Индивидуальные налогово правовые акты

Индивидуальный правовой акт

Индивидуальный правовой акт — разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом. Индивидуальный правовой акт вызывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права.

Разъяснение

Индивидуальный правовой акт представляет собой результат реализации нормы права. Примеры ИПА — судебное решение, решение государственного органа по конкретному делу.

В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996, разъясняется:

«В отличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например, приговор суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, имеет разовое значение, касается индивидуально определенных лиц. Так, если установленный трудовым законодательством общий порядок приема на работу представляет собой норму, то приказ директора предприятия либо учреждения о приеме на работу конкретного гражданина есть индивидуальный акт».

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– обеспечиваются государственным принуждением.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

Лекция 3. Источники налогового права

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Значение источников налогового права:

– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами:

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации

НК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении.

НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам НК РФ.

НК РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем:

– закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

– определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;

– установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;

– закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

– регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Таким образом, НК РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах.

НК РФ состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей.

Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть НК РФ регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей.

НК РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Со времени издания НК РФ прошло 6 лет. Между тем за этот, относительно небольшой, период законодатель успел издать около 50 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в этот важный нормативный акт.

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти

– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,

– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом.

3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),

– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

– недоговорные – все остальные.

3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений

Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.

К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:

– решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей;

– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;

– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.

Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.

Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:

> оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.

Виды правовых позиций:

1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.

2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.

3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.

Виды решений Конституционного Суда РФ:

1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.

2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов.

3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.

4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ.

5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.

Федеральные налоговые акты

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти:

– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,
– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,
– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Индивидуальные налогово-правовые акты

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц.

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;
– являются властными и обязательными для исполнения;
– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;
– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;
– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;
– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;
– официальное решение, принятое органом публичного управления;
– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),
– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),
– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),
– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,
– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),
– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),
– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,
– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,
– недоговорные – все остальные.

Законодательные акты и другие документы, устанавливающие порядок применения российского гражданского законодательства
Нормативный акт
Локальный акт
Трудовой акт
Гражданский процесс
Гражданское право

Назад | | Вверх

Индивидуальные налогово правовые акты

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. В системе органов Российского государства на современном этапе важное место принадлежит государственным органам, осуществляющим функции в сфере налогообложения. Результаты процессуальной правоприменительной деятельности этих органов по выполнению стоящих перед ними задач, в конечном счете, выражаются в принятии и исполнении предусмотренных законом индивидуальных налогово-правовых актов.

Непосредственная зависимость, существующая между законностью и обоснованностью принятых индивидуальных налогово-правовых актов и успешным выполнением фискальных задач государства, свидетельствует о теоретической и практической значимости изучения теории и практики принятия индивидуальных налогово-правовых актов.

Индивидуальные налогово-правовые акты выступают юридическими фактами, влекущими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых правоотношений. Они носят властный характер. Принятие многих индивидуальных налогово-правовых актов влечет ограничение прав налогоплательщиков, привлечение их к налоговой ответственности.

В то же время единых нормативно закрепленных требований к индивидуальным налогово-правовым актам Налоговый кодекс РФ не содержит. Процедура принятия индивидуальных налогово-правовых актов должным образом не урегулирована. В настоящее время эта область регулируется как Налоговым кодексом РФ, так и подзаконными актами. Однако проблема состоит в том, что эти акты зачастую противоречат друг другу, содержат массу пробелов, а некоторые правовые акты способствуют должностным злоупотреблениям.

Исследование индивидуальных налогово-правовых актов практически важно для обеспечения охраны прав и законных интересов налогоплательщиков и совершенствования правовых гарантий от должностных злоупотреблений.

С принятием Налогового кодекса РФ в налоговом праве появились индивидуальные налогово-правовые акты спорной правовой природы (договоры налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора). У правоприменителей возникают вопросы: какова правовая природа этих актов, применяется ли гражданское право для их регулирования и в каких пределах?

Научная разработка таких категорий как налоговое правоприменение, налоговый договор, содержание и форма индивидуальных налогово-правовых актов, сроки их принятия, предмет доказывания при принятии индивидуальных налогово-правовых актов способна внести значительный вклад в теорию финансового и, в частности, налогового права.

Степень научной разработанности темы.

Несмотря на актуальность исследования индивидуальных налогово-правовых актов, обнаруживается слабая научная разработанность проблемы. В учебных пособиях по финансовому праву нормативные и индивидуальные акты рассматриваются разъединено: первые — при характеристике источников права, вторые — при характеристике правоотношений. Теоретические работы, посвященные комплексному изучению индивидуальных налогово-правовых актов, отсутствуют. Лишь один учебник по налоговому праву содержит параграф, посвященный индивидуальным налогово-правовым актам (См.: Карасёва М. В. Индивидуальные налогово-правовые акты / М. В. Карасёва // Налоговое право России: учебник. Изд. 2 / отв. ред. Ю.А. Крохина. — М., 2004.)

В связи с не разработанностью проблемы индивидуальных налогово-правовых актов в финансово-правовой науке автор в процессе проведения исследования опирался, прежде всего, на труды ученых по общей теории права: С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, И.А. Галаган, В.М. Горшенева, Д.Н. К-римова, К.Н. Княгинина, В.В. Лазарева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, P.O. Халфиной, А.Ф. Шебанова и др.

Особое внимание было уделено работам в области финансового и, в частности, налогового права: К.С. Вельского, А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого,

П.М. Годме, Н.Н. Злобина, И. Л. Ивачева, М.В. Карасёвой, Д.А. Кобыльника, Ю.А. Крохиной, М.В. Кустовой, И.И. Кучерова, О.А. Ногиной, В.А. Парыгиной, С.Г. Пепеляева, Г. В. Петровой, Н.И. Химичевой, А.И. Худякова, Э.М. Цыганкова, Н.А. Шевелевой, Д.М. Щекина и других авторов.

Кроме того, в диссертации использованы положения и выводы ученых в области административного, гражданского, процессуального и других отраслей права: М. Брагинского, В.П. Грибанова,, О.А. Красавчикова, Е.А. Суханова, В.Ф. Яковлева, Д.Н. Бахраха, Р.Ф. Васильева, В.И. Новоселова, Ю.Н. Старилова, И.Я. Дюрягина, З.Ф. Ковриги, К.К. Панько, М.К. Треушникова и других.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе принятия индивидуальных налогово-правовых актов, их обжалования и отмены.

Предметом исследования являются законодательство о налогах и сборах, научно-теоретические концепции, а также судебная практика, по вопросам принятия, обжалования и отмены индивидуальных налогово-правовых актов.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы — всестороннее научно-теоретическое исследование индивидуальных налогово-правовых актов; анализ понятия и признаков этих актов для определения значения, сущности и роли индивидуальных налогово-правовых актов в механизме правового регулирования; изучение содержания и формы индивидуальных налогово-правовых актов, сроков их принятия и последствий их несоблюдения; установления фактических обстоятельств принятия индивидуальных налогово-правовых актов и, как следствие, — совершенствование правоприменительной деятельности налоговых органов по принятию индивидуальных налогово-правовых актов. Достижение названной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

— определить понятие и признаки индивидуального налогово-правового акта;

— исследовать место индивидуальных налогово-правовых актов в системе пра-

вовых актов России и, прежде всего, их соотношение с правовыми актами управления;

— провести разграничение индивидуальных налогово-правовых актов и иных юридических документов в сфере налогообложения;

— провести классификацию индивидуальных налогово-правовых актов;

— рассмотреть правовые требования к индивидуальным налогово-правовым актам и процедуре их принятия;

— раскрыть сущность индивидуальных налогово-правовых актов;

— обозначить правовые требования к содержанию и форме индивидуальных налогово-правовых актов;

— охарактеризовать сроки принятия индивидуальных налогово-правовых актов, их значение и последствия несоблюдения;

— изучить проблемы доказательств и доказывания при принятии индивидуальных налогово-правовых актов;

— разработать рекомендации и практические предложения по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной деятельности налоговых органов по принятию индивидуальных налогово-правовых актов.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, такие как: общенаучный диалектический метод, системный анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному, формально-логический. Среди специальных юридических методов использованы формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения.

Теоретическую базу исследования составили современные концепции общей теории права, такие как теория индивидуального правового акта, правоприменительного акта, а также концепции финансового, административного, гражданского, процессуальных отраслей права.

Нормативная и эмпирическая база исследования. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные акты, право-

вые акты органов местного самоуправления. Эмпирическую базу исследования образуют практика деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных и региональных арбитражных судов, правоприменительная практика налоговых органов.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в науке финансового права проводится комплексное диссертационное исследование индивидуальных налогово-правовых актов.

Специфика настоящего исследования заключается в детальном анализе понятия и признаков индивидуальных налогово-правовых актов; в рассмотрении названного понятия в качестве самостоятельного юридического средства налогового права; в предложении классификации индивидуальных налогово-правовых актов; в формулировании правовых требований к индивидуальным налогово-правовым актам. Значительное место уделено рассмотрению практических вопросов, связанных с доказыванием фактических обстоятельств принятия индивидуальных налогово-правовых актов, последствий несоблюдения сроков принятия индивидуальных налогово-правовых актов и других правовых требований к ним, с обжалованием индивидуальных налогово-правовых актов.

В связи с тем, что проблема индивидуальных налогово-правовых актов сложна и многогранна, автор не стремился к постановке и рассмотрению всех аспектов выбранной темы. Диссертация посвящена исследованию наиболее теоретически и практически значимых вопросов.

Новыми и наиболее существенными положениями и выводами, выносимыми на защиту, являются:

1. Индивидуальный налогово-правовой акт — это правовой акт-документ, принятый уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции в сфере налогообложения или судом в пределах предоставленной им законом компетенции, адресованный конкретным субъектам налогового права налогоплательщику, налоговому агенту, банку и влекущий возникновение, изменение или прекращение имущественного (обязательственного) налогового

правоотношения, выражающий волю принявших его лиц, принятый в ходе налогового процесса с соблюдением специальной формы и соответствующий требованиям закона.

2. Индивидуальный налогово-правовой акт обладает следующей совокупностью признаков: а) выражает волю принявшего его субъекта; б) принимается уполномоченными органами государственной исполнительной и судебной власти, осуществляющими финансовую деятельность; в) регулирует конкретные (единичные) имущественные налоговые отношения посредством применения налогово-правовых норм; г) адресуется конкретным функционально подчинённым субъектам налогового права — налогоплательщику, налоговому агенту, банку; д) выражает индивидуальное предписание; е) носит подзаконный характер, т.е. принимается исключительно на основе закона — Налогового кодекса РФ, который предусматривает закрытую систему этих актов; ж) оформляется только в письменной форме, т.е. это правовой акт-документ; з) принимается в ходе налогового процесса, регламентированного нормами Налогового кодекса РФ; и) влечёт юридические последствия — возникновение, изменение или прекращение конкретного имущественного налогового правоотношения; к) может быть недоговорным и договорным, т.е. заключаться на основе волесогласования; л) обладает условной обязательностью, неокончательным характером; м) отражает специфику компетенции налоговых органов; н) имеет специфические наименования, отражающие имущественный характер акта (требование об уплате налога, налоговое уведомление, инкассовое поручение и др.).

3. Индивидуальный налогово-правовой акт следует отличать от иных юридически значимых документов, оформляемых в ходе деятельности налоговых органов. Например, такие документы, как акт выездной налоговой проверки, протокол действия налогового контроля, акт ревизии, справка о проведенной выездной налоговой проверке, карточка лицевого счета налогоплательщика, платежное поручение не являются индивидуальными налогово-правовыми актами, т.к. не влекут юридических последствий для налогоплательщиков, т.е. возникновения, изменения или прекращения их прав и обязанностей.

4. Понятие индивидуального налогово-правового акта рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле индивидуальные правовые акты управления включают в себя большую часть индивидуальных налогово-правовых актов, т.к. их характеризует ряд одинаковых признаков. В широком смысле индивидуальные налогово-правовые акты с индивидуальными правовыми актами управления объединяет то, что они принимаются органами государственной исполнительной власти в сфере государственного управления. В узком же смысле слова индивидуальные налогово-правовые акты отличаются от индивидуальных актов управления. Индивидуальные налогово-правовые акты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения имущественных налоговых правоотношений, а индивидуальные акты управления не являются таковыми.

5. Разработана научная классификация индивидуальных налогово-правовых актов.

6. Предлагается система правовых требований к содержанию и форме индивидуальных налогово-правовых актов. Такими требованиями являются: законность, обоснованность, мотивированность и целесообразность. Содержание индивидуальных налогово-правовых актов включает в себя два компонента: интеллектуальный — логическое рассуждение правоприменителя и волевой — действие правоприменителя, воплощающееся в индивидуальном предписании адресованном субъекту. Помимо этого, с точки зрения содержания индивидуальный налогово-правовой акт, во-первых, представляет собой индивидуально-конкретное властное предписание государственного органа, осуществляющего функции в сфере налогообложения, обращенное к налогоплательщику, налоговому агенту или банку (императивный момент), а во-вторых, индивидуальный налогово-правовой акт представляет собой акт подтверждения наличия или отсутствия между субъектами налогового процесса определенного налогового правоотношения, и, следовательно, наличия или отсутствия в соответствующих случаях субъективных прав и обязанностей у налогоплательщика, а также фактов (декларативный момент).

7. Налоговый кодекс РФ фрагментарно регламентирует оформление индивидуальных налогово-правовых актов. В работе предлагаются следующие правила оформления индивидуальных налогово-правовых актов:

а) все индивидуальные налогово-правовые акты оформляются в виде письменного документа;

б) для некоторых актов Налоговый кодекс РФ содержит перечень основных вопросов, которые должны найти отражение в акте (решение о взыскании налога за счет имущества, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, требование об уплате налога и др.), а бланки формы актов разрабатываются и утверждаются Минфином РФ;

в) в тексте норм Налогового кодекса РФ некоторые акты именуются решениями, а некоторые — постановлениями. Представляется логичным все индивидуальные налогово-правовые акты, именуемые решениями, именовать постановлениями, т.к. термин «решение» отражает не название акта-документа, а само интеллектуально-волевое действие должностного лица, обладающее юридически — властным характером.

9. Предлагаются рекомендации по внесению соответствующих изменений и дополнений в НК РФ.

Целесообразно дополнить НК РФ статьей, содержащей общие требования к содержанию и форме индивидуальных налогово-правовых актов, а также последствия несоблюдения этих требований.

В целях унификации оформления индивидуальных налогово-правовых актов имеет смысл формы бланков всех индивидуальных налогово-правовых актов закрепить в виде приложений к НК РФ.

10. Предлагается определение срока принятия индивидуальных налогово-правовых актов. Под ним понимается установленный налоговым законодательством промежуток времени от начала сбора доказательственной информации, подтверждающей фактические обстоятельства, с которыми закон связывает издание акта, до принятия акта, исчисляемый согласно установленной процедуре.

В работе освещаются следующие признаки сроков принятия индивидуальных налогово-правовых актов: а) закрепляются только в законе — Налоговом кодексе РФ; б) носят императивный характер и не могут быть изменены по соглашению между государственным органом и налогоплательщиком; в) обладают процессуальным характером; г) являются юридическими фактами; д) являются определенными; е) являются сложными, т. к. состоят из нескольких частных отрезков времени.

11. Следует закрепить в Налоговом кодексе РФ последствия несоблюдения сроков принятия индивидуальных налогово-правовых актов. Для каждого срока необходимо чётко указать, какой он — организационный или пресекательный.

12. Требуется закрепить в НК РФ перечни фактических обстоятельств, образующих предмет доказывания при принятии каждого индивидуального налогово-правового акта.

Закрепление в НК РФ предметов доказывания принятия каждого индивидуального налогово-правового акта послужит упорядочению правоприменительной деятельности государственных органов, осуществляющих функции в сфере налогообложения и достижению законности и обоснованности принимаемых ими актов.

Научная и практическая значимость исследования.

Сделанные в работе выводы и предложения вносят определённый вклад в развитие науки финансового права и могут быть использованы при проведении дальнейших теоретических исследований, а также для совершенствования законодательства о налогах и сборах, правоприменительной практики налоговых, таможенных органов и судов.

Материалы диссертации могут найти применение для преподавания учебных курсов «Финансовое право» и «Налоговое право».

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации были опубликованы автором в сборниках трудов юридического факультета Воронежского государственного уни-

верситета, освещены на Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2003 года, посвященной 45-летнему юбилею юридического факультета Воронежского государственного университета (г. Воронеж).

Отдельные выводы исследования применяются автором в процессе проведения занятий по курсу «Финансовое право» в Институте менеджмента, маркетинга и финансов (г. Воронеж).

Основные теоретические положения и выводы диссертации были обсуждены и получили одобрение на заседании кафедры административного, муниципального и финансового права Воронежского государственного университета.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.