50 статья водного кодекса

Ст. 50 Водный кодекс в последней действующей редакции от 6 августа 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей

1. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учётом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 6 настоящего Кодекса.

Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей

СТ 50 ВК РФ

1. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 50 ВК РФ

Комментируемая статья развивает положения части первой ст. 7, части пятой ст. 37 и части второй ст. 41 Конституции РФ. Рекреация означает восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища (на лоне природы) или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников природы .

Водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением требований охраны жизни людей на воде.

Водные объекты, примыкающие к ним иные природные объекты образуют порой единое рекреационное целое и создают благоприятные условия для отдыха, спорта и туризма. Активный отдых на воде осуществляется на живописных и безопасных для здоровья и жизни людей водоемах. Открытые водоемы с чистой водой должны в теплое время года быть доступны для купания населения. Места, выделенные для купания, должны быть удобными, безопасными для населения, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям для купания и пляжей, располагаться выше по течению реки и вдали от мест ближайшего загрязнения водоема: спуска сточных вод, стирки белья, водопоя скота, пристаней.

При определении прохождения туристских маршрутов, мест проведения массовых мероприятий обращается внимание на соблюдение требований природоохранного и природоресурсного (составляющего в целом экологическое) законодательства. Так, действующее законодательство об особо охраняемых природных территориях запрещает использование для рекреации водных объектов, признанных заповедными. Не все формы активного отдыха на водных объектах допускаются в национальных и природных парках: здесь не рекомендуется проводить массовые спортивные соревнования и зрелищные мероприятия.

При разработке туристских маршрутов и определении мест массового отдыха должны обеспечиваться мероприятия по сохранению среды обитания животного мира, условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных для животных участков территорий и акваторий .

Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2002.

См.: Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Руководитель авт. колл. С.А. Боголюбов. М.: Юстицинформ, 2003.

В соответствии с законодательством об использовании и охране рыбных ресурсов любительский и спортивный лов рыбы неистребительными орудиями лова в определенных размерах разрешается во всех водоемах на условиях общего водопользования с соблюдением правил рыболовства и водопользования (см. комментарий к ст. 6). Спортивный и любительский лов рыбы не допускается в водоемах и участках водоемов, признанных государственными заповедниками, специальными биологическими заказниками для охраны редких и ценных видов рыб и водных животных, рыбопитомниках, прудовых и культурных рыбных хозяйствах.

Особые условия устанавливаются для водоемов, где спортивный и любительский лов рыбы организуется обществами рыболовов и охотников и другими добровольными спортивными обществами, некоммерческими и коммерческими организациями, имеющими спортивные секции. На общественные объединения в этих случаях возлагаются дополнительные обязанности по поддержанию устойчивости водоемов, выращиванию в них молоди рыб, обеспечению соответствующего правопорядка (ст. 51 ВК РФ).

В последнее десятилетие исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации используются не только для разведки и добычи минеральных и биологических ресурсов, что должно регулироваться международными актами и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами, но и для рекреации российских граждан и граждан других государств .

———————————
См.: Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации». М.: Юстицинформ, 2003.

Применение к названным в комментируемой статье отношениям требований водного и градостроительного законодательства Российской Федерации предполагает также учет норм земельного, гражданского, горного, лесного и иного законодательства, регулирующего подобные и смежные отношения, если они не урегулированы Водным кодексом РФ согласно части второй ст. 2 .

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк.

См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Статья 50 ВК РФ. Использование водных объектов для рекреационных целей (действующая редакция)

1.1. Использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

50 статья водного кодекса

Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
[Водный кодекс РФ] [Глава 5] [Статья 50]

2. Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

1 комментарий к записи “Статья 50 Водный кодекс РФ. Использование водных объектов для рекреационных целей”

Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей

Комментарий к статье 50

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. Первая часть расшифровывает понятие «рекреационные цели», которое охватывает отдых, туризм и спорт. В ней также предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению правил пользования водных объектов в порядке, установленном статьей 6 ВК РФ. Вторая часть содержит правило, согласно которому развитие и эксплуатация инфраструктуры, предназначенной для использования водных объектов для рекреационных целей, осуществляются в соответствии с водным и градостроительным законодательством.
2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.
Целями комментируемой статьи являются уточнение полномочий органов местного самоуправления в сфере водных отношений, а также определение особенностей регулирования в сфере развития и эксплуатации инфраструктуры, используемой для рекреационных целей.
Сфера действия статьи ограничена целями, заявленными в части 1, и распространяется на отношения, возникающие в сфере использования водных объектов в рекреационных целях, в том числе отдыха, туризма и спорта. С учетом положений статей 6, 49 и 51 положения комментируемой статьи применимы исключительно к использованию в рекреационных целях водных объектов общего пользования в случаях, если это не связано с рыбалкой, охотой и использованием водных объектов в лечебно-оздоровительных целях.
Адресатами предписаний являются, в первую очередь, органы местного самоуправления, органы государственной власти в сфере регулирования водных отношений, водопользователи, которые организуют или намереваются организовывать использование водных объектов в рекреационных целях (в том числе связанных с развитием и эксплуатацией объектов инфраструктуры).
3. Основные понятия. К ним относятся общие для комментируемого Кодекса понятия («водный объект», «использование водных объектов» — см. комментарий к ст. 1; «водное законодательство» — см. комментарий к ст. 2; «органы местного самоуправления» — см. комментарий к ст. 6), а также специфические для комментируемой статьи понятия («рекреационные цели», «отдых», «спорт», «туризм», «обустройство пляжей»).
3.1. Рекреационные цели (отдых, туризм, спорт). Под отдыхом в русском языке понимается время для восстановления сил, свободное от каких-либо занятий, работы . Отдых с точки зрения медицины означает состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Различают три вида отдыха: ежедневный (в том числе сон), еженедельный (выходные дни) и ежегодный (периоды отпуска). Отдых, туризм и спорт являются взаимопроникающими понятиями, поскольку туризм и занятия физической культурой являются разновидностями активного отдыха .
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 414.
См. подробнее: Популярная медицинская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 428 — 429.
Указ. соч. С. 616 — 617.

В свою очередь, туризм может осуществляться в рекреационных или спортивных целях. Так, например, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Туризм может быть и видом спорта (например, альпинизм, спортивное ориентирование и т.п.).
———————————
СЗ РФ. 1996 N 49. Ст. 5491.

Следует также учитывать, что спорт может быть как любительским (осуществляемым для рекреационных целей, то есть как средство отдыха от основной деятельности), так и профессиональным.
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт — это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним (ст. 2).
———————————
СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Спорт подразделяется на массовый и профессиональный. Указанный Федеральный закон помимо спорта отдельно выделяет такой вид деятельности, как физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Организация спортивных мероприятий и занятий физической культурой может сопровождаться созданием спортивных сооружений на водных объектах (например, водные стадионы, места хранения плавательных средств, используемых для проведения спортивных соревнований) и поддержанием их функционирования, либо осуществляться без таковых (например, заплывы на открытой воде). При этом граждане могут самостоятельно заниматься физической культурой и спортом на водных объектах с учетом действующих ограничений.
3.2. Обустройство пляжей. Под пляжем в русском языке понимается отлогий берег, удобный для купания и солнечных ванн . На сегодняшний день нормативно закреплено понятие лечебного пляжа. Согласно СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» под лечебным пляжем понимается «участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала».
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 464.
http://www.stroyplan.ru/docs.php?showitem=8624

Лечебные пляжи подразделяются по характеру грунта на песчаные (размер песчинок от 0,1 до 1 мм), гравийные или ракушечниковые (от 1 до 10 мм), галечные (от 10 до 100 мм), валунные (более 100 мм), смешанные (содержащие песок, галечник, валуны. По степени благоустройства и оборудованию — на лечебные пляжи высшей, первой и второй категорий.
Вместимость лечебных пляжей принимается при санаториях для взрослых: малая — до 1000 мест, средняя — от 1000 до 3000 и большая — более 3000 мест. При санаториях для родителей с детьми — до 500 мест, при детских санаториях, санаториях для подростков и санаторных пионерских лагерях — до 600 мест. При расчете необходимой площади пляжа для санаторно-курортных учреждений различного профиля необходимо учитывать коэффициенты одновременного пребывания больных на пляже (от коечной вместимости санаториев): санатории для взрослых на бальнеоклиматических и грязеклиматических курортах — 0,6; санатории для взрослых на климатических курортах — 0,8; санатории для родителей с детьми — 1,0; санатории для детей и подростков, санаторные пионерские лагеря — 1,0.
При устройстве лечебных пляжей следует исходить из минимально допустимых норм на 1 место: специализированных (для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата) — 8 — 12 кв. м; морских — 5 кв. м; озерных и речных — 8 кв. м; детских — 5 кв. м. При этом протяженность береговой полосы на 1 человека на пляже, при ширине пляжной полосы 25 метров и более, должна составлять не менее 0,2 м, площадь водной поверхности на море и реке — не менее 5 кв. м, в пресноводных непроточных и малопроточных водоемах (озера, водохранилища) — не менее 10 кв. м.
Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.
Следует отметить, что на сегодняшний день уполномоченным органом в области организации физической культуры, спорта и туризма утверждена Система классификации пляжей , которая тем не менее применяется на добровольной основе.
———————————
Приказ Ростуризма от 05.09.2006 N 119 «Об утверждении Системы классификации пляжей» // БНА РФ. 2006. N 44.

4. Развитие законодательства. Статья 49 Водного кодекса РСФСР 1972 г. «Порядок пользования водами для отдыха и спорта» предусматривала возможность пользования водными объектами для отдыха и спорта «без особого на то разрешения». Для массового отдыха водные объекты могли использоваться в местах, установленных исполнительными комитетами Советов народных депутатов по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, общества спасания на водах, а на судоходных и лесосплавных путях — по согласованию с органами, регулирующими судоходство и лесосплав.
Для обеспечения организованного массового отдыха и развития спорта водные объекты полностью или частично могли предоставляться «в обособленное пользование государственных и общественных организаций». Статья 143 Водного кодекса РФ 1995 г. «Использование водных объектов для рекреации» предусматривала аналогичный (согласовательный) порядок использования водных объектов в рекреационных целях.
Принятие действующего ВК РФ ознаменовало разграничение пользования водными объектами общего пользования для личных нужд (в рекреационных целях) и организованное использование водных объектов при посредничестве субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями.
В комментируемую статью изменения вносились лишь однажды. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из части 2 комментируемой статьи было исключено слово «размещение». Указанное изменение связано с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ , в котором закреплены и систематизированы правила территориального зонирования, в том числе предусмотрено создание зон рекреационного назначения.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.
СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

В соответствии с частью 11 ст. 35 указанного Кодекса в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
5. Связь с другими статьями. По общему правилу (часть 1 ст. 11 ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей на основании договоров водопользования.
Особым образом регулируется использование для рекреационных целей водохранилищ. В соответствии со ст. 45 ВК РФ такое регулирование может осуществляться типовыми правилами использования водохранилищ (ч. 1 ст. 45 ВК РФ) или индивидуально для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование (ч. 3 ст. 45 ВК РФ). Правительством РФ утверждается перечень водохранилищ, для которых устанавливаются индивидуальные правила использования. Такие планы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ (см. комментарий к ст. 45).
В соответствии с Типовыми правилами использования водохранилищ их использование для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с ВК РФ. Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
———————————
Приказ Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330 «Об утверждении типовых правил использования водохранилищ» // РГ. 2010. N 219.

6. Субъекты водопользования для рекреационных целей. Водопользователей, использующих водные объекты для рекреационных целей, следует разделить на 2 группы:
а) субъекты, осуществляющие организацию использования водных объектов для рекреационных целей (массовый отдых, спортивные мероприятия, туризм);
б) субъекты, использующие водные объекты для личных нужд.
Действительно, в соответствии с частью 1 ст. 11 ВК РФ акватория водных объектов предоставляется для рекреационных целей на основании договора водопользования. Решения о предоставлении водного объекта в пользование принимаются в случаях, если водопользование осуществляется для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (ч. 2 ст. 11 ВК РФ).
В соответствии с частью 3 ст. 11 ВК РФ не требуется разрешительных документов на водопользование для осуществления в том числе плавания маломерных судов, разового взлета и посадки воздушных судов, рыболовства, охоты, купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. При этом только рыбалка, охота, купание и иные виды отдыха не связаны с необходимостью оборудования причалов и стоянок. На последние распространяются правила части 2 ст. 11 ВК РФ.
Соответственно, положения части 1 комментируемой статьи распространяются в основном на такие виды отдыха, как купание и отдых на пляже (см. комментарий к ст. 6).
Положения части 2 комментируемой статьи затрагивают в основном права и обязанности субъектов, предоставляющие гражданам услуги посредством развития инфраструктуры, предназначенной для организации отдыха, спорта и туризма. Соответственно, такие субъекты приобретают право пользования на основе договоров, заключаемых по результатам аукционов в соответствии со статьей 16 ВК РФ (см. комментарий к ст. 16) и Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2046.

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта.
7. Нормирование воздействия. В соответствии с пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» до утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2380.

Нормируемые виды воздействий по видам пользования

———————————
Приказ МПР РФ от 12.12.2007 N 328 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» // Российская газета. 2007. N 62.

Вид пользования Нормируемое воздействие
Привнос
химических
и взвешен-
ных веществ Привнос
радиоактив-
ных веществ Привнос
микроор-
ганизмов
Привнос
тепла
Сброс
воды Изъятие
водных
ресурсов
использование
акватории водных
объектов, в том
числе для
рекреационных
целей

+
размещение
причалов + + +
размещения
стационарных и
(или) плавучих
платформ
+
+
+
+
+
работы, связан-
ные с изменением
дна и берегов
водных объектов
+
+
+
+
+
+
организованный
отдых детей, а
также
организованный
отдых ветеранов,
пожилых людей и
инвалидов

В соответствии с пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
8. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации зданий, строений, сооружений, предназначенных для рекреационных целей. Общие требования в области охраны окружающей среды установлены статьями 34 — 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , а также ст. ст. 55, 56, 60 — 61 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним). Специальные требования содержатся в многочисленных санитарных правилах и нормах, руководствах, инструкциях, руководящих документах и т.п. . Правила, содержащиеся в таких документах, относительно обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности, в том числе водных объектов, подлежат применению в полном объеме.
———————————
См. комментарий к ним: Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.
См., например: СНиП II-71-79 «Нормы проектирования. Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха». М., 1979; ВСН 23-75 «Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха». М., Госгражданстрой, 1977; Руководство по проектированию санаториев для подростков. ЦНИИЭП КТК. М., Стройиздат. 1980; Указания по проектированию санаториев для родителей с детьми. Союзкурортпроект. М., 1973; Рекомендации по проектированию детских санаториев. ЦНИИЭП КТК. М., Стройиздат, 1976.

9. Проблемные ситуации и трудности применения. Ряд проблем связан с тем, что понятия отдых, туризм и спорт являются настолько емкими, что могут предполагать использование самых разных аппаратов, приспособлений и устройств, обращение с которыми регулируется отраслевым законодательством (например, транспортным). Так, использование акваторий для плавания маломерных судов, взлета и посадки летательных аппаратов и других механизмов (независимо от целей пользования) является предметом регулирования отраслевых нормативных правовых актов.
Например, в соответствии с Правилами использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов , юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:
———————————
Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 882 «Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов» // СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 650.

а) осуществляют взлет, посадку воздушных судов таким образом, чтобы не создавать препятствий водопользователям, осуществляющим пользование водным объектом на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, и ограничений их прав, а также помех и опасности для судоходства и людей;
б) обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд, а также выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;
в) руководствуются законодательством РФ, в том числе об особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водных биоресурсах, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, устанавливающим, в частности, соответствующие режимы особой охраны для водных объектов, отнесенных к особо охраняемым водным объектам; входящих в состав особо охраняемых природных территорий; расположенных в границах зон, округов санитарной охраны водных объектов — источников питьевого водоснабжения; расположенных в границах рыбохозяйственных заповедных зон; содержащих природные лечебные ресурсы; расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности или курорта в границах зон округа их санитарной охраны;
г) принимают меры по охране используемых для взлета, посадки воздушных судов водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения, в том числе вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также охране водных биологических ресурсов, других объектов животного и растительного мира, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
д) соблюдают иные требования, установленные водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов запрещаются:
а) сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации воздушных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
б) размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, ремонта и заправки воздушных судов без их оборудования средствами предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также контрольно-измерительной аппаратуры для обнаружения и ликвидации утечек нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ;
в) снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов (акватории), установленных на законных основаниях.
Однако наибольшее количество проблем возникает с применением положений статьи 6 комментируемого Кодекса относительно свободного использования объектов общего пользования для личных нужд (в том числе для купания).
Пример.
ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе» является санаторно-курортной организацией и осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности. Береговая полоса, расположенная по адресу город Сочи, ул. Курортный проспект, 85, является лечебным пляжем. Санаторий имеет Паспорт лечебного пляжа ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе», утвержденный в том числе и администрацией города Сочи. Паспортом утверждена предельная емкость пляжа санатория — 550 человек. Санаторий установил забор, препятствующий доступу неограниченного круга лиц к водному объекту общего пользования.
Администрации города Сочи обратилась с иском к санаторию об устранении препятствий в круглосуточном доступе неограниченного круга лиц к объекту общего пользования — береговой полосе объекта Черное море путем демонтажа металлического забора, возведенного в Хостинском районе города Сочи, Курортный проспект, 87.
Суды установили, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Суды исходили из того, что положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» установлены обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, введено ограничение на их посещение и использование. Санаторию при использовании лечебного пляжа, оборудованного для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала, необходимо организовать ограждение и пропускной режим с целью в том числе организации сохранности оборудования пляжа. При таких обстоятельствах суды отказали в удовлетворении заявленных требований .
———————————
Определение ВАС РФ от 05.08.2010 N ВАС-7095/10 по делу N А32-38708/2009-15/550.

С учетом изложенного, следует полагать, что установленное статьей 6 право беспрепятственного пользования гражданами береговой линией водных объектов общего пользования для личных нужд (в том числе отдыха) не является безусловным.

Водный кодекс РФ 2018

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Водное законодательство
Статья 3. Основные принципы водного законодательства
Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Статья 6. Водные объекты общего пользования
Статья 7. Участники водных отношений
Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты

Статья 8. Право собственности на водные объекты
Статья 9. Право пользования водными объектами
Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами

Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 12. Договор водопользования
Статья 13. Содержание договора водопользования
Статья 14. Срок договора водопользования
Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок
Статья 16. Заключение договора водопользования
Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования
Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования
Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Статья 20. Плата за пользование водным объектом
Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование

Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений
Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений
Статья 28. Бассейновые округа
Статья 29. Бассейновые советы
Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
Статья 31. Государственный водный реестр
Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации
Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

Глава 5. Водопользование

Статья 37. Цели водопользования
Статья 38. Виды водопользования
Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов
Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования
Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов
Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод
Статья 45. Использование водохранилищ
Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии
Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта
Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины
Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
Статья 51. Использование водных объектов для целей охоты
Статья 51.1. Использование водных объектов для целей рыболовства
Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых
Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Глава 6. Охрана водных объектов

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения
Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения
Статья 59. Охрана подземных водных объектов
Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ
Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии
Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства

Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства
Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства