Закон о метрологии и стандартизации

Закон о метрологии и стандартизации

Колчков В.И. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. М.:Учебное пособие

3. Метрология и технические измерения

3.1. Общие сведения. Законодательная база метрологии

Метрология — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Таким образом, метрология включает три взаимосвязанные проблемы: реализация процессов измерения; обеспечение их единства; методы и средства измерений.

Основными задачами метрологии согласно РМГ 29-99 являются:

  • установление единиц физических величин;
  • установление государственных эталонов и образцовых средств измерений;
  • разработка теории, методов и средств измерения и контроля;
  • обеспечение единства измерений;
  • разработка методов оценки погрешностей, состояния средств измерения и контроля;
  • разработка методов передачи размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам измерений.
  • Законодательная база метрологии включает следующие основные документы:

    • Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»
    • РМГ 29-99. «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения.»
    • МИ 2247-93 ГСИ.» Метрология. Основные термины и определения.»
    • ГОСТ 8.417-2002 «ГСИ. Единицы физических величин.»
    • ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.»
    • ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерения «
    • ПР 50.2.014-94 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.»
    • МИ 2277-94 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ.»
    • ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм.»
    • Закон «Об обеспечении единства измерений» осуществляет регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ. В Законе устанавливаются: основные применяемые понятия, такие как: организационная структура государственного управления обеспечением единства измерений; нормативные документы по обеспечению единства измерений; единицы величин и государственные эталоны единиц величин; средства и методики измерений. Закон устанавливает Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Закон отражает установление в РФ рыночных отношений, определяя основы деятельности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц. Вопросы деятельности структурных подразделений метрологических служб на предприятиях выведены за рамки законодательной метрологии и регулируются экономическими методами.

      В сферах, которые напрямую не контролируются государственными органами, действует Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений. Система калибровки — совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Закон обеспечивает взаимодействие с международной и национальными системами измерений. Это позволяет достигнуть взаимного признания результатов испытаний, калибровки и сертификации, а также использовать мировой опыт и тенденции развития современной метрологии. Существуют и другие законодательные, акты и документы по стандартизации, относящиеся к законодательной базе метрологии.

      Сравнительный анализ законов Российской Федерации «О стандартизации» и «О техническом регулировании».

      Федеральный закон РФ «О стандартизации» (1993 года) обновлен до проектной версии в 11.03.2013 года и состоит из 10 глав в которых подробно описаны правила и нормы стандартизации, а так же объекты и субъекты стандартизации. Настоящий Федеральный закон РФ «О стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении документов по стандартизации, устанавливает организационные основы стандартизации, права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений и направлен на обеспечение единой государственной политики в сфере стандартизации. Государственная политика в области стандартизации направлена на совершенствование национальной системы стандартизации в целях развития экономики и улучшения качества жизни в Российской Федерации. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

      В целях реализации единой государственной политики в области стандартизации, с учетом потребностей экономики, национальный орган по стандартизации определяет международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств для их применения в качестве национальных стандартов.

      Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, регулируются законодательством о техническом регулировании.

      ФЗ РФ «О техническом регулировании» (2002 г.) отредактирован 24.07.2013 г. вытекает из закона «об стандартизации», т.е. является частью стандартизации, но выделен в отдельный закон, и состоит так же из 10 глав, в которых говорится о разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия. Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

      Иными словами закон «об стандартизации» защищает сам товар от подделок, погрешностях при производстве, т.е. основан на контроле по качеству самого продукта выявление дефектов, сравнение с эталоном, а так же грамотная и правильная сертификация продукции во избежание нарушений в области стандартизации. а ФЗ РФ «О техническом регулировании» разработан для правильного технологического процесса при создании продукции во избежание неблагоприятного воздействия на окружающую среду или на человека в частности. Т.е. этот закон поддерживает безопасность окружающего мира при создании нового продукта.

      В отличие от закона «о техническом регулировании», закон «о стандартизации» един для всех, и может быть основан как добровольно так и обязательно, но закон о техническом регулировании основан только в обязательной форме и проверяется специальными метрологическими службами контроля за качеством и безопасностью продукции.

      Помощник предпринимателя

      в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

      Стандартизация, метрология, сертификация

      Информационную поддержку сайта осуществляют специалисты ООО «Балтийская перспектива», Калининград.

      Назначение сайта — обеспечить Предпринимателей первичной информацией из области стандартизации, метрологии и сертификации.

      Основополагающими документами в этой сфере являются Федеральные законы «О стандартизации», «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений». Отметим, что с введением в действие с 1 июля 2003 года закона «О техническом регулировании» утратили силу Законы «О стандартизации» (от 10 июня 1993 года N 5154-1) и «О сертификации продукции и услуг»(от 10 июня 1993 года N 5151-1).

      Определения и сущность стандартизации и сертификации изложены теперь в одном Законе; взаимосвязь очевидна: первая устанавливает требования к объекту, а вторая определяет соответствие (или несоответствие) объекта этим требованиям.

      Закон «О техническом регулировании» направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

      Закон разработан в соответствии с практикой работы стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию (ВТО). Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

      Главная идея Закона — разделение объектов технического регулирования на две категории: те, на которые устанавливаются общеобязательные государственные требования, и те, требования к которым исполняются на добровольной основе.

      Законом предусмотрен порядок разработки и принятия документа, содержащего общеобязательные требования. Таким документом является технический регламент, принимаемый согласно Закону международным договором РФ, федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ.

      Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

      Понятие стандартизации претерпело принципиальное изменение по сравнению с определением этого понятия в Законе РФ «О стандартизации» — из него исключен нормативный (обязательный) характер этой деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг. Указанные изменения отражают новое место стандартизации в условиях рыночной экономики.

      Понятие «стандарт» распространяется на две категории стандартов, предусмотренных Законом: национальные стандарты и стандарты организаций. Главным в данном понятии является добровольный характер применения стандартов.

      К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, отнесены: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил.

      26.06.08 Президент России подписал Федеральный закон 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Законом регулируются вопросы, связанные с обеспечением единства измерений, защитой прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечением обороны страны и безопасности государства, содействием развитию экономики Российской Федерации и научно-технического прогресса. Закон подготовлен с учётом положений Федерального закона «О техническом регулировании» и документов Международной организации законодательной метрологии. Федеральный закон также был призван заменить закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года №4871-I «Об обеспечении единства измерений».

      Метрология, стандартизация и сертификация

      Н. В. Демидова, В. А. Бисерова, А. С. Якорева

      Метрология

      Техническое регулирование

      Основы стандартизации

      Основы сертификации и лицензирования

      В отличие от теории (качественных) измерений метрология не занимается ранговыми, порядковыми мерами и иными качественно-логическими способами обработки информации. Ее теоретико-информационный базис основан на теории меры и интеграла, где под мерой подразумевают узкий класс аддитивных мер, то есть таких мер, в которых выполняются арифметические законы: сложение, вычитание, деление, умножение, возведение в степень и извлечение из степени и др. Это позволяет получать инвариантные (неизменные и однозначные) результаты измерений вне зависимости от его способов (порядка измерений, способов деления измеряемой области и пр.)

      Метрология состоит из следующих основных разделов:

      В метрологии имеются отдельные специализированные направления, такие как:

    • авиационная метрология,
    • химическая метрология,
    • медицинская метрология,
    • биометрия (биологическая метрология).
    • Цели и задачи метрологии состоят в следующем:

      • создание общей теории измерений;
      • образование единиц физических величин и систем единиц;
      • разработка и стандартизация методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (так называемая «законодательная метрология»);
      • создание эталонов и образцовых средств измерений, поверка мер и средств измерений. Приоритетной подзадачей данного направления является выработка системы эталонов на основе физических констант.
      • Также метрология изучает развитие системы мер, денежных единиц и счёта в исторической перспективе.

        Основные законы метрологии:

      • любое измерение есть сравнение;
      • любое измерение без априорной информации невозможно;
      • результат любого измерения без округления значения является случайной величиной.

      Термины и определения метрологии

      Исторически важные этапы в развитии метрологии:

    • XVIII век — установление эталона метра (эталон хранится во Франции, в Музее мер и весов; в настоящее время является в большей степени историческим экспонатом, нежели научным инструментом);
    • 1832 год — создание Карлом Гауссом абсолютных систем единиц;
    • 1875 год — подписание международной Метрической конвенции;
    • 1893 год — создание Д. И. Менделеевым Главной палаты мер и весов (современное название: «Научно-исследовательский институт метрологии им. Менделеева»);
    • 1960 год — разработка и установление Международной системы единиц (СИ);
    • XX век — метрологические исследования отдельных стран координируются Международными метрологическими организациями.
    • Бурное развитие науки, техники и технологии в ХХ веке потребовало развития метрологии как науки. В СССР метрология развивалась в качестве государственной дисциплины, т.к. нужда в повышении точности и воспроизводимости измерений росла по мере индустриализации и роста оборонно-промышленного комплекса. Зарубежная метрология также отталкивалась от требований практики, но эти требования исходили в основном от частных фирм. Косвенным следствием такого подхода оказалось государственное регулирование различных понятий, относящихся к метрологии, то есть ГОСТирование всего, что необходимо стандартизовать. За рубежом эту задачу взяли на себя негосударственные организации, например ASTM. В силу этого различия в метрологии СССР и постсоветских республик государственные стандарты (эталоны) признаются главенствующими, в отличие от конкурентной западной среды, где частная фирма может не пользоваться плохо зарекомендовавшим себя стандартом или прибором и договориться со своими партнёрами о другом варианте удостоверения воспроизводимости измерений.

      Нормативно правовые основы метрологии

      Основы метрологии

      Значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловливают необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений:
      1. Конституционная норма по вопросам метрологии.
      2. Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании».
      3. Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям) метрологической деятельности.
      4. Нормативные документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.
      5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.

      Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, детализирующие основы метрологической деятельности.

      Основными целями Закона «Об обеспечении единства измерений«, являются:
      • установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
      • регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
      • защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
      • содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;
      • гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

      Закон закрепляет основы метрологии.

      Одним из главных является единство измерений состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

      Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

      Закон определяет, что в Российской Федерации допускаются к применению единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.

      Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.

      Закон определяет Государственную метрологическую службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта России. В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.

      Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения настоящего Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны.

      Основными объектами ГСИ являются:
      • единицы ФВ;
      • государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
      • методы и средства поверки средств измерений СИ;
      • номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
      • нормы точности измерений;
      • способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
      • методики выполнения измерений;
      • методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
      • требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
      • термины и определения в области метрологии;
      • организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской
      и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

      Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства России. Наиболее важными из принятых в последнее время постановлений являются следующие:
      • Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 г.) (утверждено постановлением Правительства России от 12.02.94 № 100);
      • Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран;
      • Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
      • Положение о государственных научных метрологических центрах;
      • Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
      • Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;
      • Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации;
      • Постановление об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (от 07.05.99 № 498).

      Для реализации положений законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, а также постановлений Правительства России разрабатываются и принимаются подзаконные акты, нормативные документы, документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТР 1.12-99).
      К нормативным документам по метрологии, действующим на территории России, относятся различные категории и виды стандартов.
      Большое число стандартов, принимаемых у нас в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в соответствие друг другу, гармонизировать.

      Гармонизация стандарта это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (как правило, международным) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.

      Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в перечисленных выше областях.

      Рекомендации (Р) (в том числе и межгосударственные РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих работ.

      Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту России.

      Стандартизация и метрология

      Главная идея всех нововведений – создание условий для развития украинского производства, повышение его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

      Основные шаги реформирования в этой сфере направлены на гармонизацию украинских и европейских стандартов путем имплементации соответствующих положений в наше законодательство.

      О значительных шагах по унификации украинского законодательства в сфере технического регулирования с действующими в рамках ЕС и ВТО нормами

      Изменились подходы к разным аспектам метрологической сферы, но принципы единства и точности измерений и соблюдения прав потребителей останутся приоритетными

      Законодательные новации 2015

      © Інформаційне агентство «ЛІГА:ЗАКОН», 2010

      © ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2007

      © ТОВ «Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991