Жалоба на бездействие председателя суда

Оглавление:

Жалоба на судью

Обоснованная и грамотно составленная жалоба на судью может повлечь применение дисциплинарного взыскания к судье вплоть до прекращения его полномочий. Но не отменить вынесенное таким судьей решение по делу.

Решение суда после рассмотрения искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа или заявления в порядке особого производства обжалуются в особом порядке – апелляционном, кассационном, в порядке надзора. Определения суда по делу, будь то возвращение иска, оставление без движения и т.п., обжалуются путем подачи частной жалобы.

Поэтому жалоба на судью – инструмент, с помощью которого можно обратить внимание на недостойного высокого звания судью. Если при этом процесс рассмотрения иска не завершен, пробуйте заявить отвод или приостановить рассмотрение дела до принятия решения по жалобе на судью.

Жалоба на судью (15,0 KiB, 0 hits)

Пример жалобы на судью

Жалоба на судью

В производстве Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области находится гражданское дело № 2-6847/2017 о праве собственности на самовольную постройку к Администрации г. Новосибирска. Я являюсь в данном деле Истцом. Исковое заявление подано мной 15 августа 2017 г.

В ходе рассмотрения дела судьей Потаповой Ниной Григорьевной неоднократно допускались нарушения процессуальных норм и требований. В частности, согласно определению о подготовке дела к рассмотрению на Ответчика была возложена обязанность предоставить отзыв на исковое заявление. Ни на предварительном заседании 14.09.2017 г., ни в основное заседание от 10.10.2017 г. отзыв предоставлен не был. При этом Ответчик надлежащим образом извещался, о чем имеются соответствующие отметки в деле, но в заседания его представитель не явился. Судьей рассмотрение дела перенесено на 08.11.2017 г. и опять отложено.

В качестве доказательства по гражданскому делу мною было предоставлено заключение строительно-технической экспертизы, которую я проводила до обращения в суд за свой счет. Несмотря на это, судья несколько раз предложила мне ходатайствовать о назначении судебной экспертизы по гражданскому делу (за мой счет). Несмотря на то, что согласно ст. 79, ч. 2 ст. 96 ГПК РФ суд вправе самостоятельно назначить экспертизу.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Согласно ст. 11 Кодекса судейской этики от 19 декабря 2012 г. судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные ГПК; продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены ГПК РФ, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.

Статьей 154 ГПК РФ установлено, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Действиями судьи по затягиванию процесса нарушаются мои права на судебную защиту.

На основании изложенного, прошу принять меры к устранению нарушений действующего законодательства РФ, допущенных судьей Потаповой Н.Г.

10.11.2017 г. В.М. Гранина

Чем руководствоваться при составлении жалобы на судью

Обоснованная жалоба на судью представляет собой документ со ссылками на нормативно-правовые акты. Какие именно действия или бездействия судьи какие нормы нарушают. Это и Гражданский процессуальный кодекс или КАС (дела административного производства). Это может быть поведение судьи, которое подрывает авторитет судебной власти. То есть жалобу на судью необходимо наполнить: фактами, ссылками на правовые акты, какие права заявителя нарушаются.

Помимо процессуальных норм (ГПК, КАС) могут пригодиться Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Кодекс судебной этики, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13, Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». И, разумеется, при затруднениях на сайте есть возможность получить консультацию дежурного юриста онлайн.

Как составляется жалоба на судью

Алгоритм составления жалобы не отличается от такого рода документов:

  • адресат (кому жалуемся)
  • заявитель (кто жалуется), адрес
  • наименование документа
  • как заявитель и судья связаны: рассмотрение дела, участники, иные обстоятельства, при которых были ущемлены права заявителя
  • основание подачи жалобы, а именно: какие нарушения, по мнению заявителя, каких норм имели (имеют) место быть
  • просьба о принятии конкретных мер: устранить нарушения, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности и т.п.
  • подпись и дата.
  • Учтите, что судья не может привлекаться к ответственности за принятие незаконного или необоснованного судебного акта, только если его вина не будет установлена приговором. А для привлечения к уголовной ответственности судьи УПК РФ предусмотрен отдельный порядок. Не стоит писать жалобу с обоснованием: неверно вынесенное решение. Лучше сухие факты – нарушение норм ГПК при рассмотрении. Еще лучше, если их подтвердит копия протокола судебного заседания, датой вручения изготовленного судебного решения и т.п.

