Нарушение положений жилищного кодекса

Нарушение положений жилищного кодекса

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 11 Жилищного кодекса РФ
  • Статья 11 ЖК РФ. Защита жилищных прав

    1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

    2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

    3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

    1) признания жилищного права;

    2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

    3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

    4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

    5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

    6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

    Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

    Комментарии к статье 11 ЖК РФ, судебная практика применения

    Защита жилищных прав. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», даны следующие разъяснения:

    «В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

    Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке».

    См. далее о защите жилищных прав также п. 2, 3 Постановления Пленума ВС.

    Требования о признании решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным

    С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

    Подробнее см .п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»)

    Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена в актах различных отраслей российского законодательства. В первую очередь следует указать на нормы, содержащиеся в Жилищном кодексе Российской Федерации, в соответствии с которыми лица, виновные в нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий; в самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению; в нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании и пр., несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

    Также следует выделить статьи, предусматривающие ответственность в виде выселения как санкцию за противоправное поведение (ст. 90 «Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма», ст. 91 «Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения», ст. 133 «Выселение бывшего члена жилищного кооператива»).

    Предусматривающими ответственность за нарушение жилищного законодательства можно назвать положения Кодекса, содержащиеся в ст. 75 «Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, недействительным», ст. 79 «Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма».

    В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится несколько норм, посвященных административной ответственности за нарушение жилищного законодательства – это ст. 7.21 «Нарушение правил пользования жилым помещением», ст. 7.22 «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений».

    Уголовный кодекс Российской Федерации в ст. 139 предусматривает уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающих в нем лиц.

    Гражданско-правовая ответственность наступает за использование жилья не по назначению, порчу и разрушение жилищного фонда, несвоевременное внесение квартирной платы и платы за коммунальные услуги и т.д. Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством путем взыскания убытков и (или) возмещения морального вреда в судебном порядке.

    Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Пирогова В.В.

    Статья 20 ЖК РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

    Новая редакция Ст. 20 ЖК РФ

    1. Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

    1.1. Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

    2. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    2.1. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

    2.2. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    2.3. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

    3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.

    4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

    4.1. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

    1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

    1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

    2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    3) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

    4.2. Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

    4.3. Проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

    4.4. Информация об указанных в части 4.2 настоящей статьи нарушениях, размещенная в системе для органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, является официальной информацией, поступившей в данные органы, и основанием для проведения внеплановой проверки.

    5. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

    1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

    2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

    3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

    4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

    5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

    6. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

    1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

    2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

    3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

    4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

    5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.

    7. Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

    8. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Комментарий к Статье 20 ЖК РФ

    1 — 2. Статья 20 Кодекса устанавливает обязательность государственного контроля в области жилищных отношений со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти в отношении всех жилых помещений, входящих в жилищный фонд, независимо от видов жилищного фонда.

    Значительная часть контрольных полномочий относится к компетенции государственной жилищной инспекции, которая действует в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 .
    ———————————
    СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2566; 1995. N 10. Ст. 894; 1997. N 42. Ст. 4788; 2006. N 7. Ст. 786.

    Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

    Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

    Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции РФ права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

    Органы государственной жилищной инспекции имеют право:

    проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации;

    давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

    давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

    выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

    вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к административной ответственности;

    участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.

    Кроме того, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.21 — 7.23 КоАП РФ.

    В письме Министерства регионального развития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 разъяснено, что под установленным ст. 20 Кодекса государственным контролем за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме следует понимать контроль за исполнением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 . Указанный контроль осуществляется в условиях изменения федеральным жилищным законодательством роли и места собственников помещений и привлекаемых ими управляющих и подрядных организаций, что исключает возможность использования старых подходов к оценке их обязательств и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Складывающаяся правоприменительная и судебная практика в ряде случаев не учитывает изменения жилищного законодательства.
    ———————————
    Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2009. N 1.

    СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

    Государственный контроль за соблюдением указанных Правил содержания следует отличать от государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям (ч. ч. 2 — 4 ст. 17 Кодекса, Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» ).
    ———————————
    СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546.

    Другой комментарий к Ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации

    1. Комментируемая статья развивает нормы п. 16.1 ст. 12 ЖК (о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений). Согласно этой статье федеральные органы государственной власти определяют порядок государственного контроля:

    а) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности;

    б) за соблюдением правил содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме;

    в) за соответствием жилья, а также качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.

    Государственным контролем охватывается весь жилищный фонд (см. комментарий к ст. 19) независимо от его форм собственности (государственной, муниципальной или частной).

    Одним из специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, является государственная жилищная инспекция.

    Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» определены ее органы: Главная государственная жилищная инспекция и государственные жилищные инспекции субъектов РФ. Этим же актом утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
    ———————————
    СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2566.

    Названным Положением установлено, в какой области инспекции осуществляют контроль (круг вопросов). Так, в их компетенции контроль за: техническим состоянием жилищного фонда, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту; обоснованностью установления нормативов потребления коммунальных услуг; осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации и т.д. Органы инспекции вправе проводить инспекционные проверки подконтрольных объектов, давать предписания об устранении выявленных нарушений, выносить заключения о техническом состоянии жилья и т.п.

    Государственная жилищная инспекция обозначена и в КоАП РФ в качестве специального уполномоченного органа по контролю за содержанием, использованием и сохранностью жилищного фонда.

    Согласно комментируемой статье государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности; соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время такой нормативный акт еще не принят.

    2. Контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляет и каждый собственник такого фонда. Так, органы государственной власти Российской Федерации контролируют использование и сохранность федерального жилищного фонда (п. 17 ст. 12 ЖК РФ); органы государственной власти субъекта РФ — использование и сохранность жилищного фонда своего региона (п. 8 ст. 13 ЖК РФ); органы местного самоуправления — использование и сохранность муниципального жилищного фонда.

    3. Жилищный кодекс РФ содержит значительное число норм, определяющих ответственность за нарушение правил пользования жилым помещением, сохранности жилищного фонда и иные нарушения жилищного законодательства.

    В ряде случаев предусматривается столь серьезная мера, как расторжение договора социального найма (см. комментарии к ст. 29, 83). Статьей 101 Кодекса предусмотрено расторжение договора найма специализированного жилого помещения в случае виновного поведения пользователей жилья. Расторжение договора «коммерческого» найма в качестве меры ответственности нанимателя предусмотрено ст. 687 ГК РФ.

    Ответственность за нарушение жилищного законодательства

    С учетом теории обязательственного права, а также теории государства и права содержание данного вопроса можно свести к следующим положениям:

    а) под ответственностью за нарушение жилищного законодательства следует понимать правоотношение, выражающееся в виде неблагоприятных последствий имущественного и неимущественного характера для правонарушителя, обеспеченных государственным принуждением и сопровождающихся осуждением правонарушения и его субъекта;

    б) за нарушение жилищного законодательства предусмотрены следующие виды ответственности: уголовная, административная и гражданско-правовая. Однако к нему применимы и иные виды ответственности, предусмотренные законом (п. 2 ст. 11 ЖК РФ);

    в) значение гражданско-правовой ответственности за нарушение жилищного законодательства выражается в ее функциях. Различают следующие функции:

    предупредительно-воспитательную (она заключается в предупреждении и искоренении жилищных правонарушений. Например, к лицам, систематически разрушающим и портящим жилое помещение, вначале применяются меры общественного воздействия и лишь потом выселение – ст. 91 ЖК РФ);

    репрессивную (для правонарушителя назначается наказание в виде дополнительной неблагоприятной обязанности, обеспечиваемой принуждением, либо лишением чего-либо; например, в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев договор найма жилого помещения может быть расторгнут судом по требованию наймодателя – п. 2 ст. 687 ГК РФ);

    компенсационную (неблагоприятные последствия у потерпевшего ликвидируются за счет нарушителя жилищных прав; например, неквалифицированное исполнение работы по устранению неисправности в сливном бачке туалета слесарем ЖЭО, повлекшее за собой его разрушение и как следствие этого затопление квартиры водой, влечет ответственность ЖЭО за вред, причиненный его работником, – ст. 1068 ГК РФ);

    сигнализационную (негативная информация о лице, занимающем жилое помещение по договору коммерческого найма, будет препятствовать ему в дальнейшем в заключении нового договора найма с другим наймодателем).

    Перечисленные виды функций на практике взаимосвязаны, выделяют же их в теории для удобства рассмотрения значения ответственности за жилищные правонарушения;

    г) вопросы ответственности за нарушение жилищного законодательства должны быть принципами последнего, т.е. жилищно-правовая ответственность должна быть построена на следующих принципах:

    – неотвратимости ответственности за нарушение закона;

    – индивидуализации ответственности (ответственность наступает с учетом общественной опасности правонарушения и формы вины правонарушителя);

    – полного возмещения вреда (восстановление имущественного положения потерпевшего).

    Перечисленные принципы жилищно-правовой ответственности являются скорее желаемыми, чем действительными;

    д) уголовная ответственность за нарушение жилищного законодательства наступает лишь в тех случаях, когда такое нарушение является преступлением (например, использование жилого помещения не по назначению, порча жилых домов или их оборудования, а также объектов благоустройства). Для наступления уголовной ответственности необходимо наличие не только состава преступления, но и конкретного правонарушения;

    е) административная ответственность в области жилищных правонарушений предусмотрена в КоАП РФ. Субъектами этого вида ответственности являются граждане, должностные и юридические лица. Административная ответственность предусмотрена за правонарушения в области охраны собственности, строительства, порядка управления, воинского учета граждан, пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и т.п. К таким правонарушениям можно отнести:

    – нарушение правил пользования жилым помещением (ст. 7.21 КоАП РФ);

    – нарушение правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ);

    – уничтожение и повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ);

    – самовольное подключение и использование электрической энергии или газа (ст. 7.19 КоАП РФ);

    – порчу жилых домов, жилых помещений, оборудования жилых домов (п. 1 ст. 7.21 КоАП РФ);

    – самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах (п. 2 ст. 7.21 КоАП РФ);

    – нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ);

    – нарушение требований нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ);

    – нарушение установленного порядка строительства объектов, принятия, ввода в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ);

    – предоставление жилого помещения иностранному гражданину с нарушением установленных правил проезда через Россию (п. 3 ст. 18.9 КоАП РФ);

    – нарушение беженцами или вынужденными переселенцами правил проживания (ст. 18.12 КоАП) и т.д.

    Из восьми видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к правонарушениям, совершенным в области жилищных правонарушений, применяются только два:

    – предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица в письменной форме;

    – административный штраф – денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда;

    ж) гражданско-правовая ответственность возникает за причинение ущерба жилым домам, инженерному оборудованию, зеленым насаждениям на придомовой территории. Субъектами этой ответственности являются юридические лица, граждане и должностные лица, по вине которых юридические лица понесли расходы, связанные с возмещением ущерба;

    з) привлечение участников жилищных правоотношений к гражданско-правовой ответственности возможно при наличии четырех условий:

    – противоправности поведения участника жилищных правоотношений;

    – наличия имущественного либо морального вреда (умаления жилищного права или блага);

    – наличия причинной связи между противоправным деянием и возникшим вредом;

    – наличия вины причинителя вреда;

    и) правонарушения, являющиеся основанием ответственности, следующие:

    – нарушение порядка постановки на учет, снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления гражданам жилых помещений;

    – несоблюдение установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;

    – другие, указанные выше;

    к) к формам ответственности за нарушение жилищного законодательства относятся:

    – признание договора найма жилого помещения недействительным;

    – предписание о прекращении использовать жилое помещение не по назначению;

    – прекращение права собственности на жилое помещение в случае злостного нарушения правил использования их;

    – прекращение договора коммерческого найма жилого помещения;

    – возмещение причиненного ущерба;

    – восстановление нарушенного положения в отношении жилого помещения либо объекта инженерного оборудования;

    – взыскание неустойки в виде пени или штрафа за оплату услуг с опозданием.

    В заключение необходимо отметить, что вопрос об ответственности за нарушения жилищного законодательства в самом законодательстве разработан недостаточно и совсем не систематизирован, в частности, в нем отсутствуют санкции:

    – за нарушение порядка очередности на получение муниципального жилья;

    – длительность сроков пребывания в очередях граждан, которым положены льготы на получение бесплатного жилья;

    – отключение электроэнергии в больницах и родильных домах (в результате применения принципа так называемого веерного отключения электроэнергии с целью экономии);

    – отключение газа, воды, парового отопления в городах на длительный срок;

    – непредоставление жилья воспитанникам детских домов по достижении ими 18-летнего возраста и т.п. [1]

    • [1] О типичных нарушениях норм ЖК РФ и о состоянии законности см.: Викторов И. С., Макашов А. Ж. О состоянии законности и типичных нарушениях норм Жилищного кодекса РФ в правоприменительной практике государственных и муниципальных органов // Жилищное право. 2006. № 11. С. 3. О применении Правил о сроках исковой давности при рассмотрении жилищных споров в суде см.: Забелова Л. Б., Карпухин Д. В. Сроки исковой давности в жилищных спорах // Жилищное право. 2009. N° 6. С. 48. Об ответственности за нарушение жилищных прав граждан см.: Шалыгин Б. И. Об административно-правовой ответственности за правонарушения в сфере жилищных отношений // Жилищное право. 2008. № 8. С. 38–64. Об охране интересов граждан при исполнении законодательства по реализации национального проекта «Доступное и комфортабельное жилье» см.: Викторов И. С. О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на реализацию национального проекта «Доступное и комфортабельное жилье – гражданам России» // Жилищное право. 2006. № 10.