Как по другому назвать развод

Развод: кто прав, кто виноват?

Причины разводов, как пережить развод

Нет ничего удивительного в том, что в жизни любой семьи иногда наступают сложные времена. Но как относиться к тому, что в момент последнего кризиса вам в голову пришла мысль: а правильно ли вы делаете, продолжая жить вместе? Конечно, принять решение о разводе непросто, тем более нужно подумать не только о себе и муже, но и о том, в каких условиях будет расти и воспитываться ваш малыш.

Вряд ли кто-нибудь подскажет, как нужно поступить в той или иной ситуации — ведь только вы знаете, что значит для вас партнер. Ошиблись ли вы, вступая в брак, ошибаетесь сейчас, что-то изменилось в вашей жизни и прежние отношения потеряли смысл. На все эти вопросы вам придется ответить самостоятельно, заодно попытавшись понять, наступил в ваших отношениях очередной кризис, который еще можно преодолеть, или все намного серьезнее.

Как известно, нынешнему поколению довольно сложно разобраться в происходящем из-за отсутствия ориентиров. Прежняя модель семьи перестала существовать, а новая, с новыми порядками и законами, только начинает закладываться. Другими стали критерии выбора. Теперь все знают: если что-то не заладилось, всегда можно развестись. «Выбор сердца, поверенный разумом» зачастую лишь сердцем и ограничивается, а осмысление отношений откладывается на потом. «Потом» обычно наступает через два-три года. Когда проходит влюбленность, вы начинаете смотреть на человека трезвым взглядом и вдруг обнаруживаете, что это совсем не тот, за кого выходили замуж . Близок ли он вам? Хотите ли вы с ним жить? Эти вопросы вы решаете, засыпая с ним в одной постели или разогревая кашку для подрастающего малыша.

Кроме того, есть еще одна сложность в современных семейных отношениях . Раньше роли и обязанности в семье были не только жестко закреплены за мужчиной и женщиной, но и встроены в систему воспитания и обучения детей. Именно поэтому каждый ребенок с детства знал, как впоследствии будет формировать свою семью и что для этого нужно делать. Современная семья больше похоже на поле для экспериментов, и молодожены примеряют на себя роль первооткрывателей. Ошибки и разрушения на этом пути неизбежны, поэтому и разводы становятся обычным делом. Однако привычность развода не мешает ему быть очень трудным и болезненным процессом.

Причины расставания

Одной из причин развода является ошибка в выборе партнера. Ее чаще всего совершают люди, вступающие в брак в том возрасте, когда еще трудно представить, что в дальнейшем потребуется от мужа или жены. Конечно, кого-то выручает интуиция (самая верная советчица в таких делах), но иногда тот, кого вы выбрали, не удовлетворяет каким-то очень важным вашим потребностям, и вы с ним несчастны. Часто это происходит из-за того, что вы заключаете брак с человеком, жизненные ценности которого противоречат вашим представлениям о мире. Кстати, раньше такой проблемы не существовало: с детства женщину воспитывали как спутницу мужчины, которая принимала его религию, взгляды и помогала в осуществлении его целей. В наше время женщина больше не хочет сопровождать мужчину, она стремится найти себе спутника жизни. Именно поэтому вопрос о совпадении основных жизненных ценностей становится главным. В реальной жизни эта несовместимость проявляется не только в том, что вы чувствуете чуждость принципов, по которым живет человек. Через некоторое время вас начинает раздражать то, что он делает, как говорит, одевается. Напряжение рождает даже звук поворачивающегося в замке ключа. Сохранить такую семью не только невозможно, но и не нужно.

Вторая причина разводов — эмоциональная незрелость супругов. Известно, что все сказки заканчиваются свадьбой , а следующая за ней простая жизнь с ее буднями, обязательствами и ответственностью нередко остается в стороне. Тем не менее сказочный принц (принцесса) оказывается обычным человеком, который приходит уже не к вам в гости, а к себе домой, не хочет отказываться от своих привычек, а также нуждается в понимании и прощении, поскольку зачастую причиняет вам боль. И тогда вы начинаете задавать себе «взрослые» вопросы. Что делать? Как поступить? Нужен ли он (она) вам? Знаете ли вы, чего хотите? Чем вы готовы заплатить за возможность быть вместе? И готовы ли вы платить вообще? Многим становится скучно искать на них ответы, брак кажется неудачей, а впереди заманчиво горят огни новой «великой» любви.

Третья, самая распространенная причина разводов — кризис в отношениях, который не удается преодолеть. Один из супругов нуждается в том, что другой дать заведомо не может. Самый яркий пример — сексуальные отношения. Муж и жена могут подарить друг другу самые яркие впечатления, но все они будут лишены манящего ощущения новизны и романтики. Флирт, легкие романы без последствий и даже без секса вполне могут заполнить эту нишу, если партнер не препятствует подобным отношениям.

