Земельное право статьи из конституции

Юридическая библиотека

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

Источники земельного права — это законодатель­ные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе­мельные правотношения. Основной Закон РФ — Конституция Российской Фе­дерации — предусматривает основы конституционно­го строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы госу­дарства, законодательных, исполнительных и судеб­ных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Источники земельного права — это законодатель­ные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе­мельные правотношения. .
Основной Закон РФ — Конституция Российской Фе­дерации — предусматривает основы конституционно­го строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы госу­дарства, законодательных, исполнительных и судеб­ных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо­венство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответство­вать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земель­ных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное зако­нодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законода­тельство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ — Конституция — содержит ряд положений, которые являются отправными, осново­полагающими для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находя­щихся в различных формах собственности;
2) ст. Зб-о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; ‘
3) ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружаю­щую среду;
4) ст. 58 — об обязанности каждого сохранять приро­ду, бережно относиться к ее богатствам;
5) ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Фе­дерации и ее субъектов земельного, водного, лес­ного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодатель­ство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).
Несомненную значимость для регулирования зе­мельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

1 )о гарантировании единства экономического про­странства, поддержки конкуренции, свободы эко­номической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
1) об обязанности каждого платить законно установ­ленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие. Федеральный закон от .7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О тер­риториях традиционного природопользования ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственно­го назначения»;
1) законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
2) указы Президента РФ:
а)Указ Президента РФ *О государственном земель­ном кадастре и регистрации документов о пра­вах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
б)Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участ­ки под объектами недвижимости в сельской мест­ности» от 14 февраля 1996 г. 198;
3) постановления Правительства РФ:
а)постановление Правительства РФ «О поряд­ке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;
б) постановление Правительства РФ от 2 октяб­ря 2002 г. 830 «Об утверждении Положения
о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;
в) постановление Правительства РФ от 19 нояб­ря 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»;
4) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
5) общие принципы права;
6) нормативные договоры;
7) международные договоры, заключенные с иностран­ными государствами;
8) некоторые обладающие юридической силой обычаи.
рассчитанной лишь на восстановление нарушен­ного права.
Структурные части земельно-правовой нормы (ги­потеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логи­ческой взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози­тивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторе­ний в земельном законодательстве имеются также от­сылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы — без отсылки к другим статьям нормативного акта.
Виды земельно-правовых норм:
1) обязывающая (императивная) норма провозглаша­ет обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает соб­ственников земельных участков и лиц, не являю­щихся собственниками, своевременно производить платежи за’ землю;
2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать за­грязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих тер­риторий;
3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земель­ный участок в аренду и т. д.).

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Конституция РФ как источник ЗП

Конституция устанавливает значение земли, формы собственности на землю, определяет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ в области регулирования отношений, связанных с землей, закрепляет права граждан на землю и иные положения.

Нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям:

Статья 9 Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 35 Конституции РФ:

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право наследования гарантируется.

Статья 36 Конституции РФ:

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58 Конституции РФ:

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 72 Конституции РФ:

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

природопользование; охрана окр. среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ — ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.

Нормы КРФ, затрагивающие земельные отношения :

Статьи 2, 17, 18 — о человеке, его правах и свободах, как высшей ценности.

Статьи 1, 7 — демократический, правовой, социальный характер РФ.

Статья 8 — гарантированность единства экономического пространства, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.

Статья 19 — равенство всех перед законом и судом.

Статьи 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенность.

Статьи 45, 46, 47 48 — о гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Статья 57 — обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения — как обладающих, так и не обладающих земельными участками.
Основной закон Российской Федерации — Конституция — содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
ст.9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
ст.36 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
ст.42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
ст.58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
ст.72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
Статья 36 (ч.2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем, в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.
В то же время ст.72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п.»к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п.»в»).
Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений, представляют собой также положения Конституции РФ:

