Статья 14 6 коап рф

Оглавление:

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к Ст. 14.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере определения государственной экономической политики и ценообразования.

Объективная сторона рассматриваемых деяний заключается в несоблюдении субъектами предпринимательской деятельности ценовой политики государства в отношении отдельных категорий товаров, работ и услуг. Сущность объективной стороны сводится к завышению (занижению) регулируемых государством цен (тарифов) и надбавок на отдельные виды товаров, а также заключается в нарушении установленного порядка регулирования цен.

Особое внимание следует уделить ч. 3 настоящей статьи, которая не предусматривает самостоятельного состава правонарушения, но в то же время определяет порядок применения мер ответственности в отношении продавцов табачных изделий. В большей степени указанные положения носят процессуальный характер и регламентируют порядок привлечения к ответственности.

2. Субъектами данных правонарушений выступают лица, осуществляющие торговлю с нарушением установленной государством ценовой политики. По смыслу закона ими могут быть граждане (в большинстве случаев граждане, наделенные правом осуществления предпринимательской деятельности, т.е. индивидуальные предприниматели), а также юридические и должностные лица, в обязанности которых входит формирование ценовой политики предприятия с учетом установленных государством требований.

Субъективная сторона характеризуется исключительно умышленной формой вины.

СТ 14.6 КоАП РФ

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Комментарий к Ст. 14.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения в области ценообразования. Предметом выступает регулируемый государством порядок ценообразования. Государственное регулирование цен в сфере естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

2. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1) выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

3. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.

4. Административная ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ применяется за завышение либо занижение регулируемых государством цен, предельных цен, установленных надбавок (наценок) только в том случае, если соответствующие цены, предельные цены и надбавки (наценки) установлены на федеральном уровне федеральными органами государственной власти. Если же они установлены на уровне субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ, то административная ответственность по комментируемой статье не применяется.

5. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.6 КоАП РФ ответственность за административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершенные предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями, не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий. Данная норма конкретизирует применительно к рассматриваемым составам правонарушений положения ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

По делам об административных правонарушениях по комментируемой статье возможно проведение административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51 КоАП РФ), а также судьи, если возникнет необходимость применения к должностному лицу такого вида административного наказания, как дисквалификация (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 14.6 КоАП РФ. Нарушение порядка ценообразования

Новая редакция Ст. 14.6 КоАП РФ

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Комментарий к Статье 14.6 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости — и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Так, цены на лекарственные средства, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулируются государством. Для этого проводится государственная регистрация цен производителей на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Также на них устанавливается размер предельной оптовой и розничной надбавки.

Государственное регулирование в сфере деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии) осуществляется посредством Постановления Правительства от 24 октября 2005 г. N 637; Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. N 1158; Указа Президента от 17 октября 1996 г. N 1451; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 869; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 863; Постановления Правительства от 12 февраля 1996 г. N 140; письма МНС от 3 ноября 1999 г. N ВГ-15-02/1035.

В соответствии с Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний:

завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» ценовое регулирование осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.6 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

2. Государственное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и регламентируется законодательными и подзаконными актами. Например, цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»).

3. В целом цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются Правительством РФ (см., в частности, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

4. Государственный порядок ценообразования включает в себя:

а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);

б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);

д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

5. Объективная сторона правонарушения выражается в:

а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

6. Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является далеко неисчерпывающим. Так, нарушение порядка ценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами и др.

7. Учитывая, что диспозиция ст.14.6 является бланкетной, при привлечении к административной ответственности следует устанавливать, в чем выразилось нарушение порядка ценообразования с указанием вида продукции, услуги.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что завышает или занижает регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) на продукцию, товары либо услуги. В этом случае лицо предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан, экономическим интересам государства и желает или допускает эти последствия. Мотивы могут быть разные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.

9. Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица.

Статья 14 6 коап рф

Ответственность

Устанавливая правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ), действующее законодательство также содержит санкции за их нарушение.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о ККТ осуществляется налоговыми органами. Они же вправе применять наказание за его несоблюдение (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ, п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон о ККТ).

Привлечь нарушителя к ответственности могут в течение одного года с момента совершения правонарушения, либо а если оно является длящимся, то с момента обнаружения такого правонарушения (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Рассмотрим, что может стать основанием для привлечения к ответственности и каков размер наказания.

Неприменение ККТ

В частности, под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16):

  • фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
  • пробитие чека ККТ с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
  • Ответственность за неприменение ККТ закреплена в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Такое нарушение может повлечь:

  • для должностных лиц и ИП (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) – штраф от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • для юридических лиц – от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.
  • За повторное совершение того же правонарушения предусмотрена более серьезная ответственность (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ) – дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • для юридических лиц – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Однако такая ответственность наступает в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила (в т.ч. в совокупности), один миллион рублей и более.

    Напомним, что под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения. В свою очередь лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ).

    Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения ККТ

    Требования к контрольно-кассовой технике, порядок ее регистрации (перерегистрации) и применения закреплены, соответственно, в ст. 4, 4.2, 4.3 Закона о ККТ.

    Нарушение правил, установленных указанными статьями, влечет привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

    За подобное нарушение предусмотрены следующие виды наказания:

    • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
    • При этом указанная ответственность за использование ККТ с нарушением установленного порядка и условий ее применения (ст. 4.3 Закона о ККТ) будет наступать только по тем правонарушениям, которые были совершены с 01.01.2017 г.

      Нарушение порядка представления информации и документов в налоговые органы

      Организации и предприниматели обязаны предоставлять информацию о применении ККТ в налоговые органы в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом (абз. 8 п. 2, п. 4 ст. 5 Закона о ККТ).

      Несоблюдение этого требования может стать причиной наказания на основании ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание как за непредставление документов и информации, так и за нарушение сроков их предоставления.

      Норма предусматривает следующие санкции:

    • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа от 1 500 до 3 000 рублей;
    • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.
    • Ненаправление кассового чека или БСО покупателю

      По общему правилу (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ) при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности. По желанию последнего эти документы должны быть направлены на его абонентский номер или адрес электронной почты.

      Невыполнение такой обязанности влечет привлечение к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ в размере:

    • для должностных лиц – предупреждение или наложение штрафа 2 000 рублей;
    • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа 10 000 рублей.
    • Однако если налоговики выявят нарушение во время автоматизированной проверки сообщений от организаций и граждан, а нарушитель признает допущенное им нарушение и добровольно его исправит, налагаемый на него штраф по части 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ будет в три раза меньше минимального размера штрафа, указанного в этих частях (ч. 3.4 ст. 4.1, ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

      Обратите внимание!

      В ряде случаев ответственности за нарушение порядка применения ККТ можно избежать (Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Для этого необходимо добровольно заявить в налоговый орган о случае:

    • неприменения ККТ;
    • применения ККТ, не соответствующей установленным требованиям;
    • применения ККТ с нарушением порядка ее регистрации и/или перерегистрации и применения.
    • Кроме того, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении необходимо добровольно исправить допущенное нарушение.

      Также необходимо соблюсти следующие условия:

    • на момент обращения пользователя ККТ с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
    • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
    • Таким образом можно избежать наказания на основании ч. 2, 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

      Также напомним, что штраф по ст. 14.5 КоАП РФ для малых и средних предпринимателей может быть заменен предупреждением (при соблюдении необходимых условий). Подробнее см. здесь.

      См. также статьи-рекомендации:

      Какая ответственность грозит за неприменение ККТ при реализации алкогольной продукции?

      Статья 6.14 КоАП РФ.

      Кодексы РФ

      Популярные материалы

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

      Для пятидневной рабочей недели

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

      КОАП РФ — документы Пленума и Президиума ВС

      «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

      КОАП РФ — последние изменения и законы

      «Об исполнительном производстве»

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      «О государственной службе российского казачества»

      «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

      «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

      «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Публикации

      Ужесточилась ответственность за нарушение законодательства о персональных данных

      Кирилл Никитин, Старший юрист

      Светлана Жердина, Юрист Группы международных проектов

      Жердина, Никитин_эж-Юрист_Ужесточилась ответственность за нарушение ФЗ о персональных данных_08.2017

      Целью поправок является дифференциация составов административных правонарушений в области персональных данных с учетом ущерба, причиненного нарушением. Кроме того, полномочия по возбуждению дел данной категории предоставлены органам Роскомнадзора, в то время как ранее такими полномочиями обладала только прокуратура.

      При этом законом не предусмотрено возложение на операторов персональных данных новых обязанностей и/или изменение содержания существующих обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

      Суть поправок заключается в ужесточении ответственности за нарушение порядка обращения персональных данных.

      С 1 июля 2017 года размер максимального штрафа для юридических лиц вырос с 10 000 до 75 000 руб. При этом вырос и порог минимально возможного штрафа для юридических лиц с 5000 до 15 000 руб. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «составы коррелируются с типовыми нарушениями, которые чаще всего выявляются Роскомнадзором в ходе контрольно-надзорной деятельности».

      Самый высокий штраф предусмотрен за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ, либо в случае, если обработка персональных данных происходит с нарушением установленных законодательством РФ требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

      Помимо возросшего штрафа, новая редакция ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь различных составов административного правонарушения в области защиты персональных данных вместо одного общего состава, предусмотренного предыдущей редакцией.

      Интересно отметить, что на этапе рассмотрения законопроекта разработчиками предлагалось восемь составов административного правонарушения в данной сфере, однако один из них – обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также персональных данных о судимости, – был в последующем исключен.

      За что штрафуют?

      Новая редакция ст. 13.11 КоАП РФ, по сути, не только пересматривает размер штрафа (он, безусловно, стал более существенным), но и вводит новую систему составов административных правонарушений.

      До 1 июля 2017 года ст. 13.11 КоАП РФ предусматривала ответственность даже за незначительное правонарушение, не повлекшее существенных негативных последствий. Таковыми могли являться, например, нарушения, связанные с хранением материальных носителей, содержащих персональные данные (п. 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687).

      Теперь же к административной ответственности оператора привлекут только в случае наступления неблагоприятных последствий, связанных с невыполнением условий, обеспечивающих сохранность данных при хранении материальных носителей. В качестве примеров неблагоприятных последствий ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ называет неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение.

      В таблице ниже указаны новые составы административных правонарушений, а также примеры норм законодательства, нарушение которых влечет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.

      Рекомендации для бизнеса

      В связи с вышеизложенным еще раз напомним об основных правилах обращения с персональными данными.

      Персональные данные – это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к определенному физическому лицу, а их обработка – это любое действие, совершаемое с персональными данными.

      Обработка персональных данных всегда должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. При обработке персональных данных нужно обеспечить точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

      Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

      При сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

      1. Для удобства изложения и восприятия информации в таблице указана только суть состава административного правонарушения (кратко).

      2. Далее в таблице – ПД.

      3. Напомним, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не предусмотрено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Ввиду того что ч. 1 и 2 ст. 13.11 КоАП РФ не предусматривают отдельного штрафа для индивидуальных предпринимателей, размер штрафа для последних равен размеру штрафа для должностных лиц.