Литература надзор и контроль в сфере безопасности

Надзор и контроль в сфере безопасности

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ

Контрольная работа состоит из двух частей

1 часть –Контроль и надзор в сфере техносферной безопасности на примере (предприятие, город, район)

2 часть – написать реферат на заданную тему: (вариант последние цифры

1. Нормативно-правовые акты в области техносферной безопасности.

2. Ответственность за несоблюдение нормативно-правовых актов техносферной безопасностью.

3. Обязанности Федеральных органов исполнительной власти в области техносферной безопасности.

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности

5. Разработка, согласования и утверждения нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности.

6. Система экологического страхования на предприятии.

7. Организационно-правовая система социального страхования на предприятии.

8. Оценка эффективности региональных(территориальных) экологических программ.

9. Система эколого-экономического анализа в сфере промышленного природопользования.

10. Управление природопользованием и экологической безопасностью.

11. Структура западной нормативной базы техносферной безопасности.

12. Государственное управление техносферной безопасностью на Федеральном и территориальном уровнях.

13. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований техносферной безопасности.

14. Федеральная инспекция труда: задачи, полномочия, основные права, обязанности, порядок инспектирования работодателей, обжалование решений государственных инспекторов труда.

15. Объекты государственного надзора и контроля за безопасным ведением работ в промышленности.

16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

17. Совместная деятельность в области техносферной безопасности работодателей и работников.

18. Государственный пожарный надзор.

19. Государственная экспертиза условий труда.

20. .Локальные нормативные акты по охране труда на предприятии: структура, содержание.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей реды(техносферная безопасность): учебник/ С.В. Белов. – 2-е изд., испр.и доп. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 680с. ISBN 978-5-9916-6.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В. Белов, .А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-еиздание, стереотипное— М.: Высшая школа, 2009. — 616с. : ил. ISBN 978- 5-91134-329-3.

3. Горелов, А. А. Экология[Текст] : учебное пособие для студентов/ А. А. Горелов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 240 с. – ISBN 978-5- 7695-2908-3.

4. Калыгин, В. Г. Промышленная экология[Текст] : учебное пособие для студентов/ В. Г. Калыгин. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 432 с. –

5. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие/ П.П.Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2007. — 328 с: ил.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов(под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420с.

7. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов/ Е.В. Глебова. — 2-е издание, переработанное и дополненное— М.: Высшая школа, 2007. — 382с: ил.

8. Сметанин, В. И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления[Текст] : учебное пособие для студентов/ В. И. Сметанин. –

М.:Колос С, 2003. – 230 с. – ISBN 5-9532-0068-4.

9. Мастрюков, Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита отних. Учебник для вузов/ Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

10. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5- е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

11. Девисилов, В.А. Охрана труда: учебник/ В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование)

12. Дементьев, А.И., Юдаев, Н.В. Основы безопасности выполнения подъемно-транспортных работ(гриф УМО). – М.: Дашкова и К, 2008. – 180 с.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.

Транскрипт

1 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный архитектурно-строительный университет Надзор и контроль в сфере безопасности Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочного факультета. Направление подготовки ( ) Профиль подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» Составитель Т.П. Зубкова Томск 2014

2 Надзор и контроль в сфере безопасности: программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочного факультета. Направление подготовки _01 (280700_01). Профиль подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» /Сост. Т.П. Зубкова. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, с. Рецензент к.г-м.н., доцент кафедры охрана труда и окружающей среды Е.В. Сафонова Редактор к.т.н., доцент кафедры охрана труда и окружающей среды М.В. Анисимов Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочного факультета «Надзор и контроль в сфере безопасности». Направление подготовки ( ), профиль подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» могут быть использованы при изучении дисциплин «Управление охраной труда на предприятии», «Общественный контроль на предприятии». Печатаются по решению методического семинара кафедры охраны труда и окружающей среды. Протокол 6 от г., с до Оригинал макет подготовлен автором. Подписано в печать Формат Бумага офсет. Гарнитура Таймс. Уч.-изд. л. 1,73. Тираж 40 экз. Заказ Изд-во ТГАСУ, , г. Томск, пл. Соляная, 2. Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ , г. Томск, ул. Партизанская, 15. 2

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Методические указания содержат программу дисциплины «Надзор и контроль в сфере безопасности», методические указания и контрольные задания для студентов заочного факультета профиль подготовки «Безопасность технологических процессов и производств», вопросы для итогового контроля знаний по дисциплине (зачета), тесты для промежуточного контроля знаний, список рекомендуемой литературы и глоссарий. В процессе изучения дисциплины студент получает сведения, необходимыми для обеспечения надзора и контроля в сфере безопасности со стороны государственных органов управления безопасностью в техносфере, о задачах надзора и его роли в структуре государственного управления, специализированных федеральных органах, контролирующих обязательные требования в сфере безопасности и структурах ФНПР, осуществляющих общественный контроль за состоянием безопасности технологических процессов и производств, на основе знаний нормативно — правовых актов по безопасности труда. Студент знакомится с видами и методами контроля за безопасностью труда на предприятиях, при проведении работ на производстве. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль) ФТД 1. Дисциплина «Надзор и контроль в сфере безопасности» изучается в рамках профессионального цикла в 9-м семестре. Она обеспечивает такие дисциплины, как «Управление охраной труда на предприятии» (Б3.ДВ 6.1), «Общественный контроль за охраной труда на предприятии» (Б3.ДВ5.2). Базовые дисциплины: «Экология», «Аварии технических систем и их анализ». 3

4 1.2 Требования к результатам освоения дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплин ОК-7 Владение культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности 4 ОК-8 ОК-11 ПК-9 ПК-8 Способность работать самостоятельно Способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач Способность ориентироваться в основных нормативноправовых актах в области обеспечения безопасности Способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей ПК-12 Готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики ПК-14 Способность использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду ПК-17 Способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска Цель изучения дисциплины «Надзор и контроль в сфере безопасности»: сформировать представления об организации и направлениях деятельности государственных надзорных органов, о законодательной базе, регламентирующей исполнение государственной функции по надзору за выполнением установленных требований в сфере безопасности;

5 — сформировать представления о нормативно-правовом и техническом регулирование в области техносферной безопасности; научить планировать и осуществлять административные процедуры по исполнению государственной функции по надзору, проводить обследования и проверки безопасного состояния объектов, составлять и оформлять основные документы по результатам осуществления контрольно-надзорных функций, анализировать техносферные опасности, учитывая характер их воздействия на человека и природную среду; — обучить будущего специалиста применять на практике требования нормативно-правовых документов, регламентирующих контрольно- надзорную деятельность, методам управления и контроля в условиях действия техносферных опасностей. Задачи преподавания дисциплины: формирование у студентов системного мышления и мировозрения в области предупреждения влияния техносферных опасностей на основе знаний современных методов контроля в сфере безопасности, для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: — организацию надзора и контроля в сфере безопасности, органы государственного надзора, их права и обязанности; — особенности общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятии, в учреждениях и организациях. Уметь: — пользоваться законодательной и нормативной документацией по вопросам надзора и контроля в сфере безопасности; — правильно оценить соответствие или несоответствие фактического состояния безопасности на рабочем месте или в организации с нормативными требованиями. Владеть: — понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; — методами оценки состояния безопасности на производстве. 5

6 1.4. Распределение учебной нагрузки Форма обучения лекций лаб. пр. раб. зан зачет Заочная КурСе- местр с Объем часов по ГОС Из них С Р С Объем работы студента с преподавателем Контрол ьные рабо боты КСР Итоговый контроль Всего 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Программа учебной дисциплины предполагает освоение представленных ниже вопросов. Предмет, задачи и содержание дисциплины. Комплексный характер дисциплины «Надзор и контроль в сфере безопасности»», связь с другими дисциплинами. Общие сведения о видах надзора и контроля в сфере безопасности. Термины и определения, используемые в системе управления и контроля в сфере безопасности труда. Задачи надзора, контроля и механизм их решения. Надзорные функции государственного управления обеспечения законности в сфере безопасности. Специализированные государственные органы, основным назначением которых является проверка выполнения общеобязательных требований, закрепленных в нормативно-правовых актах. Государственные органы управления безопасностью в техносфере. Государственная политика и принципы управления техносферной безопасностью (приложение 1). Надзор в структуре государственного управления безопасностью в техносфере. Функции и полномочия в области контроля в сфере безопасности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (приложение 2). 6

7 Структура государственного надзора за безопасностью в техносфере. Функции контроля, надзора органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, осуществляющие функции контроля и надзора в области техносферной безопасности. Органы государственного надзора и контроля в сфере безопасности. Система государственного надзора. Организация надзора и контроля за состоянием охраны труда (ОТ), пожарной безопасности (ПожБ), промышленной безопасности (ПБ), охраны окружающей среды (ООС), профилактики чрезвычайных ситуаций (ЧС). Федеральная инспекция труда, принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда; Государственная инспекция труда в субъекте Федерации, основные задачи и функции, права и обязанности должностных лиц; организация деятельности Федеральной инспекции труда, объекты контроля. Нормативно-правовые акты регламентирующие контрольнонадзорную деятельность. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности, объекты контроля. Нормативно-правовые акты регламентирующие контрольно-надзорную деятельность. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности, объекты контроля. Нормативноправовые акты регламентирующие контрольно-надзорную деятельность. Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России (Госпожнадзор) принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности, объекты контроля. Нормативно-правовые акты регламентирующие контрольно-надзорную деятельность. 7

8 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности. Руководящие документы надзорных органов, определяющие порядок осуществления государственного контроля Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» от Ответственность за нарушение законодательных и нормативных требований в сфере безопасности. Нормативноправовые акты регламентирующие процедуры в сфере правонарушений: УК РФ, КоАПР РФ, органы надзора и контроля налагающие административные наказания. Виды ответственности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная. Ведомственный и общественный контроль в сфере безопасности. Структуры, осуществляющие ведомственный контроль за выполнением требований охраны труда. Контрольные функции технической инспекции профсоюзов в сфере безопасности труда. Права технических инспекторов профсоюзов в защите трудовых прав работников. Уполномоченные по охране труда трудовых коллективов: права, обязанности, документирование общественного контроля. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в организации. Виды, содержание и документирование административно-общественного контроля. Контроль в сфере безопасности на уровне организации. Задачи и функции службы охраны труда в системе контроля требований безопасности в организации. Виды контроля, процесс и характеристики эффективного контроля. Познавательная и воздействующая функция контроля. Документирование процессов контроля в сфере безопасности. Методы оценки безопасного поведения работников. Основные функции и права уполномоченных по охране труда по систематическому контролю условий труда. Комитеты по охране труда в организации, их роль в контроле и обеспечении требований безопасности на предприятии. 8

9 Методы контроля безопасности на рабочем месте. Оценка профессионального риска и аттестация рабочих мест по условиям труда, как элемент контроля условий и охраны труда. Финская система Элмери по повседневному наблюдению и контролю окружающей среды и условиям труда. Критерии оценки: производственные процессы; порядок и чистота; безопасность при работах с оборудованием; факторы окружающей среды; эргономика; проходы и проезды; возможности для спасения и оказания первой помощи. Виды производственного контроля, порядок проведения, документирование процесса. Аудит система проверки эффективности управления охраной труда по обеспечению безопасности и предотвращению аварий, инцидентов. Документирование процесса надзора и контроля в сфере безопасности. Разработка перспективных, комплексных, оперативных планов проверок по безопасности труда. Виды и формы отчетности, сроки предоставления, ответственность за достоверность сведений. Анализ показателей и эффективности работы органов государственного надзора, за годы. 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3.1. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины Изучать дисциплину следует в последовательности, указанной в рабочей учебной программе. Рекомендуется при этом использовать учебники, конспекты лекций, нормативную и специальную литературу. Глубина проработки материала контролируется вопросами к итоговому контролю знаний по дисциплине (см. п. 4), тестами (см. п. 5). Рекомендуем пользоваться источниками [1-5]. 9

10 3.2. Задание для самостоятельной работы Рекомендации по выполнению КР 1 1.Подготовить письменную контрольную работу по актуальным проблемам контроля в сфере безопасности, объем КР 1 не должен превышать 12 страниц формата А4, подготовленных на компьютере. Содержание контрольной работы определяет следующие аналитические моменты: — поисковый характер, отражающий освоение студентами (в рамках темы) основных концепций и научных подходов в решении проблем контроля в сфере безопасности; — умение работать с документальной базой и самостоятельно разрабатывать локальные акты по контролю в сфере безопасности; — стандартное оформление (со ссылками на используемые литературные источники, со ссылками на Интернетресурсы). Завершить реферат должны выводы о возможности применения полученного опыта в практической деятельности. Защита самостоятельной работы осуществляется на консультации, поэтому желательно сопровождать выступление компьютерной презентацией, с использованием слайдов. 2. Определить задачи надзора и контроля в сфере безопасности и механизм их решения, в соответствии с вариантом (номер варианта совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки) и разработать локальные нормативные акты предприятия для документирования контрольных процедур, обеспечивающих безопасность труда, согласно приведенной ниже таблицы 1. 10

11 Ва ри ант Номера вариантов заданий для выполнения Контрольной работы 1 Таблица 1 Задачи надзора и контроля в сфере безопасности и механизм их решения Задачи в области контроля охраны труда и службы, обеспечивающие их решение. Задачи в области гигиены, производственной санитарии и службы, обеспечивающие их решение Задачи в области пожарной безопасности и службы, обеспечивающие их решение. Задачи в области контроля техносферной безопасности, отделы и службы, обеспечивающие их решение Задачи в области контроля экологической безопасности и службы, обеспечивающие их решение Задачи в области контроля трудового права и службы, общественные организации, обеспечивающие их решение. Задачи в области контроля промышленной безопасности, отделы и службы, обес- Документирование процедур, обеспечивающих контрольные функции Разработка положения о контроле в системе управления охраной труда Разработка положения о контроле в системе санитарного производственного контроля Разработка положения о контроле в системе пожарного производственного контроля Разработка положения о контроле в системе управления техносферной безопасностью Разработка положения мониторинг окружающей среды Контроль за качеством процедуры «Аттестация рабочих мест по условиям труда» Разработка положения Управление производственным контролем за 11

12 печивающие их решение Задачи в области радиационной безопасности, отделы и службы, обеспечивающие их решение. Задачи в области контроля энергетической безопасности, отделы и службы, обеспечивающие их решение. Задачи в области контроля национальной безопасности, госструктуры и службы, обеспечивающие их решение. эксплуатацией опасных производственных объектов Разработка положения контроль в обучение, аттестации руководителей, специалистов по радиационной безопасности, Контроль за техническим расследованием несчастных случаев на производстве Контроль за выполнением комплексных и оперативных планов в области техносферной безопасности. Рекомендации по выполнению КР 2 Контрольная работа 2 (КР 2) «Документирование процедуры контроля состояния охраны труда предприятия» Подготовить письменную контрольную работу по документированию процедуры контроля и оценки состояния охраны труда предприятия ( исходные данные для анализа необходимо собрать на предприятии, где трудоустроен студентзаочник), по сравнительному анализу статистических данных за 2-3 года: об условиях труда, уровне производственного травматизма и профзаболеваний, по показателям функционирования системы охраны труда, которые позволят оценить состояние охраны труда на предприятии в настоящий период и разработать «План мероприятий по повышению безопасности труда». Объем КР 2 не должен превышать 5 страниц формата А4, подготовленных на компьютере. 12

13 п/п Пример: Контрольная работа КР 2 «Документирование процедуры контроля состояния охраны труда предприятия» Показатели Данные на Данные за прошедшие годы Численность работающих, всего 2 Занято в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, всего (чел.) В % к общему числу работающих 3 Численность работников, занятых на тяжелых физических работах, всего (чел.) 4 Численность работников, получающих компенсации за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда (чел.) 6 Количество случаев профессиональной заболеваемости, всего В % к общему числу работающих 7 Количество несчастных случаев на производстве, всего Количество пострадавших от несчастных случаев, всего Из них: -со смертельным исходом — тяжелых — групповых 8 Количество руководителей, их заместителей, специалистов, которые должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда (чел.) 13

14 Число рабочих мест на предприятии, всего Из них по осуществлению производственной деятельности 10 Проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в % от их общего количества, всего Из них не отвечающих требованиям правил, норм и инструкций по охране труда 11 Наличие: — службы охраны труда (чел.); — кабинета по охране труда (да, нет); — совместного комитета (комиссии) по охране труда (да, нет) В том числе: — число членов комиссии; — количество заседаний; — принято решений; — уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (чел) Обучено: — членов комиссии (чел.); — доверенных лиц (чел.) 12 Застраховано работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (чел.) 13 Финансирование мероприятий по охране труда из расчета, установленного соглашением между профсоюзом организации и представителями работодателя, на 1 работающего (руб. в год) 14 Оценка функционирования СУОТ Органами государственного контроля и надзора в сфере безопасности 14

15 4. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ( ЗАЧЕТ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Актуальность изучения дисциплины «Надзор и контроль в сфере». Основные понятия, термины и определения. 2. Основы законодательства в области контроля в сфере безопасности. 3. Государственная политика, основные направления государственной политики и принципы управления и контроля за безопасностью в техносфере. 4. Структура государственного контроля за техносферной безопасностью. 5. Задачи государственного контроля за техносферной безопасностью и механизм их решения. 6. Основные функции и полномочия в области контроля техносферной безопасности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. 7. Структура государственного надзора в сфере безопасности. 8. Нормативно-правовые акты, содержащие государственные требования техносферной безопасности и федеральные органы исполнительной власти разрабатывающие и утверждающие данные документы. 9. Какие сферы хозяйственной деятельности регулируются Ростехнадзором? 10. Какие полномочия и функции предоставлены Роспотребнадзору? 11. Принципы, взаимодействия с органами государственного контроля и надзора в сфере безопасности. 12. Организация контроля за безопасностью деятельности на производстве. 13. Функциональные обязанности руководителей и специалистов предприятия в области контроля в сфере безопасности. 14. Организация контроля за безопасностью деятельности на производстве. 15

16 15. Понятие контроля и критерии результативности деятельности предприятия в сфере безопасности. 16.Документирование контроля в системах управления техносферной безопасностью. 17. Локальные акты организации, характеризующие безопасность производственной среды. 18. Контроль за обучением персонала по безопасности труда, нормативные акты, регламентирующие процедуру обучения и аттестации. 19. «Производственная среда», и какими методами осуществляется контроль за состоянием факторов производственной среды. 20. Контроль за производственной средой: идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и её роль в обеспечении техносферной безопасности. 21.Оценка, регулирование и контроль риска как инструмент обеспечения безопасности предприятия. 22. Назначение и методы периодической оценки состояния безопасности труда на предприятии. 23. Какова основная цель контроля и оценки состояния зданий и производственных помещений в обеспечении безопасности производства. 24. Назначение внешних и внутренних аудитов системы управления охраной труда, их роль в управлении техносферной безопасностью. 25. Административно-производственный контроль на предприятии, его назначение, уровни проведения, документирование. 26. Основные формы участия работников в системе контроля за безопасностью труда в организации. 27. Контроль, как оценка эффективности управления охраной труда в организации. 28. Контрольные требования, предъявляемые к грузоподъемным устройствам и механизмам по перемещению грузов, их поверка и безопасность эксплуатации. 16

17 29.Нормативные акты, регламентирующие безопасность эксплуатации средств механизации и перемещения грузов. 30. Контроль в организации рабочего места и эргономических параметров рабочего места, их назначение в обеспечении безопасности труда. 31. Виды ответственности за нарушение требований в сфере безопасности, предусмотренные законодательством РФ. 32. Механизмы экономического стимулирования работодателей по улучшению условий труда и повышения уровня безопасности производства. 33. Назовите, какие существуют виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и кто их осуществляет? 34. Назовите, как осуществляется организация надзора и контроля за состоянием охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, профилактики чрезвычайных ситуаций. 35. Назовите принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда (РОСТРУД). 36. Назовите основные задачи, права и обязанности должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). 37. Назовите надзорные функции, возложеные на Ростехнадзор. 38. Назовите основные задачи, права и обязанности должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Какие полномочия и функции предоставлены Роспотребнадзору? 39. Перечислите виды ответственности за нарушение законодательных и нормативных требований безопасности труда. 40. Нарисуйте структуру административно-общественного контроля за состоянием охраны труда в организации. 41. Назовите должностных лиц, осуществляющих контроль в 17

18 сфере безопасности на уровне организации. 42. Какие контрольные функции технической инспекции профсоюзов в сфере безопасности труда. 43. Расскажите о формировании комитетов (комиссии) по охране труда в организации, их роли в контроле и обеспечении требований безопасности на предприятии. 44.Назовите задачи и функции контроля в службе охраны труда в организации. 45. Расскажите о международных методиках оценки условий труда и состояния охраны труда на рабочих местах 46. Расскажите о деятельности уполномоченных и комитетов (комиссий) по охране труда. 47. Расскажите о методике проведения административно- общественного контроля в сфере безопасности. 48.Расскажите об аттестации рабочих мест по условиям труда, как элементе контроля условий и охраны труда. 49. Назовите законодательные и нормативные акты по вопросам надзора и контроля в сфере безопасности труда. 50.Расскажите, кто и как осуществляет контроль за обучением по охране труда работников предприятий, контроль за обучением по промышленной безопасности работников предприятий. 5. ОСТАТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Таблица 2 Вопрос теста Варианты ответов 1 Имеют ли право государственные инспекторы выступать в качестве экспертов в суде? (ТК РФ ст. 357) А) Да, но только по искам о нарушении трудового законодательства Б) Да В) Нет. 18

19 Продолжение таблицы 2 2 Какими из нижеперечисленных документов определяется порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда? (ТК РФ ст. 360) Вопрос теста Варианты ответов Государственное управление А) Министерством здравоохранения 1 и надзор за безопасностью и социального развития РФ труда осуществляется Б) Федеральными органами исполнительной власти. (ТК РФ ст. 358) В) Правительством Российской Федерации и по его поручению органами, указанными в ответах «а» и «б». А) Ратифицированными Российской Федерацией конвекциями Международной организации труда. Б) Трудовым Кодексом В) Решения Правительства Российской Федерации Г) Ответы А-В верны. 3 4 Для каких организаций устанавливается особый порядок проведения инспекционных проверок? (ТК РФ ст. 360) Какое из перечисленных определений Федеральной инспекции труда является верным (наиболее полным)? (ТК РФ ст. 354) А) Вооруженных Сил Российской Федерации Б) Органы внутренних дел, В) исправительные учреждения Г) Ответы А-В верны. А) Это единая центральная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов. Б) Это единая центральная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов. В) Это единая центральная система, 19

20 Имеет ли федеральная инспекция труда полномочия информировать общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства? (ТК РФ ст. 356) Являются ли государственные инспекторы независимыми и чему (кому) они подчинятся? (ТК РФ ст. 359) Имеют ли право государственные инспекторы выступать в качестве экспертов в суде? (ТК РФ ст. 357) Какое из перечисленных «наказаний» имеют право применить государственные инспекторы? (ТК РФ ст. 357) Если заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы, должен ли государ- состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов. А) Да. Б). Нет. В) Да, а также ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан. А) они независимы, никому (чему) не подчиняются Б) они независимы, подчиняются только закону. В) они зависят от Правительства РФ. А) Да, но только по искам о нарушении трудового законодательства Б) Да В) Нет. А) предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение Б) направить в суд требование о ликвидации организации или прекращении деятельности В) запрещать использование не имеющих сертификата соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты. Г) Ответы А-В верны. А) Инспектор обязан сохранить заявителя в тайне, Б) это не является обязанностью гос. Инспектора труда

21 ственный инспектор выполнять это условие? Какие тайны обязан хранить государственный инспектор? (ТК РФ ст. 358) Какую основную задачу решает федеральная инспекция труда? Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда? У каких структур государственные инспекторы имеют право запрашивать информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач? (ТК РФ ст. 356) Какую основную задачу решает федеральная инспекция труда? В) данная ситуация разрешается по желанию гос. инспектора. А) государственная, коммерческая Б) государственная, коммерческая, служебная В) государственная, коммерческая, служебная и иная Вариант теста а) обеспечение защиты трудовых прав граждан; б) осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда; в) осуществление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ. а) Всероссийская государственная экспертиза условий труда; б) государственная экспертизы условий труда субъектов РФ; в) названными госэкспертизами в пунктах а) и б). А) органы исполнительной власти федеральные и субъектов РФ Б) органы местного самоуправления В) прокуратура Г) ответы А-В верны а) обеспечение защиты трудовых прав граждан; б) осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда; 21

22 Назовите виды ответственности должностных лиц за нарушение требований охраны труда? Какие задачи решает государственная экспертиза условий труда? Какими органами осуществляется оценка соответствия проектов строительства требованиям охраны труда? Штраф относится к административному взысканию или к уголовному наказанию? в) осуществление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ. а) дисциплинарная и административная; б) административная и уголовная; в) дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. а) контроль за условиями и ОТ в организации; б) контроль за условиями и ОТ, за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, за правом предоставления компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и опасными условиями труда; в) задачи изложенные в пункте б), а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда а) Органами исполнительной власти субъектов РФ, путем проведения лабораторных исследований по запросам заказчика. б) Федеральной службой по труду и занятости, путем проведения государственной экспертизы проектной документации в) Органами надзора путем оценки соответствия проектов нормативным требованиям а) к административному взысканию; б) к уголовному взысканию; в) штраф может налагаться как в судебном порядке, так и в административном. 22

23 22 Вопрос теста 19 Проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны осуществляться не реже одного раза в: Срок проведения мероприятия по контролю может быть 20 продлен не более чем на: 21 В случае возникновения угрозы жизни и вреда здоровью граждан, повреждения имущества органами ГПН может проводиться проверка. Целью контроля за выполнением обязательных требований безопасности является проведение проверки. Вариант ответа а) два года б) три года в) четыре года г) пять лет а) 15 дней б) один месяц в) полтора месяца г) два месяца а) плановая б) комплексная в) внеплановая г) целевая а) плановой б) детальной в) контрольной г) внеплановой СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Надзор и контроль в сфере безопасности: учебник для бакалавров/ Каракеян В.И., Севрюкова Е.А. — М. Юрайт, с. 2. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров/ С.В. Белов. — М. Юрайт, с. 3.Безопасность жизнедеятельности и охрана труда в строительстве: учебное пособие для вузов, специальности / А.В. Фролов, В.А. Лепихова, Н.В.Ляшенко.- Ростов на Дону: Феникс, с 4.Безопасность труда на предприятиях по производству строительных материалов, изделий, конструкций: учебник для вузов/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин — М. Академия, с. 23

24 5.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для вузов / С.В.Петров, А.С.Петрова.- Новосибирск М. АРТА, с. 5. Охрана труда в строительстве: учебник для вузов / А.А. Сукачев. — М.: КноРус, 2011,-271 с. 6. Журналы: электронный журнал «Без травм и аварий», «Безопасность жизнедеятельности» и др. 7. Официальные сайты государственных служб и организации в сфере безопасности: — Министерство труда и социального развития Российской Федерации. — Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации. — Федеральный надзор РФ по атомной и ядерной безопасности. — РОСПОТРЕБНАДЗОР РФ. — Фонд социального страхования РФ. — МЧС Российской Федерации. — министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям. — Министерство природных ресурсов Российской Федерации. — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» — каталог ссылок по природной и экологической тематике. Специализированные сайты по охране труда и экологии Санкт-Петербургский НИИ охраны труда Охрана труда. Информационный сайт в области охраны труда и промбезопасности. — материалы по охране труда и промышленной безопасности. 24

25 ГЛОССАРИЙ Настоящий глоссарий содержит термины, встречающиеся при изучении дисциплины «Надзор и контроль в сфере безопасности». Приводятся различные случаи употребления терминов, с которыми могут столкнуться изучающие данную дисциплину. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, контроль деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Управление без контроля невозможно. Цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию на безопасный труд нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Контроль, как функции управления можно выделить две основные стороны: а) познавательную, связанную с восприятием, изучением информации в сфере безопасности, б) воздействующую, заключающуюся в возможности обеспечить управляющую систему данными для осуществления корректирующих мероприятий для улучшения условий труда и повышения безопасности производства. Безопасность — это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и природной среды. 25

26 Безопасность на рабочем месте — комплекс технических, организационных мероприятий, снижающих вероятность угрозы опасных происшествий на рабочем месте. Безопасность жизнедеятельности, наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Безопасность производственная — это состояние производственного процесса, при котором риск не превышает величин, приемлемых для данного производства, и уровень вредных факторов установленных предельно-допустимых значений. Безопасность экологическая — это совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Государственный контроль и надзор — осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами обязательных правил поведения. Контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов с целью выявления нарушений законности. Надзор это суженный контроль Различаются три типа надзора: судебный, прокурорский административный. Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют раз- 26

27 ные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Поэтому у административных надзоров есть элементы контроля. Процесс контроля состоит из трёх этапов: выработка стандартов, критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. Характеристики эффективного контроля: 1. Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их. 2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы а сфере безопасности, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают безопасность в будущем. 3. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. 4. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.. 5. Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. 6.Простота контроля. Наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее. 27

28 7. К контролю в сфере безопасности необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль — это самоконтроль. Вред — это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты. Гигиена труда — это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Жизнедеятельность- это совокупность всех форм человеческой активности в процессе которой осуществляется взаимодействие со средой обитания для удовлетворения потребностей человека. Идентификация опасности — это выявление, оценка возможного воздействия, вероятности опасности, ее пространственно-временных и количественных характеристик, оценка возможных последствий ее реализации. Культура безопасности — это готовность и способность личности использовать в жизни и Цель контроля в системе управления — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения, следует контролировать все: предметы, людей, действия, принятые решения. Мониторинг — это процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса. Несчастный случай — это неожиданное и незапланированное событие, сопровождающееся травмой или смертью. Опасная зона — это пространство, в котором риск, превышает допустимый и уровень вредных факторов постоянно превышает допустимые уровни. Опасность — это потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. 28

29 Оценивание риска — это основанная на результатах анализа риска процедура проверки, не превышен ли приемлемый (допустимый) риск. Производственная деятельность это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Профессиограмма — это система признаков, описывающих ту или иную профессию, включающих перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику, перечень психологических характеристик, Котовым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Рабочая зона — это пространство высотой до 2 метров над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих мест. Рабочее место это часть рабочей зоны, в которой постоянно или временно находятся работающие в процессе трудовой деятельности. Техносфера — это совокупность элементов среды в пределах географической оболочки Земли, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе. Управление безопасностью — совокупность функций управления, направленных на обеспечение безопасности организации. На крупных предприятиях служба безопасности подчиняется непосредственно руководителю организации и возглавляется руководителем службы безопасности в ранге заместителя, который административно управляет службой информационно-аналитических исследований и прогнозных оценок безопасности, физической защиты ценностей и объектов и безопасности информационных ресурсов. Ущерб — это лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; уничтожение или повреждение имущества, повреждение природной среды. 29

30 Фактор вредный фактор, воздействие которого на человека может привести к заболеванию, снижению работоспособности и/или отрицательному влиянию на здоровье потомства Фактор опасный (травмирующий, травмоопасный) фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти. Фактор производственный это фактор, действующий на человека в производственных условиях. Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан; обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов; обеспечение работодателей и работников информацией; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений. Экологический менеджмент это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Экологическое страхование это страхование ответственности предприятий за загрязнение природной среды и возникающие при этом эколого-экономические и социальные ущербы. Эргономика наука, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в системе «человек машина среда», соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, разрабатывающая способы обеспечения эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека и выполняемой при минимальной затрате сил. 30

31 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Цели и задачи дисциплины Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Требования к результатам освоения дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Распределение учебной нагрузки по учебному плану СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины Задание для самостоятельной работы ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ (зачет) ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСТАТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. 18 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ГЛОССАРИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ.32 31

32 32 Приложение 1

33 Приложение 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В РФ Государственный надзор Административный Судебный Прокурорский Федеральные органы исполнительной власти межотраслевой компетенции Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, атакжев пределах своейкомпетенции использования иохраны недр ПостановлениеПравительства РФот г. 841 Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) осуществляет государственное регулирование ядерной, радиационной, технической безопасности и физической защиты оборудования АЭС, ядерных материалов, радиационныхисточников ирадиоактивныхотходов Распоряжение Президента РФ от 1992 г. 283 Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт) Постановление Правительства РФ от г. 498 Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой) Постановление Правительства РФ от г Органы межотраслевой компетенции при федеральных министерствах Федеральная инспекция труда Постановление Правительства РФ от г. 78 Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (Госсанэпиднадзор) Постановление Правительства РФ от г. N 554 Государственный энергетический надзор РФ (Госэнергонадзор) Постановление Правительства РФ от 1998 г. 938 Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минторга РФ (Госторгинспекция) Постановление Правительства РФ от 1993 г. 501 (ред г.) Департаменты охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России Постановление Правительства РФ от г. 726 Органы внутриотрасле вой компетенции Ведомствен ные инспекции: энергонадзора, газового надзора, котлонадзора и др. Другие федеральные органы исполнительной власти межотраслевой компетенции Другие органы межотраслевой компетенции при федеральных министерствах 33