Закон о государственной службе российской федерации статья 18

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 27.05.2003 — «Российская газета», N 104, 31.05.2003;
  • «Парламентская газета», N 98, 31.05.2003;
  • «Собрание законодательства РФ», N 22, 02.06.2003, ст. 2063;
  • «Бюллетень Минтруда России», N 6, 2003)
  • Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

    1. Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ст 18 (ред. от 03.08.2018)

    Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

    1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

    4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

    6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

    7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

    8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

    10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

    11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

    12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

    13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

    Федеральные законы о государственной службе

    Центральное место среди федеральных законов о государственной службе занимает Федеральный закон № 58-ФЗ. В соответствии с Конституцией РФ данный Закон закрепляет:

    правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;

    видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных ее видов;

    основы регламентирования государственной службы:

    – должности государственной службы (должности федеральной государственной гражданской службы) (ст. 8);

    – реестры должностей (ст. 9);

    – реестры государственных служащих (ст. 15);

    – правовое положение (статус) федерального государственного служащего (п. 4 ст. 10);

    – формирование кадрового состава государственной службы (ст. 11);

    – поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 12);

    – классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания (ст. 13);

    – стаж (общая продолжительность) государственной службы;

    – персональные данные государственных служащих (ст. 14);

    – управление государственной службой (ст. 16);

    – кадровый резерв для замещения должностей государственной службы (ст. 17);

    – финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития (ст. 18);

    общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы; тем самым указанный закон устраняет возникшие в последние годы серьезные противоречия в законодательстве. На его основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов РФ, в частности о гражданской службе субъектов РФ;

    основные подинституты государственной гражданской службы (гражданской службы): классификация должностей; порядок их занятия; аттестация; переподготовка и резерв кадров гражданских служащих; правовое положение гражданских служащих и др.

    Базовым федеральным законом в области регулирования гражданской службы в России является также Федеральный закон № 79-ФЗ. Именно он содержит основные правовые нормы, регламентирующие вопросы гражданской службы как одного из видов государственной службы Российской Федерации.

    Структура этого Закона включает в себя преамбулу, определяющую, что данным Законом в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 58-ФЗ устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы Российской Федерации, и следующие 17 глав:

    гл. 1 «Общие положения» (ст. 1–7: «Основные термины», «Предмет регулирования настоящего Федерального закона», «Государственная гражданская служба Российской Федерации», «Принципы гражданской службы», «Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации», «Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов», «Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы»;

    гл. 2 «Должности гражданской службы» (ст. 8–12: «Должности гражданской службы», «Классификация должностей гражданской службы», «Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации», «Классные чины гражданской службы», «Квалификационные требования к должностям гражданской службы»);

    гл. 3 «Правовое положение (статус) гражданского служащего» (ст. 13–20.1: «Гражданский служащий», «Основные права гражданского служащего», «Основные обязанности гражданского служащего», «Ограничения, связанные с гражданской службой», «Запреты, связанные с гражданской службой», «Требования к служебному поведению гражданского служащего», «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе», «Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Представление сведений о расходах»);

    гл. 4 «Поступление на гражданскую службу» (ст. 21–22: «Право поступления на гражданскую службу», «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу»;

    гл. 5 «Служебный контракт» (ст. 23–32: «Понятие и стороны служебного контракта», «Содержание и форма служебного контракта», «Срок действия служебного контракта», «Предельный возраст пребывания на гражданской службе», «Заключение служебного контракта», «Испытание при поступлении на гражданскую службу», «Переход на иную должность гражданской службы или перемещение», «Изменение существенных условий служебного контракта», «Временное замещение иной должности гражданской службы», «Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа», «Отстранение от замещаемой должности гражданской службы»;

    гл. б «Основания и последствия прекращения служебного контракта» (ст. 33–41: «Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы», «Расторжение служебного контракта по соглашению сторон», «Расторжение срочного служебного контракта», «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего», «Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя», «Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта», «Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон», «Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта», «Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации»);

    гл. 7 «Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа» (ст. 42–44: «Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего», «Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации», «Кадровая работа»);

    гл. 8 «Служебное время и время отдыха» (ст. 45–46: «Служебное время и время отдыха», «Отпуска на гражданской службе»);

    гл. 9 «Прохождение гражданской службы» (ст. 47–49: «Должностной регламент», «Аттестация гражданских служащих», «Квалификационный экзамен»);

    гл. 10 «Оплата труда гражданских служащих» (ст. 50–51: «Оплата труда гражданского служащего», «Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа»);

    гл. 11 «Государственные гарантии на гражданской службе» (ст. 52–54: «Основные государственные гарантии гражданских служащих», «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих», «Стаж гражданской службы»);

    гл. 12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе» (ст. 55–59.3: «Поощрения и награждения за гражданскую службу», «Служебная дисциплина на гражданской службе», «Дисциплинарные взыскания», «Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания», «Служебная проверка», «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», «Увольнение в связи с утратой доверия», «Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения»);

    -гл. 13 «Формирование кадрового состава гражданской службы» (ст. 60–64: «Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы», «Ротация гражданских служащих», «Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы», «Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего». «Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих», «Кадровый резерв на гражданской службе»);

    гл. 14 «Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы» (ст. 65–66: «Финансирование гражданской службы», «Программы развития гражданской службы»);

    гл. 15 «Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 67–68: «Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации», «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации»);

    гл. 16 «Рассмотрение индивидуальных служебных споров» (ст. 69–70: «Индивидуальный служебный спор», «Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров»);

    гл. 17 «Вступление в силу настоящего Федерального закона» (ст. 71–74: «Вступление в силу настоящего Федерального закона», «Признание утратившими силу отдельных законодательных актов», «Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», «Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона»).

    Как видим, рассматриваемый Федеральный закон № 79-ФЗ регулирует многие вопросы, касающиеся правового реформирования гражданской службы, определяет ее принципы, правовое положение федерального гражданского служащего и гражданского служащего субъекта РФ, классификацию должностей гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные условия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов па гражданской службе и ряд других вопросов.

    Следует обратить внимание на то, что многие нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 79-ФЗ, бьиш введены впервые:

    – установлено, что гражданская служба осуществляется не в отдельном государственном органе, а является видом государственной службы по обеспечению полномочий Российской Федерации или субъектов РФ. При этом полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ возложены на руководителя государственного органа, а также на лицо, замещающее государственную должность, либо их представителей;

    – учреждены четыре новые категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Это позволяет более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, уровень заработной платы и социальные гарантии;

    – введен конкурсный отбор при приеме на работу лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы;

    – основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период), при этом срочные служебные контракты касаются преимущественно руководителей, их заместителей и помощников (советников);

    – в целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей введен должностной регламент, регулирующий служебную деятельность. Он включает в себя квалификационные требования; перечень вопросов, по которым служащий вправе самостоятельно принимать решения; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; показатели эффективности служебной деятельности и др.;

    – для определения соответствия служащего занимаемой должности предусмотрена аттестация государственного служащего (один раз в три года). В состав аттестационной комиссии должны входить независимые эксперты численностью не менее одной четверти от общего количества членов;

    – установлены классные чины вместо квалификационных разрядов. Присвоение чина осуществляется по результатам квалификационного экзамена персонально. К компетенции Президента РФ отнесено присвоение только классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;

    – гражданским служащим разрешено при условии уведомления нанимателя заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к конфликту интересов;

    – определен механизм разрешения возможных конфликтов между государственными и личными интересами на государственной службе, который включает образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов;

    – установлено, что более доступной для общества должна стать информация о функционировании гражданской службы, а в деятельности государственных служащих шире использоваться возможности информационных ресурсов, интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;

    – закреплен единый порядок формирования кадрового резерва посредством включения в него наиболее перспективных работников на конкурсной основе в целях качественной работы по профессиональной подготовке и повышению квалификации лиц, рассматриваемых в качестве кандидатов для замещения вышестоящих должностей, а также оперативного решения вопросов назначения на вакантные должности;

    – предусмотрено, что с целью усиления мер по предотвращению коррупции сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащего должны представляться в кадровую службу;

    – введен запрет: гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего;

    – предусмотрен новый порядок оплаты служебной деятельности служащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, а также комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;

    – для привлечения на государственную службу высококвалифицированных специалистов из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений предусмотрена возможность заключения договора между представителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

    В Федеральном законе № 79-ФЗ были впервые закреплены основания для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование – профессиональную переподготовку и повышение квалификации, которые должны осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, и установлена прямая зависимость карьерного роста служащего от результатов полученного им дополнительного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обучению. Кроме того, был введен единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

    Отдельного внимания заслуживает должностной (служебный) регламент государственного служащего. Предусматривается, что он является основным правовым актом, регламентирующим служебную деятельность гражданского служащего, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Благодаря регламенту каждый государственный служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия. В целом должностной регламент должен включать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государственного органа с гражданином, участие заявителей в принятии решений; определять сферу ответственности чиновника; содержать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

    Таким образом, Федеральный закон № 79-ФЗ охватывает основные направления регулирования деятельности гражданских служащих Российской Федерации.

