Трансграничное усыновление это

Трансграничное усыновление: проблемы признания (Тринченко К.О.)

Дата размещения статьи: 16.11.2015

Признание трансграничного усыновления является серьезной проблемой современного общества; коллизионные проблемы усыновления появляются даже в случаях, когда усыновитель и усыновленный имеют гражданство одной страны, а само усыновление происходит в другом государстве. Еще более сложными для рассмотрения являются дела, в которых усыновитель и усыновленный имеют гражданство разных стран, в особенности когда они не являются гражданами и не имеют постоянного места жительства в государствах, присоединившихся к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 года (далее — Конвенция 1993 года) [3].
Уполномоченные органы страны, которые занимаются вопросами усыновления, вынося соответствующее решение, используют действующие законы страны, которые могут отличаться от законов других государств. В случае усыновления ребенка гражданином другого государства предписывается руководствоваться законодательством стран усыновителя, усыновленного, а кроме того, необходимо учесть законы страны, в которой будет производиться усыновление, если усыновление происходит в третьем государстве, т.е. государстве, которое не является страной гражданства ни одного из участников процесса.
Повсеместно используется норма римского права, которая гласит, что «усыновление подражает природе» [28]. Именно из-за этого усыновитель обязан быть существенно старше усыновляемого. По общему правилу в России усыновителю должно быть 18 лет (ст. 127 Семейного кодекса РФ) [11], а разница в возрасте — 16 лет (ст. 128); во Франции усыновителю — 28 лет (ст. 343 Гражданского кодекса Франции) [26], разница в возрасте — 15 лет (ст. 344); в Италии усыновителю — 35 лет, разница в возрасте — 18 лет (ст. 291 Гражданского кодекса Италии) [27]; в Великобритании возрастной ценз — 25 лет, в Швейцарии, Франции, Австрии — 40 лет, а в Испании такой возраст вообще 45 лет. При этом, например, по российскому законодательству по причинам, которые могут быть признаны судом уважительными, данная возрастная разница может сокращаться, а при усыновлении мачехой или отчимом возрастная разница не учитывается (ст. 128 СК РФ).

Законодательство отдельных стран содержит неодинаковые правила о возможности усыновления при наличии разных гражданств у усыновителя и ребенка. К примеру, ГК Франции (ст. 345) [19, p. 23] разрешает усыновлять гражданам своей страны иностранцев и наоборот. В некоторых государствах усыновление иностранцами разрешено только в случае невозможности усыновления сироты внутри страны, к примеру, в Российской Федерации, Китае, Индии.
Законодательство Российской Федерации при усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранцами на территории России, отсылая их к законодательству усыновителя, постановляет в ст. 165 СК РФ соблюдение требований законодательства Российской Федерации, включая согласие усыновляемого на усыновление и согласие заинтересованных лиц (статьи 129 — 130). Однако при усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации на территории другой страны соблюдение данных условий необязательно. Так, исходя из п. 4 ст. 165 СК РФ данное усыновление может быть признано в Российской Федерации, если оно производилось компетентными органами другой страны при соблюдении ее законов, и при условии, что было получено предварительное разрешение от компетентного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого усыновляемый или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России.
Вызывает интерес такая форма устройства ребенка в исламском мире, как кафала. Данная форма устройства ребенка закреплена в Конвенции о правах ребенка 1989 года [7] и обозначает передачу ребенка на воспитание по исламскому праву. Эта форма устройства ребенка признается также Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 года [8] и Конвенции 1993 года [3].
Специально назначенный гражданин (кафил) помогает родителям (или одному из родителей) ребенка, в первую очередь выделяя денежные средства на содержание ребенка. Кроме регулярных финансовых пособий, проект предполагает также неденежные формы поддержки, а также оказание при необходимости различных видов услуг [20].