Как ни странно, в таких ситуациях инициатором развода чаще становятся женщины, которые уходят к мужчине, в которого влюбились, или выгоняют «подлого изменщика». Мужчины редко разводятся в результате поисков новых ощущений в сексе. Во-первых, секс и семья для них — очень разные вещи, а во-вторых, у них генетически накоплен огромный опыт по различению влюбленности и любви. Обычно мужья инициируют развод, когда от них на протяжении долгого времени требуют того, что они дать не в силах. При этом неважно, чего именно хочется жене — эмоциональной поддержки, финансовой состоятельности или сексуальной привлекательности. Для большинства мужчин осознание собственной беспомощности является невыносимым. К тому же многие женщины ждут от них удовлетворения ВСЕХ своих эмоциональных потребностей, и никакая эмансипация не сможет этого изменить. Но представьте себе мужа, которого постоянно обвиняют в том, что он не понимает жену, не заботится о семье, не думает о будущем, не общается с сыном или дочерью. Кстати, обвинять могут не только слова, но и страдальческие позы, выражение лица или восхищение, адресованное мужьям подруг. Чувствуя себя недееспособным, мужчина уходит, в том числе и к другой женщине, которую он устраивает. Кстати, довольно часто он уходит не к той, которая ему нужна, а от той, кому он не нужен.

Иногда за время совместной жизни супруги умудряются накопить огромное количество взаимных обид, которые не высказывали, чтобы не испортить отношения. Однако рано или поздно этот груз становится невыносимым. Кто-нибудь из двоих не выдерживает, воскликнув: «К черту!» — хлопает дверью и уже оттуда начинает выкрикивать, что именно и в какой степени раздражало его все эти годы. В таких ситуациях развод может стать как финалом, так и очередным этапом отношений. «Разбежавшись», партнеры волей-неволей будут переоценивать многие вещи, сравнивая новых людей и события, которых им раньше так не хватало, с тем, что у них уже было. Часто случается, что супруги находят разорванные связи действительно важными и нужными, понимают, что заменить их ничем невозможно, и тогда могут снова сойтись, построив более зрелые отношения. Однако если вы, осознав потребность друг в друге, вернетесь к прежнему ритму жизни и не сможете создать другую форму отношений, велик риск, что через некоторое время конфликт повторится.

Стоит ли ради малыша во что бы то ни стало сохранять семью? Все зависит от того, что произошло в ваших отношениях. Есть несколько вариантов поведения расстающихся родителей.

Вариант первый — в семье наступил кризис, но отношения супругов остались более или менее нормальными, и это скорее означает временное недомогание, чем неизлечимую болезнь. Причем взрослые могут неосознанно чувствовать ценность своих отношений, и тогда силам, которые разрушают семью, противодействуют силы, которые могут ее сохранить. Среди объединяющих факторов — общие дети, общий дом, общие друзья. У супругов есть все шансы сохранить семью, но при этом необходимо серьезно изменить отношения.

Вариант второй — супруги разводятся, но продолжают жить в одной квартире, как соседи. Такое решение — скорее вынужденная мера, чем сознательный выбор в интересах ребенка. Поскольку причина развода скрывается в том, что люди больше не могут жить вместе, долгое время после разрыва у них сохраняются обида, злость и боль по отношению друг к другу. Чтобы выдерживать вариант совместного проживания, нужно что-то сделать со своими эмоциями, а это не всегда под силу человеку. Неудивительно, что такие формы разводов встречаются все реже, поскольку обменять квартиру все-таки проще, чем жить в постоянном напряжении.

Однако в некоторых случаях соседское проживание после разрыва отношений оказывается своеобразной формой семьи, которая устраивает обоих супругов. Они обрели свободу и могут теперь жить так, как хочется. Развод освободил их от взаимных обязательств, но они не потеряли связи друг с другом: видятся каждый день, вместе воспитывают детей, могут принимать общих друзей. Обычно это случается, когда людей по-прежнему многое связывает, но без формального развода они не могут позволить ни себе, ни партнеру той степени свободы и отдаленности, которая им необходима.

Третий вариант — родители понимают, что им лучше разойтись, но пытаются сохранить видимость семьи, чтобы «не травмировать ребенка». То есть превращают свою жизнь в театральную сцену, на которой разыгрывается спектакль под названием «семья», а малыш приглашается на роль зрителя. Такая модель поведения крайне негативно действует на всех участников, и больших, и маленьких.

Дети всегда знают, что происходит в доме. Их невозможно обмануть. Они чувствуют напряжение, возникающее между двумя ненужными друг другу людьми, которые изображают, что все в порядке. Кроме того, поступая таким образом, родители перекладывают ответственность за сохранение семьи на своего малыша, о котором стремятся заботиться. Конечно, вы этого не говорите и даже не думаете ничего подобного, но все происходит именно так, а ребенок это чувствует. Такой груз ему не по силам, но он будет его нести, потому что ребенку очень хочется, чтобы мама и папа были вместе. А когда вы все-таки не выдержите, он будет чувствовать себя виноватым.

Как пережить развод?

К сожалению, даже если ваше решение разойтись окажется единственно верным, вам вряд ли удастся избежать болезненных переживаний. Поэтому в первое время после развода вы наверняка будете нуждаться в поддержке. Старайтесь не пренебрегать ничем, что могло бы вас подбодрить, порадовать или успокоить. Помните, что это не проявление слабости, а совершенно естественное желание человека, который переживает потерю. Как бы там ни было, вы расстаетесь с мужем (женой), который для вас что-то значил. Более того, прощаетесь с частью жизни, в которую вложили силы, время, мечты. Конечно, перед коллегами по работе вы можете сколько угодно изображать, что вам все нипочем, но сами при этом должны четко сознавать, что этот период будет действительно трудным, а значит, вы должны позаботиться о себе.

Старые друзья не всегда смогут поддержать вас в это время. Они только подливают масла в огонь, переживая вместе с вами, призывая «не делать глупостей», восклицая «вы что там все с ума сошли» или предаваясь горестным размышлениям на тему «как же теперь наша компания». В этот период могут возникать новые отношения: и дружеские, и любовные. Не отказывайтесь ни от тех, ни от других, но и не слишком обольщайтесь на их счет. С новыми друзьями вас, возможно, сблизило несчастье, и вам будет легче пройти этот путь вместе, поддерживая друг друга. Но помните, что далеко не всегда соседи по больничной палате, обменявшись телефонами, звонят друг другу потом, когда жизнь возвращается в привычное русло.

Новые любовники часто поддерживают пошатнувшуюся самооценку. Ведь если вас бросили, возникает потребность проверить, можете ли вы еще нравиться, способны ли на серьезные отношения, если только что разорвалась связь, длившаяся несколько лет. Помните, что сейчас вы вряд ли сможете дать кому-либо долгосрочные обязательства. Не потому, что в принципе на них не способны, а потому, что вам необходимо время на восстановление. Отнеситесь к себе как к раненому человеку, который болезненно реагирует на любое неосторожное движение и более всего нуждается в лекаре, который помог бы залечить раны. Возможно, новые отношения станут прочным союзом, но не расстраивайтесь, если этого не произойдет. Ведь еще довольно долгое время вы по инерции будете воспроизводить модель отношений прошлого брака и пытаться что-то исправить. А это не самое лучшее начало для новой семьи.

Кроме того, после развода вы рискуете встретиться с опасностью, которая настигает людей, переживших ту или иную потерю. После крушения того, что казалось (а возможно, и было) таким прочным и незыблемым, столкнувшись с собственным или чужим непостоянством, вы можете усомниться в человеческой преданности и любви вообще. Осознав, что никакая, даже самая сильная любовь не длится вечно и вряд ли сможет спасти вас от чувства одиночества, старости или болезней, вы можете испытать соблазн отказаться от нее совсем (по принципу «все или ничего»).

Ведь даже по собственной инициативе разорвав семейную связь, вы слишком хорошо помните ту боль, которую пришлось пережить и причинить. И где-то в глубине души вы можете решить, что лучше вообще не иметь близких людей, чем вечно жить под угрозой расставания, пока на свете существуют обиды, человеческое непостоянство и предательство. Так что постарайтесь не спешить разрушать старые связи (и дружеские, и супружеские) и не торопитесь сжигать мосты. Если вы не нужны друг другу, жизнь сама «разведет» вас.

«Верный спутник»

Речь идет о чувстве вины, которое часто преследует участников развода. При этом брошенные ищут в себе ошибки и недостатки; бросившие мучаются оттого, что причинили боль; разошедшиеся по обоюдному согласию чувствуют свою вину перед ребенком.

Кто станет спорить, что ребенку лучше расти и воспитываться в дружной и любящей семье? Но что делать, если не получилось? Взрослые тоже могут ошибаться, даже не имея права на ошибку. Тем более жизнь состоит не только из радостей, но и из потерь. К сожалению, вашему малышу пришлось столкнуться с этой прописной истиной довольно рано, поэтому постарайтесь помочь ему пережить расставание с любимым человеком, сохранив доверие к вам, другим взрослым и к миру вообще. Так как ребенок еще не может влиять на ситуацию, постарайтесь дать ему чувство уверенности в том, что вы будете держать все под контролем и не позволите совершиться чему-то совсем ужасному.

Если у вас не получается обеспечить ребенку необходимую поддержку (потому что вы сами в ней нуждаетесь), на помощь может прийти бабушка, близкая подруга, сестра, няня. Главное — не пытайтесь сделать малыша союзником в борьбе против вашего супруга (супруги). Иногда от этого трудно удержаться, но помните: что бы ни случилось между родителями, ребенок должен быть уверен в том, что его по-прежнему любят, что мама и папа — хорошие и не стали хуже, оттого что разошлись.

Как по другому назвать развод

Разво́д (ар. ُالطَّلَاقат-т̣ала̄к̣‎) — расторжение брака. Ислам призывает к взаимоуважению, заботе, терпению и справедливости в отношениях между супругами. Но иногда так получается, что кроме развода, другого пути для разрешения семейных разногласий не остаётся. Поэтому, в некоторых случаях, единственно возможным и справедливым выходом из создавшейся ситуации в семье может являться только расторжение брака. Ислам не поощряет развод, но и не налагает на него полный запрет. Можно сказать, что развод в исламе не правило, а скорее — исключение из него.

В Коране можно различить четыре вида развода: две прямые формы развода — таляк и таляк ифтидат («выкуп») [2:229] и две процедуры, приводящие к разводу — иля (или зихар) [2:226-227] , [58:2-4] и ли‘ан [24:6-9] . Основные положения развода упомянуты в начале суры ат-Таляк («Развод»): О, Пророк (и его община), когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Аллаха, Господа вашего (также и при разводе)! Не выгоняйте их из их домов, и пусть они (сами тоже) не выходят, если только они не совершат явную мерзость. Таковы границы (установленные) Аллахом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому себе зло. Ты (о, разводящийся мужчина) не знаешь, может быть, Аллах произведёт после этого какое-нибудь дело (что ты решишь вернуть её обратно). ۝ А когда они достигнут своего предела, то удерживайте их (о, мужья) согласно принятому или расставайтесь с ними согласно принятому. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидетели двух справедливых (мужчин) из числа вас и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого). Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день. А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха, тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) ۝ и Он даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен (как в этом мире, так и в Вечной жизни). (Ведь) поистине Аллах доводит Свое дело (до конца). (И) уже установил Аллах для каждой вещи меру. ۝ А те, которые уже отчаялись в месячных из ваших жён – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных. А у которых (есть) ноша – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу. И кто остерегается (наказания) Аллаха, тому Он сделает в его деле лёгкость (и в этом мире и в Вечной жизни). ۝ Это – повеление Аллаха, которое Он низвел вам (о, люди) (чтобы вы исполняли их). И кто остерегается (наказания) Аллаха, того Он очистит от его плохих деяний и увеличит ему награду (за его благие деяния). ۝ Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: и не причиняйте им вреда, притесняя их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сложат своей ноши. А если они выкармливают для вас (вашего ребенка), то (вы) давайте им их плату (за кормление) и советуйтесь (об оплате) между собой согласно принятого. А если вы находитесь в затруднении, то будет кормить (ребенка) для него другая (кормилица). ۝ Пусть обладающий достатком расходует (на содержание бывшей жены, которая кормит для него ребёнка) из своего достатка. А тот, у кого удел его ограничен, то пусть он расходует из того, что дал ему Аллах. Не возлагает Аллах на душу сверх того, что Он дал ей. И Аллах устроит после тяготы облегчение (если он будет остерегаться наказания Аллаха). [65:1-7]

Стереотипы о разводе

Некоторые люди склонны полагать, что развод в исламе является исключительным правом мужчины, а женщина ни в коем случае не может потребовать развод. Другие думают, что мусульмане разбрасываются разводами на каждом шагу и «меняют жен, как перчатки». Третья часть людей, к сожалению, склонна считать, что муж имеет право разводиться со своей женой, как хочет и когда захочет. Также, из-за невежества, некоторые разведённые после развода становятся лютыми врагами, а семьи бывших супругов начинают откровенно ненавидеть друг друга. В виду всех этих и других неправильных представлений о разводе и его последствиях, вкратце затронем наиболее важные нюансы, связанные с расторжением брака в исламе.

Развод должен соответствовать нормам ислама

Нужно понимать, что развод в исламе, так же как и женитьба (никах), является частью религии. И если человек желает, чтобы его развод, с точки зрения ислама был действительным, то он должен выполнять соответствующие требования ислама к этому поступку. Многие мусульмане скрупулёзно подходят к вопросу создания семьи и стараются, чтобы всё соответствовало канонам ислама, но при разводе каждый изобретает свои формы и модели, в большинстве своём, противоречащие требованиям ислама.

Необходимо помнить о том, что Всевышний Аллах в Коране приказал пророку Мухаммаду ﷺ , а вслед за ним и всем верующим, разводиться со своими жёнами только с учетом определённых условий. В Коране сказано: О, Пророк, когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь Аллаха, Господа вашего! [65:1] . Поэтому следует помнить о том, что развод в исламе — это такая же часть ислама как и женитьба, и они оба напрямую связаны с религией. А нарушение каких-либо требований ислама при разводе — это такой же грех и ослушание Господа, как и нарушение требований ислама при создании семьи.

Развод без веских причин противоречит исламу

В исламе развод является узаконенным действием, но порицается без наличия веских причин. Учитывая то, что развод является не только личной трагедией для супругов и для их детей, если он есть, но также серьёзно задевает чувства близких родственников супругов и их друзей, ислам порицает развод без причины. Пророк ﷺ сказал: «Не причиняйте вред ни себе, ни другим» . Поэтому, до совершения развода, ислам требует от супругов и общества выполнения определённых профилактических мер для сохранения семьи и просит убедиться в том, что были использованы все способы для урегулирования конфликта внутри семьи, не допуская распада семьи. Начиная от старания супругов найти между собой общий язык, кончая вмешательством третейских судей из числа их родственников или доверенных лиц, нужно стараться решить проблему без принятия крайних мер. Всевышний Аллах в Коране сказал: Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра. [4:19] .

Также в Коране сказано: Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. [4:35] . Но если ничего не получается сделать и проблемы в семейных отношениях только растут, как снежный ком, то лишь в таком случае развод будет узаконенным. Всевышний Аллах в Коране сказал: Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из своей милости. [4:130] . Таким образом, развод в исламе узаконен, но к нему прибегают, только в крайнем случае, как к вынужденной мере при решении семейных проблем и разногласий.

Кто может совершать развод?

В основе своей развод даёт муж и если он хочет дать своей жене развод, должен быть дееспособным и разводиться только по своей воле, однако согласно ханафитскому мазхабу, развод по принуждению считается действительным. В случае необходимости жена тоже может инициировать развод, а судья должен помочь ей в решении этого вопроса. В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Право на развод принадлежит только мужу» . Это значит, что в семейном союзе, в котором Господь распределил обязанности между супругами, преимущественное право на принятие решения о разводе принадлежит именно мужу. И с этим не поспоришь, ведь по физиологическим особенностям мужчина и женщина отличаются друг от друга. Одно из таких различий заключается в том, что мужчина обычно более трезво оценивает ситуацию при принятии решений, нежели женщина.

Женщина обычно прислушивается к эмоциям, а мужчина больше думает о последствиях. А быть семье в дальнейшем или нет — одно из судьбоносных решений, которое, как глава семьи, принимает мужчина. И если в добавок учитывать то, что все расходы, связанные с созданием семьи ложатся только на него, то он больше других будет заинтересован в том, чтобы сохранить семью, если для этого есть возможность. Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда муж не выполняет свои супружеские обязанности материального или интимного характера. В таких случаях жена может обратиться к судье, чтобы он заставил мужа выполнять свои обязанности или развестись. А если муж не меняется в лучшую сторону и не даёт жене развод, то судья от имени ислама может их развести. Все это происходит по инициативе жены. Таким образом, развод объявляет муж, а в некоторых случаях по требованию жены может объявить об их разводе мусульманский судья. Если же муж назначит кого-нибудь своим представителем, то он тоже от его имени может дать развод. Также действителен развод в письменной форме, при условии, что мужчина адресовал письмо с разводом именно своей жене и его почерк будет понятным, а если муж не умеет говорить или писать, то развод, объявленный им на языке жестов будет считаться действительным.

Развод по инициативе жены

Вид развода по инициативе жены именуется аль-хуль‘. Этот вид предполагает, что жена, не желающая жить с мужем, даже выполняющим свои обязанности, может потребовать развод в определённых случаях. Но, опять-таки, как и в случае, когда развод даёт муж, женщина при требовании развода также должна иметь веские причины. К ним относится неприязнь к мужу, по причине его дурного характера и т. д. Если жена требует развод, то она должна вернуть мужу свадебный дар (махр), который получила от него или установленную по обоюдному согласию сумму денег. Возврат махра или обговоренного имущества даст ему возможность жениться на другой женщине. После этого муж обязательно должен дать ей развод. В случае возникновения разногласий по данному вопросу они оба могут обратиться к судье. Вывод из вышеупомянутого заключается в том, что в исламе преимущественное право на развод принадлежит мужу, но это вовсе не означает, что женщина не может инициировать развод, как было видно при разборе вышеупомянутых ситуаций. Также мы узнали о том, что мусульманский судья по просьбе женщины может расторгнуть брак с её мужем, если на то есть весомая причина.

Время объявления развода

Развод следует совершить только в определённое время, и если мусульманин нарушит этот порядок, будет считаться грешником, совершающим нововведение, однако такой развод, по мнению большинства мусульманских правоведов, всё равно будет считаться действительным. Ранее говорилось о том, что развод в исламе является религиозной нормой, и что тот, кто хочет его совершить обязательно должен следовать предписаниям ислама в этом вопросе. Всевышний Аллах в Коране сказал: О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока. [65:1] . Имам Ибн Касир в своем известном труде по толкованию Корана написал, что мусульманские учёные в этом айате под «установленным сроком» понимали «чистый период», во время которого женщина не вступала в близость со своим мужем (то есть период между двумя месячными, в течение которого между супругами не было половой близости). Очень часто приходится слышать о том, что многие современные мусульмане сразу же после конфликтов или возникновения проблем, без учета времени и других обстоятельств, разводятся со своими супругами. Приведённый выше айат Корана указывает на то, что такой развод является греховным поступком и нововведением. Таким образом, в соответствии с установлениями ислама, развод должен быть совершён только в «чистое время», в течение которого между супругами не было близости. Иначе развод будет считаться нововведением и греховным действием, но по мнению большинства правоведов развод будет иметь юридическую силу.

Порядок объявления развода

Согласно исламу, мужу дается право на три раза развода со своей женой, однако ислам запрещает ему давать более одного развода за раз. После объявления третьего окончательного развода супруги больше не могут заново сойтись в браке, пока разведенная женщина не выйдет замуж за другого человека, с которым должна жить полноценной супружеской жизнью. Если же потом она разведётся с ним или станет вдовой, то она может заново заключить брак с мужчиной, который до этого был женат на ней. В Коране сказано: Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих. [2:230] . Поэтому категорически нельзя разбрасываться разводами, как поступают некоторые невежественные мужчины в наше время. Для многих из них дать три развода за один раз или подряд, без учёта времени стало чуть ли не героизмом, даже встречаются такие, кто считает, что по исламу именно так и нужно разводиться, — не иначе.

Всевышний Аллах в Коране сказал: Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. [2:229] . Учёные говорят, что если бы сразу можно было давать три развода, то Всевышний Аллах не уточнил бы количество разводов тремя отдельными разводами. Мусульманские ученые единодушны в том, что категорически запрещается разводиться два или три раза подряд в течение одного «чистого периода», также как нельзя разводиться во время месячных и в «чистое время», в течение которого супруги вступали в близость. Запрет на использование более одного развода в один «чистый период» связан с желанием ислама сохранить супругам шансы для примирения, так как использование двух разводов подряд уменьшает эти шансы, а троекратный развод вовсе лишает супругов возможности спасти семью от полного распада.

По мнению большинства правоведов после развода жена должна оставаться в супружеском доме до окончания трёх месячных после произнесения слов развода. Этот послеразводный период, в течение которого женщине запрещается выходить замуж за другого человека называется ‘иддой. По мнению правоведов шафиитского мазхаба ‘идда заканчивается после окончания трёх «чистых периодов». По мнению учёных ханафитского мазхаба также разрешается давать во время ‘идды по одному разводу в течение трёх «чистых периодов» между месячными, пока разводов в сумме не получится три. Стоит отметить, что ‘идда беременной женщины продолжается до рождения ребёнка, а в случае смерти мужа ‘идда вдовы составляет четыре месяца и десять дней.

Виды развода с учетом его формулировок

Развод в исламе бывает откровенным (сарих) и метафорой (кинайа). Многие мусульмане постоянно обращаются с вопросами по поводу фраз, используемых при разводе. Пока одни думают, что любая ссора между супругами является разводом, другие все-таки надеются, что от сказанных ими слов при разводе будет зависеть возможность сохранить семью. Чтобы помочь и тем и другим, хочется обратить внимание мусульман на то, что от использованных слов при разногласиях супругов, действительно, многое зависит. Если это были слова, указывающие только на развод, в таком случае развод действителен. Слова, указывающие на однозначное желание мужа совершить развод со своей женой называются откровенными (сарих). К ним относится слово «развод» и глаголы, связанные с ним, как «я развёлся с тобой», «ты разведена». Исключением из этого являются только те случаи, когда муж был невменяемым или в случае, если он не разведётся, была реальная угроза для его жизни.

Если муж использовал слова, указывающие на развод и ещё на что-то другое, то развод будет действительным только в том случае, если у мужа было намерение разводиться с женой. Такая форма развода называется метафорой (кинайа), и действительна только при наличии намерения на развод. К примеру, если вовремя разногласия между супругами, муж скажет своей жене: «уезжай к своим родителям» или «я не хочу с тобой общаться», то в таких случай развод не наступает, пока муж не объяснит, что он имел в виду именно развод. Если у него в это время было намерение развестись с ней, то комментарии излишни и развод действителен, а если он хотел, чтобы они какое-то время пожили раздельно, для того чтобы смогли успокоиться и переосмыслить свои ошибки, то это разводом не считается. Таким образом, по мнению большинства мусульманских правоведов не существует специальных формулировок, которые необходимо произносить при расторжении брака. Также стоит знать о том, что по мнению большинства правоведов не требуется наличие свидетелей во время развода, хотя при заключении брака присутствие двух свидетелей является обязательным требованием.

Развод: трагедия освобождения?

протоиерей Владимир Воробьев

Как показывает статистика, количество разводов в нашей стране неуклонно растет. 40% разводов приходится на первые 4 года совместной жизни, наибольшее количество браков распадается у людей в возрасте 18 – 35 лет, каждый второй брак в России заканчивается разводом – за этими сухими цифрами стоят неудавшиеся человеческие судьбы, брошенные дети. К сожалению, эта беда касается и православных людей – венчание не всегда оказывается залогом счастливой семейной жизни.

О проблеме разводов мы решили поговорить с протоиереем Владимиром Воробьевым, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, ректором Свято-Тихоновского Православного университета.

Развод – свидетельство о смерти^

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод действительно является освобождением.

– Это мало у кого вызывает сомнение. Но, не так давно, беседуя в школе со старшеклассниками, я услышал неожиданный вопрос, на который хотелось бы услышать именно Ваш ответ: мама и папа у мальчика – венчанная пара. Но, к сожалению, через некоторое время папа начал сильно выпивать. Как Вы думаете, стоит ли разводиться этим людям? Или мама все же сможет спасти папу, вытащить его из алкогольной ямы?

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Я думаю, глубинный смысл этой фразы в том, что грех часто так травмирует, так тревожит душу, что человек оказывается более близким к покаянию, чем в евангельской притче, где благополучный фарисей с окамененным сердцем, который, согласно Евангелию, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Евангелие от Луки, глава 18 стихи 11-13).

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком«? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей. Или мы, следуя философии Льва Николаевича Толстого, должны не сопротивляться злу и греху насилием, даже если насилию подвергается твоя мать, супруга, сестра.

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Счастливы по-своему?^

– Кстати, Вы упомянули Толстого, у которого есть известная фраза, что все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастны по-разному. Можно ли все же подвести общий знаменатель под причинами разводов?

– Действительно, в самом начале романа «Анна Каренина» Толстой написал такие слова, но, я думаю, это обычный литературный прием. На самом деле, и счастливые семьи могут быть счастливы совершенно по-разному. Я думаю, общим знаменателем развода является отсутствие любви.

Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, опять же, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них. Например, муж начинает пьянствовать и, тем самым, делает их жизнь пыткой, хотя его, мужчину, никто не обижает. Или, наоборот, непотребно ведет себя жена. Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.

– А как, по Вашему мнению, удержать любовь, не допустить ее оскудения?

– Апостол Иоанн в письмах к первым христианам – своим ученикам написал такие слова: «Бог есть любовь» (1 Послание апостола Иоанна глава 4, стих 8). Поэтому подлинная любовь имеет Божественную Природу, и ею человек живет лишь по дару Божьему. В русском языке словом «любовь» называют самые разные проявления взаимоотношения полов. Ведь, согласитесь, можно любить мороженое, а можно – жену.

Но в греческом языке, на котором и написано Евангелие, есть несколько слов, обозначающих любовь. Господь и апостолы, говоря об отношениях в браке, употребляют наименование «агапе». Источником такой любви является Бог.

Да, влюбленность, половое влечение – естественно, однако оно быстро проходит. Это нормальные, но временные чувства. Они похожи на красивый и яркий цветок, который существует лишь для того, чтобы дальше появился плод. Посмотрите, как красиво цветут яблони, но кушаем-то мы не эту красоту, а яблоки. В семейной жизни таким съедобным плодом является любовь. Ее даже нельзя назвать чувством. Подлинная любовь – это устроение сердца, благодатный Божий дар. Она бескорыстна, она отдает себя другому, поэтому у нее жертвенная, крестная природа.

Посмотрите на пример святых: такие люди любили всех, весь мир – и добрых, и злых. Человек, имеющий настоящую любовь, может пожертвовать всем, даже собой, ради совершенно незнакомца. С ее помощью супруги становятся единым духовным организмом. Дар такой любви они получают в Таинстве Брака или Венчания.

– Возможно, я задам наивный вопрос, однако, он интересует многих людей. Дело в том, что у меня есть много знакомых, которые после Венчания разводятся буквально через год или два. Получается, в Таинстве Брака Господь не дает гарантии долгой и счастливой семейной жизни в любви и согласии? Но почему?

– Господь вообще никаких гарантий не дает, потому что Он дал человеку свободу воли, а подобный «страховой полис» свыше лишил бы нас ее.

Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Причем, этот дар обладает свойством вечности. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.

Ту благодать, тот дар, который супруги получают в Таинстве Брака, можно сравнить со свечкой, с маленьким огоньком, который можно потушить и растоптать, а можно беречь, пока из него не разгорится костер. Поэтому само по себе Венчание ничего не гарантирует, так же как и Таинство Крещения не гарантирует причисления к лику святых. Просто Господь дал нам такую возможность, такой дар – родиться в новую жизнь, стать если не святыми, то добрыми и благородными людьми.

Посмотрите на физическое рождение: сам по себе этот радостный факт вовсе не означает, что человек не будет болеть и безбедно жить. Для того чтобы он вырос, младенца нужно питать, беречь, заботиться, а если вдруг заболеет – лечить. Так и благодать, полученную в любом Таинстве, нужно «вырастить».

«Насильно мил не будешь»^

– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?

– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.

Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?

Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.

– Но, Вы говорили, что если супруги верующие и брак освящен Церковью, это вовсе не означает, что их союз будет вечным…

– Чтобы лучше понять смысл христианского брака, почему подлинная любовь между верующими супругами пребывает вовек, лучше обратиться к истории Церкви. Сегодня Венчание многие воспринимают просто как красивое и пышное представление. Однако в первые века истории Церкви оно совершалось совсем по-другому. Люди, вступающие в брак, получив благословение епископа или священника, объявляли о своем решении перед верующими на Литургии, причащались, а в это время церковная община молилась за них. То есть с первого же момента браку давалось евхаристическое измерение.

– А что значит «евхаристическое измерение»?

– Евхаристия – вершина богослужения и его самая главная часть. А в самом начале Евхаристии (Литургии) священник произносит такие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Что они означают? Царство Божие, казалось бы, такое далекое и недосягаемое, спустилась сюда, на землю. И в момент самого причащения Тела и Крови Христа священник говорит, что это причастие человек принимает «в жизнь вечную».

То есть уже здесь, на земле, люди становятся «гражданами» вечного Царства Божьего. И супруги, причащающиеся на Литургии, не исключение: их брак получает вечное измерение – отныне они всегда будут вместе, даже после смерти. Действительно, если они всей душой и сердцем, всеми желаниями и помыслами устремлены к Богу и хотят вечно быть вместе, неужели Господь их там разведет?!

Когда уже не праздник…^

– А если венчанный человек женится или выходит замуж второй или третий раз?

– Он разрушает единство, теряет ту благодать, которую дал ему Господь. Церковь никогда не приветствовала разводы и повторные браки, а если и разрешала, то лишь из человеческой немощи, по слову апостола Павла: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Послание к Коринфянам 7 глава, стих 9).

Однако это нисхождение всегда сопровождала епитимья – отлучение от Причастия минимум на год. Посмотрите чинопоследование второго или третьего венчания. Это уже не праздник, а сплошные покаянные молитвы… Ведь человек нарушил свои обещания. Во время Таинства Брака он просил и получил от Бога дар, но попрал его, изменил. Эта измена заключается в недостатке веры и любви. Именно поэтому, венчаясь второй или третий раз, человек не радуется, а кается.

– Кто, по Вашему мнению, чаще виноват в разводе: мужчина или женщина?

– Конечно, как правило, развод – это вина двоих, хотя не редко и одного. Например, муж изменяет жене. Она его любит, пытается построить семью, а он живет на две семьи. В ком причина? Думаю, в мужчине. И здесь женщина должна либо смиряться, согласиться жить на две семьи, либо, как делают большинство, разводиться. Бывает, наоборот, муж хороший семьянин, а женщина – «разгуляй». Так что однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

С одной стороны, мужчин в России намного меньше, чем женщин, но последние, наверное, больше дорожат семейной жизнью. С другой стороны, одной из основных причин потери стабильности семейной жизни является эмансипация женщин, понятая как формальное уравнивание их прав. Поэтому, женщины перестали понимать по-христиански свою роль в семье и стремятся только к юридическому равенству с мужчинами.

– Христос указал лишь одну причину для развода – измену. Почему же, чем дальше развивалась и росла Церковь, тем этих причин становилось всё больше? Сейчас, по-моему, их уже несколько десятков…

– Православная Церковь относится к разводам, конечно, отрицательно, но по факту, в пастырской практике она довольно-таки легко сегодня принимает то, что существует: никаких серьезных прещений (наказаний) на тех, кто разводится, не накладывается.

Случаи повторного Венчания и вступления в брак встречаются довольно часто. Нельзя сказать, что Церковь потакает этому, но, во всяком случае, прежней евангельской строгости нет.

Я думаю, причиной этого является XX век, когда в условиях гонений Церковь не могла адекватно реагировать на происходящие изменения в сознании общества: те, кто еще недавно учился в духовных семинариях, начали стрелять в иконы… Церковной реакции на это в условиях гонений, по понятной причине быть не могло. А сегодня, после того, как в XX веке люди уже defacto привыкли к существующему положению, очень трудно возвратиться к каноническим нормам. Я считаю, в нашей Церкви этот вопрос до сих пор по-настоящему не ставился и не разбирался.

– В загсе есть юридическая процедура росписи и развода. А в Церкви – Таинство Венчания. А если люди разводятся, происходит ли в храме процедура развенчания? Если нет, почему?

– В Церкви не существует процедуры «развенчания».

Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. И в храме происходит не процедура росписи, а именно Таинство, и это не Таинство Венчания, а Таинство Брака. Роспись, заверяемая государственным служащим загса – это договор, который можно расторгнуть в любое время. А природа Таинства совершенно иная. Поэтому никакого «таинства развенчания» не существует.

Источник: Студенческий альманах православного миссионера «Призвание» № 8, 2011.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.