    Куда подается жалоба на судью

    Рядовой гражданин подает жалобу исключительно председателю суда, под чьим руководством трудится судья. Ни в квалификационную коллегию субъекта РФ (для рассмотрения такой жалобы необходимо представление председателя), ни в вышестоящую инстанцию, ни в Высшую квалификационную коллегию. Дело в том, что квалификационная коллегия судей проведет проверку по жалобе на судью только после получения представления председателя суда.

    Редко жалоба на судью действительно приводит к привлечению к дисциплинарной ответственности, но такой документ может стать психологическим стимулом для «нерасторопного» судьи отнестись ответственно к возложенным на него задачам объективного и беспристрастного рассмотрения дела.

    Образцы обращений (в том числе жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда), не относящихся непосредственно к рассмотрению дел

    Образцы обращений (в том числе жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда), не относящихся непосредственно к рассмотрению дел, можно загрузить в удобном для вас формате или открыть их в виде шаблона G oogle (опция доступна при наличии Google аккаунта , при переходе нажмите на кнопку «Использовать шаблон»). Также вы можете загрузить все образцы в виде архива ZIP .

    Обжалование отказа в ознакомлении с материалами дел участников судопроизводство

    Обжалование отказа в копировании участниками судопроизводства материалов дела

    скачать образец в формате DOC , PDF

    Обжалование некорректного обращения судьи или работников аппарата суда

    Обжалование недостатков работы официального сайта суда

    Предложения по улучшению работы сайта суда

    Обжалование отказа в допуске на открытое судебное заседание

    Обжалование непредоставления или несвоевременного предоставления информации о деятельности суда по запросу

    Обжалование отказа в ознакомлении с информацией о деятельности суда, находящейся в архиве

    Обжалование ненадлежащего размещения информации в помещениях суда (на информационных стендах, технических средствах аналогичного значения и т.д.)

    Обжалование несоблюдения судьями назначенного времени заседания

    Обжалование запрета судьей участникам судопроизводства или иным лицам вести аудиозапись заседания

    Обжалование уклонения судьи от вынесения процессуальных актов (например, когда судья без вынесения определения, возвращает заявителю его процессуальное обращение в суд с сопроводительным письмом)

    Обжалование бездействия работников аппарата суда, выражающегося в нерассмотрении или несвоевременном рассмотрении поступивших от участников судопроизводства обращений (например, в случае, когда сотрудниками канцелярии не направляются копии судебных документов участнику судопроизводства по его письменному обращению)

    Обжалование бездействия работников суда по непредоставлению информации по делам по запросу в устной форме (например, в случае, когда сотрудники канцелярии отказываются дать информацию о движении дела по телефону)

    Обжалование отказа сотрудников аппарата суда в принятии каких-либо документов образец предложения, касающегося деятельности суда

    При размещении данных форм (образцов) на сайтах, отличных от сайтов судов общей юрисдикции, ссылка на проект «Инфометр» обязательна.

    Вопросы-ответы

    ПИШЕМ ЖАЛОБУ ГРАМОТНО

    Квалификационная коллегия судей выполняет задачи по:

    • содействию в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
    • защите прав и законных интересов судей;
    • участию в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    • утверждению авторитета судебной власти;
    • обеспечению выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
    • Компетенция квалификационной коллегии судей определена положениями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации на основании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

      Квалификационной коллегией судей принимаются жалобы на действия и бездействие мировых судей, председателей судов, их заместителей, судей районных, городских судов республики. Жалобы в отношении военных судей, председателей арбитражного и краевого судов и вышестоящих судов подлежат рассмотрению Высшей Квалификационной коллегией судей РФ.

      Жалобы на поведение работников аппарата суда подаются руководству этого суда.

