Приказ мвд или закон о полиции

Оглавление:

Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

Комментарий к ст. 38 Закона о Полиции

1. Порядок организации профессиональной подготовки сотрудников полиции урегулирован Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. N 490, и иными нормативными правовыми актами МВД России, а его содержание — учебными, учебно-тематическими программами.

2. Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников полиции.

3. Система профессиональной подготовки кадров полиции включает в себя:

— раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

— специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образовательные учреждения МВД России);

— подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);

— повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;

— послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

— обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевую и морально-психологическую подготовку).

4. В части 1 комментируемой статьи речь идет о специальном профессиональном обучении лиц, принимаемых на службу в полицию на должности рядового и начальствующего составов.

5. Специальное профессиональное обучение — это процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) полиции, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей.

6. Перед направлением сотрудника на специальное профессиональное обучение он проходит обучение по месту службы (стажировку в период испытательного срока).

7. Обучение по месту службы (стажировка) осуществляется со дня назначения лица, впервые принятого на службу в органы внутренних дел, стажером по должности или на должность, если прием на службу осуществлен без испытательного срока, и до его направления на специальное профессиональное обучение. В рамках данного обучения осуществляется наставничество в порядке, установленном нормативным правовым актом МВД России. Обучение проводится с помощью руководителя стажировки (наставника или, как правило, непосредственного начальника) по плану, разрабатываемому руководителем стажировки совместно с руководителем структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), и под их контролем.

8. О понятии «безопасность граждан» см. комментарий к ст. 24 настоящего Федерального закона.

9. О понятии «общественный порядок» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

10. См. также комментарий к ст. ст. 25, 28 настоящего Федерального закона.

Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.

Комментарий к ст. 40 Закона о Полиции

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи посвящены основаниям увольнения сотрудников полиции со службы. Помимо содержащихся здесь положений процедура увольнения сотрудника полиции со службы урегулирована главой 13 ТК РФ, главой 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г., и гл. 17 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

2. Однако следует иметь в виду, что служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными правовыми актами — настоящим Федеральным законом и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса РФ по аналогии.

3. По аналогии с милицией и исходя из содержания данных нормативных актов прекращение службы в полиции оформляется приказом. Рассматриваемый приказ издается в отношении сотрудников полиции, состоящих на должностях:

— рядового и младшего начальствующего составов, — прямым начальником в пределах его компетенции;

— среднего и старшего начальствующих составов, до подполковника полиции включительно, — заместителями министра внутренних дел РФ, министрами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальниками управлений (главных управлений) автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также начальниками, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации;

— полковника полиции и сотрудников органов внутренних дел из числа высшего начальствующего состава, — министром внутренних дел РФ, если иное не предусмотрено законодательством.

4. Сотрудники полиции должны быть поставлены в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников полиции, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с подпунктами 11 — 12 ч. 1 комментируемой статьи.

5. В этой связи хотелось бы заметить, что ни в комментируемом законе, ни в других нормативных правовых актах нет нормы, закрепляющей, что днем увольнения по подп. 2 ч. 1 ст. 40 Федерального закона «О полиции» является день достижения сотрудником предельного возраста нахождения на службе.

6. Поскольку увольнение по достижении предельного возраста в силу ч. 2 ст. 58 Положения может быть инициировано как сотрудником, так и начальником соответствующего органа внутренних дел, подача рапорта об увольнении лицом, достигшим предельного возраста, не является обязательным условием для увольнения со службы по этому основанию.

7. В соответствии со ст. 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения. Обязанность предупредить сотрудника об увольнении за два месяца до достижения предельного возраста названным Положением не предусмотрена.

8. Увольнение сотрудников полиции по инициативе администрации, якобы по собственному желанию, является незаконным. Примером такого незаконного увольнения может быть увольнение сотрудника полиции по подп. 1 ч. 1 комментируемой статьи в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела или иной формой реализации в отношении сотрудника полиции уголовной ответственности. Подобного рода незаконность увольнения может быть подтверждена упоминанием в представлении об увольнении данного факта (возбуждения уголовного дела, задержания и т.п. сотрудника полиции).

9. Увольнение по болезни либо ограниченному состоянию здоровья (подп. 8, 9 ч. 1 комментируемой статьи) производится при наличии заключения военно-врачебной комиссии о негодности или ограниченной годности сотрудника к службе.

10. Если увольнение в связи с нарушением условий контракта о прохождении службы в полиции (подп. 5 ч. 1 комментируемой статьи) осуществляется по инициативе сотрудника, то начальник органа внутренних дел обязан в двухнедельный срок провести проверку сведений о нарушении и в пределах предоставленных полномочий принять одно из следующих решений:

— разработать меры по устранению нарушений условий контракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами, продолжении службы в органе внутренних дел и отзыве предыдущего рапорта;

— уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нарушением по вине начальника органа внутренних дел условий контракта, которые не могут быть им устранены. Если решение вопроса об увольнении выходит за пределы компетенции начальника, то он обязан незамедлительно направить рапорт и материалы проверки вышестоящему начальнику, имеющему такое право.

11. В приказе об увольнении сотрудника из полиции после ссылки на подп. 5 ч. 1 комментируемой статьи указывается, какой стороной было допущено нарушение условий контракта.

12. Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. 7 ч. 1 комментируемой статьи) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

13. В случае увольнения сотрудника по несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации на основании результатов аттестации (подп. 10 ч. 1 комментируемой статьи) решение аттестационной комиссии должно содержать объективное и всестороннее обоснование его профессиональной непригодности. Такой вывод должен вытекать из результатов служебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практики соблюдения им дисциплины и норм законодательства Российской Федерации, анализа его личных качеств, поведения, степени профессиональной подготовленности.

14. При увольнении сотрудника за грубое нарушение служебной дисциплины (п. 11 ч. 1 комментируемой статьи) необходимо исходить из требований ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. При этом в аттестации подробно отражаются сущность и характер совершенных сотрудником нарушений, а также несоблюдение им требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок и условия выполнения возложенных на него обязанностей.

15. Увольнение сотрудника по пунктам 11, 12 ч. 1 комментируемой статьи осуществляется, как правило, в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыскании и с учетом требований ст. ст. 17 и 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

16. Увольнение сотрудника в связи с нарушением им условий контракта, а также по подпунктам 11 — 13 ч. 1 комментируемой статьи влечет имущественные последствия, предусмотренные ст. 61 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (п. п. 17.3 — 17.9 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

17. Установление предельного возраста для нахождения на должности в полиции как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий рассматриваемого учреждения не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

18. К тому же начальники, имеющие право назначения сотрудника полиции на должность, вправе принять решение об оставлении его на службе сверх установленного для него предельного возраста. Такое решение принимается путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников органов внутренних дел, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников.

19. В ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какого времени (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в органах внутренних дел. Ходатайства и рапорты приобщаются к личным делам сотрудников.

20. Военно-врачебной комиссией МВД России дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него противопоказаний для службы в занимаемой должности.

21. Утвержденные персональные списки направляются в кадровые подразделения по месту службы сотрудников и хранятся в установленном порядке.

22. Перед представлением сотрудников к увольнению должны быть уточнены данные о прохождении ими службы, подтверждены периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Согласно законодательству исчислена выслуга лет для назначения пенсии, которая должна быть объявлена сотруднику.

23. Согласно п. 17.12 вышеупомянутой Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации о предстоящем увольнении со службы сотрудники должны быть поставлены в известность уведомлением, бланк которого предусмотрен приложением N 15 к данной Инструкции. По общему правилу уведомление вручается сотруднику под расписку. В случае отказа сотрудника от получения уведомления либо невозможности передачи ему такового кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из органов внутренних дел обязательно должно быть направлено по месту его жительства (нахождения) заказным письмом.

24. Кроме того, с сотрудником должна быть проведена беседа, в ходе которой ему должно быть сообщено об основаниях увольнения, разъяснены льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.

25. Перечень оснований увольнения сотрудников полиции, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Увольнение сотрудника полиции с формулировкой, отличающейся от той, которая указана в комментируемой статье, признается незаконным. Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, указывается та из них, которая дает право на получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ.

26. Начальники органов внутренних дел и кадровых подразделений несут ответственность за правильное определение оснований увольнения сотрудников (п. п. 17.14, 17.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

27. В соответствии с правилами, закрепленными в п. 17.16 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотруднику, уволенному из полиции, соответствующее кадровое подразделение обязано выдать под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, ознакомить с приказом об увольнении либо вручить заверенную копию приказа, возвратить военный билет и указать на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет. Реализовать эту свою обязанность кадровое подразделение должно в день увольнения сотрудника.

28. Сотрудники полиции, уволенные из органов внутренних дел, снимаются со специального учета МВД России и передаются кадровыми подразделениями на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления в запас Вооруженных Сил РФ, если они не достигли предельного возраста, установленного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для граждан, пребывающих в запасе и имеющих соответствующие воинские звания и по состоянию здоровья годных к военной службе, либо в отставку, если они достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил РФ или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья либо для призыва на военную службу.

29. Гражданин, увольняемый из полиции, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде. Гражданин, уволенный из полиции, имеет право до направления жалобы в суд обратиться в порядке, установленном ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в вышестоящий орган внутренних дел за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе (п. п. 17.17 — 17.19 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

30. Незаконно уволенный сотрудник полиции может быть восстановлен в должности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определениях от 15 июня 1995 г. N 29-О и от 5 октября 2000 г. N 198-О, ограничение времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении противоречит Конституции РФ.

31. Согласно ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ 23 декабря 1992 г., в случае несогласия с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику, а решение, принятое министром внутренних дел РФ, об отказе в восстановлении в должности, специальном звании либо на службе в органах внутренних дел — в суд. Такой порядок обращения за разрешением споров по вопросам восстановления в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел не относится к порядку предварительного внесудебного разрешения спора. Не предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения споров о наложении дисциплинарного взыскания и ст. 41 того же Положения, определяющей право сотрудника органов внутренних дел обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел.

32. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

33. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

34. См. также комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12, ст. ст. 28, 29, 37, 41 настоящего Федерального закона.

Приказ МВД РФ о вознаграждениях информаторам вступил в силу

Согласно документу, глава министерства получил право объявлять награду свыше трех миллионов рублей

Москва. 27 августа. INTERFAX.RU — Приказ МВД России о выплатах гражданам за помощь в раскрытии преступлений вступил в силу в понедельник.

Согласно документу, опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации 16 августа, полиция может объявить вознаграждение за помощь в расследовании или поимке преступников после согласования с департаментом министерства по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД МВД России). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на сайте МВД России и территориальных органов министерства.

Приказ предусматривает три ограничения по сумме вознаграждения. До пятисот тысяч рублей гражданин может получить за помощь в ответ на обращение руководителя территориального органа МВД России или его заместителя. Награду до трех миллионов рублей может объявить заместитель министра внутренних дел России, свыше трех миллионов — сам министр.

Средства для выплат вознаграждений будут поступать из ФЭД МВД России в территориальные органы. Гражданин должен получить уведомление о выплате за содействие полиции в течение четырнадцати дней со дня издания соответствующего приказа, отмечается в документе.

Из приказа МВД исчез пункт о разрешении снимать сотрудников ДПС на видео

То есть такая возможность предусмотрена для самих сотрудников ГИБДД, но исчезла для тех, кто столкнулся с необходимостью общаться с ДПС. При этом самим сотрудникам Госавтоинспекции видеосъемка даже вменена в обязанность, если оформление какого-либо действия, которое должно совершаться в присутствии понятых, происходит без них.

Однако надо понимать, что приказ МВД распространяется только на сотрудников МВД и не может указывать гражданам их действия. Во всем мире для водителя главный закон — это правила дорожного движения. Других он знать не обязан. И только у нас в стране водитель должен знать не только свои права и обязанности, но и контролирующих органов. Чтобы не возникало на дороге неприятных ситуаций.

В законе о полиции обязанность снимать все на видео есть. Но у граждан точно такие же права предусмотрены тем же законом о полиции. Понятно, что права граждан в требованиях, которые предписаны для сотрудников полиции, не должны быть включены.

Главное, чтобы сами сотрудники ГИБДД не злоупотребляли этим пробелом. Ведь даже сейчас, когда действует старый 185-й приказ, сотрудники ГИБДД то и дело запрещают водителям или их пассажирам производить съемку административных действий.

На это в Госавтоинспекции отвечают, что если такое происходит, то водитель вправе подать жалобу на инспектора. Тогда последнего привлекут к ответственности за превышение полномочий.

Текст приказа МВД об административном регламенте будет опубликован в номере «Российской газеты» за пятницу, 13 октября.

Сообщения темы

Архив форума Автоликбез за 2004-2015гг

Архив, включая личные кабинеты, открыт только для чтения.

При возникновении проблем или вопросов при регистрации на форуме напишите здесь

закон о полиции и административный регламент мвд согласно приказа мвд 185

согласно административного регламента мвд сотрудники ДПС ГИБДД имеют право останавливать ТС только в перечисленных регламенте случаях, а проверять документы только на стационарных постах ДПС. но неделю назад меня остановили вне поста ДПС ночью и потребовали предъявить документы, на что я отказался ссылаясь на приказ №185..но сотрудники ДПС ссылались на закон о полиции сказали что имеют право на проверку документов, хотя там указано что для выполнения функциональных обязанностей имеют право останавливать и проверять. в этом же законе написано какие выполняют функциональные обязанности (регулирование дорожного движения, предотвращение ДТП, нарушений ПДД и др.). тогда получается приказ министра мвд противоречит закону?
а вообще получается что они могут просто так останавливать и проверять документы, если даже не нарушены ПДД..и как же свобода передвижения согласно конституции- тоже нарушается. значит ОНИ могут каждые 5 метров и каждые 5 минут останавливать.
кто объяснит разногласия. я вот думаю подавать в конституционный суд..мне в ГИБДД не дали качественный ответ..

Ничего не противоречит.

Полиция имеет право:
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ответ: Гипофо. Ничего не противоречит.

По закону о полиции, для проверки документов, тоже небходимы основания, а не простое любопытство.

п. 20 говорит — останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения

далее, что такое за их обязанность?
читаем 185 Регламент

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции .
Результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения Контроль за дорожным движением включает:
визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;
45. При осуществлении контроля за дорожным движением принимаются меры к:
предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
и далее 10 оснований.

Таким образом, закон говорит об обязанности обеспечения безопасности. Расшифрока, что под этим понимается — в регламенте — контроль и надзор в установленном порядке. Порядок определен регламентом — п. 63.

ТО есть не просто так ссылаться на п. 20 закона. Должна быть необходимость выполнения обязанности по обеспечению дорожной безопасности, а такая обязанность вытекает из функции ГИБДД, которая освуществляется в строго установленном порядке.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования регулирования

В Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения:

1) уточнен перечень должностей органов внутренних дел, при замещении которых в число квалификационных требований входит наличие высшего юридического образования

Так, установлено, что в число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, которые включены в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел , выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования.

В настоящее время приказ МВД России, утверждающий вышеуказанный перечень, не издан.

В ранее действовавшей редакции наличие высшего юридического образования входило в число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава , выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз.

Кроме того, с учетом вышеуказанных изменений определено, что квалификационные требования к образованию, необходимому для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются Президентом Российской Федерации — в отношении должностей высшего начальствующего состава, руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

2) порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов внутренних дел, имеющих квалификационные звания будет определен соответствующим приказом МВД России

Часть 8 ст. 9 Федерального закона № 342-ФЗ (квалификационные требования) дополнена положением, в соответствии с которым порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов внутренних дел, имеющих квалификационные звания, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

До настоящего времени соответствующий приказ МВД России не издан.

3) перечень прав сотрудников органов внутренних дел, закрепленный ст. 11 Федерального закона № 342-ФЗ, дополнен правом на ознакомление с материалами личного дела

Так, установлено, что сотрудник имеет право знакомится с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4) в обязанности сотрудников органов внутренних дел включена обязанность по прохождению периодической проверки на профпригодность и медицинского освидетельствования (обследования), в том числе на состояние опьянения

Ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 342-ФЗ дополнена соответствующим пунктом 15.1, предусматривающим, что сотрудники обязаны проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Кроме того, в соответствие с другими нормами Федерального закона № 342-ФЗ приведен пункт 16 ч. 1 ст. 12 – установлено, что ежегодно, а также по направлению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел обязан проходить медицинское освидетельствование (обследование), в том числе на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).

Ранее действующая редакция пункта 16 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 342-ФЗ предусматривала обязанность сотрудника на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).

5) порядок организации индивидуального обучения стажера будет определяться приказом МВД России

Ст. 24 Федерального закона № 342-ФЗ дополнена положением, предусматривающим, что порядок организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и порядок оценки результатов индивидуального обучения стажера устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В настоящее время соответствующий приказ МВД России не издан.

6) в ряде случаев при переводе на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность сотрудники органов внутренних дел наряду с выполнением служебных обязанностей будут проходить индивидуальное обучение

Соответствующей ч. 11.1 дополнена ст. 30 Федерального закона № 342-ФЗ (перевод сотрудника внутренних дел). Установлено, что при переводе на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности , наряду с выполнением служебных обязанностей проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. Порядок организации индивидуального обучения сотрудника органов внутренних дел устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7) установлен единый максимальный срок временного исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником органов внутренних дел) должности в органах внутренних дел) по всем категориям должностей органов внутренних дел

Ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 342-ФЗ (временное исполнение обязанностей) определено, что срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником органов внутренних дел) должности в органах внутренних дел не может превышать в текущем году шесть месяцев .

Ранее действующая редакция указанной нормы предусматривала, что непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником органов внутренних дел) должности рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава не может в текущем году превышать два месяца , а по должности высшего начальствующего состава — шесть месяцев .

8) уточнены основания для проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел

При переводе сотрудника на нижестоящую должность внеочередная аттестация не проводится. Новой редакцией п. 1 ч. 4 ст. 33 (аттестация сотрудника органов внутренних дел) определено, что внеочередная аттестация проводится только при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел .

Кроме того, ч. 4 ст. 33 также дополнена пунктом 1.1. согласно которому, внеочередная аттестация проводится при назначении на должность руководителя образовательной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (за исключением должностей высшего начальствующего состава).

9) уточнен перечень случаев, при которых сотрудник может быть зачислен в распоряжение в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в связи с направлением в длительную служебную командировку и порядок дальнейшего прохождения службы сотрудниками, вернувшимися из служебной командировки

Так, новой редакцией п. 7 ч. 10 статьи 36 Федерального закона № 342-ФЗ, уточнено, что основанием для зачисления сотрудника в распоряжение может является направление сотрудника в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу (включая направление сотрудника для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности).

Кроме того, ст. 36 Федерального закона № 342-ФЗ дополнена ст. 10.1, предусматривающей порядок дальнейшего прохождения службы сотрудниками, вернувшимися из служебной командировки, длившейся более одного года : сотруднику органов внутренних дел, направленному в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу (включая направление сотрудника для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности), и изъявившему желание продолжить службу в органах внутренних дел по окончании командировки, указанной в пункте 7 части 10 Федерального закона № 342-ФЗ, по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность в органах внутренних дел, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.

10) дополнен перечень оснований для приостановления службы в органах внутренних дел

Ст. 37 Федерального закона № 342-ФЗ дополнена новой частью 4.1., согласно которой служба в органах внутренних дел приостанавливается в случае направления сотрудника органов внутренних дел по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в международную организацию на основании международного договора Российской Федерации или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые действуют в данной международной организации, — до дня прекращения выполнения им соответствующих обязанностей (полномочий).

11) определен перечень образовательных программ, которые не засчитываются в период обучения сотрудника органов внутренних дел до поступления на службу, подлежащий включению в стаж службы в органах внутренних дел

Соответствующие изменения внесены в п. 10 ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ (стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел). Новой редакцией предусмотрено, что время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы включаются в стаж службы.

