Статья 110 гк

Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

СТ 110 ЖК РФ.

1. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

1.1. Настоящим Кодексом определяется правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

3. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.

4. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также — жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами.

5. Действие положений настоящей главы не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 110 Жилищного кодекса РФ

1. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме на принципах самофинансирования.

2. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции (либо капитальном ремонте) и последующем содержании многоквартирного дома этого кооператива.

3. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.

Эти кооперативы могут также приобретать (покупать) подлежащие капитальному ремонту жилые дома, осуществлять их ремонт и последующую эксплуатацию.

4. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.

Это означает, что жилищные и жилищно-строительные кооперативы, как потребительские общества, пользуются правами юридического лица, обладая правомочиями:

— заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков (членов кооператива);

— осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы;

— привлекать заемные средства членов кооператива, банков и др.

5. Действие положений главы 11 раздела V Кодекса не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах.

В частности, не распространяются на положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изм. и доп. на 8 декабря 2003 г. ).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4855.

Статья 110. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле

СТ 110 АПК РФ

1. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

2. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

3. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Комментарий к Ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ

В основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне в споре за счет неправой. При частичном удовлетворении иска судебные расходы обе стороны несут пропорционально.

Согласно статье 110 АПК РФ, государственная пошлина по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении договора, относится на сторону, которая необоснованно уклоняется от принятия предложений другой стороны, или на обе стороны, если арбитражный суд при рассмотрении спора по условиям договора отклоняет часть предложений каждой из сторон. При этом расходы распределяются с учетом количества и содержания принятых арбитражным судом предложений каждой из сторон.

Исходя из изложенного выше принципа государственная пошлина по спорам, возникающим при исполнении договоров и по другим основаниям, относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Приведенные правила относятся к спорам как имущественного, так и неимущественного характера.

Статья 110 ГК РФ. Управление в производственном кооперативе (действующая редакция)

Это старая редакция документа

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

3. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

1) изменение устава кооператива;

2) образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;

Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.

4. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Статья 110 гк

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Управление в производственном кооперативе

1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

2. Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законом и уставом кооператива.

3) прием и исключение членов кооператива;

5) решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.

1. К исключительной компетенции общего собрания в соответствии с Законом о производственных кооперативах относятся помимо предусмотренных п. 3 коммент. ст. также следующие вопросы:

определение основных направлений деятельности кооператива;

установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива; определение направлений их использования;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;

создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;

решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы и ассоциации юридических лиц.

Уставом кооператива исключительная компетенция общего собрания может быть расширена. Устав может также предусматривать определенный порядок вынесения решений на общее собрание, например предусматривать, что определенные вопросы включаются в повестку дня только по предложению наблюдательного совета.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, не могут быть переданы на решение как исполнительных органов кооператива, так и наблюдательного совета кооператива (за исключением образования и прекращения полномочий исполнительных органов кооператива, которое согласно уставу может быть отнесено к ведению наблюдательного совета).

Член кооператива, права и интересы которого нарушены решением общего собрания членов кооператива, вправе обжаловать это решение в суд (п. 6 ст. 11 Закона о производственных кооперативах).

3. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, в состав которого могут входить только члены кооператива. Наблюдательный совет является органом управления, а не исполнительным органом.

Основной функцией наблюдательного совета является контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива и решение других наиболее важных вопросов деятельности общества. В частности, в компетенцию наблюдательного совета может входить образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива.

Полномочия наблюдательного совета определяются уставом и могут включать вопросы как исключительной, так и неисключительной компетенции. Решение вопросов неисключительной компетенции могут быть делегировано исполнительному органу общества. По смыслу закона устав кооператива может предусматривать право общего собрания принимать к рассмотрению вопросы компетенции наблюдательного совета и отменять решения наблюдательного совета по любым вопросам.

В случае если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива общим собранием не избирается, а утверждается им по представлению наблюдательного совета.

4. Закон не признает возможности участия кооператива в гражданском обороте непосредственно через участников данной организации. Кооператив участвует в гражданском обороте, приобретает права и обязанности посредством своих исполнительных органов: председателя кооператива, а также (в кооперативе, насчитывающим более 10 членов) правления. В состав исполнительных органов могут входить только члены кооператива.

К компетенции исполнительных органов относятся все вопросы руководства текущей деятельности общества, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива.

Без доверенности от имени кооператива вправе действовать только председатель. Если в кооперативе действует еще и правление, устав кооператива должен разграничивать компетенцию председателя и правления, в частности, определять вопросы (например, прием и увольнение наемных работников, заключение договоров на определенную сумму), по которым решения принимаются единолично председателем кооператива.

5. ГК не упоминает о необходимости создания еще одного органа общества — ревизионной комиссии. Между тем согласно Закону о производственных кооперативах образование ревизионной комиссии (ревизора) из числа членов кооператива обязательно. В составе комиссии должно быть не менее трех человек; для кооперативов, в которых менее 20 членов, возможно избрание единоличного ревизора. Участниками внутренних контрольных органов могут быть только члены кооператива.

Внешний аудит финансово-хозяйственной деятельности проводится в случаях, предусмотренных уставом, а также по решению исполнительного органа, наблюдательного совета либо не менее чем 10% членов кооператива. Проведение аудита аудиторской организацией обязательно также для производственных кооперативов, объем выручки которых за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ (подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности).

6. Участие в работе органов управления является правом, а не обязанностью члена кооператива (ст. 8 Закона о производственных кооперативах).

Согласно Закону о производственных кооперативах члены кооператива имеют право запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности. Надо полагать, что имеется в виду право не только запрашивать, но и получать информацию о деятельности кооператива, и, соответственно, корреспондирующая обязанность должностных лиц эту информацию предоставлять. Это положение, а также права членов на ознакомление с бухгалтерскими книгами и другими внутренними документами общества следует конкретизировать в уставе.

В ином случае права члена будут ограничены по сравнению, в частности, с ревизионной комиссией (ревизором), которые имеют право не только на получение «информации», но и на доступ ко всем документам кооператива (п. 3 ст. 18 Закона о производственных кооперативах).

7. Порядок организации и проведения общего собрания и принятия решений установлен ст. 15 Закона о производственных кооперативах. Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более 50% общего числа членов кооператива.

Каждый член кооператива независимо от размера его пая и личного участия в деятельности кооператива при принятии решений общим собранием членов кооператива имеет один голос.

Как правило, решения принимаются большинством от числа присутствующих, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В число присутствующих включаются все члены, которые зарегистрировались как участники собрания к моменту голосования по данному вопросу, даже если они не принимают участия в голосовании («воздержались»).

Однако для некоторых вопросов предусмотрены иные требования, которые по смыслу закона не могут быть изменены уставом. Так, например, решение об исключении члена кооператива принимается двумя третями, а решение о ликвидации кооператива — тремя четвертями от общего числа присутствующих на общем собрании членов кооператива.

Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается по единогласному решению всех членов кооператива.

4. При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.

5. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.

6. Неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

2. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
3. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
4. При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.

6. Неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований .

Комментарий к статье 110 АПК РФ

1. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны, то есть со стороны, против интересов которой решение принято.

2. Суммы, обусловленные расходами по проезду, найму помещения, размером суточных, а также вознаграждения за выполненную работу, выплачиваются из сумм, вносимых сторонами, кроме случаев, когда стороны освобождены от уплаты судебных расходов по делу; в этих случаях оплата производится из средств, отпускаемых по смете.

3. При разрешении судами споров, связанных с исполнением договоров поручительства, необходимо учитывать, что исходя из п.2 ст. 363 ГК РФ обязательство поручителя перед кредитором состоит в том, что он должен нести ответственность за должника в том же объеме, как и должник, включая возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.

________________
По аналогии с толкованием ранее действовавших арбитражно-процессуальных норм. См.: О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Высшего Арбитражного Суда РФ N 14 от 8 октября 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1998. N 12.

4. Если договором не предусмотрено иное, ипотека обеспечивает также уплату залогодержателю сумм, причитающихся ему в возмещение судебных издержек и иных расходов, вызванных обращением взыскания на заложенное имущество (подп.3 ч.3 п.1 ст. 3 Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

________________
См.: Собр.законодательства РФ. — 1998. — N 29. — Ст.3400.

5. Взыскание судебных расходов с иностранной фирмы — ответчика производится по юридическому адресу представительства (филиала) иностранной фирмы в Российской Федерации или по адресу уполномоченных представителей — резидентов Российской Федерации. А именно, в случае, когда у иностранного лица имеется филиал или представительство на территории Российской Федерации и в положении о филиале, представительстве (или в доверенности) предусмотрено, что они уполномочены оплачивать судебные расходы на территории Российской Федерации, оплата судебных расходов может осуществляться со счетов этих филиалов или представительств. В том же случае, когда иностранная сторона оформляет доверенность на представительство для российского юридического лица, оговаривая обязанности последнего оплачивать государственную пошлину, судебные расходы могут возмещаться надлежащим представителем иностранной стороны.

________________
По аналогии с толкованием ранее действовавших арбитражно-процессуальных норм. См.: Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц: Информационное письмо от 16 февраля 1998 года N 29 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 1998. N 4.

6. В решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве устанавливается порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим.

7. Если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» или решением собрания кредиторов, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.

8. Мировым соглашением может быть предусмотрен иной порядок распределения указанных расходов.

9. Если по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражным судом вынесено определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения или об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу, за исключением удовлетворения требований заявителя после подачи заявления о признании должника банкротом, предусмотренные выше расходы относятся на заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением кредитора. В случае, если конкурсные кредиторы объединили свои требования и изложили их в одном заявление, вышеуказанные расходы, распределяются между заявителями пропорционально суммам их требований (ч.ч.1 и 2 ст. 59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

10. При отказе в иске, заявленном прокурором в интересах предприятия, госпошлина не может быть взыскана с истца.

________________
По аналогии с толкованием ранее действовавших арбитражно-процессуальных норм. См.: Обзор практики разрешения споров арбитражными судами по искам прокуроров: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 1993 года N С-13/ОП-203 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 1993. N 8.

11. По смыслу норм к.с. вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

12. В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

________________
См.: О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2014 года N 46 // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). — 2014. — N 31.

13. Сторона, в пользу которой состоялось решение, имеет право на возмещение судебных расходов за счет другой стороны, а также на возмещение убытков, причиненных обеспечением иска, на взыскание вознаграждения за потерю времени.

________________
См.: По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В.Богданова, А.Б.Зернова, С.И.Кальянова и Н.В.Труханова: Постановление Конституционного суда РФ от 25 января 2001 года N 1-П // Собр.законодательства РФ. — 2001. — N 7. — Ст.700.

14. Часть 2 к.с. предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя.

15. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым — на реализацию требования ч.3 ст. 17 Конституции РФ. Именно поэтому в ч.2 к.с. речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

16. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

________________
См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Траст» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 года N 454-О.

17. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств. Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к ч.3 к.с. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

18. Когда суд кассационной инстанции принимает новое решение, он в постановлении предусматривает распределение судебных расходов между сторонами. При отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

________________
По аналогии с толкованием ранее действовавших арбитражно-процессуальных норм. См.: О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 1999 года N 13 // Экономика и жизнь. — 1999. N 43.

19. См. также комментарий ст. ст. 82, 102, 104, 107-109, 111, 112, 289, 254 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 110 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 110 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.