Статья 93 44 фз о контрактной системе

Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15

Татьяна Вихрова,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Да, в соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ Вам потребуется согласовать заключение контракта с контрольным органом. Напомню, в качестве такого органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнать, какая административная ответственность ожидает заказчика в случае превышения годового объема закупок у единственного поставщика, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по Закону № 44-ФЗ на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч. 2 ст. 420 ГК РФ).

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена письмом Минэкономразвития России и Минфина России от 5 августа 2014 года № 18505-ЕЕ/Д28и № 02-02-04/39043.

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником «topaz-tn»

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
  • Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

    В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

    Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

    Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом Закона № 44-ФЗ годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

    Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

    Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

    Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) разделяет понятия «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение». Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 закона об образовании). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 закона об образовании).

    Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

    Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

    Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

    Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать

    Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

    Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

    Что такое закупка у единственного поставщика

    Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

    Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

    В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

    Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).
  • Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

    Малые закупки

    Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

    Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

    Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

    Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.
  • Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Неконкурентная процедура

    В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

    Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

    Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

    Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

    При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

    Преимущества закупки у ЕП

  • Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  • Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  • Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  • Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
  • Недостатки закупки у ЕП

    При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

    ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

    Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

    Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

    Далее — несколько примеров.

    Пример 1. Конец финансового года

    Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

    Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

    В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

    На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

    Пример 2. Профилактика

    Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

    Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

    На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

    В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

    Пример 3. Контракт после аварии

    Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

    Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

    Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

    Процедура проведения проверки контролирующим органом

    При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

    Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

    1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
    2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
    3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
    4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.
    5. Обоснование закупки у единственного поставщика

      В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

    6. невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
    7. цену и другие существенные условия контракта.
    8. Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

      1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
      2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
      3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
      4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.
      5. Статья 93 44 фз о контрактной системе

        Согласно п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственного контрагента может осуществляться закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей.
        В 2013 году организацией был заключен такой «малобюджетный» договор, оплата по которому происходит в 2014 году.
        Распространяется ли ограничение размеров закупки (два миллиона рублей) исключительно в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, или же размер закупок может быть и более указанной суммы с учетом того, что оплата по некоторым договорам осуществляется в 2014 году?

        Буквально из приведенной формулировки следует, что установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничения размеров закупки предусмотрены исключительно в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить именно на основании указанного пункта.

        Поэтому цена контрактов, заключенных на основании иных норм (в том числе на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в целях соблюдения указанных ограничений не учитывается.

        Иными словами, не должна превышать два миллиона рублей общая сумма закупок, осуществленных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (то есть по контрактам, заключенным с 1 января 2014 года).

        Общая же цена этих контрактов и контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, оплата по которым осуществляется в 2014 году, может быть и более указанной суммы.

        Контроль качества ответа:
        Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
        Александров Алексей

        Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

        Последние поправки к статье 93 ФЗ-44

        Закон о контрактной системе создан для повышения эффективности осуществления государственных закупок. Законодательные положения обеспечивают:

      6. Прозрачность и открытость операций в сфере закупок;
      7. Повышение профессионализма поставщиков;
      8. Внедрение инновационных технологий.
      9. С финансовой и экономической точки зрения, закон о контрактной системе, которая описывается в статье, не требует дополнительных затрат денежных средств из федерального бюджета. Организационные мероприятия могут быть проведены за счет денежных средств, выделяемых:

      10. Органами исполнительной власти;
      11. Заказчиками из федерального бюджета;
      12. Бюджетом Российской Федерации.
      13. Скачать закон 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями можно по ссылке:

        Ст 93 ФЗ-44

        Статья описывает ситуации, в ходе которых госзакупка осуществляется у единственного исполнителя, подрядчика или поставщика:

      14. Закупка работы, товара или услуг, которые соответствуют Федеральному закону №147;
      15. Госзакупка товара или услуг для государственных нужд у единственного поставщика, определяющаяся распоряжением или постановлением Президента РФ.
      16. Чтобы скачать последнюю редакцию статьи 93 ФЗ 44 со всеми изменениями и поправками, перейдите по следующей ссылке.

        Информация по статье 34 этого же 44 Федерального закона тут:

        Какие были внесены изменения в статью 93 ФЗ-44?

        При последней редакции закона изменения были внесены в 50 подпункт текущей статьи 7 июня 2017 года. Выдержка описывает методы госзакупок транспортных и дополнительных услуг при осуществлении военных перевозок, в случае угрозы военной безопасности Вооруженных Сил РФ, и при иных сферах деятельности.

        7 июня 2017 года в законе был изменен пункт 2 статьи 93, который перечисляет правила осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик размещает в единую информационную систему уведомление за 5 дней до заключения коммерческого договора. Если извещение содержит государственную тайну, то оно не отправляется в единую информационную систему. Согласно 93 статьи закона копия коммерческого контракта, заключенного с продавцом, направляется в информационную систему вместе с документом об извещении.

        Кроме описываемых выше ситуаций, в части 1 статьи 93 предусматривается осуществление закупки товара, работы или услуги, сумма которых составляет до 100 тысяч рублей. Годовой объем госзакупок не должен превышать стоимости в два миллиона рублей или пяти процентов от совокупного годового объема доходов.

        Согласно закону, дополнительно можно закупить товар, работу или услугу с целью продвижения популярных культурных предметов или их реставрации. Если органы исполнительной власти обладают полномочиях для совершения госзакупки, то они ее осуществляют. В качестве товара может выступать:

      17. Сырье;
      18. Материалы;
      19. Комплектующие для производства собственного товара;
      20. Печатные и электронные издания и т.д.
      21. В качестве услуг могут выступать:

      22. Контракт на посещение публичных мероприятий, в том числе театральных учреждений:
      23. Зоопарка, цирка, музея и других общественных учреждений.
      24. Если закупить товар или услугу можно только у единственного поставщика, то согласно выдержки из статьи закона при заключении коммерческого контракта заказчик должен обосновать в письменном виде невозможность использования других способов определения поставщика. В контракте указывается стоимость и другие основные условия:

      25. Подробный расчет;
      26. Обоснование стоимости закупаемого товара или услуги.
      27. Комментарии и разъяснения

        Если закупка производится у единственного поставщика, клиент должен уведомить об этом контрольный орган. Срок подачи уведомления — за один рабочий день до заключения контракта. Согласно статьи закона, подобное извещение отправляется в орган местного самоуправления муниципального и городского округа, в ФАС и в уполномоченные органы по контролю в области закупок. Дополнительно к уведомлению прилагается копия заключенного контракта вместе с пояснительной запиской.

        Чтобы скачать комментарии с разъяснениями к статье закона, воспользуйтесь следующей ссылкой.

        Отдельные аспекты осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

        Автор: К. Г. Чагин

        Приводятся ответы на вопросы читателей, касающиеся применения норм закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

        От читателей нашего журнала поступил ряд вопросов, касающихся некоторых аспектов осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб. (на профессиональном закупочном жаргоне такие закупки еще называют «стотысячными» или «стотысячниками»). Указанные закупки осуществляются на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В данной статье автор отвечает на эти вопросы.

        Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., обосновывать невозможность и нецелесообразность применения иных способов закупки?

        В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Однако на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона), данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, подобной необходимости в описанном случае нет.

        Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., производить расчет и обоснование цены контракта?

        В случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете цену контракта (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а следовательно, и произвести ее расчет. Но, как и в предыдущем случае, на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб., данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93). Таким образом, производить расчет и обосновывать цену «стотысячника» не нужно (см. также письма Минэкономразвития России от 31.01.2017 № ОГ-Д28-1095, от 26.01.2017 № Д28и-191, от 10.05.2016 № Д28и-1307, от 05.05.2016 № Д28и-1217). Дополнительно отметим, что при осуществлении названных закупок и сам контракт не должен содержать расчета и обоснования цены контракта.

        Вместе с тем обратим внимание, что законодательство требует обоснования цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Однако в случае «стотысячных» закупок обоснованию подлежит не цена отдельного контракта, а общий годовой объем таких закупок (п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[1], Письмо Минэкономразвития России от 10.01.2017 № Д28и-104).

        К сведению:

        Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

        В силу п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году.

        Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по контрактам, заключенным:

      28. в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году[2];
      29. в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;
      30. в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.
      31. Разъяснения на этот счет представлены в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2016 № Д28и-3403.

        Обязательно ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., применять типовые формы контрактов, предусмотренные Законом № 44-ФЗ?

        В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru, далее – ЕИС) должна в числе прочего содержать библиотеку типовых контрактов (типовых условий контрактов) (п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). На момент подготовки статьи (конец апреля текущего года) в ЕИС соответствующий раздел «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов» содержал семь типовых контрактов и одни типовые условия контракта (типовой контракт на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и т. д.).

        Данные типовые контракты (типовые условия контрактов) разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности. Работа продолжается, так что соответствующий раздел в ЕИС будет наполняться и дальше. Поэтому сразу обратим внимание, что заказчикам необходимо постоянно отслеживать появление в ЕИС новых типовых контрактов (типовых условий контрактов), чтобы не «пропустить» появление документа, который касается осуществляемых названными заказчиками закупок.

        Порядок разработки типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения установлены Правительством РФ (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее – Правила).

        В Правилах содержится отдельная норма (пп. «б» п. 18), согласно которой типовые контракты (типовые условия контрактов) могут не применяться, в частности, при осуществлении «стотысячных» закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если необходимость применения типового контракта (типовых условий контракта) в данном случае не предусмотрена информационной картой типового контракта (типовых условий контракта). Поэтому ответ на заданный вопрос целиком зависит от того, что написано в информационной карте типового контракта.

        Информационная карта составляется по установленной форме[3] и в числе прочего содержит две позиции:

        • размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);
        • иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.
        • Именно на них и нужно обращать внимание, разбираясь в каждой конкретной ситуации.

          Например, в информационной карте типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств[4] установлено, что данный типовой контракт применяется при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и никаких иных показателей для применения названного типового контракта не указано. А вот в информационной карте типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов[5] (фрагмент см. ниже), несмотря на наличие абсолютно такой же нормы в отношении размера начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в позиции «иные показатели для применения типового контракта» установлено, что он применяется при цене контракта свыше 100 тыс. руб.

          Размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);

          При любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

          Иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.

          При цене контракта свыше 100 тыс. руб.

          Не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу

          Поэтому в первом случае при осуществлении «стотысячной» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) применение типового контракта является обязательным, а во втором – нет. Обратим внимание, что во втором случае нельзя не отметить непоследовательность двух норм: с одной стороны, типовой контракт должен применяться при любом размере цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а с другой – только если цена контракта превышает 100 тыс. руб. Однако наличие последней нормы все-таки может служить основанием для того, чтобы не использовать типовой контракт.

          Опять же, на момент подготовки статьи информационные карты всех размещенных в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контракта) (за исключением информационной карты указанного выше типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов) устанавливали необходимость их применения при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), без каких-либо дополнительных оговорок.

          Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в случае отсутствия в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденных соответствующими федеральными органами, субъекты РФ имеют право самостоятельно разрабатывать и размещать в региональных информационных системах в сфере закупок[6] типовые контракты (типовые условия контрактов), применяемые для обес­печения нужд субъектов РФ (ч. 7 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). При этом порядок разработки таких типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ч. 8 ст. 112)[7].

          Но после утверждения и размещения в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденными федеральными органами, эти «региональные» типовые контракты (типовые условия контрактов) уже не должны применяться (ч. 9 ст. 112). Получается некий «временный» вариант до появления в ЕИС федеральных типовых документов. Поэтому если в конкретном субъекте РФ имеются и действуют свои утвержденные региональные типовые контракты (типовые условия контрактов), то в соответствующих региональных нормативных правовых актах также могут содержаться те или иные правила применения данных типовых контрактов (типовых условий контрактов), в том числе в отношении «стотысячных» закупок. Отметим, что на момент подготовки статьи в Республике Крым и г. Севастополе имелся только один такой типовой контракт, обязательный к применению в случае закупки проектно-изыскательских работ по объектам федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года [8]».

          Считается ли закупкой у единственного поставщика в рамках Закона № 44-ФЗ приобретение сотрудником в магазине товаров на денежные средства в размере, не превышающем 100 тыс. руб., которые были выданы ему под отчет из кассы предприятия?

          Согласно гражданскому законодательству от имени организации могут выступать не только ее органы в соответствии с законами, нормативными актами и учредительными документами, но и ее представители, которыми могут быть лица, действующие исходя из своих полномочий, следующих из обстановки (ст. 53, абз. 2 ч. 1 ст. 185 ГК РФ).

          Сотрудник организации, получивший из кассы под отчет денежные средства и покупающий в торговой точке товары для нужд организации, является как раз таким представителем. Значит, если закупочная деятельность организации подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, то указанная закупка квалифицируется как закупка, совершаемая в соответствии с поименованным законом (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2014 № Д28и-385). Поскольку предельный размер наличных расчетов для организаций составляет 100 тыс. руб. [9], любая такая закупка будет относиться в контексте Закона № 44-ФЗ к «стотысячным» закупкам. Контракт в письменной форме при названных закупках может не заключаться (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2803).

          [1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

          [2] Отметим, что в случае, когда унитарное предприятие, перешедшее на закупки по Закону № 44-ФЗ с 01.01.2017, заключило в 2016 году договоры еще по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ с оплатой в 2017 году, сум-ма данных договоров не учитывается в совокупном годовом объеме закупок по Закону № 44-ФЗ, так как эти закупки считаются осуществленными еще по Федеральному закону № 223-ФЗ.

          [3] Приложение к правилам.

          [4] Приложение 5 к Приказу Минпромторга России от 20.02.2016 № 467.

          [5] Приложение 2 к Приказу Минздрава России от 15.10.2015 № 724н.

          [6] См. сайты www.rks.sevzakaz.ru (г. Севастополь), www.zakupki.rk.gov.ru (Республика Крым).

          [7] См. постановления Правительства Севастополя от 26.06.2015 № 559-ПП «О Порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд города Севастополя, а также случаях и условиях их применения» и Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 505 «Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаев и условий их применения для обеспечения нужд Республики Крым».

          [8] Постановление Совета министров Республики Крым от 29.10.2015 № 678.

          [9] Пункт 6 Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».