Данная форма устройства детей признается в странах западного мира, вместе с тем возникают проблемы с правовыми последствиями данной формы устройства ребенка.
Яркой иллюстрацией возникающих трудностей является дело Харудж против Франции (Application N 43631/09, 04.10.2012). Гражданка Франции, проживающая в Алжире, в соответствии с религиозными обычаями этой страны взяла под опеку, а именно кафалу, ребенка, родители которого были неизвестны. По истечении 3 лет гражданка Франции вернулась на родину, где обратилась в суд с просьбой вынести решение об усыновлении ребенка, однако ее прошение было отклонено ввиду того, что государство происхождения ребенка не приемлет такую форму устройства детей. Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) посчитал действия суда во Франции правомерными, поскольку во французском праве данная форма устройства ребенка является законной наравне с иными. Вместе с тем кафала не создает «потомственных обязательств» (filialbonds), не обеспечивает право наследования, право получить гражданство опекуна и в случае смерти опекуна до достижения ребенком совершеннолетия по закону происхождения он возвращается соответственно в страну происхождения. Вместе с тем в соответствии с французским законодательством усыновление ребенка, подпадающего под юрисдикцию мусульманского права, допустимо, если он был рожден и постоянно проживает во Франции. Более того, ребенок, подпадающий под юрисдикцию исламского права, не может претендовать на получение французского гражданства до истечения срока 5 лет постоянного проживания во Франции, находясь при этом под опекой гражданина Франции.

ЕСПЧ в вынесенном решении не усмотрел нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [6], ввиду того, что как таковая семейная связь гражданки Харудж и ребенка признавалась государственными органами Франции. Однако ее форма имплементировалась, исходя из норм международного частного права, а именно в соответствии с законом государства происхождения ребенка. Более того, решающим фактором послужило признание данной формы ухода за ребенком международными договорами. В соответствии с гражданским законодательством гражданка Харудж имеет возможность включить любое лицо в свое завещание. А также по истечении 5 лет постоянного пребывания на территории Франции подать от имени ребенка заявление на получение французского гражданства. ЕСПЧ посчитал, что данная норма не нарушает прав заявительницы, а наоборот, способствует поддержанию культурного плюрализма и устанавливает справедливое равновесие между публичным интересом и нуждами заявительницы.
Возникают проблемы с признанием усыновления, которое было произведено за границей. Интересным для рассмотрения является дело гражданина П. и вынесенное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 83-Г05-3 [11]. Решением суда г. Темпио Паузания Итальянской Республики от 23.02.2004 признан факт усыновления П. (25 апреля 1960 года рождения) со стороны Э. (1 января 1941 года рождения). Решение суда вступило в законную силу 27 марта 2004 г. и исполнено в Италии. П. обратился в Брянский областной суд с ходатайством о признании и исполнении на территории Российской Федерации указанного решения суда, однако ему было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ при вынесении Определения руководствовалась следующими основаниями.
В силу ч. 1 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса РФ решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Российская Федерация (как правопреемник СССР) и Итальянская Республика являются участниками Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам 1979 года, вступившей в силу 8 августа 1986 г. (далее — Конвенция 1986 года). В соответствии со ст. 20 Конвенции 1986 года решения о признании выносятся судами договаривающейся стороны, на территории которой судебное решение должно быть признано. Вместе с тем ст. 414 ГПК РФ допускает отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, при наличии оснований, перечисленных в пунктах 1 — 5 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ предусматривает такое основание к отказу в признании решения иностранного суда, как исключительная подсудность дела суду Российской Федерации.

Статья 403 ГПК РФ определяет категории дел, относящиеся к исключительной подсудности судов в Российской Федерации: суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства в случае, если гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении), является российским гражданином или имеет место жительства в Российской Федерации.
В соответствии с нормами Конвенции 1986 года и п. 3 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ рассмотрение дела о признании факта усыновления П. гражданином Итальянской Республики Э. относится к исключительной подсудности суда Российской Федерации, поскольку П. — гражданин Российской Федерации.
Данный вывод соответствует и положениям ст. 24 Конвенции 1986 года, устанавливающей компетентность судов договаривающихся сторон. Пунктом 2 ст. 24 Конвенции 1986 года предусмотрено, что по делам, касающимся личного статуса лица, считается исключительно компетентным суд договаривающейся стороны, гражданином которой на день предъявления иска являлось это лицо. К таким делам следует отнести дела об усыновлении, так как судебное постановление об усыновлении гражданина влечет за собой изменение правового положения усыновленного.
В Италии до недавнего времени было необходимо вынесение соответствующего решения в итальянском суде. До наступления этого факта усыновляемый не имеет прав на получение итальянского гражданства и наследование имущества усыновителей [17, p. 50].
В некоторых штатах США (Айова, Род-Айленд, Виржиния) [23] усыновляемому выдается специальная виза. Усыновление является законченным только после рассмотрения усыновления в суде соответствующего штата [22, p. 28 — 31, 160 — 161]. Соответственно, происходит процесс «переусыновления» ребенка. В Швейцарии процедура усыновления такая же [21, s. 279].
В связи с возможностью различных типов усыновления с иностранным элементом можно выделить следующие варианты признания:
1) признание усыновления, произведенного в стране, гражданином которой является усыновитель, страной, гражданином которой является ребенок;
2) признание усыновления, которое было осуществлено в стране ребенка, государством, гражданином которого является усыновитель;
3) признание усыновления, которое было произведено в третьем государстве (к примеру, в государстве, в котором постоянно проживают усыновители или ребенок), государством, гражданином которого является усыновляемый, и государством гражданства усыновителя.
Проблема признания многократно рассматривалась в специализированной литературе [9]. Под признанием решений иностранных судов, в частности, понимается «признание за ними качеств, которыми обладает решение местного суда, а именно неопровержимости и исключительности» [4, с. 7]. Признание должно быть осуществлено без какого-либо производства. Проводится проверка соблюдения условий, которым должно удовлетворять решение. Для проверки существует специальная процедура — экзекватура. В Испании для признания усыновления нужно осуществить регистрацию ребенка в центральных органах загса. Данное мероприятие осуществляется либо в Испании, либо в отделе загса, который расположен на территории государства происхождения ребенка.

Исходя из этого, регистрация усыновления происходит на основании записи о рождении ребенка, которая была сделана в свидетельстве о рождении до усыновления. Соответственно, вне зависимости от указаний, которые были сделаны в решении суда государства происхождения ребенка, создается регистрационная запись на основании первого свидетельства о рождении. После этого вносится запись об усыновлении ребенка на основании решения об усыновлении, которое выдано судом государства происхождения.
Позже данные записи аннулируются, и создается запись о рождении ребенка, которая основана на свидетельстве о рождении, выданном после усыновления. Исходя из этого, в новом свидетельстве усыновители выступают как биологические родители ребенка. Данная повторная запись создается с целью сохранить информацию о биологических родителях усыновленного. Таким образом, соблюдается право усыновленного на информацию о своем настоящем происхождении [18, p. 137].
Усыновление считается действительным после вынесения решения российским судом, а не с момента регистрации в испанских органах загса. В соответствии с этим вне зависимости от даты регистрации данный акт признается законами Испании сразу же после признания акта усыновления в соответствии с законодательством государства происхождения ребенка. Этот факт имеет большое значение. Так, Б.П. Флорит, директор испанской организации по усыновлению (удочерению) детей «Infancio and Future», приводит следующий пример. Испанской супружеской парой был усыновлен ребенок из России. После прибытия в Испанию до момента регистрации его приемная мать скончалась. Ребенок был признан законным наследником своей приемной матери, хотя усыновление не было зарегистрировано. Но данный пример является скорее исключением, чем устоявшейся практикой.
Важно заметить, что признание возможно только в тех решениях, в которых окончательно ликвидированы любые спорные моменты между участниками данного процесса и исключена возможность нового рассмотрения [12, с. 116].
Гораздо более проблематичная ситуация с признанием решений об усыновлении в Великобритании. Как известно, до издания Закона Великобритании об усыновлении (далее — Закон об усыновлении) [14] во внутреннем праве Англии не было института усыновления. Исходя из этого, усыновление, которое было установлено в другой стране, не признавалось в Великобритании в силу того, что оно создавало статус, неизвестный британскому праву. Сейчас иностранные усыновления не могут быть признаны, если суд Великобритании обладает юрисдикцией на издание приказа об усыновлении. Компетенция британского суда регламентирована § 17 Закона об усыновлении.
Исходя из этого, суд Великобритании может издать соответствующий приказ в двух случаях:
1) если усыновитель или один из них — гражданин Соединенного Королевства или же они домицилированы в Англии, или являются гражданами государства — участника Конвенции о юрисдикции и применимом праве, признании решений в области иностранного усыновления 1965 года (далее — Конвенция 1965 года);
2) если усыновляемый — подданный Соединенного Королевства или государства — участника Конвенции 1965 года, или постоянно проживает в Англии, или в другом государстве — участнике Конвенции. При этом усыновляемый не может состоять в браке.

