Закон по защите прав потребителей беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 9 января 2002 года №90-З

О защите прав потребителей

(В редакции Законов Республики Беларусь от 04.01.2003 г. №183-З, 29.06.2006 г. №137-З, 20.07.2006 г. №162-З, 08.07.2008 г. №366-З, 02.05.2012 г. №353-З, 04.01.2014 г. №106-З, 29.10.2015 г. №313-З)

Принят Палатой представителей 5 декабря 2001 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

безопасность товара (работы, услуги) — совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), при которых товар (работа, услуга) не является вредным и не представляет опасности для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки и утилизации товара (результата работы);

гарантийный срок — календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором, в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством;

документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), — кассовый (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения товара (сроке выполнения работы, периоде оказания услуги), продавце (исполнителе), оформленный в порядке, утверждаемом Министерством торговли Республики Беларусь, если иной порядок не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь;

дорогостоящий товар — товар, стоимость которого в четыреста и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день реализации потребителю товара;

изготовитель – организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителю, а также иное физическое лицо, осуществляющее изготовление товаров в рамках ремесленной деятельности либо производящее товары, реализация которых таким лицом на рынке или в ином установленном местным исполнительным и распорядительным органом месте не запрещена в соответствии с законодательством, для последующей их реализации, в том числе разовой, в указанных местах (далее – физическое лицо, производящее товары);

исполнитель — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю, а также иное физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги в рамках ремесленной деятельности либо оказывающее услуги в сфере агроэкотуризма (далее — физическое лицо, выполняющее работы, оказывающее услуги);

качество товара (работы, услуги) — совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.);

количество товара (результата работы) — вес, объем, длина, площадь или количество единиц товара (результата работы);

крупногабаритный товар — товар, размер которого в сумме трех измерений (высота, ширина, длина) превышает 150 сантиметров;

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) нормативным документам, устанавливающим требования к качеству товара (работы, услуги), иному законодательству или условиям договора;

нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (работы, услуги), — технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, другие технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования к качеству товара (работы, услуги);

поставщик — организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в том числе организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по ввозу товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь (далее — импортер);

потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

представитель изготовителя, продавца, поставщика (далее — представитель) — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на основании договора с изготовителем (продавцом, поставщиком) и уполномоченные им на принятие и (или) удовлетворение требований потребителей в отношении товара (результата работы, услуги) ненадлежащего качества;

продавец – организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, а также иное физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности либо реализацию, в том числе разовую, на рынке или в ином установленном местным исполнительным и распорядительным органом месте товаров, реализация которых таким лицом в указанных местах не запрещена в соответствии с законодательством (далее, если иное не предусмотрено настоящим Законом, – физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке), реализующие товары потребителю по договору розничной купли-продажи;

ремонтная организация — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, а также в целях настоящего Закона индивидуальный предприниматель, осуществляющие устранение недостатков товара, в том числе в течение гарантийного срока, иное физическое лицо, осуществляющее ремонт товаров в рамках ремесленной деятельности;

срок годности — срок, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению;

срок службы — календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (результата работы) по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине;

срок хранения — срок, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 02.05.2012 г. №353-З, 29.10.2015 г. №313-З)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.

2. Защита прав потребителей, связанных с отношениями, вытекающими из договора создания объекта долевого строительства, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством о защите прав потребителей в части, не противоречащей нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иным законодательством.

2. Государственные органы не вправе принимать нормативные правовые акты, противоречащие положениям настоящего Закона, в том числе нормативные правовые акты, которые могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с предусмотренными настоящим Законом, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

3. Правительство Республики Беларусь не вправе поручать подчиненным ему государственным органам принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы о защите прав потребителей, если иное не установлено настоящим Законом и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

Статья 4. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Права потребителя

1. Потребитель имеет право на:

1.1. просвещение в области защиты прав потребителей;

1.2. информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);

1.3. свободный выбор товаров (работ, услуг);

1.4. надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);

1.5. возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;

1.6. государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;

1.7. общественную защиту своих прав;

1.8. создание общественных объединений потребителей.

2. Потребитель имеет и иные права, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

3. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей.

