Консультации для родителей и воспитателей в доу

Консультации для родителей

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. В данном разделе можно найти интересные тематики и варианты бесед с родителями, конспекты проведения консультаций, способы оформления наглядно-информационного материала.

Консультации для родителей детского сада

Показаны публикации 1-10 из 14957 .
Все разделы | Консультации для родителей

Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности» Как развивать познавательную деятельность детей. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком. Принципы построения общения с детьми. 1. Говорите с ребёнком, сначала называя.

Памятка для родителей «Здравствуй, осень» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Здравствуй, осень» Составитель: воспитатель Тростина И. Г. Учим с детьми осенние считалочки: Листья кружатся по кругу, Раз, два, три, четыре, пять! Улыбнёмся мы друг другу, И скорей начнём играть! Ярко-рыжая лиса Разукрасила леса, Все деревья и кусты А.

Консультации для родителей — Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»

Публикация «Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с. » «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери Образование для всех означает образование для каждого. Эта простая формулировка несет под собой глубокий смысл: если для государства все граждане одинаково важны, оно.

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика — это интересно и полезно» Консультация для родителей на тему «Дыхательная гимнастика- это интересно и полезно!» В работе с детьми с ОВЗ при коррекции нарушений необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания. Я опираюсь на разработки А.В.Семенович, В.В. Коноваленко , С.В. Коноваленко.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Какова же роль родителей в музыкальном воспитании.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих и увлечённых родителей. Немного истории Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнце, люди тоже вставали и.

Консультации для родителей — Консультация для родителей «Ребенок и правила дорожного движения»

Статья «Консультация для родителей «Ребенок и правила дорожного. » Безопасное поведение на улице и детский травматизм — очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно — транспортных проишествий. Приводит к этому и незнания ими основ правил дорожного движения, и безучастное отношение самих взрослых к собственному поведению.

Консультация для родителей по развитию речи детей подготовительной группы Уважаемые родители! Чтобы речь ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений) • Мама положила хлеб. куда? ( в хлебницу) • Брат насыпал сахар. куда? ( в.

Консультация для родителей и воспитателей «Геометрический конструктор» ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР Математические игры по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур используются с давних времён. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Квадрат, овал, круг разрезаются на несколько.

Консультация для родителей «Нравственные уроки воспитания сказкой» Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка позволяет малышу впервые испытать.

Семья для ребенка это источник общественного опыта, пример для подражания. Для того чтобы вырастить нравственно здоровую личность необходимо соединить усилия родителей, знания и опыт воспитателей, ожидание и представления общественности. Главной целью дошкольного учреждения помочь семье воспитать ребенка, обеспечить благоприятную социализацию.

Виды консультаций

Работа с родителями проводятся как на личном уровне в индивидуальной беседе (в форме фронтальной и индивидуальной работы), так и приобретают форму наглядно- просветительной информации.

Одним из распространенных способов консультирования родителей является наглядная информация в виде папок передвижек, стендов, газет. Так как родитель в виду своей занятности не всегда успевают пообщаться с педагогом лично, ему удобнее посвятить 3-5 минут для прочтения информационного блока.

Стенды и папки, оформленные педагогами группы, являются наглядной пропагандой, которая направлена на ознакомление родителей с содержанием, методами воспитания в ДОУ, оказанием практической помощи малышу в семье. Содержание и темы определяется пожеланиями родителей или по усмотрению педагогов.

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №54 «Искорка»

Визитная карточка

Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»

Режим дня — это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается, и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно, поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон — это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет:

• для 3- х летних — 12 часов 50 минут;

• для старших дошкольников – 12 часов.

Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма — это способствует утомлению.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

Подготовила: воспитатель II кв.категории Абдулова А.Х.

Консультации для родителей и воспитателей в доу

как средство ознакомления детей с родным городом

«Готовность к школе»

Рекомендации для родителей

Конспект занятия по развитию сенсорики

в младшей группе

Рекомендация для родителей

«Немного о запретах»

» Рассказ о петербургских мостах»

Комплекс оздоровительных мероприятий

для младшего детского возраста

Тренинговое развитие мира

социальных взаимоотношений детей дошкольного возраста

Игра-лекарство от всех недугов

Как вести себя при заболевании ребенка, можно ли детям играть во время болезни? Это не праздные вопросы, потому что от правильного поведения взрослых у постели заболевшего ребенка, от организации его режима и игр во многом зависят быстрота и полноценность выздоровления.

К психическому состоянию больного ребенка следует относиться с особым вниманием. Существуют некоторые общие правила организации занятий заболевших детей. Подбор игрушек и занятий должен дозироваться в зависимости от течения заболевания и от состояния ребенка. В наиболее тяжелый период болезни врачи рекомендуют постельный режим. Но и в постели ребенок может понемногу играть. Полезно подготовить для ребенка столик, который можно поместить на кровати. Этот же столик очень удобен для кормления малыша. Не следует заставлять малыша играть . Силы ребенка во время болезни истощены. Позвольте малышам просто подержать игрушки в руках, но не уносите их. Это может огорчить ребенка, вызвать слезы. Интерес к игрушке остался, а вот сил играть нет.

Скачать продолжение рекомендации

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ»

Автор курса, преподаватель: Назарова А.Г.

Исполнитель: Чернивчан Н.Ф.

Прослушав курс лекций Назаровой А.Г. по игротренингу, я поняла, как легко можно владеть коллективом детей, не прилагая при этом особых усилий.

Но для этого педагог должен тщательно подготовить занятие, продумывая каждый жест и каждое слово.

Прежде чем заниматься тренингом, педагогу необходимо вместе с учениками освоить игры по организации учебного процесса, чтобы научиться невербальному языку общения, который является фундаментом тренинга. Это одно из основных правил. Которые Анна Георгиевна доносит до своих слушателей. Анна Георгиевна предлагает нам следующие педагогические приемы:

1. ПРИЕМЫ НЕОЖИДАННОСТИ

А) Игра на музыкальном инструменте.

Б) Волшебная палочка.

В) Любое изменение в группе

Г) Волшебное дерево

2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

А) Аудиальный – использование звуковых сигналов: хлопков, щелчков, удары

«волшебной палочкой» по различным предметам.

Б) Визуальный – контакт глазами, использование мимики и жестов.

— поглаживание ребенка по тыльной части головы;

— мягкое прикосновение до плеча ребенка;

3. ПРИНЦИП «ЭСТАФЕТЫ»

Поочередное выполнение детьми определенных действий.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЯЗОК (ДЛЯ ГЛАЗ)

Они используются в тех случаях, когда необходимо усилить аудиальный и кинестетический каналы.

Чтобы внедрить эти педагогические приемы Анна Георгиевна предлагает следующие игры по организации учебного воспитательного процесса:

— «Кто тише». Цель: научить детей выполнять действия по принципу «ловкость бесшумна».

-«Тишина» с 3-мя вариантами усложнения. Цель: развиваем слух, память. воображение. Развиваем речь.

-«Контакты». В данной игре педагог заменяет некоторые свои слова и фразы на жесты или звуковые сигналы. Это дает возможность экономить время занятия. Но необходимо заранее договориться с детьми, что обозначает каждый жест или сигнал.

-«Творческий круг». Это самая удобная форма общения. Анна Георгиевна предлагает несколько вариантов игры. Используя варианты, мы разнообразим начало занятия и приучаем детей внимательно слушать задания.

-«Запомни свое имя». Эта игра дает возможность научить детей ориентироваться в пространстве, а также развивает память и внимание. В это игре так же несколько вариантов, что дает возможность разнообразить задания.

— «Волшебная палочка». Эта игра с большим количеством вариантов, привлекает внимание детей и помогает в организации учебного процесса. Варианты ответов тоже несколько.

— «Эстафета». Изучив эту игру с детьми, я часто использую принцип эстафеты на занятиях. Это дает возможность высказаться каждому ребенку, не перебивая других и выслушивая их ответы.

Все эти организационные игры проходят под девизом «Ловкость бесшумна». Детям очень нравится игра «Ку-ку». Эту игу я включаю в изучение многих тем по развитию познавательных способностей. А в конце игры предлагаю перечислить все слова по порядку. Дети запоминают до 20 слов и более.

Большую роль по организации учебного процесса играют игры на развитие слухового и зрительного внимания. Детям особенно нравятся такие игру как:

«Хлопки» в разных вариантах

На занятиях по обучению чтению и грамоте, я использую мячики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Цвета, которыми мы обозначаем гласные звуки, твердые согласные и мягкие согласные.

Бросаю детям мяч, они называют или звук или слово, начинающиеся с данного звука.

Используя цветную табличку с буквами составляем слова, а из слов рассказы.

Очень хорошая игра «Цепочка слов». Где дети учатся составлять рассказы. Очень нравится детям игра «Муха» эта игра развивает память, внимание и речь.

Все упомянутые выше игры я использую при организации учебно-воспитательного процесса, а также в учебной деятельности. Как часть занятия в режимных моментах. А сами игры по игротренингу, которые провожу 1 раз в неделю. Чтобы отметить активность ребенка и правильные ответы использую жетоны. За 10 жетонов ребенок получает солнышко. А за 10 солнышек – ПРИЗ. Ребятам это очень нравится. Они стараются активно участвовать в любой работе.

Консультация для родителей

воспитателя Евстифеевой Л.П.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

Консультация воспитателя средней группы

Литвиновой Галины Александровны

как средство ознакомления детей 4-5лет

с родным городом»

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказано содействие ребенку в процессе приобщения к истории, культуре, социальной жизни родного края.

Соответственно актуально ознакомление дошкольников с родным городом, а для этого требуется выбор адекватных методов организации педагогического процесса. В среднем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для развития у детей интереса к объектам, обладающим подлинной художественной и исторической ценностью, какими являются большинство объектов города Санкт-Петербурга

Дидактическая сказка –это специально созданная сказочная ситуация, развивающаяся по всем законам сказкообразования, выполняющую определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

Дидактическая сказка может рассматриваться как:

— как средство получения новых знаний;

— средство упражнения и закрепления знаний;

— средство проверки знаний детей;

— практическая деятельность детей;

— способ активизации психических процессов и речи

— как метод и форма организации деятельности

Дидактическая (обучающая) сказка предназначена для того, чтобы учебный материал воспринимался более удобным способом. В такой истории символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются.

Алгоритм дидактической сказки представляет собой следующую последовательность:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Педагогические условия эффективности использования дидактической сказки при ознакомлении с родным городом детей 4-5 лет

Использование дидактической сказки как метода ознакомления с родным городом ставит перед собой несколько взаимосвязанных целей:

— информационную – передачи, закрепления, проверки знаний о родном городе;

— побудительную – как способ активизации психических процессов и речи детей;

— организационную – как системы всего занятия: введение в сказочную ситуацию — игровые упражнения – взаимодействие – анализ.

Дети были активны, проявляли инициативу, свободно и самостоятельно выдвигали свои версии решения проблемы, а также использовали рассуждения и доказательства. Например, на вопрос какую пользу приносит река, помимо стандартных ответов( путешествия, ловля рыбы и т.д) дети говорили: «..дети могут играть на берегу, строить песочные замки; писатели сочинять для всех интересные рассказы; царь, когда стоит на берегу и смотрит на Неву, думает, какой город-счастье он построит для людей; река учит быть смелым и добрым». Дети придумывали небольшой рассказ про фонарь: «Мой фонарь на высоком и тонком столбе стоит у папиного гаража и светит прямо на дорогу домой. Мы с мамой украсили фонарь ракушками с моря. Папа увидит как красиво, придёт и похвалит нас. А ещё людям будет приятно!». «А я сделаю много маленьких фонариков. Они будут в железных шляпках, а по бокам свисают бусинки. Фонари приделаны к домам, их можно зажигать из окон и сами они зажигаются, когда темно. Ветер будет дуть и бусинки звенеть.»

Дополнительно результативность использования технологии дидактической сказки оценивалась через изобразительную деятельность, поскольку через выразительность образа передается эмоционально-ценностное отношение к социокультурному пространству, а позиция субъекта деятельности обнаруживается через выбор способов самовыражения и самореализации.

В группе всегда отмечалось положительное, эмоциональное отношение к процессу деятельности и к ее результату. Замысел и его реализация определялись самостоятельно. Рисунки отличались оригинальностью. Детьми использовались все доступные возрасту средства выразительности.

Выразительность, как характеристика рисунка, отмеченная в экспериментальной группе носила более выраженный и творческий характер, а именно: использовался прием «оживления» (реки) – то есть использовался перенос сказочного содержания в рисунок, в рисунке создавалась «сказочная» ситуация, дети «населяли» пространство рисунка сказочными персонажами, добавлялись сказочные герои, добавлялись узоры, украшения, что характеризует положительное отношение к объекту, использовался прием преувеличения размера, то есть изображаемым объектам придавалась значимость.

Анализ организации процесса ознакомления детей с родным городом позволил выявить ряд особенностей. В целом педагогическое взаимодействие характеризуется преобладанием активности педагога на занятиях и словесных методов, нацеливающих детей на репродуктивный характер познавательной деятельности.

Мы полагаем, что для педагогов оптимально занять направляюще-сопровождающую позицию во взаимодействии с детьми: направлять познавательную и творческую активность дошкольников в зависимости от их предпочтений, сопровождать их в реализации творческих замыслов, подбирать дополнительную информацию об интересующих детей городских объектах, подсказывая варианты развития и способы воплощения творческого замысла.

Результаты позволяли нам утверждать, что формирование субъектной позиции обеспечивается:

— созданием обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей интерес к родному городу,

— оптимизацией педагогического взаимодействия, основанного на гибком изменении позиции педагога и обеспечивающего нарастание субъектной позиции и творческой самостоятельности детей,

— и наличия полноценных возможностей для непосредственного переноса впечатлений, связанных с восприятием, в художественную деятельность.

Таким образом, высокие показатели, полученные при проведении эксперимента, доказывают эффективность предложенного педагогического приема – дидактической сказки — для активизации и формирования деятельностно-субъектной позиции ребенка среднего дошкольного возраста.

Разработаны Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми средней группы, по использованию дидактической сказки как педагогического средства ознакомления с родным городом. Определены темы занятий, описаны методы, стимулирующие познавательную активность, подробно описан алгоритм написания сказки, ее основные части. Даны рекомендации для привлечения родителей в педагогический процесс по ознакомлению с Санкт-Петербургом.

Занятие с использованием дидактической сказки может начинаться на прогулке (с любой проблемной ситуации – какие деревья растут, из чего состоит земля и т.д. – в зависимости от содержания и темы сказки), затем уточняться на занятии с помощью иллюстраций, экспериментирования, отражаться в художественной деятельности и закрепляться через домашние задания (А какие фонари у вашего дома? Когда они загораются? Почему?).

Как подготовиться к написанию сказки?

1. Выбрать тему (например, из рекомендованных нами для данного возраста), познакомиться с историческими фактами, эстетическими особенностями объекта культурного наследия.

2. Отобрать содержание, доступное для восприятия детьми среднего дошкольного возраста. При этом стоит опираться на следующие правила:

— задание и содержание осваиваемого материла должно быть интересно не только ребенку, но и прежде всего педагогу;

— материал должен быть изложен просто (при соблюдении принципа научности),

— содержание должно соответствовать принципу системности познания окружающего мира;

— творческая деятельность должна нести в себе заряд нравственности, утверждать уверенность в победу добра над злом, учить побеждать зло.

— материал должен быть готов к немедленному использованию

— на любом занятии должно присутствовать большое количество наглядности.

— должна быть предусмотрена возможность начала обучение с любого момента в пределах возрастного этапа.

3. Продумать, какие приемы использовать для создания сказочной ситуации:

— использование прообразов из других областей науки;

— поиски новых приемов решения путем изменений: в пределах ситуации, во внешней среде;

— внесение обусловленных изменений в ситуацию или в способы использования ситуации.

4. Продумать линии дифференциации содержания для детей с разным уровнем подготовленности (как задание можно усложнить?)

5. Подготовить пособия, иллюстративный материал (лучше всего для каждого ребенка отдельно), использовать все возможные мультимедийные средства (звуки – шум реки Невы, звук стреляющей пушки, Гимн города и т.д.).

6. Создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы максимально возможное количество материалов, рисунков, фотографий, карандашей, бумаги, карт, схем и т.д. – оказалось в руках детей, и было доступно в любой момент!

7. Нацелить всю работу на «добывание» детьми знаний и впечатлений, а не на рассказ взрослого!

Из каких частей состоит сказка?

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определенным алгоритмом- композицией сказки. В основе композиции лежат следующие части:

— экспозиции: рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия;

— завязка: обнаружение ущерба, недостачи, потери;

— развитие сюжета: в его основе находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников;

— кульминация: бой со злыми силами;

— развязка: решение, преодоление проблемы.

Сказка обычно начинается с присказки: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве» и т.п. Используются переходные формулы от одного крупного эпизода к другому: «Скоро сказка сказывается — не скоро дело делается» и т. п. Обычно употребляется специальная концовка: «Стали жить, поживать, да добра наживать».

В зависимости от цели занятии сказки могут быть нескольких видов:

— сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала,

— сказки- загадки – при закреплении и повторении,

— сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

И еще одна рекомендация – обязательно систематически организовывать работу с родителями, а именно:

— информация о детских театрах нашего города, репертуарах,

— рекомендации к просмотру спектаклей,

— рекомендации по посещению музеев (согласно изучаемой теме);

— постоянная информация о работе, которая проводится в группе и детском саду;

— выставки детских работ;

— конкурс на лучший макет, рисунок, рассказ, лучшую лепную форму, коллаж.

Родители помогут в создании:

— макетов достопримечательностей города;

— альбомов «Мой город», «Прогулка по Санкт-Петербургу»;

— коллажей с фотографиями «После экскурсии»;

— собирании значков, открыток с видами Санкт-Петербурга,

Консультация воспитателя средней группы

Окатовой Анны Александровны

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.

В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.

Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), держа руки на поясе; подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе).

Дети с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В 5 лет интенсивно развивается память ребёнка — он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий. Детские сочинения в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла.

Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Развитие воображения происходит в игре, рисовании, конструировании.

Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года, части суток. Различают правую и левую руку.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия.

К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные.

Речь становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.

В возрасте 4-5 лет дети использует обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

В МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дети эмоционально откликаются на художественные произведения, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, говорят о характере музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует формирование мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, импровизировать несложные ритмы марша и др. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкальной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками: насыщают ворс кисти краской, промывают кисть по окончании работы, используют цвет для украшения рисунка. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.

В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку.

Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от замысла к поиску способов её исполнения). Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! 4-5 лет — важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Даниленко Елены Васильевны

для родителей детей 3-х лет

Домашние речевые игры с детьми трех лет направлены на: 1) развитие мышления ребенка, 2) обогащение словаря малыша новыми словами,

3) развитие языкового чутья, 4) предупреждение грамматических ошибок,

5) развитие умения связно выражать свои мысли, 6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать)

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.

Играем в прятки с Мишкой.

Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».

Мишка закрывает глаза (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе. Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А. Около стола. Вот она. » (Мишка радостно дает конфету ребенку)

В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет:

1) Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, собачка – миску с едой, и т.д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома.

2) Каждый раз меняйте и предмет, у которого Вы прячете секрет для игрушки:

В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки

В сумке, на сумке, под сумкой, около сумки

В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала

В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета

В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа.

Т.е. в первый раз искал мишка конфету на столе, под столом и т.д. В следующий раз кукла ищет бантик в шкафу, на шкафу, под шкафом и т.д. В третий раз бегемотик ищет мячик на сумке, в сумке. В четвертый игрушечный цыпленок ищет свою маму-курочку и т.д.

При повторении игры малыш захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно — на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А. Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо искать под коробкой», — сочувственно произносит Ваш ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет. Задача речевой игры выполнена – ребенок незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.

Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.

Как часто стоит проводить такие занятия с детьми дома? Какова должна быть их продолжительность? Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по 5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда малыш еще хочет ее продолжить.