Что касается признания, то автоматически в Англии признаются усыновления, установленные в Ирландии, Северной Исландии, о. Мэн и островах Канала. Признание иностранных усыновлений сохранено в § 81 (e) Закона об усыновлении [25]. Признание производится, если усыновители или один из них был гражданином страны, где проходило усыновление. Практика признает иностранные усыновления, если усыновитель был домицилирован в соответствующем иностранном государстве при условии, что усыновление совершено в соответствии с законом обоих домицилиев (усыновителя и усыновленного). Существует исключение, когда отец усыновляет своего незаконного ребенка. В таком случае не нужно обращаться к личному закону ребенка. Вероятно, нет необходимости, чтобы ребенок имел гражданство этой же страны.
Любое усыновление, признанное в Англии, имеет такую же силу, что и усыновление, произведенное в Англии. Однако усыновление, произведенное британским судом, более эффективно для получения гражданства Великобритании [24, с. 92].
Интересно то, что если усыновитель из Германии, домицилированный в Великобритании, но постоянно проживающий в ФРГ, усыновляет в ФРГ гражданина Соединенного Королевства, который постоянно пребывает на территории Великобритании, то данное усыновление, по мнению М. Вольфа, не может быть признано в Англии. Однако усыновителю предоставляется возможность подать ходатайство о выдаче британского приказа об усыновлении, если выполнены условия, предписываемые английским правом [2, с. 429 — 430].

В соответствии с внутренним законодательством [14] дети, в отношении которых вынесены решения об усыновлении в странах, не присоединившихся к Конвенции 1993 года [3], и не входящих в Перечень государств, предусмотренных Приказом об усыновлении 1973 года [25], признаваемых английским законодательством, должны проходить процедуру «переусыновления».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система трансграничного усыновления имеет большое количество подводных камней. В основном это связано с законодательными и культурными различиями. Процесс создания единой системы затрудняет трансграничное усыновление, поскольку процедура усыновления во многих странах значительно отличается. В некоторых странах требуется соглашение об усыновлении, которое заключается между усыновителем и ребенком или его законными представителями; необходимо утверждение усыновления судом или другим органом власти.
Кроме того, уважение к культуре ряда стран, в которых усыновление противоречит религиозным нормам, не позволяет усыновлять детей из стран Ближнего Востока и стран Магриба [5]. Часть стран западного мира намеренно вводят ограничение на усыновление иностранных детей ввиду специализированной миграционной политики. Данная проблема в настоящее время является особенно острой для многих стран Европейского союза.

Трансграничное усыновление это

Усыновление или удочерение – это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Такие семейно–правовые отношения, осложненные наличием так называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного», усыновления [1] .

Вопросы обеспечения, реализации и зашиты прав ребенка на сегодняшний день достаточно подробно оговариваются в таких международных актах, как Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (15 сентября 1990 г. – ратифицирована СССР). В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка [2] .

К числу международных правовых актов по вопросам охраны детства можно отнести также Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Декларацию прав ребенка, провозглашенную Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. Последняя содержит ряд положений, направленных на упорядочение отношений в сфере иностранного усыновления.

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. (далее – Конвенция) содержит общие требования для иностранного усыновления. Прежде всего, власти государства в котором проживает ребенок (далее государство–донор), должны установить, что ребенок может быть усыновлен и что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. Должно иметь место согласие компетентных органов государства-донора, где это требуется согласие матери и самого ребенка на усыновление. Также государство–донор должно установить обладают ли правом предполагаемые приемные родители усыновить ребенка, и будет ли у ребенка возможность въехать на территорию иностранного государства. Конвенция 1993 г. акцентирует внимание на недопустимость извлечения материальной выгоды, какими – либо субъектами в процессе осуществления деятельности, направленной на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере международного усыновления. Также Конвенция предусматривает некоторые процедурные требования, которые имею место при иностранном усыновлении, а также особенности признаний и последствия усыновления. Общие требования и рекомендации, закрепленные в международных нормативных актах, конкретизированы и дополнены внутренним законодательством государств. В Российской Федерации такими основными нормами, регулирующими вопросы иностранного усыновления, являются.

Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ в редакции 30.06.2007 г.; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 нюня 1999 года № 120-ФЗ в редакции 01.12.2007 г.; «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ с измененными и дополнениями Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», а также ведомственные нормативные акты.

Также необходимо отметить, что 1 сентября 2008 г. вступает в силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, который станет базовым для реформирования системы устройства жизни сирот в России.