Статья 6. Обеспечение права потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством информирования государственными органами, общественными объединениями потребителей, продавцами, исполнителями, изготовителями потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав, в том числе посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в учебно-программную документацию образовательных программ общего среднего, специального образования.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РБ от 02.05.2012 г. №353-З)

Закон о защите прав потребителей

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» – это сборник обязательных норм регулирующих отношения между продавцами потребителями товаров и услуг. Он защищает права физических лиц и не распространяется на сделки между организациями.

Закон о защите прав потребителей один из самых значимых для повседневной жизни граждан РБ законодательных актов. Его влияние состоит не только в применении статей закона для разрешения конфликтных ситуаций между продавцами и потребителями, но еще более в том, что правила торговли, практика таких отношений организуется в соответствии с нормами этого закона.

Кроме закона о Защите прав потребителей существуют другие постановления и прочие документы, регулирующие эту сферу отношений. Они не противоречат нормам Закона, но раскрывают и конкретизируют их отдельные аспекты.

Содержание Закона о защите прав потребителей

Действующая редакция Закона состоит из 6 глав и 48 статей. Вся информация довольно четко структурирована и распределена. Названия статей ясно отражают их назначение.

В первой главе Закона собраны общие положения, статьи с 1 по 5 дают основные термины и понятия:

  • Продавец;
  • Покупатель;
  • Производитель;
  • Исполнитель;
  • Поставщик;
  • Ремонт;
  • Ремонтная организация;
  • Товар;
  • Услуга;
  • Сроки годности, службы и хранения;
  • Существенные недостатки товара и др.
  • С 6 статьи по 14 сообщается информация об основных правах потребителя, а также обязанностях перед ним со стороны производителей и продавцов.

    Вторая глава полностью посвящена ответственности за нарушения прав потребителей. В статьях с 15 по 19 описаны все обязанности продавцов, производителей, исполнителей и поставщиков перед потребителем произведенных (проданных) ими продуктов.

    Третья глава, статьи с 20 по 28, конкретизирует отношения между потребителем и продавцом при реализации товара и после нее. Здесь появляется такой важный термин как «товар ненадлежащего качества». Расписан порядок предъявления требований при покупке некачественного товара, обязанности продавца и производителя по устранению недостатков и компенсации ущерба, сроки для ремонта или компенсации. Здесь же приводятся меры ответственности за неисполнение законных требований потребителя.

    Четвертая глава содержит аналогичную информацию касательно предоставления некачественных услуг. Этому посвящены статьи с 29 по 40. Хотя оказание услуг имеет свои отличия от реализации товаров, меры ответственности в обоих в случаях практически идентичны.

    Следующая, пятая глава имеет меньше статей (41 – 45), но сулит больше всего неприятностей. В разделе описаны основные механизмы государственной защиты потребителей, полномочия конкретных органов и структур.

    Здесь стоит особо выделить статью 45, едва ли не единственное место в Законе, где упоминаются права продавца (производителя, поставщика, ремонтника) – а именно их право обжаловать в суде наложенные по жалобам потребителей взыскания.

    Шестая глава имеет всего три статьи, 46 – 48. Они описывают различные аспекты общественной защиты прав потребителей. Объясняется статус и полномочия общественных объединений в этой области.

    Оценка Закона о защите прав потребителей

    По настоящему обоснованную правовую оценку Закону уместно было бы спрашивать у профессиональных и независимых юристов. Но если попытаться обобщить смысл и назначение основных статей документа, то в результате можно будет получить примерно такие утверждения:

    • Потребитель имеет право на товары и услуги, не представляющие опасности для него, пригодные к употреблению, соответствующие обещаниям продавца (изготовителя) и существующим общим требованиям к аналогичным продуктам.
    • Покупатель имеет право на качественное и честное обслуживание со стороны продавца.
    • Потребитель не обязан профессионально разбираться в приобретенном товаре (услуге), ему достаточно понимать общее предназначения и способ использования покупки.
    • Единственным обязательным требованием к покупателю остается надлежащая оплата приобретенного товара (услуги).
    • Продавцы должны разбираться в проданном продукте настолько, чтобы суметь объяснить потребителю его основные свойства и правила пользования. Производители также обязаны предусмотреть возможные проблемы при пользовании продуктом.
    • Обязанность доказывать надлежащее качество товара или услуги ложится на продавца и производителя.
    • Продавец и производитель несут ответственность за возможный ущерб нанесенный потребителю их товаром или услугой.
    • На покупателя может быть возложена обязанность компенсировать издержки и потери продавца (производителя, исполнителя), только если будет доказана его вина в причинении ущерба.
    • Если продолжить упрощения, то выйдет, что на продавца в отношениях с покупателем не распространяется презумпция невиновности: покупатель вправе свободно заявлять претензии к продукту, а на продавце лежит обязанность доказывать качество товара или услуги.

      Из этого не следует полного «бесправия» продавца перед покупателем, но некоторое неравенство в подходах явно прослеживается.

      Объяснить такое отношение Закона к продавцам (производителям) и покупателям (потребителям) можно предположительно так:

    • Производители и продавцы представляют собой сторону более организованную, профессионально подготовленную и обеспеченную материально.
    • Покупатели и потребители это отдельные, не связанные между собой лица, не имеющие специальных знаний о приобретаемом продукте, и потому нуждающиеся в законодательной и общественной поддержке своего права не быть обманутыми.
    • Такой взгляд на ситуацию не особенность законодательства РБ, хотя Беларусь демонстрирует один из самых жестких на постсоветском пространстве подходов к защите потребительских прав. В экономически развитых государствах Европы и Америки потребитель пользуется иногда еще большими правами.

      Значение Закона «О защите прав потребителей»

      Закон о защите прав потребителей имеет особое значение для организации отечественного рынка. Он повлиял на отношения продавцов и покупателей значительно больше, чем Закон о торговле и многие другие документы.

      Наличие такого закона избавляет рынок от явного обмана и пренебрежения потребительскими правами. И, что немаловажно, дает выход агрессии покупателей.

      Этот закон порождает и поддерживает такое явление как «потребительский экстремизм».

      Но, можно предположить, что отсутствие такого закона привело бы к более «криминальным» способам отстаивания своих прав. Может статься, что жалобы в исполком и суды предохраняют от разбитых витрин и поджогов.

      Закон по защите прав потребителей беларусь

      22 июня 2018 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь официально опубликован Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее — Закон), подписанный Главой государства 13 июня 2018 г.

      В Закон вошли изменения и дополнения, учитывающие наработанную правоприменительную практику, а также предложения потребительского сообщества (общественных объединений потребителей) и бизнеса.

      С учетом предложений потребительского сообщества, в целях создания условий для осознанного выбора потребителями товаров (работ, услуг) в Законе оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах).

      В частности, Закон дополнен нормами о том, что до потребителя должна доводиться информация:

    • о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают;
    • оклассе энергоэффективноститоваров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами). Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин и др. должно содержаться указание на класс энергоэффективности бытовой техники.
    • Кроме того, субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через Интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену реализуемого продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки.

      Значительное количество обращений при работе над проектом Закона касалось темы языка предоставляемой информации. В этой связи в Законе учтено предложение о доведении информации «на белорусском и (или) русском языках» вместо закрепленной сегодня альтернативы – «на белорусском или русском языке».

      Законом закрепляется право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты.

      Законом также введен запрет на истребование у потребителя паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денежных средств. Отсутствие регулирования данного вопроса порождало много обращений граждан в государственные органы.

      По аналогии с правом потребителя на возврат качественного товара, предусматривается право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

      Много потребительских споров и жалоб в последнее время порождается отсутствием должного регулирования оборота так называемых «подарочных сертификатов». Законом предусматривается, что Правительством будет установлен порядок реализации товаров (работ, услуг) по подобного рода документам. Разработка соответствующего нормативного правового акта должна быть завершена к сроку вступления в силу Закона, т.е. к 23 декабря 2018 г.

      Наряду с предложениями потребительского сообщества, в Законе учтены также обоснованные предложения бизнес-сообщества с учетом опыта регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей в законодательстве государств-членов Евразийского экономического союза.

      В частности, устанавливается иной порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара только в 2-х случаях:

    • при выявлении существенного недостатка;
    • при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.

    Предусматривается возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14-ти до 30-ти дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости установления более длительных сроков ремонта, например, в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей, требованиями об осуществлении ремонта на производственном оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, расположенных удаленно, и т.д.

    По предложению субъектов торговли вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в 3-дневный срок (в целях обеспечения своевременного исполнения законных требований потребителя).

    Предусматривается право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении 2-х месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.

    Предусматривается обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.

    Кроме того, в Закон был внесен ряд поправок с целью его приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза и иными законодательными актами Республики Беларусь.

    В основном данные поправки (всего 32) сведены к дополнению Закона нормами о регулировании правоотношений в сфере защиты прав потребителей, связанных с маркировкой, качеством, безопасностью товаров (работ, услуг) и др.

    Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вступает в силу с 23 декабря 2018 г.

    К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике Беларусь

    Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

    Статья просмотрена: 1793 раза

    Библиографическое описание:

    Нициевская Е. С. К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике Беларусь [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 222-225. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/37/403/ (дата обращения: 30.09.2018).

    Тема защиты прав потребителей является актуальной по многим причинам: во-первых, это то, что касается всех без исключения, а, во-вторых, никто не защищён от нарушения своих прав. Например, в магазине отказали обменять явно бракованную вещь, автосервис просрочил ремонт машины на две недели, строители нарушили сроки строительства жилого дома на год. Подобные вещи вошли в привычку людей, и принимается уже, как должное. Поэтому тема защиты прав потребителей – это один из наиболее больных вопросов в современном мире, где рынок и экономика в целом определяют развитие всех государств, без исключения.

    Политика, осуществляемая в данной сфере, преследует две основные цели: первая — информировать потребителя об имеющихся товарах и услугах с тем, чтобы он соответствующими решениями по их выбору мог способствовать эффективному функционированию рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, когда его положение как слабой стороны не позволяет ему играть роль двигателя экономических интересов общества. Сочетание этих двух задач и их выполнение позволяет, с одной стороны, обеспечить благосостояние потребителя, а, с другой — эффективную работу экономики в целом. [1, п.1.1 ст.1]

    Таким образом, ставя перед собой задачу по защите прав потребителей, любое государство, особенно осуществляющее рыночные преобразования, должно четко осознавать, что без наличия баланса между интересами изготовителей и потребителей, без доверия потребителя к изготовителю, конкуренция в свободном режиме работать не может. Только правильное сочетание правил конкуренции и защиты потребителей обеспечивает нормальное функционирование рынка.

    Защита прав потребителей – это комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

    15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных права потребителя: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование.

    Всемирная организация союзов потребителей ( Consumer International — CI ) дополнила список прав потребителей: право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду.

    15 марта был провозглашён Всемирным днём защиты потребителей.

    В соответствие со статистикой в области защиты прав потребителей, которую привела Ирина Наркевич — заместитель министра торговли Республики Беларусь на пресс-конференции по поводу праздника защиты прав потребителей, примерно 80% всех жалоб, которые поступают в их ведомство, связаны с неудовлетворительным качеством непищевых товаров. «Лидируют» в этом списке обувь, одежда, телефонные аппараты и другие сложнотехнические товары. Также жалуются потребители на некачественные медицинские, жилищно-коммунальные, транспортные, строительные, туристические услуги и услуги образования. А вот жалоб на пищевые товары стало в последнее время значительно меньше.

    Потребитель — гражданин, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, использующий их для личных, бытовых или семейных нужд.

    Любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов, надлежащее качество товаров, безопасность товаров, полную и достоверную информацию о товарах, возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества, обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов, создание общественных объединений потребителей. [ 2, ст. 1, 5 ]

    В соответствии с действующим законодательством Беларуси права потребителей обеспечиваются государственной, судебной и общественной защитой. Государственная защита осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь, отвечающим за защиту прав потребителей при реализации населению товаров народного потребления всеми предприятиями, независимо от форм их собственности; Министерством промышленности Республики Беларусь, которое отвечает за безопасность и качество товаров народного потребления, производимых предприятиями Республики Беларусь, специалистами комитета предпринимательства и инвестиций (Минский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций, Брестский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Витебский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Гродненский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Гомельский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Могилевский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций), Межведомственным советом по защите прав потребителей. На региональном уровне эти функции возложены на уполномоченных (специалистов отделов торговли, экономики и рыночных отношений) горрайисполкомов.

    Общественную защиту представляют областной союз защиты потребителей и его региональные общественные объединения.

    Судебная защита, наряду с защитой, возмещающей экономический и моральный ущерб потребителю, выполняет и карающую функцию в отношении нарушителя прав потребителей. Она является окончательной, решающей инстанцией в защите прав и интересов потребителей. [3, п. 2.2.1 ст.2]

    Нормативно-правовой основой защиты прав потребителей в республике являются Конституция и иные нормативно-правовые акты. Конституция Республики Беларусь закрепляет общие принципы, дает основные ориентиры для разработки и реализации государственной социальной политики. Действующее законодательство по данной проблеме включает в себя Закон «О защите прав потребителей», законы и положения о министерствах (Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле», с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам», Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 04.01.1995 N 2 «О Правилах поведения продавца» и др.), а также об общественных объединениях и подзаконные, нормативные акты в виде инструкций, уставов и других документов, регламентирующих условия и правила реализации населению товаров и услуг.

    Если дать общую оценку состояния нормативно-правовой базы защиты прав потребителей в Республики Беларусь, можно отметить ее несоответствие сложившейся социально-экономической ситуации. Это относится, прежде всего, к самому Закону «О защите прав потребителей». Данная оценка была получена путём сравнения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» с действующим законодательством России, Украины, других стран СНГ.

    Вследствие сравнения были выявлены следующие наиболее существенные недостатки Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:


    отсутствие определения конкретного государственного органа, ответственного за реализацию закона и его полномочий, а также определения полномочий других государственных органов, имеющих отношение к защите прав потребителей по своим основным функциям;

    в законе не определены роль и полномочия местных органов исполнительной власти;

    нет четкого разграничения полномочий органов государственного управления и общественных объединений по защите прав потребителей, что затрудняет их взаимодействие;

    отсутствует четкий механизм реализации защиты прав потребителей, что затрудняет его применение в правоохранительной практике;

    многие статьи закона носят декларативный характер. Примером данного недостатка можно привести право потребителя на просвещение.

    Декларативный характер этого права проявляется в том, что Закон Республики Беларусь лишь закрепляет это право, но оно не реализуется в должной степени.

    Можно отметить следующие пробелы, относящиеся к праву потребителя на просвещение:

      отсутствует система информирования и просвещения населения по вопросам потребительской грамотности и защиты прав потребителей;

      отсутствует специализированный по данному вопросу печатный орган (к примеру: в России — журнал «Спрос»);

      не развернута систематическая информационная и просветительная работа через средства массовой информации и по месту жительства;

      публикации по данной проблеме носят эпизодический характер, в них отсутствует целостное видение проблемы или ее аспектов, они, как правило, носят характер ведомственных обзоров или информации по отдельным фактам;

      отсутствует сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей;

      отсутствует систематическое обучение населения по вопросам потребительской грамотности и прав потребителя на рынке товаров и услуг через сферу народного образования при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов;

      нет постоянных программ по данному вопросу на республиканском радио и телевидении.

      Недостатки нормативно правовых актов определяются во многом несовершенством закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Кроме того, многие из них явно устарели, действуют с 70 — 80 годов ХХ века. [4, п. 1.2.3 ст.1]

      Рассматривая и изучая мировой опыт, можно сделать следующий вывод, что наиболее эффективным способом решения многих проблем в данной области является создание и развитие системы государственной защиты прав потребителей.

      Необходимость создания и развития в республике системы государственной защиты прав потребителей вытекает также из Конституции Республики Беларусь. Статья 1 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что Республика Беларусь является социальным правовым государством; в статье 2 Конституции «человек является высшей ценностью общества и государства»; обеспечение прав и свобод граждан высшая цель государства (ст. 21 Конституции РБ). [5]

      Основной и приоритетной целью создания в республике системы государственной защиты прав потребителей – это обеспечение населению гарантий государства на защиту здоровья и экономических интересов на рынке товаров и услуг.

      Задачами по достижению поставленной цели являются: создание и совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав и интересов потребителей; создание и развитие организационной инфраструктуры государственных органов по защите прав потребителей; разработка и совершенствование механизма координации взаимодействия органов государственного управления по вопросам практики защиты прав потребителей; формирование системы социально-экономической статистики по вопросам защиты прав потребителей в республике, создание и пополнение единого государственного банка данных по этим вопросам; создание системы информирования и просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей; систематическое изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего собственного и зарубежного опыта по защите прав потребителей; создание условий и предпосылок для развития самодеятельности населения по вопросам защиты прав потребителей.

      Вышеизложенный анализ сложившейся в Республике Беларусь проблемы с защитой прав населения на рынке товаров, работ и услуг показывает, что для создания в республике эффективной системы государственной защиты прав потребителей предстоит решить целый ряд правовых, организационных и социально-экономических проблем, главными из которых являются:

        совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав потребителей в республике.

        совершенствование организационной структуры системы государственной защиты прав потребителей в республике.

        В Республике Беларусь нет единого республиканского органа, который мог бы осуществлять регулирование только в этой области общественных отношений. Нельзя отрицать, что есть органы, которые имеют полномочия в данной сфере, к таким органам относятся Министерство торговли, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство промышленности и др. Но полномочия в сфере защиты прав потребителей не полностью относятся к их компетенции, эти полномочия являются лишь ответвлением от общей системы их компетенции. Необходимо создать Департамент в Министерстве торговли, состоящий из подразделения по защите прав по вопросам продовольственных товаров, подразделения по защите прав в области непродовольственных товаров, управления по охране труда продавцов, центра по стандартизации, областных управлений. Но за созданием государственного органа последовало бы издание нормативно-правового акта, например, Положение о Департаменте по вопросам защиты прав потребителей;


        создание и развитие системы просвещения населения.

        Для решения данного вопроса необходимо создать специализированный печатный орган. Например, издание журнала «Потребитель», в котором печаталось бы реальное состояние основных механизмов защиты прав потребителей, актуальные проблемы в данной области, состояние законодательства, практика юристов, судей. Гражданам могло бы предоставляться право писать письма в редакцию с различного рода вопросами по защите своих прав, для возможности дальнейшего их разрешения. Важно создать сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей, также необходимо было бы создать возможность населению обучаться по вопросам потребительской грамотности и др.;

          развитие взаимодействия с международными консъюмерскими организациями.

          В каждом государстве должны быть изданы и внедрены в жизнь специальные и обязательные к исполнению правила и инструкции отно­сительно весов и мер качества, ингредиентов, даты выпуска и срока годности (продуктов питания, лекарств и фотоматериалов), правила пользования и ремонта, сроки контрактов, реальная пеня или процент по кредиту, а также (там, где необходимо или желательно) цена то­вара. [6]

          Для прогрессивного развития механизма защиты прав потребителей необходимо взаимодействовать негосударственным консъюмерским организациям Республики Беларусь, которые проводят независимую экспертизу и испытания продукции, знакомятся в государственных и хозяйственных органах с информацией о товарах, организовывают юридическую и консультативную помощь потребителям, принимают участие в разработке государственных стандартов, защищают интересы потребителей в органах государственного управления и судах, вносят в правовые органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виноватых в нарушении прав потребителей, с консъюмерскими организациями других государств.

          Оценка общей ситуации с защитой прав потребителей в Республике Беларусь с учетом состояния дел по вышеперечисленным недостаткам позволяет сделать вывод о том, что потребитель в Республике Беларусь нуждается в более действенной защите.

          Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 августа 2001 г. N 5/7555 (ст.1 п.1.1);

          Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (ст. 1, 5);

          Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 августа 2001 г. N 5/7555 (ст.2 п. 2.2.1) ;

          Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 N 5/7555 (ст.1 п. 1.2.3);

          Конституция Республики Беларусь 1994 года ;

          ХАРТИЯ защиты потребителей, принятая 25-й сессией консультативной ассамблеи Европейского союза в 1973 г. (Резолюция № 543).