Налог на имущество юридических лиц консультант

Налог на имущество юридических лиц консультант

Пресс-служба компании «Консультант Плюс«

В информационном банке «Путеводитель по налогам», специальном аналитическом материале системы «Консультант Плюс», появилось новое практическое пособие — по налогу на имущество организаций. Пособие поможет разобраться в различных вопросах, возникающих при исчислении и уплате этого налога.

В новом практическом пособии рассмотрено:

— кто является плательщиком налога на имущество;
— какое имущество облагается налогом;
— как рассчитать налоговую базу и определить налоговую ставку;
— какие существуют льготы по налогу.

Проанализирован порядок исчисления и уплаты налога с учетом авансовых платежей, а также возможного применения льгот.

В практическом пособии детально рассмотрены вопросы налогообложения имущества организаций, в т.ч. иностранных организаций, участников договоров о совместной деятельности, а также организаций, имеющих обособленные подразделения.

Приведены конкретные примеры исчисления налога в распространенных ситуациях, с которыми специалисты сталкиваются на практике. Например, пошагово описаны действия по исчислению налога при передаче имущества в аренду или в качестве вклада в договор простого товарищества, выбытия имущества при его реализации или реорганизации налогоплательщика, в случае, если объекты недвижимого имущества расположены в разных субъектах РФ.

Кроме того, в пособии представлены рекомендации по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество, рассмотрены порядок и сроки ее представления в налоговые органы. Для наглядности приведен образец заполнения налоговой декларации.

Авторы пособия — эксперты «Консультант Плюс» с большим опытом практической работы в области налогообложения и права. Они ежедневно изучают все имеющиеся и поступающие в систему документы и регулярно вносят соответствующие изменения в текст пособия. Как и другие пособия банка «Путеводитель по налогам», материал обновляется ежемесячно с учетом изменений законодательства, новых разъяснений контролирующих органов и складывающейся судебной практики.

Как известно, налог на имущество организаций является региональным налогом, поэтому при подготовке пособия авторы учитывали положения не только Налогового кодекса РФ, но и законов субъектов РФ. Также они проанализировали и отразили в пособии позиции контролирующих органов (Минфина России, ФНС России) и судебную практику по этому налогу. При необходимости по ссылкам можно перейти в полные тексты этих документов для детального изучения.

Специальный аналитический материал

Новое практическое пособие — еще один материал, подготовленный экспертами Консультант Плюс для информационного банка «Путеводитель по налогам». Этот банк — специальный аналитический материал системы «Консультант Плюс», в котором обобщена и доступно изложена вся имеющаяся информация по основным налогам и взносам: НДС, налогу на прибыль, ЕНВД, НДФЛ, ЕСН, УСН, взносам в ФСС РФ и ПФР, а также по годовой бухгалтерской отчетности и налогу на имущество.

«Путеводитель по налогам» поможет максимально быстро разобраться в информации и найти ответы на возникающие в работе специалистов вопросы.

(По материалам бюллетеня «Консультант Плюс»)

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество предприятий

Налог на имущество предприятий относится к налогам субъектов Российской Федерации, элементы которых и общие принципы взимания устанавливаются НК РФ, а конкретные особенности исчисления и уплатыналоговым законодательством субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество предприятий введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». Напомним, что поскольку налог на имущество предприятий является региональным налогом (налогом субъектов Российской Федерации), то порядок исчисления и уплаты, а также отдельные элементы налогообложения налогом на имущество предприятий (не установленные или разрешенные к изменению в налоговом законодательстве Российской Федерации) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время порядок налогообложения налогом на имущество предприятий регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» с учетом внесенных изменений и дополнений (далее Закон);
  • Законами субъектов Российской Федерации;
  • Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» — далее по тексту Инструкция № 33;
  • Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации» — далее по тексту Инструкция № 38;
  • Письмом МНС РФ от 11 марта 2001 г. № ВТ-6-04/[email protected] «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий»;
  • Письмом МНС РФ от 27 апреля 2001 г. № ВТ-6-04/350 «О разъяснениях по применению изменений и дополнений № 5 в инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»;
  • Иными нормативными правовыми актами.
  • Согласностатье 1 Закона о налоге на имущество предприятий налогоплательщиками по налогуна имущество предприятий являются три категориилиц:

    1) предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

    2) филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. При этом согласно письму МНС РФ от 11 мая 2001 г. № 04-4-05/113-М905 «О налоге на имущество предприятий» налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) и месту нахождения обособленных подразделений организации, а не по месту нахождения имущества организации;

    3) компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Отметим, чтоформа собственности при исчислении и уплате налога на имущество значения не имеет.Так, согласно письму Минфина РФ от 6 ноября 2001 г. № 04-05-06/85 в случаепостановки на баланс организации государственного или муниципального имущества,осуществляемой согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации путемпередачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственнымили муниципальным унитарным предприятиям, указанное имущество подлежитналогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

    На основании статьи 2 Законаобъектом налогообложения по налогу на имущество является стоимость основныхсредств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансеналогоплательщика. При этом основные средства, нематериальные активы иматериально-производственные запасы учитываются по остаточной стоимости.

    Налоговая база по налогу наимущество предприятий определяется как денежное выражение стоимостиналогооблагаемого имущества налогоплательщика. Налоговая база по налогу наимущество рассчитывается суммированием остатков по счетам бухгалтерского учетаналогоплательщика, предназначенным для учета налогооблагаемого имущества. Приэтом для разных категорий налогоплательщиков при определении налоговой базы поналогу на имущество предприятий согласно пункту 4 Инструкции № 33 используютсяразличные счета бухгалтерского учета, что более наглядно может бытьпроиллюстрировано в таблице.

    Отметим, чтодля исчисления налога на имущество предприятий по основным средствамиспользуются правила определения срока полезного использования, установленные впостановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификацииосновных средств, включаемых в амортизационные группы». Этой же позициипридерживается МНС РФ и Минфин РФ. Так, согласно письму МНС РФ от 6 сентября2002 г. № ШС-6-21/1377 «О налоге на имущество предприятий» для целейналогообложения налогом на имущество предприятий принимается остаточнаястоимость основных средств, сформированная по правилам ведения бухгалтерскогоучета. На основании письма Минфина РФ от 29 августа 2002 г. № 04-05-06/34 для целейбухгалтерского учета постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «Оклассификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»применяется для определения срока полезного использования объектов основныхсредств, принятых к бухгалтерскому учету начиная с 1 января 2002 г.

    При этом амортизация по объектамосновных средств, принятым к бухгалтерскому учету до указанной даты, для целейбухгалтерского учета продолжает начисляться исходя из срока полезногоиспользования, определенного при постановке объекта на учет, и выбранногоорганизацией для группы однородных объектов способа начисления амортизации.

    Налоговым периодом по налогу наимущество предприятий на основании статьи 7 Закона о налоге на имуществопредприятий является год.

    Отчетными периодами по налогу наимущество предприятий являются квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

    Это означает, что налогоплательщикиналога на имущество предприятий обязаны ежеквартально исчислять, уплачивать исдавать налоговую декларацию по налогу на имущество предприятий. Форма ипорядок предоставления налоговых деклараций по налогу на имущество предприятийустанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

    На основании статьи 6 Законаналоговая ставка по налогу на имущество предприятий устанавливается законамисубъектов Российской Федерации в размере не выше 2 процентов от налоговой базы.При этом устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.А при отсутствии в законодательных актах субъектов Российской Федерации положенийо конкретных ставках налога на имущество предприятий применяется максимальнаяставка налога, то есть ставка 2 процента от налоговой базы.

    Порядок исчисления налога наимущество предприятий является уникальным, поскольку таким образом неисчисляется ни один налог, действующий на территории Российской Федерации. Этотпорядок может быть представлен в виде следующей формулы.

    Сумма налога на имущество = Среднегодовая стоимость имущества х Налоговая ставка

    Как видим, в качестве множителя приисчислении налога на имущество предприятий выступает не налоговая база, асреднегодовая стоимость имущества. Проясним ситуацию.

    Согласностатье 3 Закона среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетныйпериод (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 январяотчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, атакже суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталовотчетного периода. Расчет среднегодовой стоимости имущества налогоплательщикана каждый отчетный период может быть представленследующими формулами:

    СС9м = ((Н1)/2 + Н2 + Н3 + (Н4)/2)/4,

    ССг = ((Н1)/2 + Н2 + Н3 + Н4 + (Н5)/2)/4,

    ССкв — среднегодовая стоимость имущества предприятия за 1квартал конкретного налогового периода;

    ССпол —среднегодовая стоимость имущества предприятия за полугодие конкретногоналогового периода;

    СС9м —среднегодовая стоимость имущества предприятия за 9 месяцев конкретногоналогового периода;

    ССг —среднегодовая стоимость имущества предприятия за год конкретного налоговогопериода;

    Н1 — налоговаябаза по налогу на имущество на 1 января конкретного налогового периода;

    Н2 — налоговаябаза по налогу на имущество на 1 апреля конкретного налогового периода;

    Н3 — налоговаябаза по налогу на имущество на 1 июля конкретного налогового периода;

    Н4 — налоговаябаза по налогу на имущество на 1 октября конкретного налогового периода;

    Н5 — налоговая база по налогу наимущество на 1 января следующего налогового периода.

    Согласно статье 7 Закона сумма налога на имущество предприятийисчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце годапроизводится перерасчет.

    Уплата налогапроизводится по квартальным налоговым декларациям в пятидневный срок со дня,установленного для представления бухгалтерской отчетности за квартал(бухгалтерская отчетность за квартал должна быть представлена в течение 30 днейс момента окончания квартала), а по годовым налоговым декларациям — вдесятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерскойотчетности за год (бухгалтерская отчетность за год должна быть представлена втечение 90 дней с момента окончания квартала).

    Форма налоговой декларации поналогу на имущество и порядок ее заполнения предусмотрены Инструкцией № 33.Вместе с тем, отдельные предприятия и организации обладают мобилизационнымимощностями и (или) создают мобилизационные резервы. В соответствии с пунктом 2статьи 5 Закона Российской Федерации от 21июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» сведения омобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения ивоенной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегическихвидов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и обиспользовании государственных материальных резервов составляют государственнуютайну.

    Поэтому на основании письма МНС РФот 29 апреля 2002 г. № НА-6-21/639 «О сведениях, составляющих государственнуютайну» сведения, составляющие государственную тайну, в налоговой декларации поналогу на имущество предприятий не указываются и представляются в налоговыеорганы в порядке, предусмотренном для передачи сведений, составляющихгосударственную тайну.

    По налогу на имущество предприятийпредусмотрено два типа налоговых льгот: освобождение от уплаты налога наимущество предприятий отдельных категорий налогоплательщиков и освобождение отуплаты налога на имущество предприятия с некоторых групп имущества.

    От уплатыналога на имущество предприятий на основании статьи4 Закона освобождаются:

    1) бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы внебюджетных фондов Российской Федерации;

    2) предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    Отметим, что применение этой льготы согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2001 г. № 7768/00 не должно ставиться в зависимость от вида как перерабатываемого, так и произведенного конечного продукта, а зависит только от размера выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от льготируемых видов деятельности;

    3) религиозные объединения и организации, национально-культурные общества;

    4) предприятия народных художественных промыслов;

    5) жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества;

    6) общественные организации инвалидов, а также другие предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;

    7) иные предприятия и организации, в соответствии с действующим налоговым законодательством.

    Согласно статям 4 и 5 Законаналогом на имущество предприятий не облагается следующее имущество:

    1) объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщика.

    На основанииписьма МНС РФ от 12 марта 2002 г. № 21-4-05/1/68-И896 «О налоге на имуществопредприятий» этой льготой могут пользоваться организации любыхорганизационно-правовых форм и форм собственности, на балансе которых находятсяназванные объекты. К таким объектам относятся также объекты здравоохранения,находящиеся на балансе организаций, оказывающих стоматологические и другиеплатные медицинские услуги. При этом из налоговой базы по налогу на имуществопредприятий исключаются только объекты жилищно-коммунальной исоциально-культурной сферы, непосредственно используемые по целевомуназначению.

    Это означает, что административныепомещения и здания, служебные машины и гаражи, компьютеры и другое имущество,используемое в административно-хозяйственных целях, подлежит налогообложениюналогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке;

    2) объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.

    Отметим, что письмом ГосналогслужбыРФ от 16 февраля 1995 г. № НИ-4-04/6н «О налоге на имущество обществ охотникови рыболовов и охотничье-рыболовных хозяйств» утвержден перечень объектов,исключительно используемых для охраны природы и пожарной безопасности.Имущество, входящее в этот перечень, не облагается налогом на имуществопредприятий;

    3) имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее по тексту — органы власти).

    На основании письма ГосналогслужбыРФ от 6 мая 1997 г. № СШ-6-02/348 «О налоге на имущество предприятий» органывласти самостоятельно определяют перечень предприятий, связанных с сезонным(природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также размер страховых исезонных запасов. Отметим, что это мнение подтверждается и постановлениемПрезидиума ВАС РФ от 15 мая 2001 г. № 6846/00;

    4) имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

    Данная льготапо налогу на имущество применяется к указанным видам имущества, если нетвозможности использовать льготу для предприятий, имущество которых целиком необлагается налогом на имущество предприятий. Так, например, если выручка отреализации от производства, переработки и хранения сельскохозяйственнойпродукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов составляетменее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг),то не все имущество предприятия, а только имущество, используемое дляпроизводства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции,выращивания, лова и переработки рыбы освобождается от уплаты налога наимущество предприятий;

    5) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов. Отметим, что письмом МНС РФ от 11 мая 2001 г. № ВТ-6-04/379 «О налоге на имущество предприятий» установлен перечень электросетевых объектов, входящих в состав линий энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации 25 апреля 2001 года и согласованный Минфином России 23 апреля 2001 года. На основании вышеуказанного письма имущество, поименованное в этом перечне не облагается налогом на имущество предприятий.

    Письмом Минсвязи РФ от 27 марта1996 г. № 55-у «О льготе по налогу на имущество» с целью освобождения от налогана имущество предприятий установлен перечень имущества, являющегося линиямисвязи и оборудованием для их обслуживания;

    6) спутники связи;

    8) мобилизационный резерв и мобилизационные мощности.

    Письмом Минсвязи РФ от 27 марта1996 г. № 55-у «О льготе по налогу на имущество» с целью освобождения от налогана имущество предприятий установлен перечень имущества, являющегосямобилизационным резервом и мобилизационными мощностями;

    9) иные виды имущества в соответствии с действующим налоговым законодательством.

    Данная льгота предоставляется приобеспечении раздельного учета льготируемого и не льготируемого для целейналогообложения налогом на имущество предприятий имущества. Если раздельныйучет этих видов имущества не обеспечен, то льготы по налогу на имуществопредприятий не применяются.

    ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

    Порядок налогообложения налогом наимущество предприятий имущества иностранных юридических лиц регламентируетсяИнструкцией № 38.

    Выделим основные особенностиисчисления и уплаты налога на имущество предприятий иностранными юридическимилицами:

  • В отношении налогообложения налогом на имущество предприятий иностранных юридических лиц применяются международные соглашения об избежании двойного налогообложения. При этом согласно пункту 6.1 Инструкции № 38, если международными договорами СССР или Российской Федерации, ратифицированными в установленном порядке, предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Инструкции № 38, то применяются правила международного договора. Фактически это означает, что если на основании международных договоров имущество иностранных юридических лиц не облагается налогом на имущество в Российской Федерации, то такие иностранные юридические лица не исчисляют и не уплачивают налог на имущество предприятий.
  • Амортизация имущества иностранными юридическими лицами начисляется по законодательству страны постоянного местопребывания со следующими особенностями. На основании пункта 3.3 Инструкции № 38 основой для определения стоимости основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов для целей налогообложения является остаточная стоимость, определяемая исходя из первоначальной стоимости (стоимости приобретения), с учетом начисленного износа по законодательству страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица.
  • При этом суммы начисленнойамортизации по законодательству страны постоянного местопребывания, принимаемыев уменьшение стоимости имущества, для целей налогообложения налогом наимущество предприятий не могут превышать за год следующих размеров:

    • категория А (здания и сооружения) — 5 процентов;
    • категория В (автомобили легковые, конторская мебель и оборудование, компьютеры, информационные системы и средства обработки данных) — 25 процентов;
    • категория С (другое имущество) — 15 процентов.
    1. Остатки незавершенного производства (затрат) для целей налогообложения налогом на имущество предприятий иностранные юридические лица определяют в особом порядке. Так, согласно пункту 3.5 Инструкции № 38 затраты, подлежащие налогообложению, рассчитываются как разница между суммой затрат отчетного периода, относимых на издержки производства и обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации, и суммой затрат, фактически отнесенных в этом же отчетном периоде к завершенной производством продукции (работам, услугам).
    2. При этом в случае, если непредставляется возможным определить затраты, отнесенные к завершеннойпроизводством продукции (работам, услугам), затраты, учитываемые дляналогообложения, рассчитываются исходя из общей суммы затрат в каждом отчетномпериоде с применением коэффициента 0,25.

      1. В соответствие с пунктом 4.1 Инструкции № 38 предельный размер налоговой ставки на имущество иностранных юридических лиц не может превышать установленного законом уровня, то есть 2 процента. Конкретные ставки, определяемые в зависимости от видов деятельности отдельных иностранных юридических лиц, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Если же ставки налога на имущество для иностранных юридических лиц не установлены, то согласно пункту 4.2 Инструкции № 38 применяется максимальная ставка налога, предусмотренная Законом о налоге на имущество предприятий, то есть 2 процента.
      2. Для иностранных юридических лиц установлены особые формы отчетности по налогу на имущество предприятий. Эти формы, а также порядок их составления и представления регламентируются Инструкцией № 38.
      3. Консультант пульс

        всегда в курсе событий

        Налог на имущество организаций: помните о важных изменениях!

        Так, с начала текущего года не являются объектами налогообложения основные средства первой и второй амортизационных групп. Об этом говорит новая редакция подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса.

        Интересно, что основные средства, относящиеся к движимому имуществу и принятые на учет с начала 2013 года, также освобождаются от налога на имущество организаций. Но теперь это делается на основании налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса.

        Под льготу не подпадает движимое имущество, принятое на учет в результате:

        · реорганизации или ликвидации юридических лиц;

        · передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.

        Получается, что включать стоимость движимого имущества в соответствующий налоговый расчет не требуется и сейчас. Исключением являются объекты основных средств, принятые на учет:

        · до 1 января 2013 года;

        · в результате реорганизации, ликвидации юридических лиц и передачи (в т.ч. через приобретение) между взаимозависимыми лицами.

        Также следует помнить, что с начала года жилье, которое не учитывается на балансе компании в качестве основного средства (например, товарное жилье), должно облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Об этом говорит уточненные положения пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса.

        г. Омск, ул. Щербанева, 27, 3 этаж

        Утверждено
        решением Президентского cовета
        НП «Институт профессиональных
        бухгалтеров и аудиторов России»
        (протокол № 4/13 от 25 апреля 2013 г.)

        Изучение налогового законодательства с учетом всех изменений на дату проведения занятий.

        Изучение судебных актов Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по ключевым вопросам применения Налогового кодекса РФ, принятым за время его действия. Особое внимание уделяется разъяснениям Минфина и ФНС России, а также судебным решениям, направленным ФНС России налоговым органам для применения в контрольной работе и размещенным на сайте ФНС России www.nalog.ru в соответствии с письмами ФНС России от 23.11.2011 № ЕД-4-3/15678 и от 12.08.2011 № СА-4-7/13193.

        Изучение писем Минфина России и ФНС России, которые были направлены неограниченному кругу лиц (независимо от даты выпуска писем, если эти письма используются в настоящее время), а также наиболее существенных разъяснений указанных органов, направленных отдельным налогоплательщикам.

        Учитывая, что программа рассчитана на специалистов, которые прошли обучение по базовому курсу, в нее вошли темы, отвечающие следующим принципам:

        в процессе обучения рассматриваются наиболее спорные и сложные вопросы налогообложения и изменения законодательства по соответствующим налогам (или главам части первой НК РФ) налоги, изучаемые в рамках данного курса являются общими, т. е. практически не связаны с отраслевыми особенностями.

        Изучение таких налогов (спецрежимов) как акцизы, ресурсные налоги (водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Единый сельхозналог; Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) может осуществляться в рамках факультативов для соответствующих отраслей.

        По теме «Региональные и местные налоги» в связи с незначительными изменениями налогового законодательства в программу вводится обзор последних разъяснений Минфина России и ФНС России, а также арбитражной практики.

        Тема 1. Налоговое право

        Налоговое обязательство и его исполнение. Способы обеспечения исполнения обязательства: пеня, приостановление операций по счетам в банках и др. Зачет и возврат налогов. Налоговая декларация; внесение изменений в налоговую декларацию. Исправление выявленных ошибок, связанных с возникновением недоимки или переплаты налога. Налоговые проверки.

        Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Контролируемые сделки. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании.

        Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование решений, действий и бездействий налоговых органов. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров.

        Тема 2. Налог на добавленную стоимость

        Налоговая база, налоговые ставки и налоговый период. Операции, освобождаемые от налогообложения.

        НДС при получении и перечислении предоплаты в денежной и неденежной форме.

        Порядок предъявления налога на добавленную стоимость покупателю; порядок оформления счетов-фактур на бумажном носителе и в электронном виде; корректировочные счета-фактуры; порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов- фактур, книг покупок и книг продаж.

        Налоговые вычеты по товарам, работам, услугам, основным средствам и нематериальным актива. Порядок отнесения НДС на расходы по производству и реализации продукции (работ, услуг). Раздельный учёт при наличии облагаемых и необлагаемых операций. Восстановление НДС, ранее принятого к вычету.

        НДС при строительстве подрядным, хозяйственным и смешанным способом для собственного потребления.

        НДС у налогового агента.

        НДС при перемещении товаров через таможенную границу России (в том числе через границу со странами Таможенного союза)

        Порядок возмещения НДС. Заявительный порядок возмещения НДС.

        Обзор арбитражной практики по применению главы 21 НК РФ, а также разъяснений Минфина России и ФНС России.

        Тема 3. Налог на прибыль. Налоговый учёт. Сопоставление бухгалтерского и налогового учёта

        Организация налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Классификация возникающих разниц в соответствии с ПБУ 18/02.

        Оценка активов в бухгалтерском и налоговом учете: основные средства, МПЗ, товары для перепродажи.

        Группировка и момент признания доходов (в т.ч. от продажи недвижимости) и расходов в бухгалтерском и налоговом учете; прямые и косвенные расходы; оценка незавершенного производства; нормируемые расходы в налоговом учете (проценты по долговым обязательствам; представительские рекламные расходы, расходы на страхование работников и др.).

        Амортизационная политика в целях налогообложения прибыли: понятие амортизируемого имущества; линейный и нелинейный методы начисления амортизации; амортизационная премия и изменение порядка ее порядок начисления амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений неотделимого характера в арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование).

        Расходы на НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете

        Бухгалтерский и налоговый учет операций в иностранной валюте и в условных денежных единицах.

        Убытки в бухгалтерском и налоговом учете: от деятельности, от списания недоамортизированных основных средств и нематериальных активов, от операций с ценными бумагами, от реализации имущественных прав, в т.ч. от уступки прав требования, от списания финансовых вложений.

        Операции с капиталом — бухгалтерский и налоговый учет (Формирование, увеличение, уменьшение уставного капитала, дивиденды). Вклады собственников на увеличение чистых активов хозяйственных обществ.

        Особенности налогообложения организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность

        Особенности налогообложения иностранных юридических лиц.

        Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков и участниками договора инвестиционного товарищества.

        Организация налогового учета организациями, имеющими обособленные подразделения

        Обзор арбитражной практики по применению главы 25 НК РФ, а также разъяснений Минфина России и ФНС России.

        Рассмотрение практических ситуаций в форме примеров, задач, и тестов.

        Тема 4. Налог на доходы физических лиц

        Налогоплательщики. Доходы из источников в Российской Федерации и доходы от источника за пределами Российской Федерации.

        Объект налогообложения. Доходы, не подлежащие налогообложению.

        Налоговая база. Особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в организациях, по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

        Налоговые вычеты и порядок их предоставления: стандартные социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

        Налоговый период; дата получения дохода; налоговые ставки; порядок исчисления налога. Обязанность налоговых агентов по ведению учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, разрабатываемых самостоятельно.

        Порядок уплаты налога налоговыми агентами.

        Порядок исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов.

        Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей индивидуальными предпринимателями.

        Декларирование доходов физическими лицами. Порядок возврата налога, излишне удержанного налоговым агентом с физических лиц-резидентов РФ и физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

        Обзор арбитражной практики по применению главы 23 НК РФ, а также разъяснений Минфина России и ФНС России.

        Тема 5. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования

        Плательщики страховых взносов. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. Учет плательщиков страховых взносов.

        База для начисления страховых взносов. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

        Расчетный и отчётный периоды. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений.

        Тарифы страховых взносов. Дополнительные тарифы страховых взносов за работников, имеющих право на досрочную пенсию Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.

        Порядок составления и представления Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и в фонды обязательного медицинского страхования (Форма РСВ-1 ПФР).

        Порядок составления и представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС РФ, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС РФ).

        Обзор разъяснений Минтруда и занятости России и социальных внебюджетных фондов.

        Тема 6. Упрощенная система налогообложения

        Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) с возврата на общую систему налогообложения.

        Доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль организациями, применяющими УСН.

        Порядок уплаты авансовых платежей по единому налогу и налога при применении УСН.

        Порядка исчисления и уплаты налога и авансовых платежей организациями, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, с учётом уменьшения на суммы уплаченных страховых взносов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

        Перечень и порядок признания расходов организациями, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок расчета и уплаты минимального налога. Порядок переноса убытков на будущее.

        Декларация по единому налогу- порядок составления и представления в налоговые органы.

        Обзор арбитражной практики по применению главы 26.2 НК РФ, а также разъяснений Минфина России и ФНС России.

        Рассмотрение практических ситуаций в форме примеров, задач и тестов.

        Тема 7. Единый налог на вмененный доход

        Введение добровольного перехода на ЕНВД с 2013 года.

        Ограничения для применения ЕНВД по численности и доле участия в уставном капитале юридических лиц.

        Порядок оформления и выдачи документов, подтверждающих оплату товаров (работ, услуг) плательщиками ЕНВД, использующими право не применять контрольно-кассовую технику.

        Виды деятельности, по которым предоставлено право перехода на единый налог на вмененный доход.

        Базовая доходность, корректирующие коэффициенты и ставки ЕНВД; налоговый и отчётный периоды.

        Порядок уменьшения ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов.

        Обзор арбитражной практики по применению главы 26.3 НК РФ, а также разъяснений Минфина России и ФНС России.

        Тема 8. Региональные и местные налоги (транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц)

        Налогоплательщики и элементы налогообложения: объекты, налоговая база, ставки, налоговый и отчётный периоды, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. Льготы. Порядок и сроки представления деклараций.

        Изменения главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» в части движимого имущества.

        Обзор арбитражной практики по применению глав 28, 30 и 31 НК РФ и Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 28.11.2009) «О налогах на имущество физических лиц», а также разъяснений Минфина России и ФНС России.

        Краткий список законодательных и нормативных актов, рекомендуемые справочно-информационные системы и сайты

        Налоговый кодекс Российской Федерации части первая и вторая

        Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 27.07.2010) «О налогах на имущество физических лиц»

        Разъяснения Минфина, ФНС России, а также судебные решениям, направленным ФНС России налоговым органам для применения в контрольной работе и размещенным на сайте ФНС России www.nalog.ru в соответствии с письмами ФНС России от 23.11.2011 № ЕД-4-3/15678 и от 12.08.2011 № СА-4-7/13193.

        Постановления Правительства Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ

        Таможенный кодекс Таможенного Союза

        Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая-четвертая

        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Главы 14 и 15)

        Уголовный кодекс Российской Федерации (Глава 22, статьи 198, 199, 199.1, 199.2)

        Декларации по рассматриваемым налогам, действующие на дату проведения занятий.

        Справочно-информационные системы «КонсультантПлюс» и «Гарант».

        О налоге на движимое имущество в Петербурге

        Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга разъяснил некоторые моменты уплаты налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет.

        В силу подпункта 25 пункта 1 статьи 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» с 01.01.2018 от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

        Действие указанной региональной льготы распространяется на движимое имущество, отвечающее условиям подпункта 25 пункта 1 статьи 11-1 Закона Санкт-Петербурга, дата приобретения которого не превышает трехлетнего срока с даты выпуска. При этом в облагаемую налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимость такого имущества должна быть включена в месяце, следующем после месяца, в котором истек трехлетний срок с даты его выпуска.

        Отнесение затрат организации к расходам на ремонт или к расходам на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств осуществляется в соответствии с нормами НК РФ и не влечет изменения даты выпуска таких основных средств.

        По мнению Комитета финансов, дата выпуска приобретенного основного средства может быть определена на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и иных средств маркировки производителя, а также на основании заключения независимой экспертизы.

        При создании объекта основных средств подрядным или хозяйственным способом дата выпуска таких объектов определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основного средства.

        В отношении имущества, находящегося на балансе организации или на отдельном балансе ее обособленного подразделения, местонахождением которых является Санкт-Петербург, организация вправе применять налоговые льготы, установленные законами Санкт-Петербурга.

        Документы: письма Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2018 № 01-02-426/18-0-1, от 12.02.2018 № 01-02-209/18-0-1