Правовая защита семьи в россии

Правовая защита семьи в россии

Библиографическая ссылка на статью:
Полиэктова Д.Б. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства: проблемы реализации и пути их решений // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/09/84358 (дата обращения: 23.09.2018).

Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства в настоящее время исходит из особенности семейной политики государство и опирается не только на законодательные акты, но и на теоретические представления о семьи и ее взаимодействии с государством в правовом плане.

Основным гарантов защиты интересов материнства и детства является в первую очередь Конституция Российской Федерации, содержащая положение о том, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Другими словами, государство признает, что семья, рождение детей, брак является общественно важным явлением, а не только частным делом каждого.

Конституционно-правовая защита –это комплекс гарантированных государством мер, направленных на реализацию законных прав граждан [5, с. 15]. Исполнение конституционно-правовой защиты позволяет каждому члену общества реализовывать основные права благодаря созданию надлежащих социальных и правовых условий.

В данной статье материнство и детство рассматривается как объект социально-правовой защиты государства, тем самым предполагает удовлетворение основных потребностей семьи, связанных с охраной здоровья, обеспечением безопасности, получением образование и материальным благосостоянием, а также созданием благоприятных условий для воспитания детей.

Рассмотрим основные проблемы, которые касаются всех типов семей.

  • Финансовые проблемы. Пожалуй, одной из самых актуальных и первостепенных проблем является материально-бытовая проблема, так как в России многие семьи имеют достаток ниже среднего, или же вовсе находятся за чертой бедностью что ведет за собой экономию на одежду, еду, нормальные условия проживания и т.д. Это может происходить так же из-за невостребованности одного из члена семьи на рынке труда, что способствует ухудшению материального положения семьи и снижению уровня жизни населения страны в целом.
  • Жилищная проблема, также является острой проблемой, так как около большинство семей в России не имеют собственного жилья, и как правило из-за высоких цен на недвижимость и невыгодных условий ипотечного кредитования.
  • Выплаты пособий для нуждающихся граждан не соотносится с принципами социального страхования и с принципами права социального обеспечения, это можно наблюдать по установлению пособий, размер выплат, которых ниже прожиточного минимума. Другими словами, помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не могут в полной мере воспользоваться конституционным правом, а именно на адекватное получение помощи от государства.
  • Правовое регулирование обеспечения граждан пособиями не отвечает ни принципам права социального обеспечения, ни принципам обязательного социального страхования (ограничение страховых пособий максимальными размерами; установление пособий в размере ниже прожиточного минимума и др.) [4, с. 43].
  • В качестве примера можно привести п 3. ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», который устанавливает пособия по беременности в размере минимального размера оплаты труда при страховом стаже менее 6 месяцев [1, с. 34]

    Пособия по беременности в размере МРОТ юридически не позволяет молодым семьям, в том числе и студентам, обзавестись ребенком, так как недостаток денег и экономия на всем может негативно отразиться на здоровье матери и ее будущего ребенка.

    Ситуация с размером выплаты пособий на самом деле очень печальная, и является прямым нарушением конституционных прав, а именно правом на достойную жизнь.

    В 2017 в Российской Федерации определяется право на пособие по беременности и родам в размере 300 руб. тем женщинам, которые были уволены с организации в связи с ее ликвидации, в том числе прекращением физическим лицам деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, и любая другая деятельность, подлежащая государственной регистрации и лицензированию.

    Размер пособий противоречит с принципами их предоставления, так как пособия должны выплачиваться за счет средств обязательного страхования, а преподносятся как минимальная поддержка от государства. Так как работник потерял работу не по своей вине, ему необходимо выплачивать пособие на общих основания, т.е. в размере 100% от среднемесячного заработка [7, с. 29].

    Еще одним решением данной проблемы может стать введение права на родительское пособие, как для женщин, так и для мужчин, в случае если они зарегистрировались в качестве безработных в течении 12 месяцев после сокращения, и также выплачивать пособия в размере 100% от среднемесячного заработка.

    Принципы обязательного социального страхования необходимо пересмотреть, так как они не соотносятся с жизненными реалиями: необходимо исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в конкретно установленном размере, а соразмерно прожиточному минимуму, с учетом затрат на оплату жилья и коммунальных услуг, образование и здоровье детей и т.д., а также разработать механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующих детей, что будет соответствовать целям демографической политики [3, с. 54].

  • Отсутствие на федеральном уровне гарантий предоставления ежемесячного пособия на ребенка, условия и размеры которого устанавливаются с 1 января 2005 г. каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.
  • Также изменило ситуацию в назначении ежемесячного пособия на ребенка принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в котором говорится о том, что предоставление пособия на ребенка переходит в компетенцию региональных органов государственной власти.

    Одной из недостатков данной системы является то, что единых «тарифов» и правил нет: порядок и размер выплаты данного пособия определяются региональным законодательством в каждом субъекте РФ по-разному [1, с. 32].

  • отказ в предоставлении жилищных субсидий, а также отказ в улучшении жилищных условия нуждающимся семьям.
  • проблемы с обеспечением и оборудованием земельных участков, предоставленных государством семьям.
  • Несмотря на широкий список льгот предусмотренных законодательством, меры государственной помощи различным категория граждан нельзя считать адекватными и реально улучшающими положение семьи.

    Немонетарные льготы также считаются не эффективным инструментом государственной помощи, потому что в большинство случаев, то, что предусматривается государством, а именно льготные кредиты, беспроцентные ссуды, на практике так и остается на уровне «содействие в предоставлении» и «помощь в выделении»

    Другими словами, что около половины льгот существуют только на бумаге и их реализация находится в прямой зависимости от бюджета субъектов Российской Федерации. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из нуждающихся семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

    В данной статье хотелось бы предложить меры по совершенствованию регионального законодательства, на примере Московского, регулирующего предоставление ежемесячного пособия на ребенка, свидетельствует о необходимости его совершенствования. Прежде всего в нем необходимо закрепить все общефедеральные гарантии, установленные Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, такие как:

  • установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка;
  • установление возрастного критерия, как условия определяющего размер пособия, также увеличение размера пособия в зависимости от его целевого назначения и возраста ребенка;
  • расширение списка получателей пособий, включение в него фактических воспитателей и приемных родителей. Это также относится к расширению списка семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, то есть не только неполные семьи, состоящие из матери и ребенка, но и любые другие неполные семьи с одним родителем, приемным родителем, фактическим воспитателем, опекуном, попечителем и т.д.
  • установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом, в силу обстоятельств невозможности получить нужный стаж для застрахованных лиц, предписанный законодательством [6, с. 76].
  • Также одним из решений проблем было бы использование методов общественного контроля за исполнением государственными учреждениями своих функций по охране материнства и детства. К примеру молодые семьи могут объединить свои усилия и создать общественную организацию.

    Анализируя состояние семей в Российской Федерации, можно прийти к выводу, что законодательные акты в полной мере не гарантирую защиту прав семьей, а также не реализуется право на достойную жизнь.

    Необходимо вносить не только изменения в Федеральные законы, для того чтобы они соответствовали жизненным реалиям, но и поддержать предложение о необходимости разработки и реализации нового федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, в котором бы закреплялись правовые, социальные и материальные меры поддержки семьи, гарантируемых государством [2, с. 6].

    Новый Федеральный закон касался всех типов семей, представляется более справедливым и обоснованным, чем нормативно-правовые акты посвященные только многодетным или неполным семьям. Безусловно, такие семьи нуждаются в особой заботе, однако не стоит забывать о молодых семьях, студенческих, или просто о семьях, испытывающие временный кризис. Реализация и разработка закона должна предшествоваться научному обоснованию его разработки, однако на данном этапе участие должны проявлять не только экспертное сообщество, но и должны учитываться мнения самих семей с детьми, а также с использованием позитивного регионального опыта.

    При подготовке такого акта необходимо закрепить в нем статью об общественных объединениях граждан, имеющих детей, предусмотрев в ней, в частности, что вопросы, затрагивающие интересы семей с детьми, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними.

    Эффективному развитию семейной политики будет способствовать конструктивный и открытый диалог между обществом и государственной властью, а повышение эффективности предоставляемых мер поддержки улучшит демографическую ситуацию и уровень жизни в целом.

    Исходя из написанного, можно сделать вывод, что государство на данном этапе своего развития нуждается в разработке современной государственной семейной программе, которая бы основывалась на концепции демографической политики и на стратегии социально-экономического развития. Наша страна нуждается в выработке современной комплексной государственной семейной программы, основанной на стратегии социально-экономического развития и концепции демографической политики. Также следует отметить, что внедрение новых пособий и льгот не решат полностью проблемы в реализации конституционных прав граждан, необходимо создать такие условия для граждан, в которой полной мере реализовывалось бы основное конституционное право: право на достойную жизнь.

    Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России Кузнецова Ольга Валерьевна

    Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
    Уведомить о поступлении

    Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Кузнецова Ольга Валерьевна. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.02.- Челябинск, 2004.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 04-12/1837

    Содержание к диссертации

    Глава 1. Конституционное обеспечение права

    на защиту семьи в России 11

    1.1. Понятие и сущность конституционно-правовой защиты

    семьи, материнства, отцовства и детства 11

    Защита семьи, материнства, отцовства и детства как правовой институт и его место в системе конституционного права 36

    Соотношение конституционного права с семейным правом

    в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства 62

    Глава 2. Конституционно-правовые принципы, гарантии и

    меры защиты семьи, материнства, отцовства и детства 79

    2.1. Конституционные принципы защиты семьи, материнства, отцовст
    ва и детства

    2.2. Понятие конституционно-правовых гарантий и мер защиты
    семьи, материнства, отцовства и детства 97

    2.3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации
    как основная мера защиты семьи, материнства,

    отцовства и детства 115

    Библиографический список 143

    Введение к работе

    Актуальность темы. Конституция РФ в ст. 38 содержит положение о том, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение. Социально-экономические перемены, происходящие в России, изменили понятие семьи, ее функции в обществе.

    Семья рассматривается как сфера самореализации личности, для которой характерно формирование партнерских отношений внутри семьи и с государством. Изменились стереотипы массового сознания, которые постепенно находят отражение в законодательстве 1 . Вместе с тем неуправляемые демографические процессы могут привести к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформации социального состава общества, недостатку трудовых ресурсов как основы развития производства, ослаблению фундаментальной ячейки общества — семьи, снижению духовно-го, нравственного и творческого потенциала населения» . Право в области отношений между супругами, как справедливо отмечает А.И. Ковлер, делает акцент на равенстве мужчин и женщин и оставляет им больше свободы, чем прежде, расторгать семейные узы. Важной составляющей защиты семьи, материнства и детства является приоритет интересов ребенка. Забота о детях, их воспитании объявлены Конституцией РФ равным правом и обязанностью родителей (ч. 2 ст. 38), следовательно, родители не вправе перекладывать функцию заботы о детях и их воспитании на государство. Возрастающее же влияние международных стандартов, закрепленных в международных конвенциях, делает еще более тесной связь между семейным правом и правами человека 3 .

    1 См.: Then I. Famille: une crise de L institution. P., 1996.

    2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента
    РФ от 17 дек. 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 янв. 2000 г. № 24) // Собр.
    законодательства РФ. 2000. № 2. С. 695; Доклад о деятельности Уполномоченного по пра
    вам человека в Российской Федерации в 2003 г. // Рос. газ. 2004.29 июля.

    3 См.: Ковлер А.И. Антропология права: Учеб. для вузов. М., 2002. С. 424 — 425.

    Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. (в ред. от 5 окт. 2002 г.) утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути решения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

    Актуальным является вопрос о повышении эффективности работы региональных уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и о введении в регионах уполномоченных по правам ребенка. Немало проблем возникает в связи с равноправием между мужчинами и женщинами в области справедливого распределения семейных обязанностей. Концепция улучшения положения женщин Российской Федерации от 8 апреля 1996 г. осталась пока нереализованной.

    Многие проблемы семьи, материнства, отцовства и детства могут быть решены посредством таких институтов семейного права, как приемная семья, патронат (патронатное воспитание). Результаты социального эксперимента в ряде субъектов Российской Федерации — Алтайском крае, г. Москве, Санкт-Петербурге и др. — позволяют нам говорить о правомерности внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

    Важнейшая роль в регулировании семейных отношений продолжает принадлежать конституционному праву. Вытекает это из особенностей норм этой отрасли, ибо специфической целью конституционно-правового регулирования является внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны, в том числе и в семейные отношения, путем установления общих пра-

    вил для всех физических и юридических лиц, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, создания общеобязательной системы типовых масштабов поведения 1 . Конституция занимает ведущее место во внутригосударственном механизме реализации и защиты семейных отношений, поскольку не только закрепляет и провозглашает перечень основных семейных прав и свобод человека, но и по своему статусу призвана быть высшим юридическим гарантом их осуществления и правовой защиты.

    Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования и ее значимости для науки конституционного права.

    Степень научной разработанности темы. Проблемы конституционно-правового регулирования семейных отношений в современной отечественной науке, по нашему мнению, не получили еще должного внимания. В юридической науке они рассматриваются (или упоминаются) при анализе правового и социального государства, в работах по семейному, гражданскому, жилищному праву, праву социального обеспечения и другим отраслям. Комплексные исследования в рамках конституционного права отсутствуют.

    Недостаточная изученность, разобщенность, а также возросшая актуальность проблематики вышеотмеченных вопросов стали побудительным мотивом исследования.

    Объектом исследования являются отношения по защите семьи, материнства, отцовства и детства как правовой институт системы конституционного права.

    Предметом исследования являются конституционно-правовые принципы, гарантии и меры защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

    Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы — комплексное изучение конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

    Для достижения указанной цели были поставлены и решались сле-

    1 См.: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 13.

    теоретическое осмысление понятий семьи, материнства, отцовства и детства;

    выявление места защиты семьи, материнства, отцовства и детства в системе конституционного права;

    соотношение конституционного права с семейным правом в сфере регулирования отношений по защите семьи, материнства, отцовства и детства;

    исследование конституционно-правовых гарантий и мер защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

    изучение решений Конституционного Суда РФ по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства и определение правовых позиций Конституционного Суда РФ в этой сфере.

    Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно — научные методы: системный, нормативно-правовой, структурно-функциональ-ный, сравнительного правоведения и другие. Применение указанных методов позволило рассмотреть вопросы темы во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

    Теоретическую базу исследования составили труды российских ученых
    в области теории права и государства, конституционного и семейного права:
    С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской,

    М.В. Баглая, Ю.М. Батурина, Н.А. Богдановой, Д.Н. Бахраха, Ю.Ф. Беспалова, Н.С. Бондарь, Г.А. Гаджиева, В.Д. Зорькина, А.И. Ильина, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, О.Ю. Косовой, В.А. Кочева, Л.О. Красавчиковой, В.Ф. Кузнецова, О.Е. Кутафина, М.И. Кукушкина, В.В.Лазарева, В.В. Лаптева, В.А. Лебедева, A.M. Нечаевой, Р.Г. Орехова, В.Д. Перевалова, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина и др.

    Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в науке конституционного права институт защиты семьи, материнства, отцовства и детст-

    ва составил предмет самостоятельного и комплексного изучения. Принципиальным отличием настоящего исследования от работ отраслевых наук, затрагивающих вопросы семьи, является рассмотрение проблем не только семьи, но и материнства, отцовства и детства как комплексной проблемы на конституционно-правовом уровне при помощи категориального аппарата конституционного права.

    На защиту выносятся следующие выводы и предложения, отражающие новизну проведенного исследования:

    Категории «семья», «материнство», «отцовство» и «детство», являясь базовыми общеправовыми категориями, имеют вместе с тем конституционно-правовое содержание, специфика которого обусловлена предметом и методом конституционно-правового регулирования общественных отношений, а также теми функциями, которые выполняет конституционное право в общей системе права. Конституция РФ не содержит легального (нормативного) определения этих категорий, их содержание выводится путем доктринального толкования ст. ст. 7, 38, 72 Конституции РФ и соответствующих статей конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

    Правовые нормы о защите семьи, материнства, отцовства и детства являются составной частью конституционно-правового регулирования и образуют самостоятельный институт конституционного права.

    Институт защиты семьи, материнства, отцовства и детства представляет собой обособленный институт конституционного права, которому свойственны: а) однородность регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях; г) полнота регулируемых

    В силу вышесказанного институт защиты семьи, материнства, отцовства и детства выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами конституционного права. Являясь самостоятельным правовым институтом конституционного права, он состоит из норм двоякого рода: норм общего (декларативного) характера и конкретных норм, которые являются основой возникновения конкретных право-

    3. Соотношение конституционного права с Семейным кодексом РФ
    (семейным правом) рассматривается как соотношение общерегулятивного и
    частного регулирования. Нормы конституционного права обладают большей
    юридической силой, а нормы семейного права — это нормы более низшего ие
    рархического уровня.

    В случае если правовая норма, например об уполномоченном по правам
    ребенка отсутствует в Конституции России и Семейном кодексе, но имеется в
    *&’ законах субъектов России, то, применяется соответствующий нормативный

    правовой акт субъекта России.

    Используя принцип системности права, конституционное право заимствует отдельные понятия науки семейного права (например, понятие органов опеки и попечительства).

    4. Принципы защиты семьи, материнства, отцовства и детства обуслов
    лены характером и содержанием общественных отношений, значением и ро-

    1 е лью семьи, материнства, отцовства и детства в жизни общества. Выделяются

    следующие принципы: самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития; равенства семей и всех их членов в праве на поддержку; приоритет интересов ребенка; равноправия между мужчинами и женщинами в справедливом распределении семейных обязанностей; партнерства семьи и государства; разделения ответственности за семью; со-

    трудничества с общественными объединениями, благотворительными органи-

    зациями и предпринимателями.

    5. Конституционно-правовые гарантии защиты семьи, материнства, от
    цовства и детства рассматриваются как правовые средства, обеспечивающие
    реализацию того или иного права человека и гражданина.

    Выделяются общие, материальные и юридические гарантии.

    Институт защиты семьи, материнства, отцовства и детства включает в качестве обязательного элемента следующие меры пресечения: государственная защита (ст. 45 Конституции РФ); самозащита (ст. 45 Конституции РФ); судебная защита (ст. 46 Конституции РФ); меры юридической ответственности.

    Защита семьи, материнства, отцовства и детства — обязательный институт конституционного права Российской Федерации, подлежащий защите в порядке конституционного судопроизводства Конституционного Суда Российской Федерации, решения которого выступают одной из основных мер охраны семьи, материнства, отцовства и детства.

    В результате проведенного анализа решений Конституционного Суда РФ в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства детально рассмотрены следующие критерии допустимости жалоб в Конституционный Суд РФ: подведомственность дел как гарантия права на судебную защиту; нарушение именно конституционных прав и свобод; закон, не затрагивающий конституционные права и свободы граждан не может быть предметом жалобы в Конституционном Суде.

    8. Решения и правовые позиции Конституционного Суда России тесно
    связаны между собой (вторые содержатся в первых), но не совпадают как по
    объему, так и по правовым последствиям.

    В диссертации обосновывается, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации представляют собой систему выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения Судом конкретных дел по сугубо определенным проблемам и имеющих как общий характер (т.е. приемлемых и

    необходимых для решения подобных проблем при рассмотрении последующих дел), так и обязательный (т.е. обладающих той же юридической силой, что и решения Конституционного Суда Российской Федерации).

    Практическое значение результатов исследования, их апробация и внедрение в практику.

    Диссертация подготовлена на кафедре теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения диссертации используются в учебном процессе при чтении курса «Конституционное право» и «Семейное право». Отдельные теоретические идеи реализованы в практической деятельности Законодательного Собрания Челябинской области (справка о внедрении прилагается).

    Результаты, полученные при написании диссертации, основные ее положения опубликованы в 5 научных статьях и учебном пособии «Проблемы применения Семейного кодекса». Челябинск: ЧелГУ, 1999.

    Кроме этого, подготовлены методические разработки для проведения практических занятий по семейному праву.

    С целью апробации результатов исследования сделаны научные сообщения:

    на научно-практической конференции «Правовое регулирование рыночных отношений в современной России» (Челябинск, /24/25 апреля 2003 г.);

    научно-практической конференции «Проблемы реализации конституционно-правовых норм» (Челябинск, /24/25 апреля 2004 г.).

    Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России

    Юридические науки

  • Корочкина Ольга Игоревна , студент
  • Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
    • ПРАКТИКА
    • ОПЫТ
    • УМЕНИЕ
    • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
    • МЕХАНИЗМ
    • СТУДЕНТ
    • СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
    • ДЕТСТВО
    • МАТЕРИНСТВО
    • ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
    • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • ПОСОБИЕ
    • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • ОБУЧЕНИЕ
    • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

    Похожие материалы

    Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, принято множество нормативных правовых актов и действует целая сеть учреждений социальной защиты населения.

    Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования социально-правовой защиты семьи является четкое определение ее объекта (-ов), т. е. тех, на кого направлена защита [1,197].Наиболее важным объектом социальной защиты семьи является детство, поскольку именно в этот период формируются нравственные качества личности и идет подготовка кполноценной жизни в обществе.Также в качестве объекта социально-правовой защиты необходимо рассматривать и материнство, так как часто интересы матери и ребенка совпадают, и защищая мать, предоставляя ей социальную помощь, поддержка оказывается и ее детям. В связи с этим большинство мер социальной защиты семьи направлены на детей и их матерей.

    Социально-правовая защита семьи предполагает обеспечение материальных и нематериальных базовых потребностей семей Российской Федерации, например, право на социальное обеспечение, бесплатное образование, охрану здоровья, обеспечение безопасности, то есть предоставление различных социальных гарантий, позволяющих решить целый ряд социальных проблем семьи и детей.

    Суть предоставляемых мер социальной поддержки семьи можно рассматривать двояко: как создание условий для развития семьи и детей, а также как охрану прав и законных интересов семьи и детей в случае их нарушения.

    При анализе социально-правовой защиты семьи важно также уяснить соотношение понятий «социальная защита» и «правовая защита». По мнению исследователя Коротун А.В., «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», так как последнее входит в категорию первого. Таким образом, очевидно, что эти понятия взаимообусловливают друг друга, и социальная защита, по сути, – это цель, а правовая защита – средство»[1,198].

    Социально-правовая защита включается в себя 2 компонента:

    1. Принятие нормативных правовых актов, содержащие описание вида, объема и порядка предоставления мер социальной защиты семьи и детей.
    2. Реализация принятых нормативных правовых актов в деятельности учреждений системы социальной защиты семьи.
    3. Социально-правовая защита материнства и детства реализуется/должна реализовываться при помощи различных механизмов. Механизм реализации социально-правовой защиты материнства и детства – система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка.Под способами защиты прав членов семьи понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

      Механизмы социально-правовой защиты можно разделить на 2 вида:

      1. Обеспечение закрепленного права семьи на меры социальной защиты, к которым относятся следующее[3]:

      • пенсионные выплаты (пенсия по потере кормильца и др.),
      • социальные пособия (единовременные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на ребенка, не достигшего возраста 16 лет, на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву),
      • субсидии на оплату жилья,
      • льготы при получении мест детских дошкольных учреждениях, на приобретение лекарств и др.,
      • компенсация части родительской платы за нахождение ребенка в детском дошкольном учреждении,
      • система социальных услуг (стационарных, полустационарных, надомных),
      • срочная социальная помощь (натуральная и денежная),
      • семейный (материнский) капитал.
      • Данный механизм реализуется в ходе деятельности специалистов социальных и иных учреждений и служб.

        2. Восстановление нарушенных прав членов семьи при получении мер социальной защиты, которые в свою очередь подразделяются на:

      • Юрисдикционный механизм, который представляет собой деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (органы актов гражданского состояния, суд, прокуратура, органы опеки и попечительства). Юрисдикционный механизм составляют гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой механизмы (с соответствии с отраслями права). Данный (юрисдикционный) механизм предусматривает судебный и административный порядок защиты нарушенных прав ребенка, членов семьи [1,200].
      • Неюрисдикционный механизм, который представляет собой совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав [1,201].
      • Таком образом, социально-правовая защита является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов на территории Российской Федерации.

        Краткий анализ некоторых положений, касающихся социально-правовой поддержки семей с детьми в Российской Федерации, позволяет сделать выделить следующие особенности:

      • даже если меры социальной защиты и должны быть направлены на потребности и проблемы семьи и детей, но в реальности перечень закрепленных в законодательстве мер определяется во многом экономическими и материальными возможностями государства и отдельно взятого региона в нем.
      • меры социально-правовой защиты семьи практически полностью утверждаются, финансируются и предоставляются государством и учреждениями государственной системы социальной защиты населения и лишь в незначительной мере общественными организациями и частными предприятиями; данное положение требует включению в практику социальной защиты семьи и детей принципов социального партнерства и участия в социально-правовой защите представителей всех трех секторов: государственного, общественного и частного.
      • во многих случаях реальный уровень предоставляемых мер социальной защиты, в первую очередь социальных выплат, недостаточно высокий и не отвечает реальным потребностям семей с детьми[2]. «Сопоставление ежемесячных выплат на содержание детей, оставшихся без попечения родителей и пребывающих в замещающих семьях, с величиной прожиточного минимума, показало, что в регионах возможны ситуации, когда размер выплат меньше величины прожиточного минимума» [3, 11]. Результаты обследования некоторых регионов показал, что данные выплаты «не достигали социально обоснованного уровня, составляющего, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, от 2-х до 3-х прожиточных минимумов» [3, 11].Данная неблагоприятная ситуация с социальными выплатами отмечалась не однократно и теоретиками, и практиками социальной работы, однако их призывы к увеличению размеров социальных выплат, усилению их адресности не всегда находят ответ у законодателей и органов управления в сфере социальной защиты населения.
      • в системе мер социальной защиты семьи и детей важным должно быть не столько предоставление денежных выплат, сколько организация и проведение раннего выявления неблагополучных семей с детьми, их социальное сопровождение и поддержка, что будет способствовать предупреждению социального неблагополучия среди семей и соответственно снижению расходов на те же денежные выплаты неблагополучным семьям. Осуществление социального сопровождения в большей мере востребовано и самими семьями, для которых важны ежедневная помощь, внимание и непосредственная поддержка в виде предоставления различного рода услуг.
      • Таким образом, социально-правовая защита материнства и детства – это система гарантий и действий, направленных на обеспечение прав семьи на меры социальной защиты, а также на восстановление нарушенных прав членов семьи. Данная социально-правовая защита может осуществляться как государственными структурами и органами власти, так и самими семьями.

        Список литературы

        1. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Педагогическое образование в России. – 2014. — № 10. – С. 197 – 204.
        2. Справочная информация: «Размер пособий гражданам, имеющим детей» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс): [Электрон.рес.] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_83400/
        3. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике, д.ф.н.. А.В. Очировой к общественным слушаниям по вопросу «Семейная политика: законодательство и практика // Уровень жизни населения регионов России. 2012. — № 12. – С. 3 – 21.
        4. Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

          Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

          ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ

          Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми.

          Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действующий в редакции от 14 июля 2008 г. (далее — Закон о пособиях 1995 г.). В 2006 — 2008 гг. в законодательство о пособиях (в том числе Закон о пособиях 1995 г.) были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов.

          Однако, несмотря на это, законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей не способна адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию в стране вследствие наличия следующих наиболее бросающихся в глаза недостатков.

          1.Отсутствие в законодательстве определения понятия «семья с детьми», а также его узкое толкование (кровная семья, семья усыновителей) приводят к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребенка (в частности, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей), на получение тех или иных видов социальных пособий.

          Исследование понятия семьи в системе правовых наук свидетельствует об отсутствии единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. В области права на социальное обеспечение вопрос о разработке понятия семьи является также проблемным. Проводя анализ мнений ученых-юристов (Е.И. Астрахан, В.Д. Новиков, В.К. Субботенко, Р.П. Мананкова, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева) о субъекте социально-обеспечительных отношений, приходим к следующему выводу — если на ранних этапах формирования правовой защиты материнства, детства и семьи был оправдан подход в пользу индивидуальных субъектов, то в настоящее время ситуация существенно изменилась: общество делает выбор в пользу семьи как наиболее приемлемой формы воспитания подрастающего поколения, и соответственно этот выбор должен воплощаться в разнообразных мерах защиты и охраны семьи, в том числе и правовых.

          В пользу данной тенденции выступает Л.А. Гречук, которая, изучив особенности семьи как субъекта права, предложила определение семьи как группы лиц, связанных родством и (или) свойством или браком, состоящей не менее чем из двух физических лиц, проживающих вместе. Если применить это понятие к понятию «семья с детьми», то им охватываются и одинокие граждане (отец, мать, бабушка, другой родственник), фактически воспитывающие ребенка. Однако, исходя из указанных признаков семьи, этим понятием не охватываются случаи совместного проживания ребенка с усыновителем, опекуном, а также с приемным родителем, так как здесь нет факта кровного родства (свойства) или брака.

          Можно согласиться с Е.В. Соловьевой, выделившей три основных критерия, характеризующих семью с детьми:

          1) наличие детей;

          2) определенная правовая связь ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем (кровная связь по рождению; правовая связь усыновленного с усыновителем; институт опеки и попечительства; приемная семья);

          3) совместное проживание ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем.

          Таким образом, предлагается следующее законодательно необходимое определение — «семья с детьми», под которой следует понимать совместно проживающую группу лиц, состоящую не менее чем из двух физических лиц, одним из которых является ребенок (дети), а другим — лица (лицо), которые осуществляют заботу о ребенке и находятся с ним в определенной правовой связи на основании: кровного родства по рождению (родители), факта усыновления (усыновители), установления опеки (попечительства) (опекуны, попечители), принятия в приемную (приемные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью — либо являются его фактическими воспитателями.

          В предложенном определении семьи делается акцент на уравнивание прав родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, фактических и патронатных воспитателей на различные виды социальных пособий на детей.

          Исходя из критерия правовой связи между ребенком и лицами, осуществляющими заботу о нем (кровная связь по рождению, факт усыновления, установления опеки и др.), было проведено исследование различных типов семей с детьми — получателей семейных пособий.

          Так, исследование типа семьи, основанной на правовой связи усыновленного с усыновителем, выявило наличие дискриминационного положения в Законе о пособиях 1995 г.: ограничено право мужчин-усыновителей на пособие при усыновлении ребенка вопреки ст. 127 и п. 3 ст. 134 СК РФ, разрешающим усыновление ребенка одним лицом (мужчиной или женщиной — не состоящими в браке). Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» также ограничивает право усыновителя-мужчины, не состоящего в браке, на получение пособия на ребенка в повышенном размере. Предлагается устранить эти ограничения.

          Целесообразно (по аналогии с усыновителями) предоставление права на родительское пособие, при прочих равных условиях, лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»).

          Учитывая, что приемные родители по своему правовому статусу (как совокупности прав и обязанностей в отношении приемных детей) приравнены СК РФ к опекунам, необходимо уравнять их с опекунами в праве на получение других видов государственных пособий на детей — ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ежемесячного пособия на ребенка.

          Необходимо закрепить институт патроната и фактического воспитания в СК РФ и предоставить право на пособия патронатным и фактическим воспитателям, установленные для родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) Законом о пособиях 1995 г. При этом фактическими воспитателями ребенка могут быть как родственники ребенка, так и лица, не состоящие с ним в родстве (например, мачеха, отчим, супруги опекуна, попечителя, усыновителя и др.), которые взяли ребенка на воспитание в силу разных причин (смерть родителей; объявление их умершими; признание безвестно отсутствующими и др.).

          2.Отсутствие четко разработанной типологии семей с детьми (молодые, многодетные, малообеспеченные, студенческие), которая необходима в целях установления дифференцированного подхода в правовом регулировании условий и размеров социальных пособий на детей.

          Констатируя факт отсутствия единой модели российской семьи, наличие дифференциации форм семейной жизни, в основе которой лежит имущественное расслоение граждан, различия культурного свойства, и исследуя существующие на этот счет концепции кризиса (А.И. Антонов, В.М. Медков) и модернизации семьи (А.Г. Вишневский и др.), можно согласиться с представителями последней в том, что трансформация семейного порядка по мере его модернизации предполагает переход к равноправным, партнерским отношениям между полами и свободе выбора семейных ролей, т.е. гендерному равенству.

          А это, в свою очередь, доказывает существование гендерной асимметрии не в пользу мужчин в их праве на некоторые детские пособия. Для ее устранения необходима реализация норм ратифицированной в 1997 г. Россией Конвенции МОТ N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», согласно которой ответственность за выполнение семейных обязанностей должна быть разделена между мужчинами и женщинами. Поэтому существует необходимость в закреплении права одиноких отцов на ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере, а в некоторых случаях (например, в случае смерти матери во время родов) — право на получение ими родительского пособия — аналога пособию по беременности и родам.

          В результате исследования существующих в науке различных типов семей с детьми в зависимости от: числа членов семьи и числа детей (из двух человек, трех и т.д.; однодетные, двухдетные и т.д.; малодетные, среднедетные, многодетные и бездетные); социального состава (от занятий супругов — студенческие, семьи военнослужащих, шахтерские, семьи безработных и др.); возраста детей (с малолетними детьми, подростками); социального статуса (семьи беженцев и вынужденных переселенцев, а также лиц, находящихся под следствием и отбывающих наказание, наркоманов и алкоголиков (маргинальные семьи)) — напрашивается вывод о неоднородности такой общей категории, как семья с детьми, и в силу этого о необходимости введения адресных пособий, предназначенных не для каждой конкретной семьи, а для различных типов семей с детьми, выделяемых с учетом вышеназванных критериев.

          3.Правовое регулирование обеспечения граждан пособиями не отвечает ни принципам права социального обеспечения, ни принципам обязательного социального страхования (ограничение страховых пособий максимальными размерами; установление пособий в размере ниже прожиточного минимума и др.).

          Например, согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для женщин, имеющих страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам устанавливается в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ).

          Такой подход законодателя вызывает серьезное возражение: данный способ установления размера пособия юридически не поощряет рождение детей в молодых семьях (в том числе студенческих), что может негативно повлиять на состояние здоровья матери и будущего ребенка. Логичным было бы установление размера пособия, равного 70% среднемесячного заработка женщины.

          В настоящее время законодатель определяет, что право на пособие по беременности и родам в размере 300 руб. (с учетом проведенной индексации с 1 января 2008 г. размер пособия составляет 325,5 руб., а с 1 июля 2008 г. — 331,52 руб.) имеют: женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

          Данное предписание вступает в противоречие с принципами предоставления этого пособия. Такой подход не отвечает цели пособия, выплачиваемого за счет средств обязательного социального страхования, его роль сводится лишь к оказанию минимальной государственной поддержки. Размер пособия в этом случае должен устанавливаться на общих основаниях, т.е. в размере 100% от среднемесячного заработка, утраченного не по вине работника.

          Поскольку в случае сокращения штата или численности работников организации прекращение трудового договора с работниками происходит так же, как и в предыдущем случае, не по их вине, то правомерно устранить данный пробел и наделить их правом (как мужчин, так и женщин) на родительское пособие, если они зарегистрировались в качестве безработных в течение 12 месяцев после увольнения с работы по данному основанию, и выплачивать пособие в размере 100% от среднемесячного заработка.

          Исходя из принципов обязательного социального страхования, напрашивается вывод о необходимости исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в твердом размере , а соразмерно с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум (рассчитанный по-новому, с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг), и разработать действенный механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующих детей, что будет соответствовать целям демографической политики.

          По моему мнению, следует снять существующее ограничение пособия по уходу за ребенком максимальным пределом (с учетом проведенной индексации с 1 января 2008 г. — 6510 руб., а с 1 июля 2008 г. — 6630,44 руб.), ибо это не соответствует логике обязательного социального страхования.

          4.Отсутствие дифференциации размеров пособий в зависимости от очередности рождения детей в семье, типа семьи (субъекта — получателя пособия).

          Так, в целях стимулирования рождения в семьях второго и третьего ребенка (как того требует современная демографическая ситуация в стране) предлагается дифференцировать продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким по счету рождается ребенок, увеличив его продолжительность при рождении второго и последующих детей, как и при многоплодной беременности (до 84 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов). Отпуск по беременности и родам такой же продолжительностью (194 календарных дня) следует установить и для одиноких матерей.

          Исходя из принципа дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам в зависимости от субъекта — получателя пособия, предлагается установить отпуска большей продолжительности (200 календарных дней) женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах (по Списку N 1) и с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2). Это положение следует распространить и на мужчин — получателей родительского пособия по уходу за ребенком.

          5.Отсутствие на федеральном уровне гарантий предоставления ежемесячного пособия на ребенка, условия и размеры которого устанавливаются с 1 января 2005 г. каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

          С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ о монетизации льгот изменились существовавшие подходы к назначению ежемесячного пособия на ребенка: с 1 января 2005 г. предоставление ежемесячного пособия на ребенка — исключительная компетенция региональных органов государственной власти.

          Единых правил и «тарифов» данного пособия нет: размер и порядок выплаты данного пособия в каждом субъекте РФ определяются региональным законодательством. Например, в Москве право на ежемесячное пособие на каждого проживающего совместно с ним ребенка в возрасте до 16 лет, в том числе усыновленного или находящегося под опекой, имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель). Если ребенок учится в общеобразовательном учреждении, то пособие выплачивается вплоть до конца обучения (но не более чем до достижения ребенком 18-летнего возраста), если указанное лицо и ребенок зарегистрированы по месту жительства в г. Москве. Условие получения пособия — среднедушевой доход семьи не должен превышать 8000 руб.

          Исследование состояния регионального законодательства (на примере московского), регулирующего предоставление ежемесячного пособия на ребенка, свидетельствует о необходимости его совершенствования. Прежде всего в нем необходимо закрепить все общефедеральные гарантии, установленные Законом о пособиях 1995 г., как-то:

          1) установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка ;

          2) введение возрастного критерия в качестве условия, определяющего размер пособия, с одновременным увеличением размера пособия в зависимости от возраста ребенка, его целевого назначения;

          3) расширение субъектного состава получателей пособия, имея в виду включение в него приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей;

          4) соблюдение норм Конвенции «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», а именно: включение в круг семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, не только неполных семей, состоящих из одинокой матери и ребенка, но и любой неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим воспитателем;

          5) установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом;

          6) наличие в качестве альтернативы денежным выплатам в виде пособия на ребенка натуральных выдач в форме «социального детского пакета», представляющего собой персонифицированное предоставление необходимых социальных услуг (летний отдых; посещение детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях; обучение в музыкальных и художественных школах; питание в школах; лечение; индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и др.).

          Автор статьи: Ю.Б. КОРСАНЕНКОВА