Особенности оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельный участок

Особенности оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельный участок

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ

В связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ СООБЩАЕТ:

Права на какие объекты подлежат оформлению в упрощенном порядке:

Упрощенный порядок оформления прав установлен в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
1) земельные участки, предоставленные гражданам до 31 октября 2001 года на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства,
2) создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством России не требуется выдача разрешения на строительство, в частности:
— индивидуальные гаражи, построенные на земельном участке, предоставленном гражданину для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
— садовые и дачные домики, а также иные строения, созданные на земельном участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства, дачного хозяйства;
— объекты недвижимости, не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и т.п.);
— строения и сооружения вспомогательного использования (сараи, амбары и т.п.);
3) индивидуальные жилые дома, создаваемые или созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в черте поселения и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебных земельных участках).

Какие документы необходимы для оформления в упрощенном порядке
и государственной регистрации права собственности гражданина
на земельный участок:

1. Заявление.
2. Документ об уплате государственной пошлины (квитанция).
3. Документ, удостоверяющий личность физического лица.
4. Документ, подтверждающий полномочия представителя, действующего от имени или в интересах физического лица (например, нотариально удостоверенная доверенность).
5. Один из следующих правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок:
— акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
— акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания:
— свидетельство на право собственности на землю (по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767);
— свидетельство о праве собственности на землю (по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. № 177);
— государственный акт о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. № 493);
— государственный акт о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком (по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. № 493);
— выданная органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (только в случае, если данный земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
6. Кадастровый план земельного участка, удостоверенный районным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по области.

Какие документы необходимы для оформления в упрощенном порядке
и государственной регистрации права собственности гражданина
на индивидуальный гараж, садовый (дачный) домик, иное строение:

1. Заявление.
2. Документ об уплате государственной пошлины (квитанция).
3. Документ, удостоверяющий личность физического лица.
4. Документ, подтверждающий полномочия представителя, действующего от имени или в интересах физического лица (например, нотариально удостоверенная доверенность).
5. Документ, подтверждающий факт создания индивидуального гаража, садового (дачного) домика, иного строения, – декларация об объекте недвижимого имущества.
6. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен индивидуальный гараж, садовый (дачный) домик, иное строение (в случае если право гражданина на данный земельный участок не было зарегистрировано).
7. Кадастровый план земельного участка, удостоверенный районным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по области (в установленных случаях).

Какие документы необходимы для оформления в упрощенном порядке
и государственной регистрации права собственности гражданина
на индивидуальный жилой дом:

1. Заявление.
2. Документ об уплате государственной пошлины (квитанция).
3. Документ, удостоверяющий личность физического лица.
4. Документ, подтверждающий полномочия представителя, действующего от имени или в интересах физического лица (например, нотариально удостоверенная доверенность).
5. Документы, подтверждающие факт создания индивидуального жилого дома:
— технический паспорт;
— разрешение органа местного самоуправления на ввод индивидуального жилого дома в эксплуатацию, полученное до 1 сентября 2006 года,
или
разрешение на строительство индивидуального жилого дома (в случае государственной регистрации права собственности на не завершенный строительством индивидуальный жилой дом).
6. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом (только в случае если право гражданина на данный земельный участок не было зарегистрировано).
7. Кадастровый план земельного участка, удостоверенный районным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по области.

Какие существуют особенности представления документов
на государственную регистрацию:

1. Органы местного самоуправления поселений и городских округов на основании доверенностей могут представлять от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и иные необходимые для осуществления государственной регистрации документы, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передавать их гражданам, в интересах которых осуществлялась государственная регистрация.
2. Кадастровый план земельного участка должен быть представлен на государственную регистрацию прав, за исключением случаев, когда:
— право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном порядке и кадастровый план помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, открытое на данный земельный участок;
— земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ данного земельного участка;
— для строительства, реконструкции создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется разрешение на строительство и представлено заключение органа местного самоуправления поселения или городского округа, подтверждающее, что указанный объект расположен в пределах границ данного земельного участка;
— земельный участок, на котором создан или создается объект недвижимого имущества, в том числе объект ИЖС, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и представлено заключение органа местного самоуправления поселения или городского округа, подтверждающее, что указанный объект расположен в пределах границ данного земельного участка.
3. До 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Какие требования установлены к форме и содержанию
декларации об объекте недвижимого имущества:

В декларацию включены следующие сведения об объекте недвижимого имущества:
— адрес, местоположение;
— вид (название), назначение;
— площадь, количество этажей, в том числе, подземных;
— год создания;
— материал наружных стен;
— подключение объекта к сетям инженерно-технических сооружений;
— кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект.
Декларация должна быть составлена по форме, которая устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

С какого времени подлежит применению упрощенный порядок оформления прав:

Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости применяется с 1 сентября 2006 года.
Государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности гражданина на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества в размере 100 рублей подлежит уплате с 1 января 2007 года.
Такие документы, как:
— выписка из похозяйственной книги,
— декларация об объекте недвижимого имущества,
— технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства,
должны быть оформлены по утверждённой соответствующими федеральными органами исполнительной власти форме внесения данных документов.
Форма выписки из похозяйственной книги утверждена Федеральной регистрационной службой, форма декларации об объекте недвижимого имущества и форма технического паспорта утверждены Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Земельное Право

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть переоформлены гражданами — субъектами данных прав либо на право собственности, либо на право аренды. Выбор права в данном случае принадлежит именно гражданину, а не публичному органу, уполномоченному на принятие решения о предоставлении соответствующего участка.

Принятие Закона о «дачной амнистии» (Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества») было вызвано тем, что значительная часть объектов недвижимости (в том числе земельных участков), используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов либо их несоответствия требованиям действующего законодательства.

В правоустанавливающих документах на земельные участки, выданных в период до введения в действие ЗК РФ, часто не был указан конкретный титул (вид права на землю). В соответствии с законодательством, действовавшим до принятия в силу Закона о «дачной амнистии», если в правоустанавливающем документе не был указан вид права, регистрация права собственности была невозможна.

Невозможность регистрации прав на земельные участки также была связана с расхождением сведений о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и в документах государственного органа по государственному кадастровому учету. Такая ситуация возникла в связи с тем, что до введения ЗК РФ решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и последующего кадастрового учета земельного участка.

Сложившаяся ситуация негативно сказывалась на развитии рынка недвижимости (в том числе ипотеки), упорядочении земельных правоотношений. В частности, граждане не имели возможности совершать сделки с такими объектами (в том числе передавать по наследству); указанные объекты было сложно учитывать для целей налогообложения.

До принятия Закона о «дачной амнистии» в отношении государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, действовал разрешительный порядок. Земельное законодательство предусматривало, что государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанные участки должно было предшествовать принятие решения уполномоченного публичного органа о предоставлении земельного участка в собственность.

Закон о «дачной амнистии» установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.

1 процедура — заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю, то есть:

— либо документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право).

Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

2 процедура — разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения. Если раньше признание права собственности гражданина на указанный земельный участок было возможно только в судебном порядке, то со вступлением в силу Закона о «дачной амнистии» такие граждане имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный им в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

— описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

— заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

В течение двух недель после подачи необходимых документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления такого земельного участка, должен принять решение о предоставлении участка в собственность. С этим решением нужно затем обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок.

3 процедура — возможность бесплатного приобретения в собственность садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Закон о «дачной амнистии» отнес земельные участки общего пользования в состав имущества общего пользования, предназначенного для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Закон о «дачной амнистии» вступил в силу 1 сентября 2006 года. Впоследствии упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Указанные граждане получили также право зарегистрировать права собственности на земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Теперь в ситуации, когда собственник расположенного на земельном участке жилого дома при жизни не реализовал установленное Законом о «дачной амнистии» право на оформление такого участка в собственность, его наследники вправе безвозмездно приобрести право собственности на данный участок.

Аналогичное правило было введено в отношении наследников граждан, которые обладали земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или которым земельные участки были предоставлены без указания вида права либо когда вид соответствующего права определить было невозможно.

Не редки случаи, когда граждане без оформления правасобственности длительное время владеют земельными участками, предоставленными дляведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуальногогаражного и жилищного строительства.

В случае, если такие земельные участки были предоставленыгражданам до 30 октября 2001 года, то действующее законодательство предоставляетправо зарегистрировать право собственности на них в упрощенном порядке.

Подобным правом также обладают и граждане, получившиеземельные участки перечисленных видов разрешенного использования и в случае, если в их правоустанавливающих документах на землю не указано право, на которомпредоставлен земельный участок или невозможно определить вид данного права. Приподобной ситуации земельный участок считается предоставленным гражданину направе собственности.

Упрощенность процедуры оформления права на земельныеучастки заключается в том, что гражданам не нужно обращаться в органы местногосамоуправления для принятия решения о предоставлении земельных участков.

Право собственности на земельные участки в упрощенномпорядке может быть зарегистрировано на основании одного из следующихдокументов:

–постановление (распоряжение) о предоставлении земельного участка;

–свидетельство о праве гражданина на земельный участок;

–выпискаиз похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, втом случае, если земельный участок был предоставлен для ведения личногоподсобного хозяйства.

Еслиземельный участок или домовладение принадлежали вашим умершим родственникам, тодля оформления права собственности необходимо предварительно оформитьнаследственные права на указанные объекты.

Действующимзаконодательством закреплены предельные размеры земельных участков, права накоторые могут быть оформлены в упрощенном порядке. Так для индивидуальногожилищного строительства этот размер составляет 1200 кв. м. , для дачногостроительства 1000 кв. м. , для ведения личного подсобного хозяйства 3000 кв. м. , длясадоводства 800 кв. м. , для огородничества 400 кв. м. , для гаражногостроительства 40 кв. м.

Еслиразмеры земельного участка превышают установленные предельные нормы, то выобладаете преимущественным правом по оформлению оставшейся части земельногоучастка в аренду или собственность.

Для получения консультаций по вопросам оформления правна земельные участки в упрощенном порядке необходимо обращаться в органыраспоряжения земельными участками.

В целях регистрации права собственности на земельныеучастки в упрощенном порядке гражданам необходимо обратиться подразделенияУправление Росреестра по Калужской области, расположенное в Вашем районе

В случае нарушения Ваших прав при государственнойрегистрации земельных участков в упрощенном порядке Вы вправе обжаловатьпринятые решения в суд или в прокуратуру.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 января 2010 г. N Д23-87

Об оформлении в упрощенном порядке прав собственности на садовые земельные участки

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение граждан по вопросу оформления в упрощенном порядке прав собственности на садовые земельные участки и сообщает.

В целях упрощения порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества принят Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», которым предусмотрено в том числе следующее:

— установлена возможность получения гражданами в органах кадастрового учета кадастровых паспортов земельных участков без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения их границ;

— установлены особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права;

— установлены особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям;

— закреплены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

— определена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в размере 100 руб.;

— закреплены полномочия органов местного самоуправления по оказанию содействия гражданам в подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества.

Кроме того, Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с марта 2010 г. вносятся изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривающие:

— отмену требования о представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для целей государственной регистрации прав;

— возможность направления заявления о государственной регистрации прав и документов, необходимых для государственной регистрации прав, почтовым отправлением;

— возможность получения открытых, общедоступных сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему такие сведения, а также посредством электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи. При этом максимальный срок предоставления указанных сведений составляет 5 дней;

— возможность одновременного представления заявления о государственной регистрации прав и заявления о государственном кадастровом учете.

Таким образом, вопросы оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке урегулированы действующим законодательством.

Оформление прав граждан на недвижимость в упрощенном порядке и проблемы дачной амнистии

30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (более известный как Закон «О дачной амнистии») . Он вступил в силу с 1 сентября 2006 г.

Данный закон был призван облегчить процедуру регистрации прав граждан на принадлежащие им, но не оформленные надлежащим образом объекты недвижимости (земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства) и сделок с данными объектами. Предполагалось, что реализация «дачной амнистии» позволит 40 млн. российских граждан в кратчайшие сроки узаконить свои права на возведенные на земельных участках постройки, вовлечет в гражданский оборот легализованные объекты недвижимого имущества, повысит доходную часть местных бюджетов за счет роста имущества физических лиц.

Правовые положения Закона «О дачной амнистии» установили упрощенный порядок оформления и регистрации прав в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся предметом регулирования Закона.

К числу таких объектов недвижимости ст. 3 Закона отнесла:

— земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;

— создаваемые или созданные на указанных земельных участках объекты недвижимого имущества.

В Законе речь идет о земельных участках, предоставленных гражданам на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. На земельные участки, предоставленные в аренду или безвозмездное срочное пользование, правовые нормы Закона не распространяются.

Суть упрощенного порядка оформления и регистрации прав граждан на недвижимое имущество заключается в том, что: государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 7 Закона); признание имущественных прав граждан на земельные участки в пределах границ садоводческих или дачных некоммерческих объединений осуществляется не в судебном, а в административном порядке; определены случаи, в которых от правообладателя не требуется представления кадастрового плана земельного участка (ранее предоставление кадастрового плана было обязательным, кроме случаев, когда он уже предоставлялся и был помещен в дело правоустанавливающих документов) (ст. 3 Закона); в соответствии со ст. 9 Закона до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта; до 1 марта 2010 г. продлен срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений (ст. 8 Закона); в соответствии с Законом «О дачной амнистии» снижена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на объекты недвижимого имущества, являющие предметом регулирования Закона (ст.6 Закона).

С точки зрения процедуры государственной регистрации особенных изменений режим «дачной амнистии» не внес . Государственная регистрация имущественных прав, как и прежде, осуществляется на основании заявления правообладателя или уполномоченного лица, имеющего нотариально удостоверенную доверенность. К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы, документы, содержащие описание объекта недвижимости, документы об оплате госпошлины за регистрацию.

Для регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, необходимы следующие документы:

1. Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок, в т.ч.:

акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) ; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

2. Кадастровый план земельного участка.

Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предоставление кадастрового плана не требуется в случае, если:

а) указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если предоставлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен

в пределах границ указанного земельного участка;

б) если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство либо если указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

3. Документ об оплате госпошлины.

4. Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Регистрация права собственности граждан на определенные в Законе создаваемые или созданные объекты недвижимости осуществляется на основании документов, подтверждающих создание таких объектов недвижимого имущества; документов, содержащих описание объектов, а также правоустанавливающих документов на земельные участки, связанные с данными объектами недвижимости.

Документом, подтверждающим факт создания жилого дома, является технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства . В отношении гаража, дачных и садовых строений гражданами предоставляется декларация об объекте недвижимого имущества.

Ст.4 Закона «О дачной амнистии» устанавливает особенности предоставления в собственность и гражданского оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенную правлением некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.

Таким образом, заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения может быть представлено только в отношении тех земельных участков, которые находятся на территории данного некоммерческого объединения, а также если такое объединение зарегистрировано в качестве юридического лица по российскому законодательству.

Предоставление некоммерческому объединению в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К заявлению прилагаются:

описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (нотариально заверенные копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок (ранее — в течение 1 месяца) с даты получения заявления и необходимых документов обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о достоинствах и недостатках Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (Закон «О дачной амнистии»).

К числу основных достоинств Закона «О дачной амнистии» необходимо отнести предусмотренную его нормами возможность проведения кадастрового учета земельных участков при расхождении данных о площади земельного участка по правоустанавливающим документам и документам о межевании участка (ст.5.); возможность регистрации права собственности граждан на земельные участки, выступающие предметом регулирования настоящего Закона, без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст.7); возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ (ст. 11).

Согласно ст.5 Закона «О дачной амнистии» в случае, если для проведения кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Однако в этом случае содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка не должна превышать указанную в правоустанавливающем документе площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Если фактическая площадь земельного участка увеличилась больше, чем установлено органами местного самоуправления, т.е. величина превышения площади может являться самостоятельным земельным участком, то право собственности на эту площадь регистрируется на основании вступившего в законную силу решения суда.

Перспективный характер носит норма п. 4 ст.7 Закона «О дачной амнистии» о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками на право собственности без решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан. Правовые предписания данной статьи распространяются также на случаи, когда в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Позитивной оценки заслуживает предусмотренная Законом возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ. Ст. 11 Закона «О дачной амнистии» предусматривает, что предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 января 2010 года. К сожалению, диспозитивный характер данной нормы не повлиял на регулирование тарифов землеустроительных работ, осуществляемых, как правило, коммерческими организациями . Поэтому стоимость межевания земельных участков, как правило, не снизилась.

Можно отметить и ряд недостатков Закона.

Так, предусмотренную п.4 ст.3 Закона возможность регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства на основании технического паспорта (без получения разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию) было бы целесообразно продлить еще на несколько лет (например, до 2015 г.).

Существующая динамика оформления и регистрации гражданами права собственности на недвижимость в порядке «дачной амнистии» и недоукомплектованность уполномоченных государственных органов кадрами не позволяет гражданам в установленные законом сроки оформить и зарегистрировать свои права.

Не проработанной в Законе «О дачной амнистии» осталась и проблема регистрации прав на незавершенные садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования. П.9 ст.3 Закона, определяющий особенности регистрации права собственности на созданные или создаваемые объекты недвижимого имущества, не предусмотрел возможность регистрации прав на незавершенные строительством садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования . Таким образом, из сферы правового регулирования Закона не вполне обоснованно были исключены все указанные объекты недвижимого имущества и их владельцы.

Следует отметить, что установленные Законом «О дачной амнистии» правовые предписания в ряде случаев так и не были реализованы или же натолкнулись на особенности отечественной правоприменительной практики.

Во-первых, большинство граждан, желающих зарегистрировать свои имущественные права на землю, отпугнули длинные очереди в кадастровых земельных палатах и регистрирующих органах. Во многих случаях граждане затрачивают неимоверные усилия только для того, чтобы узнать, какие документы необходимы для оформления прав на недвижимость. Всего этого можно было бы избежать, вывесив в приемных перечни и установленные формы необходимых документов, а также увеличив количество «окошек», работающих на прием. В то же время, по данным уполномоченных государственных органов, эти очереди вызваны отсутствием необходимого числа сотрудников для работы с гражданами. Тогда получается, что «дачная амнистия» оказалась не обеспечена соответствующими штатами специалистов и организационно не подготовлена.

Во-вторых, имеет место практика истребования органами кадастрового учета и регистрирующими органами дополнительных документов, не предусмотренных законом «О дачной амнистии». Чиновники субъективно и нередко не в пользу заинтересованных граждан толкуют положения комментируемого Закона.

В-третьих, при регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства, возникают сложности, вызванные отсутствием записей в похозяйственных книгах о наличии у граждан прав на земельные участки.

В-четвертых, регистрирующие органы необоснованно отказывают заявителям в государственной регистрации права собственности на земельный участок, если в акте о предоставлении земельного участка не было указано право, на котором предоставлен участок.

Наконец, несмотря на снижение государственной пошлины за регистрацию права собственности граждан с 500 до 100 рублей, данная составляющая режима «дачной амнистии» существенно не снизила общей стоимости оформления земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, и возведенных на таких участках строений. Это обстоятельство связано с тем, что работы по межеванию земли осуществляются, как правило, коммерческими организациями, которые самостоятельно определяют стоимость оказываемых населению услуг и в ряде случаев выступают монополистами на рынке. А без межевания невозможна постановка земельного участка на кадастровый учет, что, в свою очередь, исключает возможность распоряжения таким участком.

Думается, что стимулировать процесс оформления и регистрации гражданами своих земельных участков и связанных с ними строений могло бы скорейшее формирование единой общегосударственной системы оформления прав и регистрации сделок с землей и другими объектами недвижимого имущества.

В целях снижения стоимости оформления гражданами своих прав на недвижимое имущество в Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» можно было бы предусмотреть императивную норму о государственном регулировании тарифов землеустроительных работ, осуществляемых в рамках реализации Закона «О дачной амнистии», а сами тарифы конкретизировать в соответствующем Постановлении Правительства Российской Федерации.

Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук