Система федеральных органов государственной власти рф кратко

28. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) – совокупность организационно-правовых форм государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно-территориального деления и в пределах ведения и полномочий РФ и по предметам их совместного ведения с субъектами РФ представляет собой единую систему исполнительной власти в РФ.

Исполнительная власть как одна из форм государственной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления.

Федеральные органы исполнительной власти (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314): 1. Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует с 12.05.2008 г № 724 деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.

2. федеральная служба (фС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции ФС полномочна: издавать индивидуальные правовые акты; выдавать лицензии; регистрировать акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.

ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.

3. федеральное агентство (фА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление государственным имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры. Федеральное агентство не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Словарь юридических терминов: Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти — это принципиальное устройство ее основных организационных частей, перечень типовых и родовых групп органов. В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти — Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти — министерства и ведомства РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ — высший и иные.

Принципы системы органов государственной исполнительной власти РФ: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельность осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий. Кроме названных принципов в устройстве исполнительной власти имеет место процесс перераспределения компетенции между органами исполнительной власти, и в этом случае действует принцип централизации (децентрализации), делегирования (передачи части полномочий), что является прямым продолжением общегосударственного принципа разделения властей и разграничения полномочий в обособленной сфере — исполнительной власти.

Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно связана с соответствующей системой, принадлежит ей и характеризует ее. Структура системы органов исполнительной власти — это нормативно-закрепленный и исчерпывающий перечень органов, реально отправляющих властные полномочия (виды органов). Структура разрабатывается и принимается на основе системы. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:

1) структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);

2) структура системы федеральных органов исполнительной власти;

3) структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

5) организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти. О структуре речь идет в ст. 112 Конституции РФ.

Структура федеральных органов государственной исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ. В структуру федеральных органов исполнительной власти включается многочисленный аппарат на местах. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти существуют в любом федеративном государстве как органы, воспроизводящие компетенцию центрального аппарата на местах применительно к региональным и местным условиям деятельности. В зависимости от конкретной территориальной компетенции они бывают четырех типов: межрегиональные (окружные), по субъекту Федерации, межмуниципальные (межрайонные), районные. В зависимости от подчиненности они могут быть федеральными и субъектов Федерации. Наиболее многочисленную группу (в каждом субъекте несколько десятков) органов составляют территориальные органы федеральных государственных органов исполнительной власти. Их величина не имеет строго установленного количественного выражения, варьируется в субъектах Федерации в зависимости от потребностей управления. Общие принципы образования территориальных органов установлены Правительством РФ.

В субъектах Федерации структура определяется высшим должностным лицом или главой высшего органа исполнительной власти.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Система органов государственной власти

Система органов государственной власти РФ – это совокупность органов государственной власти, которая обусловлена функциями государства и национальными традициями, и подразделение данных органов на отдельные виды.

Система органов государственной власти в Российской Федерации основывается на таких принципах, которые выражают сущность государственной организации, ее содержание, а также которые закреплены в Конституции государства. К таким принципам относятся:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.
  • Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

    Так, по месту органов в иерархии власти подразделяют:

    Такое же разделение имеют и органы власти субъектов Федерации.

    Система высших органов государственной власти включает:

  • Федеральное Собрание РФ,
  • Президента РФ,
  • Правительство РФ,
  • Конституционный Суд РФ,
  • Верховный Суд РФ,
  • Высший Арбитражный Суд РФ.
  • В зависимости от формы государственного устройства выделяются:

  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Федерации.
  • Однако, не смотря на такое разделение, в своей совокупности они представляют собой единую систему.

    Система исполнительных органов государственной власти включает в себя:

  • высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов);
  • правительства (кабинеты министров, администрации).
  • Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает:

  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу),
  • министерства,
  • федеральные службы,
  • агентства.
  • Также система органов государственной власти по Конституции включает Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

    Таким образом, система органов государственной власти в России олицетворяет государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

    Место президента в системе органов государственной власти является особенным. Это связано с тем, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.

    Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.

    Итак, президент имеет следующие полномочия в законодательной ветви власти:

  • обладает правом законодательной инициативы и является непосредственным участником законотворческого процесса;
  • обладает правом относительного вето;
  • назначает выборы Государственной Думы;
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики, о бюджете;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • имеет право распустить Государственную Думу.
  • Таким образом, президент выступает главой государства, который стоит над всеми ветвями власти и контролирует возникающие между этими ветвями отношения.

    Ответы на экзаменационные билеты

    Система органов государственной власти в рф: понятие, виды государственных органов, принципы разделения властей

    Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции.

    Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности.

    Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования. Органы государственной власти — важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

    Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

    Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

    Таким образом, орган государственной власти — это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

    Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

    Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти.

    Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви. В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные.

    Каждый из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно закрепленных принципах.

    Под системой государственных органов в Российской Федерациипонимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных государственных органов.

    Установление системы федеральных органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, отнесено к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ.

    Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации:республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

    Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти.

    Систему местных государственных органов (органов местного управления)составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории.

    К ним относятся: территориальные органы: юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Сюда также можно отнести: налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометеослужбы и т. п.

    В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть представлены следующим образом:

    1) по принципу разделения властей: законодательные (избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов), исполнительные (основной формой деятельности которых является исполнительно-распорядительная в целях исполнения законов), судебные (уполномоченные применять государственное принуждение за нарушение закона);

    2) по принципу федерализма: федеральные, субъектов федерации;

    3) по территориальному масштабу: центральные, региональные (территориальные), местные;

    4) по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;

    5) по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;

    6) по порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);

    7) по организационно правовым формам: коллективные, единоличные;

    8) по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;

    9) по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, «силовые», экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;

    10) по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные 1 .

    11) По срокам полномочий органы государства: постоянные, которые создаются без ограничения срока действия; временные, которые создаются на определенный срок.

    Наибольшее значение имеет выделение видов государственных ор­ганов в соответствии с принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государствен­ной власти субъектов Федерации.

    В целях предотвращения злоупотребления властью все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятель­ными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение влас­тей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные органы РФ — прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти — органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

    Законодательная ветвь власти — это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание в составе двух палат — Государственной думы и Совета Федерации; в субъектах — государственные советы, государственные собрания, за­конодательные собрания, краевые, областные, городские думы, Московская городская Дума, Санкт-Петер­бургское городское собрание и т.д.

    Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (федеральные министер­ства и службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.).

    Правительство РФ — это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

    В субъектах РФ органами исполнительной власти могут высту­пать президенты, губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

    Органы исполнительной власти подразделяются на:

    органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);

    органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

    Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции, он не от­несен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование, взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

    Судебную власть осуществляют только суды, например, Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды.

    Правоохранительная деятельность государства — одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.

    Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов

    Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

    Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

    Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

    Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» председатель Правительства Российской Федерации имеет девять заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

    Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

    Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

    Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов[1]:

    1 блок — органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России);
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
  • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России);
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
  • Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);
  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России);
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП России);
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России);
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России);
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
  • Федеральное архивное агентство (Росархив);
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП);
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
  • 2 блок — федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации;
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
    • Федеральное медико-биологическое агентство(ФМБА России);
    • Министерство культуры Российской Федерации(Минкультуры России);
    • Федеральное агентство по туризму (Ростуризм);
    • Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России);
    • Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России);
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
    • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
    • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
    • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
    • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;
    • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Микомсвязь России);
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);
    • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать);
    • Федеральное агентство связи (Россвязь);
    • Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа;
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России);
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
    • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство);
    • Министерство спорта Российской Федерации;
    • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
    • Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
    • Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
    • Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
    • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
    • Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России);
    • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
    • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь-регулирование);
    • Федеральная таможенная служба (ФТС России);
    • Федеральное казначейство (Казначейство России);
    • Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);
    • Федеральная служба по аккредитации;
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество);
    • Федеральная служба государственной статистики (Росстат);
    • Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).
    • 3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

      • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);
      • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребндзор);
      • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор);
      • Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);
      • Федеральное агентство по делам национальностей;
      • Федеральное агентство научных организаций.
      • Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти

        Правительство по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей. Федеральный министр назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом.

        Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

        Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

        Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

        Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

        [1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

        Система федеральных органов государственной власти рф кратко

        18. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

        Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий.

        Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.

        В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, включающее в себя Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов.

        В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

        Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

        Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

        Федеральное министерство осуществляет следующие полномочия:

        – осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

        – осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.

        Федеральные службы – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

        Федеральные агентства – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

        Компетенция федеральных органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и специальными нормативными актами.

        1) цели и задачи органа исполнительной власти;

        2) совокупность функций государственного органа;

        3) комплекс прав и обязанностей(полномочий);

        4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.