  • о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.8); о равенстве всех перед законом и судом (ст.19);
  • об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57) и некоторые другие.
  • Вступивший в силу 30 октября 2001г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст.3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п.1 ст.1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
    Земельный кодекс 2001г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Земельный кодекс РСФСР 1991г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей была отменена еще в 1993г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 октября №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
    Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.
    Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст.9 отнес к ведению Федерации:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
  • установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
  • разработку и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
  • иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.
  • Упоминаемые в ст.9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992г., о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.
    Учитывая уровень аудитории, которой адресован настоящий лекционный курс, вряд ли стоит подробно говорить об общеизвестных вещах. О том, что вопрос о земле в России извечный, а его обострение приходится на годы реформ, перемен и революций, о том, что отношение к земле в нашей стране — отражение самосознание народа, о том, что от того, как общество реагирует на предлагаемые проекты, в том числе законодательные можно судить о том, в каком обществе мы живем: капиталистическом или, скажем, развитого социализма, авторитарном или демократическом — либо все еще находимся в пути от одного к другому, о том, что земля сегодня с позиций реальной экономики рассматривается, к сожалению, только как экономический ресурс и, вкупе с другими природными ресурсами, как решающий фактор стабилизации экономики, проведения реформ, о том, что земельный вопрос, особенно в части касающейся отношений собственности на землю, является политическим, а тот или иной ответ на него есть аргумент в борьбе за власть.
    Оставив решать вышеозначенные проблемы философам, политикам, экономистам и социологам, обратим внимание в настоящем лекционном курсе, прежде всего, на правовые вопросы, касающиеся, в частности, задач и хода проведения правовой реформы на примере земельных и экологических общественных отношений.
    В нашем курсе, построенном в соответствии с программой дисциплины «Земельное право», читаемой на юридическом факультете Российского университета дружбы народов, рассматриваются основные институты, категории и понятия земельного законодательства на примере происходящей и проводившихся ранее в России земельных и аграрных реформ и по средствам комментирования действующего российского земельного законодательства, прежде всего, Земельного кодекса РФ 2001 г. и Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 2002 г.
    Понимание системы земельного права тесно связано с переменами в экономических отношениях, кризис которых требует переосмысления различных положений, связанных с ними представлений о праве. При построении системы земельного права необходимо учитывать, какие цели и задачи преследует упорядочению норм.
    Объём прав, предоставляемых аграрным производителям, на землю -это один из наглядных показателей отношения государственной политики к сельскому хозяйству. На кого и в какой степени возлагается основное бремя хозяйствования на земле, кто интересен государству как основной субъект использования сельскохозяйственных земель; какие меры принимаются, по охране сельскохозяйственных земель — все эти вопросы приобретают специфическое качество в периоды аграрных реформ. К ним добавляется ряд новых политических аспектов. Для возникновения и хода реформ имеют значение не только государственный режим, но и влиятельные общественные круги, интересы которых так или иначе затрагивает земельная реформа, экономическая, международная ситуация и многие другие факторы. На этапе подготовки правовых основ проведения реформ существенное значение приобретают правовые и экономические теории, так как при их отсутствии или недостаточной разработанности идеи реформ, как это показывает практика, либо остаются нереализованными, либо реализуются в непредсказуемом направлении. Все это можно отнести и к земельной политике российских властей в отношении аграрных реформ.
    Предлагаемый лекционный курс содержит подробный и детальный анализ вопросов, входящих в первые пять тем Общей части программы, которые, по мнению автора, являются наиболее сложными для восприятия в теоретическом плане.
    В частности, в нем освящаются теоретические и практические проблемы, пути их решения, имеющие отношение ко всем видам земель независимо от их целевого назначения. Это, прежде всего, история земельного права и развития земельных реформ в России, характеристика земельных правоотношений и источников земельного права.
    Разъясняются традиционные земельно-правовые темы — охрана земель, управление использованием и охраной земель. Наряду с этим излагаются такие темы, как право собственности на землю, иные права на землю, сделки с землей, право земельного сервитута, экономический механизм использования земель. Каждая тема лекционного курса сопровождается перечнем вопросов для повторения пройденного материала.
    Список рекомендуемой литературы состоит из основных и дополнительных нормативных и доктринальных источников, которые призваны помочь студенту более глубоко и детально изучить тот или иной вопрос, входящий в программу курса.
    Наконец, настоящий лекционный курс для удобства изучения дисциплины «Земельное право» снабжен двумя приложениями, в которых приводятся тексты Земельного кодекса РФ 2001г. и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 2002 г.

    Земельное право статьи из конституции

    Жилищное право

    Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

    Земельное право

    Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

    Экологическое право

    Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

    Конституция Российской Федерации как источник земельного права

    Конституционные принципы регулирования земельных отношений. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

    В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности, в том числе и на землю; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

    Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что в РФ не признается установление субъектами Федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством, — своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов РФ, которое отличалось в последние годы чрезмерной независимостью.

    В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.

    В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.

    Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти, в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли.

    § 2. Конституция Российской Федерации как источник земельного права

    Конституционные принципы регулирования земельных отношений. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.
    В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»); земельное законодательство (п. «к»). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
    Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что в РФ не признается установление субъектами Федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством, — своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов РФ, которое отличалось в последние годы чрезмерной независимостью.
    В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.
    В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.
    Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти, в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
    В ст. 74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. Конституция РФ предусматривает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Исключением из этого общего правила являются случаи, когда ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
    В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.
    Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом — Земельным кодексом Российской Федерации.
    Конституция РФ (ст. 67) определяет также сферу действия земельного законодательства — это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме того, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В этой же статье Конституции предусмотрено, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
    Конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) Конституции РФ допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
    В современных условиях формирования рыночной экономики велика роль ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право частной собственности граждан и их объединений, право иметь в частной собственности землю. В этой же статье определены пределы осуществления земельным собственником своих правомочий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
    Право частной собственности на землю согласно ст. 17 Конституции РФ рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
    В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
    Очень важное значение для регулирования земельных отношенийимеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный земельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий. Во-первых, изъятие допустимо только для государственных нужд. Во-вторых, убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия. И в-третьих, размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым, соответствующим рыночным ценам за данный земельный участок. Эти положения должны быть закреплены в земельном законодательстве.
    Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина. Они могут быть, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    * ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.

    Наряду с этим правом ст. 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность получает свое выражение путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

    Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015)

    Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

    Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    8. Конституция РФ как основной источник земельного права

    Основной закон России – Конституция РФ – предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

    Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

    Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. 1 ст. 72). Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

    Конституция РФ содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции РФ:

    • ст. 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

    • ст. 36 – о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

    • ст. 42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

    • ст. 58 – об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

    • ст. 72 – об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

    Статья 36 (ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц. Статья 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).

    Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

    ♦ о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8);

    ♦ о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

    ♦ об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

    • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
    • 4. Принципы земельного законодательства
    • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
    • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
    • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
    • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
    • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
    • 12. Формы земельной собственности
    • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

    Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс