой взаимодействия работников и работодателя в рамках отношений социального партнерства. В иных отношениях (по защите и представительству индивидуальных прав работников) их права и интересы продолжает представлять и защищать соответствующий профессиональный союз (профсоюзная организация). Избрание работниками иного представителя не затрагивает осуществление профессиональными союзами своих полномочий по представительству и защите данных прав и интересов работников. О защите прав и интересов работников профессиональными союзами см. подробнее гл. 58 ТК РФ и комментарий к ней.

    Оформление представительного органа работников

    Здравствуйте коллеги! подскажите пожалуйста, как оформить документально (какие именно документы — протокол собрания или еще. ) представительский орган работников, чтобы он имел реальное право на существования. это же не профсоюз? этапы его создания должны быть проще? заранее благодарю.

    Законодатель поставил в один ряд профсоюз и иных представителей работников. На Ваш вопрос отвечает ст. 31 ТК РФ.

    Статья 31. Иные представители работников
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

    Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

    Обязательно ли наличие в организации представительного органа работников? Если такой орган в организации отсутствует, возможно ли наложение на работодателя какой-либо ответственности за его отсутствие?

    Основными формами участия работников в управлении организацией, согласно части первой ст. 53 ТК РФ, являются:

    — учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
    — проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
    — участие в разработке и принятии коллективных договоров.

    Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть вторая ст. 29 ТК РФ).

    Собственно, именно они и подразумеваются под представительными органами работников.

    При этом следует учитывать, что объединение, включая создание профессиональных союзов и вступление в них; участие в управление организацией; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей являются правами работников (часть первая ст. 21 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях учитывать мнение представительного органа работников только при его наличии. Таким образом, если соответствующего органа в организации нет, работодатель не вправе формировать его из числа работников по своей инициативе. Поэтому отсутствие в организации представительного органа не является нарушением трудового законодательства и не влечет применения каких-либо мер ответственности к работодателю. Отсутствие этого органа не означает также, что работодатель не вправе принимать локальные нормативные акты, требующие согласования с представительным органом при его наличии.

    Вместе с тем, если такой орган будет создан работниками, работодатель обязан будет создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ), а также исполнять иные обязанности, связанные с наличием в организации представительного органа работников, в частности учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК РФ).

    Таким образом, привлечение работодателя к ответственности за нарушение законодательства о труде может быть связано не с отсутствием в организации представительного органа работников, а с неисполнением работодателем возложенных на него в соответствии с законодательством обязанностей (по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией, учету мнения представительного органа в предусмотренных для этого случаях, ведению коллективных переговоров, заключению коллективного договора и т.д.) в случае, если такой орган будет создан по инициативе работников.

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Золотых Максим

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Представительный орган работников тк рф

    Трудовым законодательством предусмотрена особая процедура подготовки и принятия коллективного договора. Соблюдать ее надо обязательно, иначе договор может быть признан недействующим, а применение налоговых льгот неправомерным. Рассмотрим все этапы этой процедуры.

    Стороны назначают своих представителей
    Коллективный договор — это результат переговоров, проведенных представителями работников и работодателя.
    Представители работников. Согласно части 2 статьи 29 Трудового кодекса представлять интересы работников при ведении коллективных переговоров могут:
    — первичная профсоюзная организация;
    — иные представители, избираемые работниками.

    Если профсоюза нет или он объединяет меньше половины работников. В этих случаях работники проводят общее собрание трудового коллектива и избирают своих представителей (ч. 1 ст. 31 ТК РФ). Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

    При очень большой численности трудового коллектива допустимо избрание представителей работников на конференции.
    Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

    Представителем трудового коллектива не обязательно должен быть работник данной организации. Трудовое законодательство не ограничивает право работников доверить ведение переговоров любому человеку, например исполнителю по договору подряда, независимому юристу. Не допускается только, чтобы от имени работников выступали лица, представляющие интересы работодателя, а также организации или органы, созданные либо финансируемые работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).

    Результаты проведения общего собрания (конференции) трудового коллектива (список его представителей) должны быть подтверждены протоколом.

    Представители работодателя. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров может представлять руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель или уполномоченные ими лица (ч. 1 ст. 33 ТК РФ). Например, юристы, экономисты, бухгалтеры, кадровики, инженеры по технике безопасности, прочие профильные специалисты из числа административно-управленческого аппарата или приглашенные со стороны. Работники организации назначаются представителями работодателя приказом руководителя. Внешние специалисты могут быть привлечены к работе на основе временного трудового договора, договора возмездного оказания услуг.

    Образец протокола общего собрания трудового коллектива
    ПРОТОКОЛ N 1

    общего собрания трудового коллектива

    г. Москва 1 апреля 2012 года

    Всего работников — 518 чел.

    Присутствовало — 425 чел.

    1. Избрание председателя и секретаря общего собрания.

    2. Избрание представителей трудового коллектива для ведения коллективных переговоров.

    3. Перечень вопросов, подлежащих включению в коллективный договор.

    4. Утверждение текста предложения о начале коллективных переговоров.

    1. Выступил слесарь по ремонту оборудования 6-го разряда Г.Г. Галушкин.

    Он предложил избрать председателем общего собрания кондитера 5-го разряда Б.Б. Бубликова, секретарем — делопроизводителя В.В. Ватрушкину.

    Постановили: избрать председателем общего собрания кондитера 5-го разряда Б.Б. Бубликова, секретарем — делопроизводителя В.В. Ватрушкину.

    за — 400 чел. (94% от числа присутствующих);

    против — 10 чел. (2%);

    воздержалось — 15 чел. (4%).

    2. Выступил кондитер 5-го разряда Б.Б. Бубликов.

    Он предложил избрать в качестве представителей трудового коллектива для ведения переговоров следующих работников:

    1) пекаря 4-го разряда В.В. Ваниль;

    2) фасовщицу П.П. Посыпко;

    3) инспектора по охране труда М.М. Макова;

    4) бухгалтера О.О. Орехову;

    5) мастера кондитерского цеха Г.Г. Глазурина.

    Постановили: избрать указанных работников в качестве представителей трудового коллектива для ведения коллективных переговоров.

    За принятие решения проголосовало:

    за — 405 чел. (95% от числа присутствующих);

    против — 20 чел. (5%);

    3. Выступила инспектор по кадрам И.И. Изюмова.

    Она предложила для проведения коллективных переговоров перечень вопросов относительно:

    1) доплат и надбавок;

    2) введения квартальных премий;

    3) установления повышенных норм командировочных расходов;

    4) гарантий для молодых работников и пенсионеров при увольнении;

    5) материальной помощи при рождении детей;

    6) дополнительных отпусков;

    7) дополнительной спецодежды;

    8) ссуды на приобретение жилья молодым семьям;

    9) дополнительного страхования работников от несчастных случаев.

    Постановили: утвердить предложенный перечень вопросов.

    за — 420 чел. (99% от числа присутствующих);

    4. Выступил кондитер 5-го разряда Б.Б. Бубликов.

    Он предложил утвердить текст предложения к работодателю о начале коллективных переговоров.

    Постановили: утвердить текст предложения.

    за — 420 чел. (85% от числа присутствующих);

    против — 5 чел. (1%);

    Председатель собрания Бубликов Б.Б. Бубликов

    Стоит ли создавать представительный орган работников по инициативе «сверху»

    Все бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы к ним не было претензий у различных госорганов, проводящих проверки, например у трудовой инспекции. А последняя нередко настаивает на том, что при утверждении таких внутренних документов, как положение об оплате труда, о премировании и так далее, непременно нужно учитывать мнение представительного органа работников организации. Посмотрим, правы ли проверяющие.

    Что такое представительный орган

    Представительный орган работников — это не обязательно профсоюз.

    Это профсоюз либо просто представитель (или несколько представителей) из числа самих работников. Полномочия последнего подтверждает протокол общего собрания работников организации. Однако создание такого органа — это право работнико в статьи 29, 31 ТК РФ . То есть представительного органа работников в организации (или у предпринимателя) может и не быть.

    Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

    При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии таковог о ст. 8 ТК РФ .

    Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

    Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

    Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избра н Постановление 17 ААС от 14.08.2009 № 17АП-6400/2009-АК .

    В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не был о Постановление 9 ААС от 08.08.2011 № 09АП-17511/2011-АК, 09АП-17512/2011-АК .

    Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитыва л Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 № 33-15808/2011 .

    Проще создать, чем спорить?

    Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа — это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

    Создавая представительный орган работников, организация взваливает на себя немалый груз

    Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

    Если ваше руководство решило пойти по этому пути, то вот примерная схема действий.

    Организуйте общее собрание работников (для кворума нужно присутствие хотя бы половины всех работающих). Сделайте это в рабочее время, чтобы обеспечить явку. Если у вас крупная организация с разветвленной филиальной сетью и трудно всех собрать в одном месте и в одно время, то можно провести конференцию делегатов, предварительно избранных подразделениями организации. На ней должны присутствовать не менее 2/3 избранных делегато в ст. 31, ч. 3 ст. 399 ТК РФ .

    Представитель (если речь идет о «назначенце», то коллегиальный орган ни к чему) должен быть избран тайным голосованием и простым большинством голосов от общего числа присутствующих (50% + 1 работник ) ч. 3 ст. 399 ТК РФ . Соблюдение этой процедуры подтверждается протоколом общего собрания, поэтому работники обязательно должны избрать секретаря собрания для его ведения.

    О чем важно помнить при наличии представительного органа

    Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

    Когда надо учитывать мнение представительного органа

    ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

    Если представительный орган создан, то за утверждение ЛНА без учета его мнения предусмотрен штраф ст. 2.4, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; Решение Рязанского областного суда от 15.06.2010 :

    • 30 000— 50 000 руб. — для организации;
    • 1000— 5000 руб. — для ее руководителя (предпринимателя).

    Ответ — во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты труд а ст. 135 ТК РФ (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестаци и ст. 81 ТК РФ , перечня должностей работников с ненормированным рабочим дне м ст. 101 ТК РФ , графиков сменност и ст. 103 ТК РФ и т. д.

    Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные сумм ы Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2009 № 44г-110/09 .

    Как учитывать мнение представительного органа

    В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ.

    В случае спора нормы ЛНА, принятого с нарушением установленного ТК порядка «учета мнения», не будут применятьс я статьи 8, 372 ТК РФ .

    Речь идет об утверждении:

  • графика сменност и ст. 103 ТК РФ ;
  • формы расчетного листк а ст. 136 ТК РФ ;
  • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труд а ст. 147 ТК РФ ;
  • правил внутреннего трудового распорядк а ст. 190 ТК РФ ;
  • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальносте й ст. 196 ТК РФ ;
  • правил и инструкций по охране труда для работнико в ст. 212 ТК РФ .
  • Покажем порядок «учета мнения» в виде схемы.

    При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

    Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной — ведь представитель затем и «назначается», чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

    Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

    Во-вторых, работники вправе переизбрать «назначенца», расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т. д.

    Какие льготы имеют представители работников

    Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскани я статьи 39, 405 ТК РФ . В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требовани й ст. 399 ТК РФ . Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельност и ст. 32 ТК РФ .

    Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

    Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в су д ст. 361 ТК РФ .