12) в случае наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, перевода на нижестоящую должность, увольнения со службы присвоение очередного специального звания приостанавливается до снятия дисциплинарного взыскания

Ранее действующая редакция п. 4 ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 342-ФЗ предусматривала в качестве основания для окончания приостановления очередного специального звания окончание действия дисциплинарного взыскания.

13) уточнены правовые основы организации служебной дисциплины в органах внутренних дел

Ст. 47 Федерального закона № 342-ФЗ (служебная дисциплина) дополнена ч. 3, согласно которой права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

14) определены меры поощрения, которые могут быть применены к сотрудникам органов внутренних дел, имеющим дисциплинарные взыскания, наложенные в письменном виде

Так, ст. 51 (порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий) дополнена ч. 1.1. в соответствии с которой к сотруднику органов внутренних дел, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом уполномоченного руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания .

15) определены сроки, по истечению которых дисциплинарные взыскания считаются снятыми, исключено противоречие понятий «снятие дисциплинарного взыскания» и «срок действия дисциплинарного взыскания»

Так, новой редакцией ч. 14 ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ установлено, что дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию , либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения .

Предыдущая редакция предусматривала, что дисциплинарное взыскание действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, — в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, считалось снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию.

16) установлена возможность продления срока служебной проверки по решению уполномоченного руководителя

Новой редакцией ч. 4 ст. 52 Федерального закона № 342-ФЗ предусмотрено, что служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

17) изменен порядок и основания предоставления ненормированного служебного дня

Так, ранее действующей редакцией Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» ненормированный служебный день устанавливался для сотрудников органов внутренних дел, замещавщих должности старшего и высшего начальствующего состава, а также мог быть установлен Правилами внутреннего служебного распорядка территориального органа для сотрудников, замещавших иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел.

В соответствии с действующей редакцией ч. 5 ст. 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

18) определен порядок исчисления продолжительности отпуска, предоставляемого сотруднику в год окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Так, ст. 56 Федерального закона № 342-ФЗ (отпуска на службе в органах внутренних дел) дополнена соответствующей ч. 4.1: продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику, на число полных месяцев, прошедших от окончания отпуска по уходу за ребенком до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

19) установлена гарантия сотрудникам органов внутренних дел, предусматривающая возможность предоставления неиспользованного дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел в текущем календарном году в следующем календарном году

Статья 58 (дополнительные отпуска) дополнена ч. 2.1, предусматривающей, что сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в текущем календарном году, дополнительный отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время в течение следующего календарного года.

20) уточнен перечень мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Согласно новой редакции ч. 6 ст. 71 (конфликт интересов в органах внутренних дел) меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя отказ сотрудника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Ранее действовавшая редакция предусматривала в качестве меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов принуждение сотрудника к отказу от выгоды.

21) установлен срок уведомления сотрудника о расторжении контракта по ряду оснований по инициативе руководителя

Новой редакцией ст. 85 определено, что расторжение контракта по инициативе руководителя и увольнение со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 5 (в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел), 12 (в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения) или 13 (в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях) части 2 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ допускаются при условии уведомления об этом сотрудника и не ранее чем через две недели со дня уведомления.

Расторжение контракта по инициативе руководителя и увольнение со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 8 (по состоянию здоровья), 9 (в связи с восстановлением в должности в органах внутренних дел сотрудника, ранее замещавшего эту должность), 11 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) части 2 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ допускаются при условии уведомления об этом сотрудника и не ранее чем через два месяца со дня уведомления.

22) установлен перечень оснований расторжения контракта по инициативе руководителя при которых возможно увольнение сотрудника в период временной нетрудоспособности, в период его пребывания в отпуске или в командировке

В соответствии с внесенными в ч. 12 ст. 89 Федерального закона № 342-ФЗ изменениями увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с пунктами 1 (в связи с болезнью), 2 (в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу), 4 (в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства), 7(в связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием), 8(в связи с призывом сотрудника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу), 9 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) и 11 (в связи с истечением срока, установленного ч. 5 ст. 37 настоящего Федерального закона для возобновления службы в органах внутренних дел) части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ.

Федеральный закон вступил в силу с 15.07.2016 .