СК РФ содержит фундаментальные положения, касающиеся иностранного усыновления. Провозглашается приоритет внутригосударственного усыновления над иностранным, устанавливается судебный порядок усыновления при обязательном участии самих усыновителей, органов опеки и попечительства и прокурора. В ст. 126.1 СК РФ содержится запрет любой посреднической деятельности других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, если такая деятельность преследует коммерческие цели. Не считается посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организации по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора или на основании принципа взаимности. Также СК РФ устанавливает порядок учета детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей, перечень лиц, которые по тем или иным причинам не могут быть усыновителями, разницу в возрасте, которая должна быть между усыновителем и усыновляемым, содержит положение о тайне усыновления ребенка и т. д. В ст. 165 СК РФ решены коллизионные вопросы усыновления, включая и отмену усыновления. В соответствии с данной статьей, усыновление (его отмена) на территории РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, производится на основе законодательства государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об установлении усыновления (при усыновлении ребенка лицом без гражданства – в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства).

При усыновлении ребенка супругами, имеющими различное гражданство, должны быть соблюдены требования законодательства обоих государств, при условии, что Российская Федерация связана с ними соответствующими международными договорами. Как справедливо отмечает И. М. Кузнецова, в случае отсутствия международно–правовых отношений в этой сфере между государствами усыновление не может быть осуществлено, так как отсутствуют гарантии соблюдения прав и законных интересов усыновляемого ребенка [3] .

Важным нормативными актами, регулирующим вопросы иностранного усыновления, является Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. [4] Также Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением [5] . Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью [6] . Данные правовые акты существенно конкретизируют федеральное законодательство в сфере международного усыновления. Они содержат перечень большинства основных требований и запретов для всех субъектов указанных правоотношений.

В частности содержат перечень лиц, которые в силу различных обстоятельств не могут быть усыновителями. Перечень документов, которые обязан предоставить потенциальный иностранный усыновитель, для получения предварительного разрешения на усыновление.

[1] Летова, Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006. 27 с.

[2] Марышева, Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. 45 с.

[3] Шерстнева Н. С. Соотношение международно-правовых актов и семейного законодательства Российской Федерации в регулировании усыновления при наличии иностранного элемента. // Международное публичное и частное право. 2006. № 4. С. 6-14.

[4] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. // СПС Консультант Плюс.

[5] Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за её осуществлением. // СПС Консультант Плюс.

6 Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. // СПС Консультант Плюс.

Проблемы международного усыновления российских детей иностранцами.

В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у ребенка никто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи— это усыновление, опека и попечительство, и приемная семья. Усыновление или удочерение (далее— усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований Семейного кодекса РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление (удочерение) представляет собой процесс принятия на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

Важнейшим международным документом, регулирующим вопросы усыновления, является Конвенция о правах ребенка 1989 года. Конвенция закрепляет право каждого ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Конвенция предусматривает такую помощь как передача на воспитание или усыновление в другой стране.

Признание трансграничного усыновления является серьезной проблемой современного общества; коллизионные проблемы усыновления появляются даже в случаях, когда усыновитель и усыновленный имеют гражданство одной страны, а само усыновление происходит в другом государстве. Еще более сложными для рассмотрения являются дела, в которых усыновитель и усыновленный имеют гражданство разных стран, в особенности когда они не являются гражданами и не имеют постоянного места жительства в государствах, присоединившихся к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 года (далее — Конвенция 1993 года).

Повсеместно используется норма римского права, которая гласит, что «усыновление подражает природе». Именно из-за этого усыновитель обязан быть существенно старше усыновляемого. По общему правилу в России усыновителю должно быть 18 лет (ст. 127 Семейного кодекса РФ), а разница в возрасте — 16 лет (ст. 128); во Франции усыновителю — 28 лет (ст. 343 Гражданского кодекса Франции), разница в возрасте — 15 лет (ст. 344); в Италии усыновителю — 35 лет, разница в возрасте — 18 лет (ст. 291 Гражданского кодекса Италии); в Великобритании возрастной ценз — 25 лет, в Швейцарии, Франции, Австрии — 40 лет, а в Испании такой возраст вообще 45 лет. При этом, например, по российскому законодательству по причинам, которые могут быть признаны судом уважительными, данная возрастная разница может сокращаться, а при усыновлении мачехой или отчимом возрастная разница не учитывается (ст. 128 СК РФ).

Законодательство Российской Федерации при усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранцами на территории России, отсылая их к законодательству усыновителя, постановляет в ст. 165 СК РФ соблюдение требований законодательства Российской Федерации, включая согласие усыновляемого на усыновление и согласие заинтересованных лиц (статьи 129 — 130). Однако при усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации на территории другой страны соблюдение данных условий необязательно. Так, согласно СК РФ данное усыновление может быть признано в Российской Федерации, если оно производилось компетентными органами другой страны при соблюдении ее законов, и при условии, что было получено предварительное разрешение от компетентного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого усыновляемый или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России.

В соответствии с российским законодательством, иностранные граждане-кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребёнка как самостоятельно, так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение на осуществление такой деятельности на территории России. Желающие принять детей на воспитание в свои семьи вправе обратиться за информацией об оставшихся без попечения родителей детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях. При выборе ребёнка соответствующий оператор выдаёт потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение — и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребёнка. По результатам посещения иностранный гражданин обязан проинформировать оператора о принятом им решении об усыновлении или отказе, а также представить пакет необходимых документов. Досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.

В конце декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В. Путиным был подписан Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2013 года. Данный закон называют «законом Димы Яковлева», который в том числе подразумевает запрет на усыновление российских детей родителями из США.

Благодаря данному закону государство заставляет иностранцев уважать права и свободы российских граждан. Отдавая ребенка в приемную семью, органам опеки и попечительства необходимо строже проводить отбор личностей попечителя, чтобы мы потом не сталкивались с проблемой жестокого обращения детей в семье. Попадая в приемную иностранную семью, ребенку представляется сложный процесс адаптации в чужом для него государстве: незнание языка, обычаев, культуры очень часто являются существенными препятствиями для нормальной жизни и развития ребенка.

Исходя из выше сказанного, хотелось бы отметить, что проблема международного усыновления детей в России остается острой, необходимо ужесточить административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка усыновления российских детей иностранцами.

Есть ли возможность у россиян усыновлять детей из Великобритании?

Есть ли возможность у россиян усыновлять детей из Великобритании? Возможно ли это? Было ли когда-либо возможно?

Ответы юристов (2)

Да, это возможно.

Однако согласно ч. 1 ст. 165 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ при усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ. Не подскажите точное название правового документа Великобритании, где прописано про усыновление детей Великобритании иностранными гражданами, а точнее гражданами РФ.

07 Февраля 2017, 16:42

Доброго времени суток!

Основные вопросы усыновления, в том числе трансграничного усыновления, разрешаются в Законе Англии «Об усыновлении и детях» 2002 года.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Международные семейные споры

В эпоху глобализации количество трансграничных или т.н. смешанных браков стремительно растет. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются, и возникает проблема общения обоих родителей с ребенком, которая не всегда решается миром. Главное, что должны помнить родители, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли, и последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребенке и наносят ему непоправимый вред.

Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами, или проживают на территории, разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву (ГКМЧП) были разработаны следующие конвенции: Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. (далее – Конвенция 1980 года) и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года (далее – Конвенция 1996года). Россия стала участницей обеих этих конвенций.

Конвенция 1980 года вступила в силу на территории Российской Федерации 1 октября 2011 г. По состоянию на 1 ноября 2013 г. присоединение России признало 30 государств-участников Конвенции 1980 года.

Полномочия центрального органа, осуществляющего функции по Конвенции 1980 года, возложены на Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей».

В своей деятельности по осуществлению полномочий центрального органа по Конвенции 1980 года Минобрнауки России руководствуется следующими нормативно правовыми актами:

1. Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г.

2. Федеральным законом от 31 мая 2011 года N 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Готовая курсовая работа

«Трансграничное усыновление»

Предмет: Международное право

Поделиться

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным, не более десяти процентов) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России крайне важное значение.
Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). На это прямо указано в ст. 123 СК. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему. Зачастую на практике оказывается невозможным найти усыновителей в России, в этой связи особый интерес представляет институт трансграничного усыновления.
Целью настоящей работы является изучение института трансграничного (международного) усыновления.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить общие положения и правовые основы трансграничного усыновления.
2. Изучить российские коллизионные нормы об усыновлении.
3. Исследовать порядок и этапы усыновления российский детей иностранными гражданами.

