Специальные административные права граждан

Раздел 2. Административно-правовой статус граждан и организаций

Тема 4. Граждане как субъекты административного права

4. Права и обязанности граждан по административному праву

Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для реализации этих прав.

Виды прав и обязанностей. Права и обязанности могут быть классифицированы по разным основаниям. По связанности с конституционным статусом, по степени возможности реализации прав и свобод (абсолютные и относительные), по характеру (политические, социально-экономические, личные).

По связанности с конституционным статусом права и обязанности можно разделить на следующие группы:

конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления) — право на труд, отдых, на образование, свобода передвижения, выбор места жительства и др.;

— вытекающие из Конституции, но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти (право на информацию, на участие в государственном управлении, на государственную службу, на обращения в органы государства и др.);

— права, предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом (права лица, привлекаемого к ответственности, право на изменение записи в актах гражданского состояния и т.п.).

Права можно классифицировать по иным критериям: по отраслям, по степени связанности органа исполнительной власти при осуществлении права граждан (имеет или не имеет орган свободы усмотрения – например, Д.Н. Бахрах называет права абсолютными и относительными).

Бахрах Д.Н. выделяет шесть степеней связанности гражданина при реализации прав и свобод:

— свобода, связанная с обязанностью уведомления;

— свобода, связанная с обязанностью регистрироваться;

— свобода, связанная обязанностью получить разрешение;

— ограниченная дискреционными полномочиями органа;

Обязанности граждан по административному праву могут быть классифицированы по таким же основаниям.

Основные права граждан по административному праву:

— Право граждан на участие в управлении (ст. 32 Конституции РФ) – например, право участвовать в работе органов непосредственно и опосредованно, через представителей.

Право на проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, уличных шествий) регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данным правом обладают граждане России. Организатором демонстраций, шествий и пикетирования могут быть граждане с18 лет, митингов и собраний – с 16 лет. Организаторами могут быть также объединения граждан (группа граждан, партии, общественные и религиозные объединения, отделения и структурные подразделения).

В соответствии с принципами правового государства основные конституционные права граждан должны осуществляться не в разрешительном, а в уведомительном порядке.

Однако имеется ряд требований для реализации данного права. Например, при проведении мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. Письменное уведомление подается в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:

— если не было подано заявление (уведомление) о его проведении;

— если нарушен порядок его проведения;

— если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

-если нарушен общественный порядок.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ. Это право может быть ограничено в отношении лиц, совершивших правонарушение. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок до 48 час. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. это положение распространяется и на административное задержание. Применение мер административного принуждения детально урегулировано в КоАП РФ, т.к. ограничение прав граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено федеральным законом.

Право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства закрепляет ст. 27 Конституции РФ (вместо прописки в РФ введен институт регистрации по месту жительства или пребывания).

Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.

Ст. 16 ГК РФ содержит общие положения об имущественной ответственности публичных субъектов.

2. Права, обязанности и ответственность граждан в сфере административного права

В теории административного права деление прав и обязанностей, вытекающих из норм административного права, осуществляется по различным критериям*(52).

Так, права и обязанности граждан в сфере административного права делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления.

К абсолютным относятся такие права, как право граждан участвовать в управлении государством непосредственно и через своих представителей; право граждан на объединение; право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право граждан обращаться (направлять жалобы) лично, а также направлять коллективные обращения (жалобы) в государственные органы; право на передвижение; право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами и др.

В число относительных необходимо включать, например, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, право граждан на поступление в высшее учебное заведение, право на вождение транспортного средства и ряд других.

Большинство обязанностей граждан в сфере административного права относятся к абсолютным, например обязанность соблюдать правила общежития и правила поведения в общественных местах. Вместе с тем ряд обязанностей в сфере административного права имеет относительный характер. Другим критерием деления прав и обязанностей граждан в сфере административного права является их деление на общие и специальные.

Общие права и обязанности распространяются на все сферы государственного управления, например право на обжалование незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Специальные административные права и обязанности — это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управления, например в сфере образования.

К административной ответственности гражданин привлекается за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного виновного действия или бездействия, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административные права граждан

В структуре исполнительной власти физические лица выступают как частные субъекты, реализующие свои административные права граждан. Конституция РФ устанавливает равноправие физических лиц перед законом и судебными органами. При этом граждане обладают равным объемом правосубъектности в различных областях и сферах жизнедеятельности российского общества.

Такого рода правоспособность может быть ограниченна во временном интервале, в случаях, которые определены законом. Отметим, то отдельные граждане по состоянию своего здоровья не могут реализовывать свои права. Их можно признать недееспособными, а также частично недееспособными.

Граждане РФ на основе административной правоспособности осуществляют свои права и обязанности, вступая в административные право отношения с органами и субъектами названной в статье отрасли права. Эти отношения могут возникать по определенным юридическим фактам. К ним относят отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им прав в области государственного управления, с исполнением порученных гражданам обязанностей в структуре исполнительной власти, кроме того, это отношения защиты своих прав от незаконных действий органов власти и управления. Основным положением, которое определяет правовое положение индивида в обществе, является статья 17 основного закона страны, которая говорит о неотчуждаемости прав от человека и принадлежности их с рождения.

Ядром административных прав человека и гражданина является большая группа прав, которые обычно подразделяются на 4 составляющих.

  1. Личные и индивидуальные свободы.
  2. Право на принятия участия в управлении государством.
  3. Право на содействие со стороны государства.
  4. Право на защиту.
  • К первому блокуадминистративных прав относят статус личной свободы, который включает в себя правомочие на личную неприкосновенность человека, его жилья, частной жизни, кроме того, свободу передвижения по стране и вне ее.
  • Ко второму блоку прав относят право участия в государственном управлении, которое включает в себя правомочие любого гражданина быть избранным в ораны власти, участвовать в их формировании, права на внесения предложений в государственные органы.
  • Третий бок состоит из правомочий на содействие со стороны государственных органов и помощь человеку. Сюда же можно отнести право обращаться за медицинской помощью.
  • Наконец, четвертый блок говорит о праве любого человека на защиту, куда входит возможность обращения в вышестоящую организацию, право на иск и иные права защиты.
  • Из интервью с вице-спикером верхней палаты Совета Федерации Светланы Орловой стало известно о работе над законопроектами, посвященным ужесточению требований к …

    Для уголовного права огромное значение имеет разделение преступлений на различные категории. Такие категории складываются исходя из общественной опасности противоправного деяния. …

    Административные права и обязанности

    В любом правовом обществе гражданин является приоритетным субъектом права и имеет административные права и обязанности . Смысл деятельности органов власти и управления состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы человека и гражданина. Принцип, указанный в основном законе страны, положен в основу всего смысла государственной службы.

    Правовое положение физического лица определено рядом законодательных актов, представляет собой набор прав и обязанностей. Они утверждены нормами административного права, а также возможностью их реализации. Административно-правовое положение гражданина определяется характером правосубъектности.

    Что же такое правосубъектность гражданина?

    Это совокупность правоспособности и дееспособности. Правоспособность со стороны административного права -это способность физического лица иметь правомочия в определенных сферах, которые предусмотрены нормами права и выполнять свои обязанности. Правоспособность с точки зрения административного права автоматически возникает с мгновения рождения физического лица. Соответственно, прекращается в связи с летальным исходом. Конкретный перечень прав в сфере государственного управления, а также набор обязанностей определяется теми ил иными категориями, в которые входят возраст гражданина, его здоровье или наличие у него того или иного образования.

    Основной закон нашей страны объявляет равноправие прав и свобод человека вне зависимости от многих факторов, которые могут повлиять на его жизнедеятельность. В реальной жизни равноправие всех перед законом вовсе не исключает наличие определенного административного статуса у конкретного лица. Известно, что на территории России, многие граждане имеют узаконенные отличия друг от друга. Например, одним разрешен бесплатный проезд в общественном транспорте, а другим нет. Административная дееспособность — это правомочие физического лица своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности. Они возникает с 18 лет. Может быть ограничена по состоянию здоровья физического лица.

    Физические лица, которые реализуют свою компетенцию, вступают в юридические отношения с органами управления и власти, работниками и иными участниками правоотношений.

    Все административные права граждан можно разделить на две группы.

    • абсолютные права
    • относительные права

    Абсолютные правомочия представляют собой права, которыми пользуется человек в безусловном порядке, а государственные органы и должностные лица обязаны сделать со своей стороны все, чтобы помочь реализовать право гражданина. Что касается относительных прав, то для их реализации необходим акт уполномоченного органа.

    Кроме названной группы прав, имеет место и иная классификация. В теории административного права принято делить гражданские права на общие и специальные. Общие права распространяются на управленческие отрасли.

    1. Общие права – это правомочие на участие в государственном управлении или в иных отраслях управления.
    2. Специальные права — это правомочия граждан в той или иной области отраслей управления.
    3. В структуре исполнительной власти физические лица выступают как частные субъекты, реализующие свои административные права граждан. Конституция РФ устанавливает равноправие физических лиц …

      Экологические права и обязанности граждан закрепляются в Конституции и представляют собой необходимые потребности при взаимодействии гражданина с окружающей средой. Каждый гражданин …

      Государство осуществляет руководство предпринимательской деятельностью, наделяя каждого субъекта определенными правами и обязанностями, совокупность которых составляет правовой статус. Предприниматель имеет право …

      Специальные административно-правовые статусы граждан

      Каждый гражданин обладает общим административно-правовым статусом (определенным набором прав, обязанностей, гарантий и т. п. в сфере государственного управления), в то же время он может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов.

      Суть специальных административно-правовых статусов состоит в том, что, став субъектом того или иного специального статуса, гражданин приобретает для себя дополнительные права, льготы и обязанности, либо на него налагаются дополнительные ограничения и меры ответственности.

      Наиболее распространенными специальными административно-правовыми статусами являются статус членов административных коллективов; статус субъектов административной опеки; статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом; статус субъектов разрешительной системы.

      1. Статус членов административных коллективов В юридической литературе под административным коллективом понимают личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их права и обязанности регулируются административным правом (разнообразными дисциплинарными уставами, правилами, положениями) (Д. Н. Бахрах). Субъектами данного специального статуса являются, обучающиеся (например, школьники, учащиеся, студенты, аспиранты), государственные гражданские служащие, военнослужащие, служащие ОВД и т. п. Особенность состоит в том, что субъекты этого статуса приобретают комплекс прав и обязанностей (студента, военнослужащего и т. д.), в том числе возможность привлечения к дисциплинарной ответственности по нормам административного права.

      2. Статус субъектов административной опеки
      Основаниями для приобретения специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы, неблагоприятные социальные факторы и т. д. Субъектами данного специального статуса являются безработные, беженцы, чернобыльцы, инвалиды, жертвы политических репрессий и т. д., т. е. лица, которые по тем или иным причинам нуждаются в опеке со стороны государства. Особенность состоит в том, что субъекты приобретают в основном дополнительные права и льготы. Это может выражаться в выдаче денежных сумм (пособий), предоставлении разнообразных льгот (например, по оплате коммунальных услуг), обеспечении жильем, оказании специальных медицинских услуг, организационном содействии (например, помощь в трудоустройстве) и т. д.

      3. Статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом
      Территория с особым административно-правовым режимом — это территория, которая постоянно или временно находится на особом правовом положении (государственная граница и пограничная полоса, закрытые города, заповедники, зоны экологического бедствия, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение и т. д.). Особенность состоит в том, что субъекты этого статуса приобретают в основном дополнительные обязанности и ограничения. Это выражается во введении особых правил въезда и выезда с территории, в ограничении свободы передвижения и деятельности на территории, претерпевании дополнительного контроля со стороны властных субъектов (проверка документов, комендантский час и т. п.), в применении административного принуждения (в том числе административная ответственность за нарушение режима) и т. д.

      4. Статус субъектов разрешительной системы
      Субъектами данного специального статуса являются лица, которые получили специальное разрешение на реализацию того иди иного права (право на управление транспортным средством, право охоты, право на приобретение огнестрельного оружия и т. д.). Особенность состоит в том, что субъекты этого статуса приобретают специальное право (управлять транспортным средством, охотиться и т. д.), а также дополнительные обязанности, связанные с осуществлением этого права. С этим статусом связано также и расширение административной деликтоспособности. Статус включает необходимость оформления и представления документов (заявления, справки о состоянии здоровья и т. д.), претерпевание контроля со стороны соответствующих надзорных органов и содействие ему (ГИБДД и др.), соблюдение правил осуществления предоставленного права и т. д.

      Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

      Административное право

      а) членов административных коллективов;

      б) субъектов административной опеки;

      в) жителей территорий с особым административно-правовым режимом;

      г) субъектов разрешительной системы. 1

      При этом наибольшим разнообразием и спецификой обладают административные коллективы, которые представляют собой объединенные каким-либо интересом или целью функционально дифференцированные общности людей, действующие как единое целое в силу установленного административным законодательством порядка взаимоотношения членов коллектива с его администрацией (органом управления) на основе внутренне согласованного распределения между ними прав, обязанностей и ответственности. К этим коллективам относятся, в частности, органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные и горноспасательные подразделения, студенческие коллективы, лечебно-трудовые профилактории и др. Члены всех таких коллективов обладают некоторыми специфическими личными правами и обязанностями, которые

      1 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. Часть 1.— Екатеринбург: Диамант, 1966.— С. 41.

      обусловлены принадлежностью к данному административному коллективу. Так, став, например, работником милиции, гражданин в соответствии с Законом Украины «О милиции» приобретает право на обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья и др. Став студентом, гражданин получает закрепленную в законе практическую возможность реализовать свое право на образование: посещать лекции, участвовать в семинарских занятиях, получать консультации преподавателей и оценки своих знаний, пользоваться библиотекой данного учебного заведения, организовывать свой труд и отдых в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка и т.

      Административное право регулирует административную ответственность членов административных коллективов, время их труда (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их трудовой деятельности (путем выдачи денежного содержания или выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих, работников милиции, органов СБУ, студентов и др. с администрацией разрешаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или опосредовано (субсидиарно) распространяются также нормы трудового права. Однако, в любом случае специфика прав и обязанностей членов административных коллективов заключаются именно в особенностях личных, а не служебных прав и обязанностей, которые представляют собой конкретизацию компетенции коллективного субъекта административного права, т.е. соответствующей организации (органа милиции, воинской части, горноспасательной службы и т.п.).

      Характерными особенностями административно-правового статуса обладают также субъекты административной опеки, которая состоит в оказании помощи лицам, нуждающимся в социальной защите: выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и при-

      вилегий и т.д. Практическую деятельность по осуществлению опеки реализуют органы государственной исполнительной власти. И та часть этой опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной.1

      Субъектами административной опеки являются безработные, чернобыльцы, вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, афганцы и приравненные к ним лица; дети-сироты, многодетные родители; лица, страдающие психическими заболеваниями; больные диабетом, туберкулезом и многие другие категории граждан. Основаниями для приобретения статуса субъекта административной опеки могут быть самые разные факты и события: демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы, иные неблагоприятные социальные факторы. Именно эти факты и события (в особенности социальные факторы) лежат в основе издаваемых полномочными государственными органами актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих й лиц, уволенных с военной службы; об оказании специальных медицинских услуг больным диабетом и туберкулезом и т.п.

      Осуществление административной опеки возложено на определенные органы исполнительной власти (службы занятости, органы социального обеспечения, миграционные службы и др.). Они обязаны обеспечить реализацию законодательства об административной опеке, добиваться четкого и своевременного выполнения установленных законом формализованных процедур. Прежде всего по общему правилу лицо, которое нуждается в социальной защите, должно подать заявление в компетентный орган о признании его безработным, многодетным, беженцем или вынужденным переселенцем. Если гражданин имеет документы, подтверждающие его право на государственную помощь, он обязан приложить их к заявлению. Документы принимаются, регистрируются и проверяются с точки зрения их подлинности и законности приобретения. Затем полномоч-

      1 При этом административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты, которая связана с социальным обеспечением населения, зависящим от выполнявшейся трудовой деятельности, стажа работы, размера заработка и т.д. К этой форме социальной защиты относится, в основном, выплата пенсий по возрасту или по инвалидности.

      ныи орган принимает решение о признании заявителя больным, безработным, вынужденным переселенцем и т.п. Это решение, принятое в соответствии с требованиями законодательства, является основанием для оказания лицу или его семье тех видов помощи, которые предусмотрены законом.

      Еще один специальный административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права связан с особыми режимами территорий.

      Главная особенность таких территорий заключается в том, что в их пределах действуют специальные административные режимы. Примерами этих режимов могут быть режимы пограничной зоны, закрытых городов, заповедников, зон экологического бедствия, свободных экономических зон, территорий, на которых введено чрезвычайное (военное) положение либо карантин по случаю радиоактивного заражения и т.п.

      На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус, который включает чаще всего особые правила въезда в зону, выезда из нее, передвижения по зоне, осуществления производственной, хозяйственной и иной деятельности в ней; реализации контрольно-надзорных функций, а также применения административного принуждения к нарушителям правил, действующих в зоне.

      При этом среди специальных территориальных режимов наряду с жесткими (суровыми) режимами (как, например, режим чрезвычайного или военного положения) встречаются и льготные режимы (в частности, режим свободных экономических зон).

      В зонах с жестким административным режимом применяются более строгие административно-надзорные и контрольные меры, тогда как в свободных экономических зонах ряд контрольно-надзорных функций (в частности, таможенный и финансовый контроль) ослаблены.

      С точки зрения временных рамок действия специальные административные режимы подразделяются на постоянные и временные (или ситуационные). Постоянные специальные режимы вводятся на соответствующих территориях только на основании законов Украины, тогда как временные (ситуационные) могут быть установлены разными государственными органами, в частности, Президентом Украины, правительством, главой областной администрации и др.

      Существенными особенностями характеризуется также административно-правовой статус субъектов разрешительной системы.

      Получение предварительных разрешений органов исполнительной власти на совершение определенных действий, в принципе, распространено достаточно широко. Правоотношения, возникающие между аппаратом государственных исполнительных органов и гражданами или организациями по поводу получения таких разрешений регулируются административным правом. Однако, получение предварительных разрешений, связанных с реализацией функций разрешительной системы, имеют ряд особенностей, которые отличают разрешительную систему от других видов оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности.

      Во-первых, это особый порядок деятельности, которая представляет повышенную опасность для граждан, общества и государства и осуществляется на основе санкционированного уполномоченными государственными органами исключения из общих правил с обеспечением общественного порядка и государственной безопасности.

      Во-вторых, разрешительная система реализуется в рамках административно-правовых отношений, которые возникают не по инициативе субъектов исполнительной власти, а на основе подачи заинтересованными гражданами или организациями соответствующих заявлений о выдаче разрешений на осуществление определенных действий (деятельности), которая контролируется уполномоченными исполнительными органами.

      В-третьих, атрибутивным признаком разрешительной системы является административный надзор за фактическим осуществлением разрешенной (санкционированной) деятельности с применением разнообразных мер административного принуждения к нарушителям порядка и правил ее осуществления, вплоть до прекращения действия выданного разрешения (лишение специальных прав, приостановление или прекращение действия лицензии и т.п.).

      Наконец, в-четвертых, результатом правоотношений, которые возникают в процессе реализации разрешительной системы, является получение разрешения на определенную, деятельность, которое воплощается в форму индивидуального управомочивающего акта и тем самым завершает разрешительный процесс.

      Таким образом, выдача специальных разрешений в процессе осуществления разрешительной системы является завершением предварительного контроля и проверки обоснованности заявления заинтересованных лиц и организаций на осуществление специальных видов деятельности (например, производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт и использование огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов, сильнодействующих ядов; открытие и функционирование стрелковых тиров, пиротехнических и оружейно-ремонтных мастерских, штемпельно-граверных и полиграфических предприятий, других аналогичных производств, а также открытие магазинов, торгующих оружием и боеприпасами, предприятий, на которых производятся либо хранятся сильнодействующие химические и радиоактивные материалы, и т.п.).

      Разрешения, предоставляемые органами разрешительной системы, могут выдаваться на определенный либо неопределенный срок. Они облекаются в форму лицензий, патентов, квот, сертификатов и т.п., в зависимости от видов деятельности, которая требует соответствующего официального санкционирования уполномоченных органов. При этом в основе разрешения (или отказа в его выдаче) могут быть обычные либо дискреционные полномочия субъекта исполнительной власти, позволяющие действовать ему по собственному усмотрению в зависимости от сложившихся обстоятельств.

      В последнем случае при рассмотрении заявлений о выдаче соответствующих разрешений могут быть допущены серьезные нарушения действующего законодательства и ущемление прав и законных интересов граждан и иных заинтересованных лиц и организаций. Поэтому последовательная реализация идеи демократизации общественной жизни, расширения прав и свобод граждан предполагает ограничение свободы усмотрения, предоставляемой органам исполнительной власти при рассмотрении заявлений граждан, более четкое закрепление в законах процедур выдачи специальных разрешений, оснований отказа в их выда-

      че, а также порядка обжалования действий органов, осуществляющих функции разрешительной системы.