Управление муниципальными финансами и муниципальным имуществом

Управление муниципальными финансами (2)

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

Поэтому проблема данной курсовой работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом так же свидетельствует частое изучение поднятого вопроса.

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Под бюджетом муниципального образования понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Цель курсовой работы произвести анализ управления муниципальными финансами и разработать рекомендации по его улучшению.

Достичь поставленной цели видится возможным, решив следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы управления муниципальных финансов.

2. Провести анализ финансовой политики муниципального образования.

3. Рассмотреть организационные формы управления муниципальными финансами.

4. Ознакомиться с участие местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях

5. Разработать направления совершенствования деятельности управления муниципальными финансами.

Объектом исследования выступают элементы управления муниципальными финансами.

Предмет исследования — изучение проблем экономической самостоятельности муниципальных образований.

Курсовая работа выполнена на 28 листах и содержит: введение, два раздела, заключение, список использованных источников и литературы.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых по актуальным вопросам управления муниципальными финансами, учебные пособия по муниципальному менеджменту, периодическая литература, информация из Интернет-сайтов.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, экономико-статистический, исторический анализ проблемы, метод систематизаций, анализ фактической документации, эмпирический, метод экспертных оценок, использовались приемы структурно-функционального анализа, а также такие методы сбора и анализа информации, как собственные умозаключения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Управления муниципальными финансами

1.1 Сущность и параметры муниципальных финансов

Муниципальные финансы — это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач.

Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая в ст. 9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного само- управления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.

Финансовые ресурсы местного самоуправления могут классифицироваться по различным признакам:

— бюджетные и внебюджетные:

— налоговые и неналоговые (например, доходы от использования муниципальной собственности и предоставления услуг):

— собственные и заемные:

— законодательно закрепленные и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие), либо целевым назначением для выполнения отдельных государственных полномочии и программ:

— средства собственно муниципального образования и средства муниципальных предприятий и учреждений

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в главе V 11 так же закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.

Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:

— на текущие нужды (бюджет текущих расходов) и на финансирование капитальных расходов, т.е. инвестиционной и инновационной деятельности (бюджет развития):

— на решение вопросов местного значения и на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение местного бюджета. Местный бюджет — это система экономических отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления.

Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.

С целью содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических преобразований в муниципальных образованиях представляется целесообразным формирование в составе бюджетов субъектов Фонда развития муниципальных финансов (ФРМФ).

Участие в конкурсе на получение субсидий могут принимать все муниципальные образования, имеющие собственный бюджет. Для участия в конкурсе они должны представить в финансовый орган администрации субъекта в установленный срок Программу развития муниципальных финансов. В качестве основы Программы рекомендуется использовать финансовую стратегию, разрабатываемую администрацией муниципального образования. По результатам конкурса право на получение субсидий ежегодно предоставляется трем пяти муниципальным образованиям, программы которых имеют лучшие итоговые показатели. Результаты конкурса доводятся до сведения участников в течение месяца после даты завершения приема программ.

Размер Фонда развития муниципальных финансов в большинстве субъектов, по мнению экспертов, может составлять не более 20% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам. Источником средств Фонда развития муниципальных финансов являются установленные в процентах отчисления от неналоговых доходов, в частности отчисления от доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходов от предпринимательской деятельности. В зависимости от уровня собираемости указанных доходов и потребности муниципальных образований, претендующих на получение средств, процент отчислений может быть принят на уровне 10%.

Реализация мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических показателей.

1.2 Финансовая политика муниципального образования

Разрабатывая свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование может ставить перед собой следующие цели:

— обеспечить объем текущих расходов бюджета, необходимых для достижения качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов;

— обеспечить формирование бюджета развития;

— обеспечить через субъект Федерации финансирование отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также финансирование выполнения федеральных и региональных законов;

— обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств;

— иметь сбалансированный бюджет.

Для реализации этих целей муниципальное образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.

Увеличение доходов местного бюджета может происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.

Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности в бюджетных средствах как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочии и зашита этой потребности перед субъектом РФ- При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Не- редки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:

— увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования:

— повышение эффективности использования муниципальной собственности, включая собственность на землю и иные природные ресурсы. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

— использование в отдельных случаях заемных средств.

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

Источниками сокращения расходов бюджета являются:

— повышение эффективности хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности, нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг, контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений;

— регулирование цен и тарифов на продукцию и услуга муниципальных предприятий и учреждений, расширение платности муниципальных услуг, устранение необоснованных льгот и привилегий:

— привлечение частного капитала к оказанию отдельных видов муниципальных услуг, создание эффективно действующей системы муниципального заказа с использованием конкурсов:

— поддержка, а в отдельных случаях прямое финансирование внедрения ресурсосберегающих технологий в муниципальном хозяйстве.

Более подробно возможности и условия использования перечисленных источников увеличения доходов и сокращения расходов местного бюджета будут рассмотрены в последующих разделах работы.

Важным инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового положения муниципального образования и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости от изменения отдельных факторов. Для решения этой задачи предложено несколько вариантов компьютерных моделей. Так в Томске на практике используется компьютерная модель финансового положения города, разработанная в Рисерч Трайэнг инститьют, США. Модель предназначена для отработки вопросов планирования и контроля доходов и расходов бюджета. Она позволяет в определенной степени автоматизировать и формализовать процесс составления бюджета на очередной год. а также разрабатывать разные варианты привлечения заемных средств с определением долговой нагрузки на городские финансы.

Об утверждении муниципальной программы Старочеркасского сельского поселения «Управление муниципальными финансами и муниципальным имуществом»

171 от 11.11.2013

АДМИНИСТРАЦИЯ СТАРОЧЕРКАССКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11.11. 2013 г. № 171
ст-ца Старочеркасская

Об утверждении муниципальной
программы Старочеркасского сельского
поселения «Управление муниципальными
финансами и муниципальным имуществом»

В соответствии с постановлением Администрации Старочеркасского сельского поселения от 03.10.2013г. № 129 «Об утверждении Перечня муниципальных программ Старочеркасского сельского поселения», постановлением Администрации Старочеркасского сельского поселения от 03.10.2013г. №130 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Старочеркасского сельского поселения»,-

1. Утвердить муниципальную программу Старочеркасского сельского поселения «Управление муниципальными финансами и муниципальным имуществом» согласно приложению.
2. Опубликовать настоящие постановление в информационном бюллетене нормативно-правовых актов Старочеркасского сельского поселения «Старочеркасский вестник» и разместить на официальном сайте Администрации Старочеркасского сельского поселения (http:\\starocherkassk.aksayland.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации Старочеркасского сельского поселения Богданова С.М. и начальника сектора экономики и финансов Администрации Старочеркасского сельского поселения Рожкову Т.Ю.

Глава Старочеркасского
сельского поселения Е.В. Галицин

Постановление вносит:
заместитель Главы администрации
Старочеркасского сельского поселения
Богданов С.М.

Дата создания материала: 14-04-2017. История изменений

Проект муниципальной программы «Управление муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2020 года»

муниципальной программы «Управление муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2020 года»

Замечания и предложения направлять в Финансовое управление администрации Хабаровского муниципального района

680007, г. Хабаровск, ул. Волочаевская,6, каб. 215, тел. 48-86-71, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2020 года»

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 31.12.2013 № 4143 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Хабаровского муниципального района, их формирования и реализации», в целях развития системы управления муниципальными финансами администрация Хабаровского муниципального района постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную Программу «Управление муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2020 года» (далее — Программа).

2. Финансовому управлению администрации Хабаровского муниципального района (Гусева О.А.) обеспечить организацию работы по исполнению Программы.

3. Отделу информационных технологий администрации Хабаровского муниципального района (Коваленко В.В.) разместить постановление на официальном сайте администрации Хабаровского муниципального района.

4. Управлению по обеспечению деятельности администрации Хабаровского муниципального района (Слепцов А.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Сельская новь».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Финансового управления администрации муниципального района Гусеву О.А.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

И.о. главы администрации района А.П. Яц

от ____________2016 № ____

«Управление муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2020 года»

Полное наименование Программы

муниципальная программа «Управление муниципальными финансами

Хабаровского муниципального района на период до 2020 года» (далее — Программа)

Дата принятия правового акта о разработке программы

Постановление администрации хабаровского муниципального района от 29.06.2016 556 № «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальными финансами Хабаровского муниципального района на период до 2020 года»

Финансовое управление администрации Хабаровского муниципального района (далее — Финансовое управление)

Ответственный исполнитель и соисполнители Программы

Ответственный исполнитель Программы: Финансовое управление.

Соисполнители Программы: органы и структурные подразделения администрации Хабаровского муниципального района, осуществляющие полномочия главного распорядителя бюджетных средств (далее — ГРБС).

