Ст338 тк рф

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Комментарий к Ст. 338 ТК РФ

1. Трудовой договор, заключаемый на срок до трех лет с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границей, может быть перезаключен на новый срок.

2. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, утверждены Приказом МИДа России от 29 марта 2007 г. N 4418 (БНА РФ. 2007. N 24).

3. Работнику, занимающему должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, по окончании работы за границей должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Второй комментарий к Статье 338 Трудового кодекса

1. Законодатель указывает, что с работником, направленным на работу в соответствующее представительство РФ за границей, заключается только срочный трудовой договор сроком до 3 лет.

2. Если срок договора истекает, стороны могут перезаключить договор на новый срок (до 3 лет).

3. Представляется, что требование о срочности трудового договора в данном случае является императивной нормой, поэтому если срок договора истек и ни одна из сторон не потребовала его прекращения, то договор будет считаться продолженным на новый срок (а не на определенный срок, как указывает ст. 58, ч. 3, ТК РФ).

4. Если до направления за границу работник работал в соответствующем учреждении (направившем его за границу), то в ранее заключенный с ним трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока работы и ее условий за границей.

5. Для работников, направленных на работу за границу, предусмотрена гарантия сохранения места его прежней работы. После окончания работы за границей работнику предоставляется его прежняя или равноценная работа (должность) в учреждении, направившем его за границу. В случае ее отсутствия — другая работа в указанном учреждении (с согласия работника).

6. Равноценной работой будет считаться работа, которая соответствует квалификации работника, занимаемой должности, а также размеру заработной платы по прежней работе.

Статья 338. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

СТ 338 ТК РФ.

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за
границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока
трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей
работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной
власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее
трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за
границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя
или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа
(должность).

Комментарий к Ст. 338 Трудового кодекса РФ

1. В ст. ст. 338 — 341 ТК РФ в качестве места работы называется представительство Российской Федерации за границей. Надо полагать, что это обобщающий термин для обозначения всех видов загранучреждений и нормы гл. 53 ТК РФ относятся к лицам, работающим не только в дипломатических представительствах, но и в консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей.

С работниками, не являющимися сотрудниками федеральных органов исполнительной власти или государственных учреждений Российской Федерации, при направлении в порядке ст. 337 ТК РФ на работу за границу заключается срочный трудовой договор, причем срок договора не может превышать трех лет (в отличие от общего правила, установленного ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Существуют ведомственные нормативные предписания по поводу минимального срока трудового договора при направлении на работу за границу. Например, в торговых представительствах Российской Федерации за границей трудовые договоры заключаются сроком от одного года до трех лет (п. 13 Примерного служебного (трудового) распорядка Торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2006 г. N 240).

Срочные трудовые договоры с работниками загранучреждений могут перезаключаться на новый срок (также не более трех лет). Перезаключение договора означает его заключение на новый срок без прекращения трудовых отношений (без увольнения работника по истечении срока договора). В данном случае вопреки ч. 4 ст. 58 ТК РФ продолжение трудовых отношений после окончания срока договора не превращает его в бессрочный.

2. При направлении на работу за границу работника, занимающего должность в федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, с ним не заключается новый (срочный) трудовой договор, а вносятся изменения или дополнения в уже существующий. Новые условия договора касаются срока и условий работы за границей. Изменения определенных сторонами условий договора (место работы, трудовая функция, режим работы, права и обязанности сторон, заработная плата и др.) в силу ст. 72 ТК РФ допускаются только по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме.

Права и обязанности сотрудников посольств, консульских учреждений, иных загранучреждений определяются законодательством РФ, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Режим работы консульского учреждения устанавливается с учетом местных условий по согласованию с главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.

3. После окончания работы за границей работодатель обязан предоставить своему штатному работнику прежнюю или равноценную работу (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другую работу (должность). Равноценная работа (должность) подразумевает аналогичную по статусу трудовую функцию (например, государственную должность той же категории, которую работник замещал до направления на работу за границу), с тем же уровнем оплаты труда, такими же льготами и мерами правовой и социальной защиты.

Работники, направленные на работу за границу на условиях срочного трудового договора, при прекращении работы в представительстве в связи с истечением срока могут быть уволены по п. 2 ст. 77 ТК РФ.

Статья 338 ТК РФ. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

Новая редакция Ст. 338 ТК РФ

Комментарий к Статье 338 ТК РФ

Трудовой кодекс РФ, в качестве места работы работника, направляемого на работу в представительство РФ за границей, называет представительство РФ за границей. Этим термином обозначаются все виды загранучреждений. Поэтому нормы главы 53 ТК относятся к лицам, работающим не только в дипломатических представительствах, но и в консульских учреждениях РФ, в представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей.

При направлении в порядке, предусмотренном статьей 337 ТК, на работу за границу, с работниками, если они не являются сотрудниками федеральных органов исполнительной власти или государственных учреждений РФ, заключается срочный трудовой договор. Срок договора не может превышать трех лет, в отличие от общего правила, установленного частью 1 статьи 58 ТК, устанавливающей пятилетний предельный срок трудового договора.

Срочные трудовые договоры с работниками загранучреждений могут перезаключаться на новый срок, но не более трех лет. Перезаключение договора означает его заключение на новый срок без прекращения трудовых отношений. В данном случае продолжение трудовых отношений, вопреки части 4 статьи 58 ТК, после окончания срока договора не превращает его в бессрочный.

При направлении на работу за границу с работником, занимающим должность в федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, не заключается новый (срочный) трудовой договор. Чаще всего в уже существующий вносятся дополнения и изменения. В новых условиях договора оговариваются сроки и условия работы за границей. Это, согласно статье 72 ТК, является переводом на другую работу, так как меняются существенные условия договора (место работы, трудовая функция, режим работы, права и обязанности сторон, заработная плата и др.). Такие изменения требуют письменного согласия работника.

По окончании работы за границей работодатель (соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ) предоставляет своему штатному работнику прежнюю или равноценную работу (должность). В случае ее отсутствия по согласованию с работником — другую работу (должность). Под равноценной работой (должностью) подразумевается аналогичная по статусу трудовая функция, с таким же уровнем оплаты труда, равными льготами и мерами правовой и социальной защиты.

Работники, направленные на работу за границу на условиях срочного трудового договора, в случае прекращения работы в представительстве в связи с истечением срока должны быть уволены на основании пункта 2 статьи 77 ТК.

Другой комментарий к Ст. 338 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В ст. ст. 338 — 341 в качестве места работы называется представительство РФ за границей. Надо полагать, что это обобщающий термин для обозначения всех видов загранучреждений, и нормы гл. 53 ТК РФ относятся к лицам, работающим не только в дипломатических представительствах, но и в консульских учреждениях РФ, в представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей.

С работниками, не являющимися сотрудниками федеральных органов исполнительной власти или государственных учреждений РФ, при направлении в порядке ст. 337 ТК РФ на работу за границу заключается срочный трудовой договор, причем срок договора не может превышать трех лет (в отличие от общего правила, установленного ч. 1 ст. 58 ТК РФ о пятилетнем предельном сроке трудового договора). Существуют нормативные установления минимального срока трудового договора при направлении на работу за границу. Так, в торговых представительствах РФ за границей трудовые договоры заключаются сроком от одного года до трех лет (п. 13 примерного служебного (трудового) распорядка Торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 августа 2006 г. N 240).

Срочные трудовые договоры с работниками загранучреждений могут перезаключаться на новый срок (также не более трех лет). Перезаключение договора означает его заключение на новый срок без прекращения трудовых отношений (без увольнения работника по истечении срока договора). При этом в данном случае вопреки ч. 4 ст. 58 ТК РФ продолжение трудовых отношений после окончания срока договора не превращает его в бессрочный.

2. При направлении на работу за границу работника, занимающего должность в федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, с ним не заключается новый (срочный) трудовой договор, а вносятся изменения или дополнения в уже существующий. Новые условия договора касаются срока и условий работы за границей. Изменения определенных сторонами условий договора (место работы, трудовая функция, режим работы, права и обязанности сторон, заработная плата и др.) согласно ст. 72 ТК РФ допускаются только по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме.

Права и обязанности сотрудников посольств, консульских учреждений, иных загранучреждений определяются законодательством РФ, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Режим работы консульского учреждения устанавливается с учетом местных условий по согласованию с главой дипломатического представительства РФ в государстве пребывания.

3. После окончания работы за границей работодатель (соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ) обязан предоставить своему штатному работнику прежнюю или равноценную работу (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другую работу (должность). Равноценная работа (должность) подразумевает аналогичную по статусу трудовую функцию (например, государственную должность той же категории, которую работник замещал до направления на работу за границу), с тем же уровнем оплаты труда, такими же льготами и мерами правовой и социальной защиты.

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность).

Комментарии к ст. 338 ТК РФ

1. Если федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ направляет на работу в представительство РФ за границей гражданина РФ, который не состоит в трудовых отношениях с этим федеральным органом или государственным учреждением РФ (не состоит в штате этого органа или учреждения), то с этим гражданином заключается срочный трудовой договор продолжительностью не более 3 лет. По истечении этого срока трудовой договор с работником может быть перезаключен на новый срок, который также не должен превышать 3 лет. Возможность последующего перезаключения договора ТК не ограничена и зависит от усмотрения сторон. Согласно ч. 1 ст. 59 ТК с лицами, направляемыми на работу за границу, заключается срочный трудовой договор.

ТК не содержит гарантий трудоустройства по истечении срока работы в представительстве РФ за границей для работника, который перед направлением его на работу за границей не состоял в трудовых отношениях с федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением РФ.

2. Если федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ направляет на работу в представительство РФ за границей работника, который состоит в трудовых отношениях с этим федеральным органом или государственным учреждением РФ, то в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. Направление штатного работника на работу за границу в этом случае можно рассматривать как перевод на другую работу, который допускается только с письменного согласия работника (ч. 1 ст. 72.1 ТК). При таком переводе имеет место изменение действующего трудового договора. Перевод в данном случае не следует путать с прекращением трудового договора в порядке перевода, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК, поскольку работодатель по договору не меняется и трудовой договор не требуется прекращать по прежнему месту работы и заключать вновь по новому месту работы.

Срок работы в представительстве РФ за границей устанавливается по соглашению между направляющим на работу за границу федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением РФ и работником и по взаимному согласию сторон может быть продлен.

При этом трудовой договор с таким работником не становится срочным, поскольку по окончании работы за границей этому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность). Однако работник в этом случае не вправе требовать предоставления ему прежней или равноценной должности, так как такая работа (должность) может быть ему предоставлена лишь при наличии соответствующей вакансии. Если же такая вакансия отсутствует, то федеральный орган исполнительной власти или государственное учреждение РФ, направившие своего штатного работника на работу в представительство РФ за границей, должны предложить ему другую работу (должность), в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

В трудовой книжке штатного работника, направляемого на работу в представительство РФ за границей, делается ссылка на ст. 72.1 ТК. Если по истечении срока работы за границей штатному работнику предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии — другая работа (должность) в этом же государственном органе (учреждении), то в трудовой книжке также делается ссылка на ст. 72.1 ТК.

3. Согласно ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные гражданские служащие замещают должности на основе служебного контракта (а не трудового договора).

Однако поскольку в названном Законе не имеется положений, определяющих особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти за границей, то в силу ст. 73 названного Закона к регулированию отношений, возникающих при направлении государственных гражданских служащих на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти за границей, должны применяться нормы трудового законодательства, включая и нормы гл. 53 ТК.

При этом положения ТК о трудовом договоре применительно к государственным гражданским служащим могут рассматриваться в контексте заключаемых с государственными гражданскими служащими служебных контрактов. В связи с этим в актах Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих отношения с работниками, направляемыми на работу за границу, наряду с трудовым договором указывается служебный контракт.

4. Действие гл. 53 ТК не распространяется на дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) РФ при международной организации (в иностранном государстве) включены в Сводный перечень государственных должностей РФ, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32.

При замещении указанных должностей, как и иных государственных должностей РФ, не возникает трудовых или служебных отношений и соответственно не заключается трудовой договор или иной контракт.

Следует также отметить, что разд. 10 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574, предусмотрена должность «Представитель (постоянный представитель) Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации», которая считается должностью федеральной государственной гражданской службы при условии замещения ее по служебному контракту. Служебный контракт при назначении на указанную должность заключается в том случае, если назначение производится Правительством РФ.

Так, Постоянный представитель РФ при Международной морской организации и Представитель РФ при Международной организации гражданской авиации назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению Министра транспорта РФ, согласованному с МИД России (п. 2 Указа Президента РФ от 2 мая 2006 г. N 448). Данные лица признаются гражданскими служащими, и с ними заключается служебный контракт.

5. При заключении трудового договора используются также правила, установленные в следующих правовых актах:

Приказе МИД России от 29 марта 2007 г. N 4418 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации»;

Приказе МИД России от 29 марта 2007 г. N 4417 «Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях»;

Приказе МВД России, МИД России и ФСБ России от 6 октября 2006 г. N 785/14133/461 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации»;

Приказе МИД России от 28 ноября 2008 г. N 18564 «О размерах должностных окладов (окладов) в рублях работников, замещающих отдельные должности и работающих по отдельным профессиям в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации».

Комментарии к СТ 338 ТК РФ

Статья 338 ТК РФ. Трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей

1. Комментируемая статья предусматривает максимальный срок, на который может быть заключен трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, составляющий три года. В соответствующих подзаконных актах норма о сроке трудового договора с указанной категорией работников развивается и детализируется. Например, в п. 13 Примерного служебного (трудового) распорядка торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.08.2006 N 240, предусмотрен не только максимальный (не более трех лет), но и минимальный срок, на который может быть заключен трудовой договор с работником, принимаемым на работу в торговое представительство Российской Федерации в иностранном государстве, составляющий один год.

2. Конкретный срок трудового договора с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей (в пределах трехлетнего срока), определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти либо государственным учреждением Российской Федерации. По окончании указанного срока допускается перезаключение трудового договора на новый срок.

3. Внесение изменений и дополнений в заключенный ранее трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, касающихся срока и условий его работы в соответствующем загранучреждении, оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.

4. Предоставлением равноценной работы (должности) по окончании работы за границей следует считать предоставление работнику аналогичной по статусу работы (должности) в соответствии с его профессией, специальностью, квалификацией с оплатой труда не ниже, чем по прежней работе.

5. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, утверждены Приказом МИД России от 29.03.2007 N 4418.

Статья 338 ТК РФ

В статье 338 ТК РФ говорится об особенностях трудового договора с работником, направляемым на работу в представительство российской Федерации за границей. В соответствии со статьей 338 ТК РФ трудовой договор с данной категорией работников заключается на срок до двух лет с возможностью последующего перезаключения. На основании статьи 338 ТК РФ период работы за границей оговаривается в заключенном ранее трудовом договоре посредством внесения в него соответствующих изменений и дополнений.