Введение 3
Глава 1. Общие положения о трансграничном усыновлении 4
Глава 2. Российские коллизионные нормы по усыновлению 12
Глава 3. Порядок и стадии усыновления российских детей иностранными гражданами 15
Заключение 28
Список использованных источников 30

Итак, коллизионные вопросы усыновления возникают в связи с различиями соответствующих предписаний материального права в законодательстве разных государств: возможность усыновления совершеннолетних лиц, согласие усыновляемого и его кровных родственников, сохранение правовой связи усыновленного лица с его кровными родственниками и т.д.
Как правило, статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение). К усыновлению одним или обоими супругами применяется статут общих последствий брака. Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать и закон гражданства ребенка. Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено
Институт международного усыновления в Российской Федерации имеет потенциал к совершенствованию. Необходимо направить усилия для исключения ситуаций, в которых иностранным усыновителям отдается приоритет. Кроме того, необходимо закрепить в законодательстве положение о том, что иностранные лица и лица без гражданства не могут быть усыновителями, если на момент установления усыновления их доход меньше минимума, установленного в государстве (штате, округе, области), где они проживают.
Международное усыновление есть и будет, поскольку предусмотрено российским законодательством и международным договором Российской Федерации. Для защиты граждан России — детей, в отношении которых иностранными гражданами ставится вопрос об усыновлении, суд и впредь будет самым тщательным образом изучать поданные заявления, сопоставлять их содержание с требованиями российского законодательства, Конвенции, а также национального законодательства конкретно взятого иностранного государства. При несогласии с судом определения и решения могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008г.) // Российская газета от 25.12.1993г.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
3. Конвенция, отменяющее требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года) // «Бюллетень международных договоров», N 6, 1993.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (в ред. от 30.06.2008г.) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (в ред. от 09.02.2009г.) // СЗ РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (в ред. от 10.03.2005г.) // СЗ РФ, 15.04.2002, N 15, ст. 1434.
7. Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) // «Ведомости ВС РСФСР», 1969, N 32, ст. 1397. Документ утратил силу.
8. Постановление ВС РФ от 18 декабря 1992 г. № 4132-I «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 31 декабря 1992 г., N 52, ст. 3061. Документ утратил силу.
9. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. № 917 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам» // «Российская газета» от 26 сентября 1995 г. Документ утратил силу.
10. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.) // Текст Конвенции официально опубликован не был. Россия не участвует.
11. Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. // Текс конвенции официально опубликован не был. Россия не участвует.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // «Российская газета», N 92, 03.05.2006.
13. Определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2008 г. N 33-Г08-1 // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, N 7.
14. Определение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2004 года № 35-Г04-4 // Документ опубликован не был. Источник – СПС Гарант.
15. Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2007 г. N 12-Г07-2 «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, N 3.
16. Бекетов В.В. Коллизионно-правовое регулирование усыновления в рамках международно-правовой защиты детей // Труды СГУ: Март 2006.
17. Бендевский Т. Международное частное право. – М.: Статут, 2005.
18. Богатина Ю.Г., Толстых В.Л. О некоторых вопросах усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Российское правосудие. 2006. N 3.
19. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Юристъ, 2006.
20. Дзугаева А.З. Правовые аспекты усыновление детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Юридический консультант. 2004. N 1.
21. Князева Е.В. Правовая характеристика организаций, занимающихся иностранным усыновлением на территории Российской Федерации // Экономико-правовое обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов в России. – СПб.: Изд-во МИЭП, 2006.
22. Залунина Н.Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения. Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А.М. Нечаевой. М.: ИГП РАН, 2005.
23. Пчелинцева Л.М. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: новые разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российское правосудие. 2006. N 3.
24. Ситкова О.Ю. Соотношение норм конвенции о правах ребенка и Семейного кодекса РФ в отношении защиты и охраны прав детей при международном усыновлении // Актуальные проблемы частноправового регулирования. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006.
25. Ситкова О.Ю. Пути решения коллизионных вопросов, возникающих при признании решений иностранных судов об установлении международного усыновления // Вестник Саратовской государственной академии права. № 3, 2006.
26. Федосеева Г.Ю. Взгляд на проблему международного усыновления с точки зрения международного частного права // LEX RUSSICA (Научные труды МГЮА). 2006. N 2.