      Квалификационная коллегия судей субъекта РФ и Высшая квалификационная коллегия судей не являются судебными инстанциями, не проводят оценку судебных актов, не пересматривают итоги судебного разбирательства, не указывают судьям, как нужно поступить в той или иной ситуации при отправлении правосудия, и какую норму материального или процессуального закона применить.

      Квалификационная коллегия не является контролирующим органом над судами различных уровней. Статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в РФ» напрямую и категорически запрещают любое вмешательство в деятельность судьи при осуществлении правосудия и ККС здесь не исключение.

      Согласно статье 120 (часть 1) Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В силу этого конституционного положения, какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия, в том числе со стороны ККС или отдельных лиц является недопустимым. Более того, Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечёт уголовную ответственность по ст.294 УК РФ.

      Запрет любого вмешательства в деятельность судей по осуществлению правосудия определен в качестве одной из составляющих принципа независимости судей и в соответствующих процессуальных нормах. Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в специальных, установленных процессуальным законом процедурах — посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Иная процедура ревизии судебных актов принципиально недопустима, поскольку тем самым была бы, по существу, перечеркнута обусловленная природой правосудия и установленная процессуальным законом процедура пересмотра судебных решений и проверки правосудности (законности и обоснованности) судебных актов вышестоящими судебными инстанциями. Данная правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года № 1-П, согласуется с международными стандартами в сфере правосудия, исключающими возможность пересмотра судебных актов во внесудебном порядке (статья 4 Основных принципов независимости судебных органов).

      Только суд вышестоящей инстанции в предусмотренном законодательством порядке вправе пересмотреть судебное решение, определение, постановление.

      Согласно ст.27 Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием оснований возвращения в случаях:- отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка;

    • обжалования судебного акта;
    • наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз;
    • если текст не поддается прочтению;
    • если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов;
    • если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны.
    • Действующее законодательство устанавливает определенный и четкий порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Поводом для рассмотрения на заседании квалификационной коллегии судей вопроса о дисциплинарной ответственности судьи является представление председателя соответствующего районного (городского) суда или председателя Верховного суда республики либо обращение Совета Судей РК(п. 1 ст. 22 Закона об органах судейского сообщества). Иной порядок поставит судей в зависимое положение при осуществлении правосудия, и нарушит принципы самостоятельности и независимости судебной власти, неприкосновенности и несменяемости судьи.

      В пункте 1 ст. 28 Положения о порядке работы ККС определено, что поводами для привлечения к дисциплинарной ответственности являются:

      в отношении председателя суда — представление председателя вышестоящего суда,

    • в отношении заместителя председателя суда, судьи — представление председателя вышестоящего суда либо представление председателя суда, в котором замещает должность данный судья, заместитель председателя суда;
    • в отношении мирового судьи — представление председателя соответствующего районного или вышестоящего суда;
    • в отношении председателя, заместителя председателя суда, судьи — обращение соответствующего органа судейского сообщества.
    • В соответствии с п.2 ст.22 Закона об органах судейского сообщества жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц, не указанных в п.1 данной статьи, а также от граждан, проверяются ККС самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.

      Квалификационная коллегия судей, проверив обращение гражданина и усмотрев поступки умаляющие авторитет и достоинство судебной власти, направляет председателю сообщение, разъясняя при этом возможность внести на рассмотрение коллегии представление о привлечении судьи к ответственности.

      Уголовно-процессуальный закон (глава 52 УПК РФ) определяет особый порядок производства по уголовным делам в отношении ряда категорий должностных лиц, в том числе судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей.

      Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении указанной выше категории должностных лиц разрешается соответствующим должностным лицом в порядке, предусмотренном ст.448 ч.1 п.5 УПК РФ.

      Квалификационная коллегия судей уполномочена принимать решения по рассмотрению внесенных Председателем Следственного комитета РФ представления о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

      Важно помнить, что право свободно выражать своё мнение, закрепленное в ст.29 Конституции Российской Федерации, может быть ограничено при его злоупотреблении применением положений ч.2 ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой свобода выражения мнения налагает обязанности и ответственность, может быть сопряжена с определенными санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах защиты общественно значимых благ, в том числе репутации или прав других лиц или «обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия». Поэтому распространение домыслов о судьях, может повлечь привлечение их автора к юридической ответственности, в том числе уголовной за клевету по ст.129 УК РФ.

      Жалоба на председателя суда

      Вопрос-ответ по теме

      Получается, привлечь к ответственности никого нельзя, если на обращение в суд, в том числе, на имя председателя суда, нет ответа в 30-дневный срок? Мне конкретно можно статью, и КУДА подавать жалобу?

      1. Не рассмотрены три обращения на имя председателя.

      2. Не рассмотрена одна жалоба (на отдел судопроизводства) на имя председателя.

      Вы питаете чрезмерные иллюзии и идеализируете отечественную систему. По словам генерального прокурора РФ Юрия Чайки от 13.02.2014, в России за последние три года было незаконно задержано или арестовано более 4 600,00 человек. А всего за три последних года (на февраль 2014) к уголовной ответственности неправомерно было привлечено свыше 14 000,00 человек. И это признанная главой надзорного ведомства цифра, а каково положение на самом деле – остается только догадываться или радоваться неведению. А это человеческие жизни, которые безнаказанно были поломаны. А Вы говорите об ответственности за отсутствие ответа на Ваше электронное обращение (жалобу) и, судя по тону, хотите ответственности для председателя суда. Мы не настолько оптимистично настроены относительно результата такого обжалования.

      Попытайтесь обжаловать бездействие должностного лица (гл. 25 ГПК РФ) – председателя суда в суд по месту нахождения органа, в котором работает это должностное лицо в судебном порядке. Но, учитывая, что сам председатель будет распределять это дело

      Также попытайтесь направить жалобу на бездействие судьи в Квалификационную коллегию судей на имя председателя коллегии судей в областном суде. Данный орган занимается назначением (прием экзамена), увольнением (сложение полномочии), присуждением классных чинов и возложением дисциплинарных взыскании на судей. Находятся Квалификационные коллегии обычно в зданиях соответствующих судов. Не следует жаловаться в Квалификационную коллегию на незаконные решения. Жалоба должна содержать факты нарушении процессуальных норм, недостойного поведения как на судебном процессе (оскорбления, хамство и т.п.), так и за его пределами (в быту, в общественных местах или мероприятиях и т.д.), фальсификацию доказательств и протокола судебного заседания, волокиты и даже нарушения трудовой дисциплины (опоздания, нетрезвое состояние и т.д.).

      В ней перечисляются нарушения, допущенные судьей, а также требуется применить в отношении судьи дисциплинарные меры и пересмотреть решение суда. Желательно отправлять такую жалобу заказным письмом с уведомлением. Жалоба должна быть доказательной, т.е. содержать указания на свидетельства факта нарушения. В противном случае Вас могут привлечь к ответственности за клевету на суд.

      Чаще всего коллегия оправдывает коллег, в лучшем случае, объявляют выговор. Но после жалобы в Квалификационную коллегию провинившийся судья обычно становятся более лояльные к стороне, обратившейся в Квалификационную коллегию.

      Кроме того, жаловаться на судью можно в Администрацию президента или Высший совет юстиции. Но, как правило, подобные жалобы перенаправляются в тот орган, который уполномочен разбирать жалобы на судей, то есть квалификационную коллегию судей.

      Президент РФ, являясь Главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ). Выполнение Президентом РФ функции гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, не даёт ему право на вмешательство в деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализовывать свою функцию как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ может только в тех формах, которые предусмотрены Конституцией РФ, федеральными законами. Глава государства не должен подменять собой конкретные государственные органы, действующие в рамках собственных полномочий, и не имеет права заниматься решением вопросов, отнесённых к компетенции других органов. Данное положение подтверждено постановлением КС РФ от 12.02.1993 № 3-П, в котором предусмотрено, что с учётом основополагающих конституционных принципов – о разделении властей, целях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ может действовать только теми методами и только в пределах тех полномочий, которые закреплены за ним в Конституции РФ. Также в соответствии со ст. 120 Конституции РФ, статьями 1 и 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ, статьями 9 и 10 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1, а также ст. 5 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в порядке апелляционного, кассационного либо надзорного судопроизводства, иная процедура «ревизии» судебных актов не допустима (Постановление КС РФ от 25.01.2001 № 1-П). Согласно абз. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 не могут обжаловаться действия (решения), в отношении которых предусмотрен иной порядок обжалования. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ прямо указано на то, что установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

      Согласно ст. 6 Закон № 3132-I

      1. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится на основании представления Председателя ВС РФ.

      2. Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

      3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

      4. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Указанное представление направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

      5. Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи ВС РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю ВС РФ.

      6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

      Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

      7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 4 Закона № 3132-1, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

      8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

      Согласно ст. 128 Конституции РФ судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

      Таким образом, действующим законодательством предусмотрено два способа (порядка) наделения судей полномочиями в зависимости от уровня суда: Советом Федерации Федерального Собрания РФ (для судей ВС РФ) и Президентом РФ (для всех остальных федеральных судей).

      В п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ закреплено полномочие Совета Федерации по назначению судей ВС РФ (гл. 24 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утв. постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ), а в п. «е» ст. 83 Конституции РФ закреплено соответствующее право Президента РФ на представление кандидатур на замещение должности судьи в вышеуказанных судах.

      При этом, из содержания Конституции РФ можно сделать вывод о том, что Президент России является верховным охранителем правосудия. Суд в России вершится назначенными Президентом России судьями от имени РФ. Главой же РФ является избранный гражданами России Президент, который по Конституции РФ (ст. ст. 83, 84) обеспечивает должное исполнение законов всеми органами власти, являясь гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому ответственность за действия судей прямо переходит не на самих судей, а на ту власть, которая организовала такое судопроизводство и пытается вести реформирование судебной системы по предложенной Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы».

      Как верховный охранитель правосудия Президент России не может бездействовать, когда к нему обращаются граждане с жалобами на судебный произвол. Сегодня уже нельзя, прикрываясь фразами о «независимости судей», «невмешательстве в деятельность суда», уклоняться от сути изложенного в обращениях граждан. Так долго в обществе продолжаться не может. Нужны конкретные действия, направленные, прежде всего, на отстранение от правосудия виновных в судебном произволе либо допускающих халатность при осуществлении правосудия.

      Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

      При этом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния (Постановление Самарского областного суда от 17.02.2015 № 4а-149\2015).

      Но в Вашем случае речь идет не просто о гос. служащих, а о судьях.

      Согласно ст. 16 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

      Согласно ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1

      1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

      4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

      в отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВС республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

      в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно ВС республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

      Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

      Для снятия неприкосновенности существует особый порядок и особые основания.

      Делопроизводством в районном суде занимается аппарат суда, его представляют гражданские служащие. Как только судья поставил подпись — дальнейшей судьбой документа занимаются лица на гражданской службе. Их, в теории, можно подвести под 5.59 КоАП. В теории.

      Судью можно привлечь и к административной, и к уголовной ответственности — но только в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1, т.е. с согласия коллегии судей по представлению Генпрокурора РФ.

      В порядке ст. 6.2 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 административные функции несет председатель суда и его замы. Остальные судьи занимается отправлением правосудия в рамках соответствующих процессуальных норм. Административные функции исполняют не только председатели судов, но и члены ККС. Однако в ККС жалуются по иным основаниям, чем у Вас.

      Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

      Подготовлен по материалам Системы Юрист

      Получить бесплатный доступ

      Обзоры последних изменений

      Как поменялись правила работы юристов в 2018 году. Все изменения в одной статье
      Теперь не найти лояльного нотариуса, так как все работают по одной инструкции. И дело о банкротстве больше не станет неожиданным для должника. Он и все его кредиторы узнают о ваших планах еще до того, как заявление поступит в суд. Зато от инспекторов, которые явятся с проверкой, теперь можно требовать, чтобы они не выходили за пределы проверочных листов и проверяли компанию реже. Все «можно» и «нельзя», которые появились с 1 января 2018 года.

      Новый Обзор практики Верховного суда № 4 (2017)
      Главные выводы ВС, которыми суды будут руководствоваться в 2018 году.