Цели и задачи программы

Обеспечение эффективного муниципального управления в сфере финансов в Хабаровском муниципальном районе

— обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Хабаровского муниципального района;

— модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.

— создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального района, совершенствование бюджетного процесса, финансового обеспечения муниципальных услуг;

— стимулирование органов местного самоуправления к повышению качества управления муниципальными финансами;

— обеспечение открытости и прозрачности финансов.

Основные целевые показатели

— отклонение фактического объема доходов бюджета района за отчетный финансовый год от первоначального плана;

— наличие сводного реестра расходных обязательств бюджета муниципального района, представление его в министерство финансов края в установленные сроки;

— доля муниципальных учреждений, которым установлены муниципальные задания на оказание муниципальных услуг, в общем количестве муниципальных учреждений;

— соблюдение норматива по содержанию органов местного самоуправления, утвержденного Правительством Хабаровского края;

— наличие результатов конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств согласно эффективности планируемых мероприятий;

— интенсивность персональной нагрузки ревизоров;

— доля исполненных представлений в общем количестве выданных представлений;

— наличие на официальном сайте администрации муниципального района электронной брошюры «Бюджет для граждан», «Отчет для граждан»;

— процент исполнения утвержденного бюджета муниципального района по доходам;

— отношение прироста расходов бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к объему расходов бюджета муниципального образования;

— удельный вес расходов бюджета муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета района;

— доля главных распорядителей средств бюджета района, по которым в отчетном году проведена оценка финансового менеджмента, в общем количестве главных распорядителей средств бюджета района;

— удельный вес муниципальных учреждений, выполнивших муниципальное задание на 100%, в общем количестве муниципальных учреждений, которым установлены муниципальные задания;

— эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;

— наличие результатов оценки качества управления бюджетным процессом в поселениях муниципального района и мониторинга соблюдения сельскими поселениями требований бюджетного законодательства

— отношение дефицита бюджета района к доходам бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

— отношение муниципального долга бюджета района к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в один этап с 2017 по 2020 годы

Объем и источники финансирования программы

Предполагаемый объем финансирования Программы на 2017-2020 годы составит 462 745,0 тыс. рублей:

2017 г. – 106 567,0 тыс. рублей,

2018 г. – 112 429,0 тыс. рублей,

2020 г. – 125 137,0 тыс. рублей,

В том числе за счет средств бюджета Хабаровского муниципального района на 2017-2020 годы составляет- 458 022,0 тыс. рублей, в том числе:

2017 г. – 105 479,0 тыс. рублей,

2018 г. – 111 281,0 тыс. рублей,

В том числе за счет средств краевого бюджета 4723,0 тыс. рублей:

2017 г. – 1 088,0 тыс. рублей,

2019 г. – 1 2010,0 тыс. рублей,

2020 г. – 1 277,0 тыс. рублей

Основные мероприятия Программы

— совершенствование организации бюджетного процесса в Хабаровском муниципальном районе;

— обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Хабаровского муниципального района;

— совершенствование межбюджетных отношений в Хабаровском муниципальном районе;

— управление муниципальным долгом Хабаровского муниципального района

Ожидаемые конечные результаты выполнения программы

— обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета района, повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;

— улучшение качества прогнозирования основных параметров бюджета района, соблюдение требований бюджетного законодательства;

— обеспечение допустимого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга;

— создание стимулов для развития доходного потенциала района;

— сокращение разрыва в бюджетной обеспеченности сельских поселений района;

— повышение эффективности использования бюджетных средств;

— обеспечение открытости и прозрачности деятельности финансового управления;

— обеспечение эффективной организации внутреннего муниципального финансового контроля.

1. Характеристика текущего состояния муниципальных финансов Хабаровского муниципального района

Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития Хабаровского муниципального района (далее — район).

В рамках бюджетной реформы в районе выстроена современная система управления муниципальными финансами:

— создана целостная нормативная правовая база;

— осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;

— бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения всех ранее принятых расходных обязательств;

— в межбюджетных отношениях используются единые принципы и установленные бюджетным законодательством методики.

Система управления муниципальными финансами района постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми на федеральном, региональном и местном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ остаются соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств.

В 2014 — 2016 годах развитие бюджетной системы района осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности управления муниципальными финансами Хабаровского муниципального района, утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 30.12.2014 № 4406.

В ходе реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в районе:

— разработана и утверждена методика формализованного прогнозирования доходов бюджета;

— внедрены инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку муниципальных программ;

— осуществлен переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;

— введена практика конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств района;

— утвержден бюджет на очередной финансовый год и плановый период в программном формате;

— созданы системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета района; мониторинга качества управления бюджетным процессом в сельских поселениях района;

— проведена работа по информатизации бюджетного процесса.

Формирование бюджета муниципального района осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального района, а также с соблюдением ограничений дефицита бюджета муниципального района и муниципального долга муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В целях перехода на программный бюджет впервые при формировании бюджета района на 2013 год в составе материалов, представленных в Собрание депутатов муниципального района одновременно с проектом бюджета, сформировано аналитическое распределение бюджетных ассигнований по муниципальным программам. Бюджет муниципального района на 2016 год принят в рамках 16 муниципальных программ, бюджетные ассигнования на реализацию программ составляют 71,7 процента от общей суммы расходов.

В условиях предельной ограниченности ресурсов принятие новых расходных обязательств необходимо осуществлять путем проведения отбора наиболее эффективных и социально значимых обязательств. В этих целях в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов разработан Порядок конкурсного распределения бюджетных ассигнований бюджета Хабаровского муниципального района, который утвержден постановлением администрации района от 11.09.2013 года № 2809 и распределение принимаемых расходных обязательств осуществляется на конкурсной основе.

Для обеспечения своевременного и качественного составления сводной бюджетной росписи, своевременного доведения показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей и получателей бюджетных средств района, эффективной организации кассового обслуживания бюджета района в финансовом управлении в 2011 году в районе внедрен программный комплекс: «Бюджет-КС». Единая информационная система, к которой подключены главные распорядители и получатели бюджетных средств, обеспечила автоматизированный учет доходов, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, кассового плана выплат и финансирования из бюджета, включая работу с лицевыми счетами участников бюджетного процесса.

Осуществление единого подхода к формированию и составлению отчетности главными распорядителями средств бюджета района, главными администраторами доходов бюджета района, органами местного самоуправления сельских поселений реализовано путем внедрения с октября 2013 года программного комплекса «Свод-Смарт», позволяющего обеспечить формирование консолидированной отчетности всеми участниками бюджетного процесса в масштабе главного распорядителя, сельского поселения, муниципального района.

В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. Наличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии общественных финансов является необходимым условием для обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления.

В этих целях на официальном сайте администрации района с 2012 года введен в эксплуатацию информационный ресурс «Бюджет района», на котором размещаются муниципальные правовые акты по организации бюджетного процесса, отчетность и аналитическая информация об исполнении бюджета, результаты мониторингов, осуществляемых Финансовым управлением, информация о муниципальном финансовом контроле, муниципальных программах. Через портал также реализуется принцип «Открытого бюджета» и новая форма работы – «Бюджет для граждан», где в понятной и доступной для населения форме представлен бюджет района.

Важную роль в организации бюджетного процесса на современном этапе развития занимает система муниципального финансового контроля.

Созданная в муниципальном районе система муниципального финансового контроля позволила обеспечить системный контроль за правомерным и целевым использованием средств бюджета муниципального района.

Нормативная правовая база, определившая систему органов, осуществляющих финансовый контроль, их полномочия и порядок осуществления финансового контроля в муниципальном районе приведена в соответствие с действующим бюджетным законодательством.

Действующие подходы к системе финансового контроля позволили увеличить степень самостоятельности и ответственности распорядителей средств бюджета муниципального района, разработать и внедрить методы и процедуры оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, укрепить финансовую дисциплину, повысить результативность расходования бюджетных средств за счет ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом.

При формировании основных параметров бюджета района определяются приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Реалистичность доходов и расходов бюджета района обеспечивается в результате планирования их на основе прогноза социально-экономического развития района.

В целях единой политики в области планирования доходов в районе утверждена формализованная методика прогнозирования доходов.

Кроме того, в районе постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 17.12.2014 года № 1900 разработан План мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов Хабаровского муниципального района.

Для установления единого порядка прогнозирования доходов бюджета муниципального района разработана методика расчета доходов консолидированного бюджета муниципального района, утвержденная приказом Финансово-экономического управления администрации Хабаровского муниципального района от 26.12.2012 № 49.

Одним из направлений в области повышения доходного потенциала консолидированного бюджета района является оптимизация существующей системы налоговых льгот. В целях реализации данного направления постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 14.11.2011 года № 2594 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по местным налогам» утвержден Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот.

Для осуществления вышеуказанной деятельности Финансовым управлением ведется систематический мониторинг применяемых либо планируемых к применению налоговых льгот и оценка результативности их действия, позволяющая принимать решения об их продлении, отмене либо принятии, а также создание системы оценки доходов, не поступивших в бюджетную систему в результате применения налоговых льгот.

В целях достижения устойчивого роста доходного потенциала также необходимо обеспечить осуществление соответствующих долгосрочных мер, направленных на эффективное управление и распоряжение в сфере имущественных и земельных отношений на территории Хабаровского муниципального района, предусматривающих, в свою очередь, оптимизацию состава и структуры муниципальной собственности с целью получения дополнительных доходов от ее использования или реализации, а также своевременную индексацию (пересмотр) базовых ставок арендной платы.

Другим приоритетным направлением деятельности Финансового управления и отраслевых органов по наполнению бюджета является снижение налоговой и неналоговой задолженности. Финансовое управление муниципального района осуществляет функцию координатора этой работы. В районе выстроена схема взаимодействия фискальных и силовых ведомств, отраслевых органов администрации муниципального района, муниципальных образований.

Одним из приоритетных направлений развития муниципальных финансов, при больших потоках получаемой и обрабатываемой информации является применение новых информационных технологий, модернизация программных комплексов. С приобретением программного продукта «Плательщики и уплаченные доходы» к программному комплексу «Бюджет-Смарт» появилась возможность выгрузки информационных данных по уплате налогов в разрезе налогоплательщиков.

Деятельность Финансового управления в области расходования бюджетных средств ориентирована на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

В целях осуществления контроля за надлежащим качеством управления муниципальными финансами, обеспечивающим эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающим все элементы бюджетного процесса, необходимо создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств бюджета района, совершенствование финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений.

Начиная с отчетности за 2013 года, в районе проводится ежегодный мониторинг и оценка качества финансового менеджмента ГРБС. При анализе по 5-балльной системе средний уровень финансового менеджмента ГРБС за 2016 год составил 3,4 балла и увеличился в сравнении с 2013 годом 0,46 пункта.

В рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в районе создана необходимая нормативная правовая база по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений, регулирующих порядок их создания, утверждения уставов учреждений, ведения лицевых счетов, а также иные документы, регламентирующие порядок деятельности муниципальных учреждений и осуществления контроля за их деятельностью.

В целях совершенствования правового статуса муниципальных учреждений проведена инвентаризация бюджетной сети района, подготовлены обоснованные предложения по поэтапному изменению типа учреждений. В качестве критериев определения типа муниципальных учреждений рассматривались экономический и управленческий потенциал учреждений.

Муниципальные задания формируются для автономных, бюджетных и казенных учреждений на основании нормативов затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаются планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений, осуществляется мониторинг выполнения муниципальных заданий. Проводится работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг (выполнения работ), анализ потребности их предоставления. Информация о деятельности муниципальных учреждений размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и на официальном сайте администрации района.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики в районе для обеспечения стабильности и сбалансированности бюджета невозможно без соблюдения бюджетных ограничений по уровню дефицита бюджета района.

В соответствии со ст. 92.1., 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит местного бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для соблюдения требований бюджетного законодательства необходим постоянный контроль уровня дефицита бюджета района.

Основными функциями межбюджетных отношений в районе являются выравнивание бюджетной обеспеченности в сельских поселениях.

Неравномерность распределения налоговой базы по поселениям, связанная с различиями в уровне социально-экономического развития, территориальном расположении, демографическом положении и рядом других объективных факторов, обуславливают существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности поселений района.

Данная ситуация требует активных действий органов местного самоуправления района по созданию равных финансовых возможностей для сельских поселений по эффективному осуществлению ими полномочий в части решения вопросов местного значения.

В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования бюджетов городского, сельских поселений муниципального района, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и иные межбюджетные трансферты бюджетам городского, сельских поселений муниципального района, позволяющих наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность поселений в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.

Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений муниципального района определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений муниципального района, который в последующих бюджетных циклах не может быть снижен.

Сокращение дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности поселений муниципального района в перспективе должно прослеживаться в сокращении разрыва между тремя наименее и наиболее обеспеченными поселениями муниципального района после выравнивания.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений муниципального района будет осуществляться в случаях возникновения в течение текущего финансового года выпадающих доходов, возникновения в течение текущего финансового года дополнительных расходов, обусловленных объективными причинами, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов поселений муниципального района.

Эта работа в настоящее время проводится путем межбюджетного регулирования. В соответствии с решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 17.02.2015 № 22-120 «Об утверждении порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Хабаровского муниципального района» бюджетам сельских поселений из бюджета района предоставляются: дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности и иные межбюджетные трансферты.

Финансовая поддержка поселениям из бюджета Хабаровского муниципального района составила в 2014 году – 57 421,1 тыс. рублей, в 2015 году – 112 284,1 тыс. рублей, на 2016 год предусмотрено 100 872,8 тыс. рублей.

Практика предоставления иных межбюджетных трансфертов поселениям, имеющих целевой характер расходования, а так же в рамках софинансирования программ, позволила повысить ответственность глав поселений за эффективное исполнение полномочий по решению вопросов местного значения непосредственно на местах и их финансового обеспечения.

Вместе с тем в целях укрепления финансовой самостоятельности сельских поселений района, повышения эффективности финансовых взаимоотношений с поселениями района необходимо продолжить работу по созданию условий для эффективного выполнения поселениями своих полномочий.

В настоящее время в условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности исполнительных органов местного самоуправления поселений возрастает значение работы, направленной на проведение мониторинга соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и оценки качества управления бюджетным процессом.

Оценка качества управления бюджетным процессом в соответствии с постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 27.03.2014 № 643 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга соблюдения поселениями Хабаровского муниципального района требований бюджетного законодательства и оценки качества управления бюджетным процессом», впервые проведена по итогам работы за 2013 год.

Мониторинг качества управления бюджетным процессом свидетельствует как о положительных тенденциях качества организации и осуществления бюджетного процесса в поселениях, так и имеющихся недостатках.

Управление муниципальными финансами района в незначительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами муниципальной политики.

В этой связи главной задачей становится повышение эффективности принятых обязательств и нацеленность бюджета на достижение конкретных результатов.

В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату.

Совершенствование и развитие бюджетного процесса и управления муниципальными финансами, дальнейшее развитие бюджетной сферы по повышению ее эффективности невозможно без принятия действенных мер по устранению недостатков, ограничений и решению ряда проблем. В их числе:

— незавершенность формирования и недостаточность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;

— отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления к оптимизации бюджетных расходов;

— отсутствие оценки последствий органами местного самоуправления принимаемых решений;

— недостаточная действенность системы внутреннего муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;

— отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма.

Системное объединение мероприятий, направленных на обеспечение эффективного управления в сфере финансов в рамках Программы, позволит обеспечить планомерность и результативность работы по их решению.

2. Основные цели и задачи Программы

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития района определена следующая основная цель Программы — обеспечение эффективного муниципального управления в сфере финансов в Хабаровском муниципальном районе.

Достижение цели Программы планируется осуществлять путем решения следующих приоритетных задач:

  • Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Хабаровского муниципального района;
  • Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.
  • 3. Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального района, совершенствование бюджетного процесса, финансового обеспечения муниципальных услуг;

    4. Стимулирование органов местного самоуправления к повышению качества управления муниципальными финансами;

    5. Обеспечение открытости и прозрачности финансов.

    Программа реализуется в один этап с 2017 по 2020 годы.

    Для оценки эффективности реализации Программы планируется использование 17 показателей (индикаторов), характеризующих достижение цели Программы и результаты решения задач и выполнения основных мероприятий Программы.

    Перечень показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой плановых значений по годам приведен в приложении № 1 к Программе.

    3.Перечень программных мероприятий

    Исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач в Программе определены основные мероприятия Программы (представлены приложении № 2 к Программе):

    1. Мониторинг и анализ налоговых льгот, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами.
    2. Формирование доходов бюджета муниципального района на основе методики формализованного прогнозирования доходов бюджета муниципального района по основным видам налогов.
    3. Формирование сводного реестра расходных обязательств бюджета муниципального района.
    4. Планирование бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием.
    5. Мониторинг соблюдения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления района, поселений.
    6. Конкурсное распределение вновь принимаемых (изменение действующих) расходных обязательств муниципального района на основе оценки эффективности предлагаемых к принятию расходных обязательств.
    7. Составление проекта бюджета муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период на основе программно-целевого принципа.
    8. Развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля, осуществление контрольных мероприятий за использованием средств бюджета муниципального района, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам сельских поселений.
    9. Обеспечение размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о бюджете муниципального района.
    10. Организация работы по мобилизации доходов, анализ исполнения доходов бюджета муниципального района и консолидированного бюджета муниципального района.
    11. Ведение мониторинга уплаты налоговых платежей в разрезе плательщиков. Выявление организаций и физических лиц, допустивших нерегулярную уплату налогов, и проведение с ними индивидуальной работы.
    12. Мониторинг расходов бюджета муниципального района, осуществляемых в рамках государственных и муниципальных программ
    13. Проведение ежегодного мониторинга и оценки финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета района, размещение результатов проведенного мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
    14. Осуществление мониторинга оказания муниципальных услуг и формирование планов по решению выявленных проблем в соответствии с муниципальным правовым актом в сферах образования, культуры
    15. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований района.
    16. Предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений из бюджета муниципального района, в том числе имеющих целевое направление расходования.
    17. Проведение мониторинга соблюдения сельскими поселениями требований бюджетного законодательства и оценка качества управления бюджетным процессом.
    18. Соблюдение ограничений по уровню дефицита бюджета муниципального района и обеспечение его оптимального уровня для исполнения бюджета муниципального района.
    19. Соблюдение ограничений по уровню муниципального долга района.

    4. Ресурсное обеспечение Программы

    Предполагаемый объем финансирования Программы на 2017-2020 годы со всех источников составит 462 745,0 тыс. рублей:

    2019 г. – 118 612,0 тыс. рублей,

    2019 г. – 117 402,0 тыс. рублей,

    2020 г. – 123 860,0 тыс. рублей

    2018 г. – 1 148,0 тыс. рублей,

    Ресурсное обеспечение реализации представлено в приложении № 3 к Программе.

    5. Механизм реализации Программы

    Механизм реализации Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Программы.

    Финансовое управление является ответственным исполнителем Программы.

    Финансовое управление обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов финансирования, осуществляет текущее управление реализации Программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, проводит оценку эффективности Программы на этапе реализации, запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета, готовит совместно с соисполнителями Программы годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности Программы (далее — годовой отчет).

    Соисполнитель Программы осуществляет следующие полномочия:

    — осуществляет реализацию основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем;

    — представляет ответственному исполнителю предложения о внесении изменений в Программу;

    — представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета;

    — представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы.

    Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы Хабаровского муниципального района, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.

    Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте администрации муниципального района в сети Интернет информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.

    6. Оценка социально – экономической эффективности Программы

    Приоритеты политики в сфере управления муниципальными финансами Хабаровского муниципального района определены Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах», положениями Комплексной программы социально-экономического развития и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики района.

    Основным стратегическим приоритетом политики в сфере управления муниципальными финансами является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики Хабаровского муниципального района, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности района.

    Реализация программных мероприятий позволит:

    — обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета района, повысить качество и объективность планирования бюджетных ассигнований;

    — улучшить качество прогнозирования основных параметров бюджета района, обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства;

    — обеспечить допустимый и экономически обоснованный объем и структуру муниципального долга;

    — создать стимулы для развития доходного потенциала района;

    — сократить разрыв в бюджетной обеспеченности поселений района;

    — повысить эффективность использования бюджетных средств;

    — обеспечить открытость и прозрачность деятельности Финансового управления;

    — обеспечить эффективную организацию внутреннего муниципального финансового контроля.

    7. Оценка планируемой эффективности Программы

    Оценку эффективности реализации Программы планируется осуществлять в соответствии с Порядком принятия решений о разработке, муниципальных программ Хабаровского муниципального района, их формирования и реализации утвержденным постановлением администрации района.

    Для проведения оценки планируемой эффективности реализации Программы применяются индикаторы (показатели), указанные в Приложении № 1 к Программе, исходя из соответствия текущих значений индикаторов с их плановыми значениями.

    Эффективность реализации мероприятий программы ежегодно определяется в соответствии с методикой расчета индикаторов Программы согласно приложению № 4 к Программе.

    Интегральное значение выполнение цели программы будет являться расчетной оценкой выполнения Программы.

    Интегральное значение определяется в соответствии с плановыми значениями индикаторов за отчетный финансовый год и рассчитывается по формуле: