Конституционное право как наука предмет и метод

Образовательный портал — все для студента юриста.

II. Конституционное право как наука.

1. Понятие конституционного права как науки.

Конституционное право как наука — это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

2. Цели конституционного права как науки.

Цели конституционного права как науки:

— Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.

— Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений.

— Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли.

3. Предмет конституционного права как науки.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

4. Методы конституционного права как науки.

Метод конституционного права как науки — это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов КП как науки:

Всеобщие (философские) методы:

— метод диалектического материализма.

— метод исторического материализма.

5. Источники конституционного права как науки.

— Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Конституционное право

Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник — конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения.

При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.

Содержащиеся в этом учебнике сведения о науке конституционного права носят обобщающий характер. В связи с этим ее можно назвать наукой общего конституционного права. В ее рамках складываются две отрасли знаний: об общем конституционном праве на примере в основном ряда демократических стран — США, Великобритании, Германии, Российской Федерации, Франции, Италии, Испании, Японии и других и о конституционном праве отдельно взятой страны — Российской Федерации.

Однако может быть и другое деление науки общего конституционного права: она развивается в исследованиях зарубежных ученых и в исследованиях отечественных специалистов в области конституционного права.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них — метод формально-юридического анали-

1. Предмет, методы и источники науки конституционного права

за. позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т. д.

Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учеными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам ученых относятся многочисленные монографии и статьи, в которых дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые научные концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов ученых является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания ученых, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворчес-ком процессе многих стран все более активную роль играют представители науки ( эксперты, консультанты и т. п.).

Практика — неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изу-

Глава II. Наука конституционного права

чает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.

Понятие, предмет, источники и система науки конституционного права рф.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве).

Наука конституционного права изучает:

1) все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства;

2) не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

3) властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти;

4) территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;

5) конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;

6) вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Система институтов государства.

Источники конституционного права как науки.

Система источников конституционного права как науки:

— Практика конституционно-правовых отношений.

— Труды и наработки ученых.

Первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно — тематическому признаку. Данная модель системы науки конституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:

1. конституционное право как юридическая наука;

2. конституционное право как отрасль права;

3. конституционные основы устройства общества государства;

4. конституционные основы правового положения личности;

5. конституционные основы территориальной организации государственной власти;

6. конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

Вторая модель системы науки конституционного права представляет собой выделение общего и особенного конституционного права. Объектом познания может выступать конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединённых по тому или иному признаку, что является основанием для выделения в системе конституционного права соответствующих научных дисциплин (например, конституционное право РФ, США, Италии и т.п., а также конституционное право государств англосаксонской правовой системы, стран мусульманского права и т.п.). По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки конституционного права, которую можно назвать особенным конституционным правом. Общее конституционное право выявляет то схожее в теории и практике конституционно-правовых отношений в различных странах, что позволяет строить общие теоретические конструкции (понятия, теории, концепции, научные подсистемы и т.п.) и моделировать конституционно-правовые институты, создавая общую теорию конституционного права современного государства. Особенное конституционное право отличает тесная привязанность к национальному конституционному праву, оно изучает и объясняет его с позиции общей теории и с учетом особенностей проявления конституционно-правовых отношений в конкретном государстве

§ 2. Предмет и метод науки конституционного права

Выяснив, что непосредственным объектом науки конституционно­го права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки. Объект и предмет науки, несомненно, тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если опреде­ление объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрыть содержаниедан­ной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявлениесущностиэтой науки. Не случайно у разных наук может быть общий объект, но никогда не бывает одного и того же предмета. Очень часто говорят о науке зарубежного конституционного права (или о науке конституционного права зарубежных стран), о науке конституционно­го права развивающихся стран, о науке конституционного права РФ (или другой отдельной страны), о науке конституционного права стран СНГ (или о науке конституционного права зарубежных стран СНГ) и т.д. Но, по сути дела, речь здесь идет не о разных науках, а о различ­ных областях научного знания, его ответвлениях внутри одной и той же науки конституционного права. Ясно, что объекты изучения у них существенно отличаются, хотя все они исследуются с позиций одного и того же предмета единой, общей науки конституционного права.

Предмет науки конституционного права.Не подлежит сомнению, что правильное определение объекта науки конституционного права значительно приближает нас к научному определению ее предмета, но не может его заменить. Поэтому нам представляются неудачными не­редкие попытки уйти в учебной литературе от прямого, четкого и специального рассмотрения вопроса о предмете науки конституционного права, ограничиваясь лишь выяснением объекта (предмета) регулиро­вания конституционного права как отрасли права.* Обращает на себя внимание, что в этом обновленном и в целом удачном учебнике была снята специальная глава «Наука конституционного права», содержав­шаяся в предшествующем издании 1996 г., и оставлена только глава «Конституционное право как отрасль национального нрава». Не нахо­дит читатель четкого определения предмета науки конституционного права и во многих других учебниках и учебных пособиях, хотя практи­чески везде справедливо подчеркивается необходимость разграниче­ния понятий «конституционное право как отрасль права» и «конститу­ционное право как отрасль правовой науки» (см. указанные выше учеб­ники М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, К.В. Арановского и др.).

* См, напр.: Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998. Гл. 1.

Конституционное право как отрасль национального права направ­лено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конститу­ционного права — непосредственно на исследование конституционно­го права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений. И лишь постольку, поскольку наука конституцион­ного права не может не изучать при этом действие этих правовых норм и отношений в реальной общественной жизни, она опосредованно, сквозь призму этих норм и отношений изучает и фактические (в смыс­ле неправовые) общественные отношения, ими регулируемые.

Но даже тогда, когда особо выделяется проблема предмета науки конституционного права, она опять-таки нередко сводится, по сущест­ву, к вопросу о предмете (объекте) регулирования конституционного права как отрасли права. Так, К.В. Арановский, говоря о науке государ­ственного права зарубежных стран, пишет, что «это отрасль знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет этой науки входит отрасль государственно­го права, государственно-правовые отношения».*

* Арановский К.В. Указ. соч. С. 6.

Во-первых, здесь допущено характерное для многих изданий не­правомерное смешение объекта и предмета науки, ибо «отрасль госу­дарственного права, государственно-правовые отношения» — это объ­ект, а не предмет науки конституционного (государственного) права. Во-вторых, правовая наука, в том числе и наука конституционного права сама по себе, непосредственно не осуществляет «юридическое регулирование организации и деятельности государства», ибо, как по­казано выше, это — задача конституционного (государственного) права как отрасли права, а не соответствующей науки. В-третьих, включать в предмет рассматриваемой науки отрасль государственного права озна­чает не видеть того, что при всей взаимосвязи этих явлений они носят разнопорядковый характер, поскольку одно относится к праву, а дру­гое — к знанию, учению о нем, которое объективируется непосредст­венно не в правовых нормах и отношениях, а в научных трудах, учеб­никах, статьях, докладах и т.д.

В другом случае предметом науки конституционного (государст­венного) права зарубежных стран признается «государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы, изучаемые как в аналитическом, так и в синтетичес­ком плане».* Спору нет, прежде чем браться за определение предмета науки, необходимо выяснить, каков ее объект, в данном случае «наци­ональные государственно-правовые системы». Но можно ли ограничи­ваться только этим и сводить, например, вопрос об определении пред­мета науки конституционного права лишь к разъяснению того, что такое конституционное (государственное) право как отрасль нацио­нального права, как это делается в данном и во многих других учебных изданиях. Здесь опять-таки мы имеем дело с ошибочным отождествле­нием объекта и предмета науки. А в итоге получаем хотя и верное в принципе, в конечном счете, но мало что дающее для углубленного понимания сути этой науки определение: наука конституционного права — это наука о конституционном праве как отрасли права кон­кретных стран. К этому следует добавить, что вряд ли правомерно отождествлять саму науку и ее предмет.

* Мишин А.А.Указ. соч. С. 5.

Не может удовлетворить в этом отношении и такой подход, когда под видом определения предмета науки конституционного права дает­ся простое (более или менее подробное) перечисление разделов, макротем или макропроблем этой науки. Это типично для такого рода суждений: конституционное право — это наука об основах конституционного строя, основных правах и свободах человека и гражданина, о формах государства, его избирательной системе, организации и дея­тельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. По сути дела, здесь речь идет о более или менее обобщенном перечислении главных элементов системы конституционного права различных стран и соответствующих основных разделов науки и учебного курса. Но перечисление структурных элементов, раскрывающее содержание объекта науки, никогда не заменяло и не могло заменить определения предмета науки, призванного схватить и отразить ее сущ­ность.

Да, наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конститу­ционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодей­ствия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтому предмет науки конституционного права— это иссле­дование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функциониро­вания и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права.Если определения объекта и предмета науки позволяют понять,чтоизучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того,как, каким образом, какими способамиона это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов. Поэтому в названиях как данного параграфа, так и его подраз­дела понятие «метод науки конституционного права» используется по традиции в собирательном, обобщающем смысле. Еще одно общее предварительное замечание состоит в том, что, говоря о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается в своих исследованиях на общефилософскую и общенаучную методологию, а также на методы других, в том числе и неправовых, наук (например, системный метод, метод структурно-функционального анализа, статистический метод и др.). Здесь же ак­цент будет сделан на выяснении специфичности метода конституцион­ного права, которую тоже нельзя понимать в абсолютном смысле, по­скольку этими же методами могут пользоваться в той или иной мере и другие, особенно другие правовые, науки.

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, выраба­тывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общефилософскими, общенаучными и иными методами. Специфич­ность метода науки конституционного права, как и метода каждой науки, определяется прежде всего особенностями ее предмета. Эта спе­цифичность может выражаться и в том, что хотя тем или иным конкрет­ным методом могут пользоваться и другие науки, тем не менее в данной науке этот метод занимает особо важное место и играет, например, определяющую роль. Применительно к науке конституционного права все это означает следующее.

Во-первых, наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки, метод формально-логического (или фор­мально-юридического) анализаисследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного норматив­ного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использова­ния лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойствен­ная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен приме­няться в сочетании с другими методами исследования.

Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в ней сравнительный (компаративный) метод.Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм меж­дународного права), а есть лишь национальные конституционно-пра­вовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является вы­явление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конститу­ционно-правового строя различных стран. С помощью этого метода облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии конституционного права и науки о нем. На этой же основе наука конституционного права имеет возможность вырабатывать прак­тические рекомендации по совершенствованию конституционного за­конодательства в соответствующей стране. Недаром в народе говорят, что все познается в сравнении.

В-третьих, сравнительный метод дополняется сравнительно-исто­рическим методом,значение которого состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникнове­ния и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современ­ном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и за­кономерности такого развития и особенности их проявления.

В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет и метод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального свое­образия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-пра­вового института. Наука конституционного права — это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных эле­ментов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-пра­вового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.

Конституционное право как учебная дисциплина.Наука консти­туционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмеча­лось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содер­жанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой — существенно отличны друг от друга, ибо решают качест­венно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, неже­ли наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституци­онного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкиеосновыконституционного права. Особенно нагляд­но большое различие в объемах знания между наукой и учебной дис­циплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься консти­туционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10—15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить совре­менное состояние конституционализма в мире.

Поскольку главной задачей науки является изучение действитель­ности ради получения нового научного знания, то и изложение мате­риала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основ­ная задача иная — помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинирован­ный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-право­вые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответст­вующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большое познавательноезначение. Он позволяет значительно расши­рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об­щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготов­ки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значи­мости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения — конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и об­щественной жизни.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалое практически-политическоезначение. Известно, например, что в про­цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти­туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.

Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последова­тельно отстаивать законные права и интересы личности, бороться про­тив бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важ­ное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс кон­ституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.

В-третьих, трудно переоценить идейно-воспитательноезначение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное по­вышение политико-правовой культуры слушателей и рост их граждан­ственности, на успешное формирование гражданского общества, пра­вового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институ­тов, что не может не сказаться положительно на повышении граждан­ской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.

Конституционное (государственное) право – 1) отрасль права – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством; 2) одна из правовых наук – система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практика ее осуществления; 3) учебная дисциплина – систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях.

Вопрос о наименовании отрасли до сих пор остается дискуссионным. В досоветский и советский периоды традиционно использовали название «государственное право». Однако с середины 1960-х годов была развернута широкая дискуссия о названии отрасли права: две группы ученых отстаивали свои позиции, как должна наименоваться отрасль права – соответственно «государственным» (А.И. Ким, С.С. Кравчук, А.И. Лепешкин, А.Х. Махненко, В.С. Основин, Я.Н. Уманский, Б.В. Щетинин) или «конституционным» (В.Ф. Коток, В.А. Рянжин, И.Е. Фарбер) правом. Так, в монографии О.Е. Кутафина «Предмет конституционного права» подробно разбираются не только современные подходы, но и дискуссии предшествующих поколений государствоведов.

Главные аргументы сторонников «государственного права» сводились к следующему: государство признается ключевой фигурой между обществом, государством и личностью. Государственное право как раз и есть та отрасль права, которая закрепляет устройство государства и государственно организованного общества, правовое положение личности в этом государстве (значит, и в обществе), механизмы реализации государственной власти.

Сторонники «конституционного права» отстаивали свою позицию, подчеркивая, что взаимоотношения между обществом, государством и личностью строятся в рамках конституции. Личность существует не только в государстве, но и в обществе. Конституция и является основой объединения государственно-властных и общественно-политических начал в управлении обществом и обеспечении прав и свобод личности.

На сегодня конституционное право является устойчивым наименованием. Между учеными достигнут компромисс, который выражается в том, что отрасль часто именуют конституционным (государственным) правом.

Содержание

↑Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: предмет, метод, система

Конституционное право – ведущая отрасль, ядро системы права Российской Федерации. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, конституционное право закрепляет и регулирует отношения, складывающие во многих сферах жизнедеятельности общества.

При этом конституционное право устанавливает основы, принципиальные начала устройства государства и общества, места личности в государстве, которые получают развитие в других отраслях права. Положения всех отраслей права опираются на принципы и нормы конституционного права и не могут противоречить им.

В общей системе права каждая отрасль права отличается от других предметом и методом правового регулирования.

Предметом конституционного права являются наиболее фундаментальные и базовые для государства и общества общественные отношения. Отношения, составляющие предмет конституционного права, называют конституционно-правовыми отношениями. Допустимо и использование понятия «конституционные правоотношения». Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, можно назвать политическими отношениями, поскольку они так или иначе связаны с публичной властью – государственной или местным самоуправлением. Так, одним из первых признал политические отношения предметом государственного права И.Е. Фарбер.

Предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Метод конституционного права – это специфичная совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений. Для конституционного права характерен прием общего регулирования, т.е. закрепление основ, базовых принципов устройства, деятельности и взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений. Прием конкретного или детального регулирования характерен прежде всего при установлении компетенции и процедурных правил организации деятельности таких субъектов.

В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Однако среди способов правового воздействия доминирует императивный метод, диспозитивные нормы используются значительно реже. Кроме того, отличительной особенностью конституционного права является широкое использование норм-принципов, норм-определений, и норм-целей.

Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность структурных элементов и существующие связи между ними. Система конституционного права состоит из конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов и подотраслей.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и регулирующие общественные отношения, относящие к предмету конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие близкие по содержанию общественные отношения в рамках предмета конституционного права, в их совокупности составляют конституционно-правовые институты, которые логически связаны между собой. К основным конституционно-правовым институтам относят: основы конституционного строя, гражданство, основы правового статуса личности, федеративное устройство и мн. др.

Некоторые институты развиваются и со временем выделяются в подотрасли конституционного права — более сложные нормативные соединения, регулирующие крупную однородную часть общественных отношений (например, избирательное права, парламентское право.

Конституционное право формализуется в его источниках. Источниками российского конституционного права как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (его нормы можно отнести к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм могут относиться одновременно и к конституционному праву.

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования).

↑Наука конституционного права

Конституционное право как наука – это совокупность знаний о действующем конституционном праве как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, формирования предмета конституционно-правового регулирования с учетом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обществе и обращенных к конституционно-правовым явлениям.

Наука конституционного права имеет свою систему, которая по своей логике соответствует системе конституционного права как отрасли. Другим критерием систематизации науки конституционного права может служить уровень обобщения материала об изучаемых объектах. По этому критерию выделяют общее и особенное конституционное право (общая теория конституционного права и конституционное право национального государства).

Между конституционным правом как наукой и как отраслью существует тесная связь; в то же время у них и свое назначение. Конституционное право как отрасль регулирует (закрепляет) общественные отношения. Конституционное право как наука изучает соответствующие нормы, отражаемые в них и связанные с ними закономерности. Следовательно, отрасль является предметом (объектом) исследования для науки. Однако задачи науки гораздо шире.

Так, С.А. Авакьян выделяет следующие задачи науки конституционного права:

1) изучение действующего конституционного права как совокупности нормативных актов, регулирующих политические общественные отношения и содержащих конституционно-правовые нормы;

2) развитие научной теории конституционного права;

3) изучение реальной практики государственного строительства, выявление потребностей в конституционно-правовом регулировании, выработка рекомендаций о его направлениях, подготовка проектов нормативных актов, анализ эффективности действующих норм и внесение предложений по ее обеспечению;

4) изучение истории возникновения и развития конституционно-правовых институтов и норм в нашей стране и за рубежом;

5) формирование конституционно-правового мировоззрения;

6) формулирование понятия и создание научно обоснованного курса российского конституционного права как одной из учебных юридических дисциплин.

В науке конституционного права комплексно используются следующие основные методы: формально-юридический, исторический, сравнительный, социологический, политико-правовой.

↑Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях в соответствии с установленными государственными стандартами. Другими словами учебный курс конституционного права – искусственный сплав основ отрасли права и науки конституционного права Российской Федерации.

Изучение учебного курса строится по определенной системе. В рамках данного курса изучаются следующие разделы:

1) теория конституционного права России (понятие, предмет и метод, нормы и правоотношения, источники, наука);

2) учение о конституции;

3) основы конституционно-правового строя России;

4) конституционно-правовой статус личности;

5) государственное устройство;

7) организация и деятельность органов государственной власти;

Учебный курс конституционного права способствует формированию базовых представлений о ключевых положениях науки и отрасли права, а также правосознания современного юриста.

↑Рекомендуемая литература

Лепешкин А.И. О так называемом «конституционном праве» и предмете советского строительства // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М., 1976;

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.