Обязанности главного санитарного врача

Собаки встанут на учет

Главный санитарный врач Москвы распорядился ввести регистрацию домашних животных в столице

Главный санитарный врач Москвы распорядился ввести учет и регистрацию домашних животных в столице как одну из мер по профилактике бешенства. Впрочем, по мнению городских депутатов, чиновник поторопился: городские власти не могут ничего ввести до передачи им полномочий от правительства, а постановление главного санврача города – «ведомственный документ, не имеющий достаточной правовой силы».

Главный государственный санитарный врач Москвы Николай Филатов распорядился ввести учет и регистрацию домашних животных в столице. В пятницу вечером управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека обнародовало подписанное Филатовым постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве № 15 от 16.12.2011 г. «Об усилении мер по профилактике бешенства в городе Москве», предусматривающее в том числе и такую регистрацию.

Появление документа связано с тем, что «в условиях эпизоотического неблагополучия возрастает угроза осложнения эпизоотической и эпидемической обстановки в городе Москве, территория которой находится в окружении активных природных очагов бешенства, что увеличивает риск заболеваний бешенством населения города и московских животных». А также с тем, что «до настоящего времени не обеспечена регистрация и учет владельцев домашних животных (граждане и юридические лица) и не приняты основополагающие документы: закон города Москвы «О животных» и «Правила содержания собак и кошек в городе Москве». Согласно постановлению, заняться внедрением новых правил должны разные подразделения столичной мэрии.

Так департамент ЖКХ и благоустройства должен «разработать систему проведения учета и регистрации животных, содержащихся в Москве», а также «обязать руководителей муниципальных образований и глав управ районов проводить учет и регистрацию домашних животных (собаки, кошки)».

Кроме того, департаменту предложено пересмотреть документы, которые регламентируют правила содержания собак и кошек в городе, порядок отлова безнадзорных животных, порядок сбора, транспортировки и утилизации трупов животных на территории города, а также положение об организации, оборудованию и содержанию площадок для выгула животных.

В обязанность префектур административных округов Москвы, руководителей муниципальных образований и глав управ районов входит оказание «содействия государственной ветеринарной службе города Москвы в организации и проведении ежегодной вакцинации собак и кошек против бешенства во временных прививочных пунктах муниципальных образований», а также организация «оповещения владельцев животных о «Правилах содержания собак и кошек в городе Москве», местах их выгула, а так же графиках проведения массовой вакцинации животных против бешенства».

В самих префектурах пока не очень представляют, как будет воплощаться в жизнь постановление главного санитарного врача.

«У нас есть обязанности, связанные с бездомными собаками, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь префектуры Западного округа столицы Ольга Вельдина. – Есть приют, который содержится за счет префектуры, гендирекция, имеющая полномочия по отлову, вакцинации и чипированию животных. Все поступающие в питомник собаки фиксируются». Однако это все это не имеет отношения к домашним животным, подчеркивает представитель префектуры. Для того чтобы начать их учет, нужны позволяющие это сделать правовые механизмы, отдельное финансирование и специалисты.

По словам председателя комиссии Мосгордумы по экологии Веры Степаненко, разделяющей идею регистрации домашних животных, постановление Главного санитарного врача города можно рассматривать лишь как пожелание.

Во-первых, «постановление санитарного врача не является обязательным для управ и являющихся самостоятельной ветвью власти муниципальных образований», а во-вторых, для введения обязанности регистрировать животных необходимо наличие законодательной нормы, которой на сегодняшний день нет. «Постановление Филатова не закон — это ведомственный документ, не имеющий достаточной правовой силы», — заявила Степаненко «Газете.Ru».

«С точки зрения законодательства таких полномочий не имеют даже субъекты федерации, — объяснила Степаненко. – Для того чтобы субъекты могли ввести на своих территориях регистрацию домашних животных, должен появиться федеральный закон, вменяющий им эту обязанность.

Мы пытались установить это московским законом, но прокуратура нас поправила, напомнив, что этот закон не будет иметь никакой юридической силы до тех пор, пока регионам не будут переданы соответствующие полномочия».

По словам Степаненко, московские власти много лет бьются за получение полномочий хотя бы по учету домашних животных. А специалисты и активисты-зоозащитники, участвовавшие в подготовке городских законопроектов о животных и «Правил содержания собак и кошек в городе Москве», «переместились» в Госдуму.

На сегодняшний день проект федерального закона «О животных», предполагающий в том числе и обязательную регистрацию собак и кошек по достижения ими трехмесячного возраста, был принят нижней палатой российского парламента в первом чтении. Согласно этому документу, «порядок регистрации (ежегодной перерегистрации) животных, форма паспорта животного и правила ведения единой базы данных животных устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». И если этот закон в конце концов будет принят, появится возможность начать что-то делать и на местах.

Формы документов

Новости от партнеров

Популярные документы

Должностная инструкция ветеринарно-санитарному врачу

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Ветеринарно-санитарный врач относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.

2. На должность ветеринарно-санитарного врача назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности «Ветеринарная санитария и экспертиза» без предъявления требований к стажу работы.

3. В своей деятельности ветеринарно-санитарный врач руководствуется:

— нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и указаниями руководителя организации (непосредственного руководителя);

— настоящей должностной инструкцией.

4. Ветеринарно-санитарный врач должен знать:

— Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»;

— нормативные правовые акты и другие руководящие документы вышестоящих органов, регулирующие деятельность в области ветеринарной деятельности, санитарии и гигиены;

— нормативно-техническую документацию в области ветеринарной санитарии и ветеринарно-санитарной экспертизы, санитарии, гигиены;

— гигиенические правила содержания животных;

— ветеринарно-санитарный контроль в системе перерабатывающей промышленности, в государственных лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы рынков, на транспорте, в таможне, пограничных ветеринарных пунктах, в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы научно-исследовательских ветеринарных институтов, вузах;

— ветеринарную профилактическую и лечебную работу;

— микробиологию, вирусологию, паразитологию, токсикологию;

— лекарственные и дезинфекционные средства, правила их применения;

— последние достижения науки и передового опыта в области ветеринарной санитарии, экспертизы и гигиены;

— основы использования современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;

— основы законодательства о труде, по охране окружающей среды;

— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия ветеринарно-санитарного врача его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций ветеринарно-санитарный врач обязан:

6.1. Планировать, обеспечивать проведение и контроль выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности», ветеринарно-санитарными и санитарными правилами и нормами.

6.2. Обеспечивать проведение дезинфекции, дезинсекции, дезинвазии, дератизации и дезактивации в организациях по переработке сырья и продуктов животного происхождения и на объектах ветеринарного надзора.

6.3. Проводить ветеринарно-санитарную экспертизу сырья животного и растительного происхождения, продуктов убоя, гидробионтов для определения их пригодности к использованию на пищевые и кормовые цели.

6.4. Разрабатывать нормативные и технические документы по ветеринарно-санитарным мероприятиям.

6.5. Внедрять новые ветеринарные препараты и требования к оборудованию для выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий.

6.6. Осуществлять ветеринарно-санитарный контроль в перерабатывающих организациях и организациях, реализующих продукты животного и растительного происхождения, направленный на предотвращение заболеваний человека и животных, передаваемых через продукты, а также на охрану окружающей среды; контроль выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий; ветеринарно-санитарный контроль качества сырья животного и растительного происхождения, технологии производства кормов для сельскохозяйственных, домашних животных и птицы; государственный ветеринарно-санитарный контроль при экспортно-импортных операциях; экспертизу проектной документации объектов перерабатывающей промышленности.

6.7. Обеспечивать ветеринарно-санитарное благополучие организаций по переработке сырья и продуктов животного происхождения.

6.8. Планировать и организовывать выполнение ветеринарно-санитарных мероприятий на региональном, городском уровнях и в организациях.

6.9. Организовывать и планировать мероприятия по обеспечению ветеринарно-санитарной безопасности и биологической защиты перерабатывающих организаций в чрезвычайных ситуациях.

6.10. Проводить научные исследования в области переработки сырья животного и растительного происхождения, анализировать результаты экспериментальных исследований, внедрять результаты исследований и разработок в практику.

7. Ветеринарно-санитарный врач имеет право:

7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).

7.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу ветеринарно-санитарного врача оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Ветеринарно-санитарный врач несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты — в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

КОММЕНТАРИЙ

Должностная инструкция разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых ветеринарной деятельностью, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.07.2012 N 80.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Главный государственный санитарный врач

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность «Главный государственный санитарный врач» относится к категории «Руководители».

1.2. Квалификационные требования — полное высшее образование (специалист, магистр) по направлению подготовки «Медицина». Прохождения интернатуры по одной из специальностей медико-профилактического профиля с последующей специализацией по «Организации и управления здравоохранением». Повышение квалификации (курсы усовершенствования, стажировки, предаттестационные циклы и т.п.). Наличие сертификата врача-специалиста и удостоверение о присвоении (подтверждении) квалификационной категории по этой специальности. Стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— действующее законодательство об охране здоровья и нормативные документы, регламентирующие деятельность органов управления и учреждений здравоохранения;
— организация государственной санитарно-эпидемиологической службы, порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине;
— основы права в медицине, трудовое законодательство;
— директивные документы, определяющие задачи и функции медицинских учреждений;
— социально-демографическую характеристику региона и показатели состояния здоровья населения;
— основы социальной гигиены и организации здравоохранения, общей и социальной психологии;
— общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия;
— организацию финансово-экономической деятельности учреждений здравоохранения;
— документы, определяющие мощность, структуру, штатное расписание учреждения, укомплектованность подразделений и потребность в кадрах;
— нормативные акты относительно подготовки, повышения квалификации и аттестации медицинских работников;
— порядок ведения учетной и отчетной документации, обработки медицинской статистической информации;
— потребности в медицинской технике, оборудовании, медикаментах;
— специфику менеджмента и маркетинга в области медицины.

1.4. Главный государственный санитарный врач назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Главный государственный санитарный врач подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Главный государственный санитарный врач руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Главный государственный санитарный врач во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает организацию санитарно-эпидемиологического надзора на соответствующей административной территории в соответствии с действующим законодательством Украины, которая определяет деятельность органов управления и учреждений здравоохранения.

2.2. Организует работу по изучению и оценке санитарно-эпидемиологической ситуации, определение факторов неблагоприятного воздействия на здоровье человека, окружающую среду и принимает меры по их устранению.

2.3. Осуществляет контроль за проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующих санитарных правил и норм предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.

2.4. Сотрудничает с органами государственной власти, организациями по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2.5. Расследует причины и условия возникновения профессиональных или групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных поражений и представляет материалы по этим вопросам компетентным органам для привлечения виновных к ответственности.

2.6. Определяет необходимость профилактических прививок и других мер профилактики в случае возникновения эпидемий, массовых отравлений и радиационных поражений.

2.7. Применяет предусмотренные Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» меры по прекращению нарушения санитарного законодательства.

2.8. Организует работу по подбору, расстановке и использования медицинских кадров, обеспечивает своевременное повышение их квалификации.

2.9. Создает надлежащие производственные условия, обеспечивает соблюдение сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и противопожарной защиты.

2.10. Анализирует показатели работы заведения, принимает меры по их оптимизации, выдает соответствующие директивные документы по этому вопросу.

2.11. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.12. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3.1. Главный государственный санитарный врач имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Главный государственный санитарный врач имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Главный государственный санитарный врач имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Главный государственный санитарный врач имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Главный государственный санитарный врач имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Главный государственный санитарный врач имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Главный государственный санитарный врач имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Главный государственный санитарный врач имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Главный государственный санитарный врач имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Главный государственный санитарный врач несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Главный государственный санитарный врач несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Главный государственный санитарный врач несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Главный государственный санитарный врач несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Главный государственный санитарный врач несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Главный государственный санитарный врач несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Главный государственный санитарный врач несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Охрана труда

Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

Должностная инструкция санитарного врача по общей гигиене

I. Общие положения.

1. Санитарный врач по общей гигиене относится к категории специалистов с высшим профессиональным образованием.
2. На должность санитарного врача по общей гигиене назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и документ о присвоении звания врача по соответствующей специальности.
3. Санитарный врач по общей гигиене назначается и освобождается от должности приказом главного врача (директора) медицинского учреждения.
4. Санитарный врач по общей гигиене должен знать:
-основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
-директивные и законодательные документы, определяющие основные цели и задачи санэпидслужбы, права и обязанности санитарного врача;
-правовые вопросы;
-организационную структуру санэпидслужбы России, ее органов и учреждений;
-решения директивных органов по социально-экономическому развитию и оздоровлению населенных мест;
-состояние здоровья населения (уровень общей, инфекционной, профессиональной заболеваемости, состояние физического развития отдельных контингентов и др.);
-демографические показатели (рождаемость, смертность, состав по полу, возрасту, проф. группам и т.д.);
-санитарное состояние окружающей среды (условия проживания, водоснабжения, система удаления нечистот, санитарная охрана водоемов, воздуха и т.д.);
5. В своей деятельности санитарный врач по общей гигиене руководствуется:
-принципами врачебной этики и деонтологии;
-принципом соблюдения врачебной тайны;
-настоящей должностной инструкцией.

II. Должностные обязанности.
1. Санитарный врач по общей гигиене должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической, консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным самообразованием.
Санитарный врач по общей гигиене обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе.
2. Санитарный врач по общей гигиене должен:
2.1. Оценивать санитарно-эпидемиологическую ситуацию, выделять приоритетные факторы неблагоприятного воздействия на здоровье и принимать действенные меры.
2.2. Оценивать гигиеническую эффективность планируемых мероприятий.
2.3. Осуществлять санитарный контроль за своевременной реализацией гигиенических вопросов.
2.4. Организовывать лабораторно — инструментальный контроль за объектами народного хозяйства и состоянием окружающей среды.
2.5. Анализировать результаты санитарных обследований, лабораторных исследований и давать квалифицированное заключение.
2.6. Анализировать результаты расследования вспышек острых кишечных заболеваний и пищевых отравлений совместно с эпидемиологом.
2.7. Знать нормативно-методические материалы, регламентирующие качество атмосферного воздуха и воздуха рабочих помещений, питьевой воды, пищевых продуктов, воды водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей населения.
2.8. Знать особенности гигиенических требований к отдельным видам зданий и учреждений жилищно-гражданского назначения, системам сбора, удаления и обезвреживания бытовых и промышленных отходов.
2.9. Знать нормативно-методические документы по гигиене планировки населенных мест и уметь использовать их при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора.
2.10. Знать гигиенические требования к пестицидам, применяемым в сельском хозяйстве, и особенности их токсического действия.
2.11. Уметь провести санитарное обследование объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, пищевой промышленности, промышленных объектов, детских дошкольных, школьных, подростковых учреждений с применением лабораторно-инструментальных методов исследования.
2.12. Уметь организовать работу по гигиеническому воспитанию населения отдельных профессиональных групп.
2.13. Уметь организовать работу санитарного отдела санэпидстанции, составить отчет и подготовить отдельные материалы для рассмотрения в партийных, советских органах.

III. Права.
Санитарный врач по общей гигиене имеет право:
1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.
2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

IV. Ответственность.
Санитарный врач по общей гигиене несет ответственность:
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.
2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
3. За причинение материального ущерба, — в соответствии с действующим трудовым и гражданским законодательством.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. N 8 г. Москва «Об усилении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 мая 2014 г.

Регистрационный N 32199

Я, временно исполняющая обязанности Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав ситуацию, связанную с регистрацией чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской Федерации вследствие заноса и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории страны, ввоза и реализации опасных грузов, отмечаю, что в последние годы эпидемическая ситуация продолжает оставаться напряженной.

По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (далее — ВОЗ) в настоящее время холера занимает первое место в повестке дня проблем глобального здравоохранения. С начала 2013 года холера регистрировалась в 40 странах мира. Число пострадавших превысило 92 тысячи человек. Продолжается крупная вспышка холеры на пострадавшей от землетрясения территории Гаити. Эпидемиологическая ситуация по холере осложняется тем, что в современный период в эндемичных очагах этой инфекции (Юго-Восточная Азия, Африка), в том числе на Гаити, возникли нетипичные штаммы V.choleraeO1 биовара эльтор с повышенной вирулентностью.

В 2009 г. в течение нескольких месяцев получил глобальное распространение в мире пандемический грипп H1N1-2009, выявленный впервые в Мексике. Проведенный комплекс противоэпидемических мероприятий в Российской Федерации, позволил минимизировать распространение гриппа в России.

В последние годы на территории стран Юго-Восточной Азии, географически соседствующих с Россией (Китай, Япония, Республика Корея), регистрируются масштабные заболевания энтеровирусной инфекцией EV71. В Китайской Народной Республике (КНР) в 2012 г. зарегистрировано более двух миллионов заболевших. Заносы инфекции послужили причиной эпидемического подъема заболеваемости данной инфекцией в нашей стране и продолжают представлять непосредственную угрозу в плане дальнейшего распространения инфекции.

Регистрируются новые разновидности вирусов, вызывающих заболевания с высокой летальностью: в 2013 г. — вирус птичьего гриппа A(H7N9), с апреля 2012 г. — коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV). Несмотря на то, что большинство зарегистрированных случаев связано с Ближним Востоком (Иордания, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия), зафиксированы случаи передачи инфекции в других странах (Германия, Италия, Великобритания, Франция) от лиц, приехавших с Ближнего Востока. Эксперты ВОЗ допускают вероятность возрастания числа случаев с ограниченной передачей вируса.

Сохраняется вероятность заноса чумы, прежде всего из сопредельных с Россией стран — Монголии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, с которыми у России имеются тесные связи, а также из других стран мира, в которых имеются эпидемически активные природные и антропургические очаги этой болезни.

Усиления мероприятий по санитарной охране территории в последние годы требовали ситуации, связанные с полиомиелитом, корью.

В течение 2010-2012 гг. на территории Российской Федерации были отмечены завозы полиомиелита, вызванного «диким» полиовирусом, малярии, лихорадки Западного Нила, холеры, менингококковой инфекции, более 2,5 тысячи случаев туберкулеза и других. Растет число завозов на территорию Российской Федерации лихорадки Денге, в основном из стран Юго-Восточной Азии. Только в течение 2013 года зарегистрированы 169 завозных случаев лихорадки Денге.

Отмечается расширение природно-очаговой территории лихорадки Западного Нила. В эпидемическом сезоне 2013 г. заболевания были зарегистрированы в 16 субъектах Российской Федерации.

В Российской Федерации активно развивается туризм. Ежегодно более ста тысяч граждан выезжают в страны с риском заражения желтой лихорадкой. Вместе с тем, кабинеты иммунопрофилактики против желтой лихорадки открыты только в 33 субъектах Российской Федерации.

Такие ситуации, как эпидемическая вспышка острой кишечной инфекции, вызванная энтерогеморрагической кишечной палочкой О104:Н4 (Германия, 2011 г.) с выносом инфекции в другие страны Европы, Канаду и США, выявленные в ряде стран случаи заболевания, вызванного наличием меламина в сухом молоке и яичном порошке, произведенном в Китае (октябрь 2008 г.), создали угрозу возникновения массовых инфекционных и неинфекционных болезней в России в результате реализации недоброкачественной продукции. Предпринятые меры, включающие ограничение и запрещение ввоза, либо установление особого режима ввоза для отдельной продукции из-за рубежа, позволили предотвратить возможные эпидемические осложнения на территории нашей страны. Однако указанные осложнения не исключены, о чем свидетельствует инцидент, связанный с заражением Salmonella Oranienburg партии детских молочных смесей, произведенных в Бельгии, приведшим к заболеваниям сальмонеллезом детей раннего возраста в Иркутской области в январе 2012 года.

Неблагополучной остается ситуация, связанная с аварией на атомной электростанции в 2011 году в Японии. В результате усиленного радиационного мониторинга грузов и продуктов питания из Японии были запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации грузы с признаками радиационного загрязнения.

С августа 2013 года остается напряженная ситуация на территории Дальневосточного федерального округа, связанная с крупномасштабным наводнением. В зоне подтопления оказались сибиреязвенные скотомогильники, что создало угрозу распространения болезни. Прогнозируется подъем заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом и других инфекций, связанных с грызунами.

Ежегодно проводимый хадж к исламским святыням Мекки и Медины требует усиления мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. В 2013 году в Королевство Саудовская Аравия, где зарегистрировано большинство случаев новой коронавирусной инфекции, для совершения хаджа выезжали более 16 тысяч российских паломников.

Ежегодно растет число трудовых мигрантов, приезжающих в Российскую Федерацию. По итогам медицинского освидетельствования за 2013 год на наличие заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди 1,5 млн иностранных граждан выявлено более 6,2 тысячи больных инфекционными болезнями, в том числе 1,6 тысячи ВИЧ-инфицированных, около 2,5 тысячи больных туберкулезом, 2,2 тысячи больных инфекциями, передаваемыми половым путем. Кроме того, зарегистрировано около 3 тысяч случаев заболевания другими инфекционными болезнями (вирусные гепатиты, кишечные инфекции и другие).

При проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в 2013 году зарегистрировано 1018 больных, а также лиц с подозрением на инфекционные болезни, из них наибольшее число регистрировалось на воздушных судах и в поездах из стран ближнего зарубежья.

Все это оказывает существенное влияние на эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации.

В последние годы на территории Российской Федерации проводятся международные массовые спортивные мероприятия с большим числом участников, в том числе прибывших из стран, неблагополучных по инфекционным болезням.

Остаются на контроле вопросы, связанные с организацией иммунизации людей из групп риска, обеспечением неснижаемого запаса диагностических препаратов для лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней, подготовкой кадров по вопросам биологической безопасности и санитарной охраны территории, отработкой алгоритма межведомственного взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, участия специализированных противоэпидемических бригад Роспотребнадзора в противоэпидемическом обеспечении указанных мероприятий.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и санитарной охраны территории Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч.1) ст. 21, ст. 29; N 27, ст.3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 24, ст. 3069, N 26, ст. 3446), 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4079), положениями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), принятых на 58 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Женева, 2005 г.) (далее — ММСП (2005 г.), постановляю:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об эффективности мер по профилактике болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, и при необходимости внести коррективы в комплексные планы по санитарной охране территорий с учетом особенностей регионов.

1.2. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств на приобретение вакцин, включенных в календарь прививок по эпидемическим показаниям, на проведение профилактических дезинфекционных (дезинсекционных, дератизационных, акарицидных, лаврицидных) мероприятий.

1.3. Оказывать поддержку органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации иммунизации населения в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера или по эпидемическим показаниям, проведения разъяснительной работы среди населения в средствах массовой информации о мерах профилактики и предупреждения завоза опасных инфекционных болезней.

2. Юридическим лицам, осуществляющим пассажирские перевозки, рекомендовать:

2.1. Обеспечить подготовку экипажей (бригад) транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, по вопросам профилактики инфекционных болезней.

2.2. Принять меры по обеспечению надлежащего санитарно-гигиенического состояния транспортных средств и мест пребывания и обслуживания пассажиров в транспортных предприятиях.

3. ФМС России рекомендовать осуществлять взаимодействие с медицинскими организациями и территориальными органами Роспотребнадзора с целью предупреждения распространения инфекционных болезней, связанных с перемещением мигрантов, а также беженцев и вынужденных переселенцев.

4. Работодателям и (или) заказчикам работ (услуг), привлекающих иностранных граждан к работе, рекомендовать:

4.1. Обеспечить надлежащие санитарно-гигиенические условия для питания, водоснабжения и проживания иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности.

4.2. Предусмотреть, при необходимости, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий по месту работы и проживания (при предоставлении жилья иностранному гражданину работодателем) иностранных рабочих в случае выявления у них инфекционных болезней.

5. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

5.1. Обеспечить готовность медицинских организаций к проведению лабораторной диагностики и оказанию медицинской помощи гражданам с опасными инфекционными болезнями.

5.2. Организовать кабинеты иммунопрофилактики против желтой лихорадки и обеспечить выдачу документов международного образца в соответствии с требованиями ММСП (2005 г.).

5.3. Обеспечить вакцинацию граждан, выезжающих в страны, эндемичные по желтой лихорадке или требующих обязательного представления международного свидетельства о вакцинации против желтой лихорадки, а также вакцинацию паломников, совершающих хадж, от менингита и сезонного гриппа.

5.4. Организовать вакцинацию лиц из групп риска, проживающих на территориях проведения международных массовых спортивных мероприятий, задействованных в организациях, обслуживающих участников соревнований, в том числе волонтеров, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (в соответствии с письмом Минюста России от 17 февраля 2011 г. N 01/8577-ДК признан не нуждающимся в государственной регистрации).

5.5. Обеспечить организацию медицинского освидетельствования иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 N 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» (зарегистрирован Минюстом России 17.01.2008, регистрационный N 10895; «Российская газета», N 18, 30.01.2008).

5.6. Провести анализ эффективности работы медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги по освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства, обратив особое внимание на организации, в которых отмечена низкая выявляемость инфекционных болезней.

5.7. Обеспечить медицинское наблюдение за паломниками, вернувшимися из хаджа с признаками инфекционных болезней, с проведением лабораторной диагностики.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:

6.1. Инициировать рассмотрение на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий субъектов Российской Федерации вопросов эффективности мер по профилактике болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, и при необходимости внести предложения по изменению комплексных планов по санитарной охране территорий в соответствии с Перечнем инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 28.06.2010).

6.2. Внести предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с привлечением духовных управлений мусульман, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья) по организации туристической деятельности, а также организации хаджа.

6.3. Обеспечить контроль за организацией и проведением противоэпидемических мероприятий в выявленных очагах инфекционных болезней среди иностранных граждан и лиц без гражданства.

6.4. Обеспечить с использованием средств массовой информации информирование граждан, а также лиц, занимающихся туристической деятельностью, о санитарно-эпидемиологической обстановке в странах убытия, а также о соблюдении мер личной профилактики и действиях в случае заболевания.

6.5. Обеспечить контроль за деятельностью туроператоров и турагентов по соблюдению требований санитарного законодательства Российской Федерации.

6.6. Обеспечить контроль за организацией и проведением профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, очисткой водоемов, содержанием подвальных помещений и территорий населенных пунктов.

6.7. Обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

6.8. Обеспечить ежегодное, проведение тактико-специальных учений с отработкой алгоритма межведомственного взаимодействия при чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера, в том числе в медицинских организациях и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6.9. Осуществлять плановый мониторинг за циркуляцией возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, за объектами окружающей среды и подготовку прогнозов в отношении природно-очаговых болезней.

6.10. Обеспечить контроль за соблюдением требований биологической безопасности в лабораториях, работающих с возбудителями I-II группы патогенности, наличием диагностических тест-систем и подготовкой кадров по вопросам диагностики опасных инфекционных болезней.

6.11. Обеспечить неснижаемый запас диагностических препаратов, тест-систем, питательных сред, дезинфицирующих средств, расходных материалов, средств индивидуальной защиты для работы в очагах особо опасных и природно-очаговых болезней при чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.

6.12. Обеспечить своевременную подготовку кадров по вопросам биологической безопасности и санитарной охраны территории.

6.13. Привести в соответствие с типовыми требованиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 701н «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2009, регистрационный N 13159), оборудование и оснащение санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6.14. Актуализировать схемы оповещения на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.

6.15. Повысить эффективность взаимодействия с государственными контрольными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в случаях выявления больных с признаками опасных инфекционных болезней, ввоза потенциально опасной продукции на территорию Российской Федерации.

7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

7.1. Обеспечить подготовку специалистов медицинских организаций по вопросам диагностики и профилактики опасных инфекционных болезней.

7.2. Проводить ежегодно тренировочные учения в медицинских организациях по опасным инфекционным болезням.

8. Главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:

8.1. Принять меры по улучшению и модернизации материально-технической базы и обеспечению постоянной готовности лабораторий особо опасных инфекционных болезней при проведении мероприятий по санитарной охране территории.

8.2. Обеспечить своевременное обучение специалистов современным методам исследования инфекционных и паразитарных болезней.

9. Руководителям противочумных учреждений Роспотребнадзора:

9.1. Оптимизировать деятельность референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, обеспечить дальнейшую стандартизацию диагностических технологий и гармонизацию с международными стандартами в целях аккредитации лабораторий в международных системах, а также введение внешнего контроля качества лабораторной деятельности в организациях Роспотребнадзора.

9.2. Обеспечить оказание практической и методической помощи управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и центрам гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации при проведении мониторинга за опасными инфекционными болезнями и объектами окружающей среды.

9.3. Обеспечить постоянную готовность специализированных противоэпидемических бригад Роспотребнадзора.

9.4. Обеспечить неснижаемый запас диагностических препаратов для лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней.

9.5. Продолжить совершенствование и разработку средств и методов диагностики и профилактики опасных инфекционных болезней.

9.6. Обеспечить ежегодную подготовку обзоров и прогнозов по опасным инфекционным болезням.

9.7. Обеспечить подготовку специалистов Роспотребнадзора по опасным инфекционным болезням.

9.8. Принять дополнительные меры по научному обеспечению совершенствования санитарной охраны территории Российской Федерации в рамках Таможенного союза.

10. Директору ФБУН «Научно-исследовательский институт дезинфектологии» Роспотребнадзора (Н.В. Шестопалову):

10.1. Продолжить совершенствование и разработку дезинфекционных препаратов в отношении возбудителей опасных инфекционных болезней и методов их применения.

10.2. Ежегодно проводить анализ мер по проведению неспецифической профилактики опасных и природно-очаговых инфекционных болезней в субъектах Российской Федерации.

11. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность:

11.1. Рекомендовать осуществлять обязательное информирование потребителей туристических услуг, выезжающих в страны, неблагополучные по желтой лихорадке, о проведении вакцинации против желтой лихорадки.

11.2. Рекомендовать при организации зарубежных туристических поездок информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и местной инфекционной патологии в стране пребывания, возможном риске заражения инфекционными болезнями, мерах личной профилактики.

11.3. Рекомендовать обеспечить подготовку работников, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

12. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.