    В результате принятия этого Закона в целом была реализована основополагающая идея Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г., о публично-правовом характере государственной службы, об определении ее как института, призванного обеспечивать регулирование отношений между гражданами и государственными органами, а не только исполнение полномочий последних. Идея о публично-правовом статусе государственного служащего означает, что государствен пая служба относится к предмету публичного права, а государственный служащий перестает быть обычным наемным работником с особенностями правового статуса.

    Важным федеральным законом для развития гражданской службы в современной России следует считать Федеральный закон № 395-ΦЗ. Соответствующий законопроект был подготовлен и внесен в Правительство РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ во исполнение поручения, содержащегося в подп, «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010–2011 гг., утвержденного Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460.

    Указанным Законом в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на гражданской службе внесены изменения в федеральные законы № 58-ФЗ; № 79-ФЗ, а также в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”». Среди них:

    – ст. 11 Федерального закона № 58-ФЗ дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация государственных служащих, определяются федеральными законами о видах государственной службы;

    – Федеральный закон № 79-ФЗ дополнен ст. 60.1. В указанной статье устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обязанность представителя нанимателя в данном случае предложить иную должность государственной гражданской службы. Так, ч. 1 этой статьи определено, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

    Федеральный закон № 79-ФЗ предусматривает два вида ротации гражданских служащих: внутри органа государственного управления и между органами государственного управления. Во втором случае проведение ротации требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

    Перечни должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, согласно ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

    В указанный перечень в обязательном порядке включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Таким образом, приоритетом вводимой ротации выступает перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ. Очевидно, законодатель предполагал, что коррупциогенность именно этих должностей федеральной гражданской службы наиболее высока.

    Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, или утвержденными Правительством РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

    При этом ч. 5 указанной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по рапсе замещаемым должностям государственной гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.

    План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

    Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта РФ, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта РФ утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

    Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

    Документ является поправкой к

    Принят Государственной Думой 22 декабря 2015 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года

    Внести в статью 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215) следующие изменения:

    1) в абзаце втором части 6 слово «рабочий» заменить словом «служебный»;

    2) часть 8 признать утратившей силу;

    3) дополнить частями 9 1 — 9 3 следующего содержания:

    «9 1 . Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

    9 2 . В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

    9 3 . Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.».

    Сохранить для гражданских служащих, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.

    Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

    2. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

    Закон «О Государственной службе РФ» — N 79-ФЗ — утверждает финансово-экономические, правовые и организационные основы государственной гражданской службы нашего государства. Регулирует отношения, касающиеся поступления на государственную гражданскую службу, её прохождения и прекращения. Определяет правовой статус федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта России. Касается таких вопросов, как реестры должностей и формирование кадрового состава государственной службы, военная, правоохранительная, государственная гражданская службы и т.д.

    Закон «О Государственной службе РФ» 2015 года № 79-ФЗ был принят 25.04.2003 г.

    Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ ‘О системе государственной службы Российской Федерации’ (далее — Федеральный закон ‘О системе государственной службы Российской Федерации’) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

    Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы

    В соответствии со статьей 40.2. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на лиц, занимающих прокурорские должности, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

    Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

    1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

    1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

    2) замещать должность гражданской службы в случае:

    а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

    3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

    4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

    5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

    6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

    8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

    9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

    10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

    11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

    12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

    13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

    14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

    15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

    16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

    17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом.

    2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

    Указом Президента РФ от 12.08.2002 N 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих.

    1. Гражданский служащий обязан:

    2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

    3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

    5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

    9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

    14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

    2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

    Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

    1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

    3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

    3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

    4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    4.1. Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

    5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

    6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

    7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

    8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

    Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

    1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:

    1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;

    2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

    3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

    4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

    5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

    7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

    Статья 20.1. Представление сведений о расходах

    1. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.