      Как поменять адрес, чтобы вас не вычеркнули из ЕГРЮЛ
      Работать не по адресу регистрации стало еще опаснее. С 1 сентября налоговые инспекции начали исключать из ЕГРЮЛ действующие компании, у которых в ЕГРЮЛ указан фиктивный адрес.

      Срок ликвидации ООО ограничили: изменения с 1 сентября 2017 года
      Теперь закончить ликвидацию ООО нужно в течение года. В законе установили крайний срок.

      Изменения в КоАП РФ в 2017 году
      Все поправки в одной таблице.

      Российский судья: честь или нечисть?

      российский судья, качество правосудия, экзамен на должность судьи, российская юстиция

      Суд и судью судит*

      Аннотация: волокиту судьи можно обжаловать не только в ККС, но и в суд общей юрисдикции.

      «Долг судей – вершить правосудие, а их ремесло –
      оттягивать его. Многие судьи знают свой долг,
      но продолжают заниматься своим ремеслом».
      Ж. Лабрюйер.

      Порядок обжалования решений и определений суда всем известен. А что делать в случае бездействия суда?

      Наверняка, многие сталкивались с ситуацией, когда суд по надуманным причинам волокитит рассмотрение жалобы, поданной на действие должностных лиц.

      К примеру, судья Басманного районного суда г. Москвы Левашова В.Е. уже 3 месяца откладывает рассмотрение моей жалобы на бездействие Председателя СК России (на рассмотрение которой ст. 125 УПК РФ отводит всего 5 дней), который 5 месяцев не может рассмотреть мое заявление о возбуждении уголовного дела по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностным полномочиями) в отношении председателя того же Басманного районного суда г. Москвы, который, в свою очередь, 7 месяцев не принимает мер к назначению к рассмотрению моей жалобы на бездействие того же Председателя СК России, связанного с нерассмотрением моей жалобы на бездействие подчиненных председателя СК РФ.

      И причина отложения у суда «веская»: дескать, председатель СК РФ не реагирует на запросы суда о представлении в суд проверочного материала по моему заявлению о возбуждении уголовного дела по ст. 285 УК РФ в отношении председателя Басманного районного суда.

      Ворон ворону глаз не выклюет.

      Конечно, есть возможность пожаловаться на председателя суда и судью Левашову в квалификационную коллегию судей с целью привлечь их к дисциплинарной ответственности. Забегая вперед, скажу, что так и сделал. Но ККС г. Москвы ожидаемо отписалась, что такие вопросы, якобы, не входят в круг ее полномочий, не взирая на весьма четкую позицию ВС РФ в этом вопросе:

      — в соответствии с п.13 постановления Пленума ВС РФ от 31.05.07 г. № 27 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ О ПРИВЛЕЧЕНИИ СУДЕЙ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ», нарушение судьями без уважительных причин процессуальных сроков по делам свидетельствует о пренебрежении ими служебными обязанностями и судейской этикой, а, в соответствии с п.8 этого же постановления, безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству, несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики;

      — в соответствии с определением Верховного Суда РФ от 08.02.2007 N КАС06-548,
      грубое нарушение норм уголовно-процессуального законодательства и Кодекса судейской этики, допущенное судьей при рассмотрении дел, умаляет авторитет судебной власти, вызывает сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи, что является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности и наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий.

      Но не в этом дело.

      В соответствии со ст.13 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека от 04.10.50 г., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

      Квалификационная коллегия судей (ККС) имеет право привлечь судью к дисциплинарной ответственности. Но это же не решит основную проблему заявителя, с которой он обратился в суд: ККС не вправе рассмотреть вместо суда жалобу на бездействие председателя СК РФ (т.е. осуществить функцию правосудия) или понудить судью (а точнее, суд) сделать это (ст.5 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ»).

      В соответствии со ст.6 названной Конвенции, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом , созданным на основании закона.

      Судом, а не квалификационной коллегией судей.

      Может ли гражданин обратиться с жалобой на бездействие суда (волокиту) в суд?

      В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; бездействие органа государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

      Суд является органом государственной (судебной) власти (ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Следовательно, бездействие суда может быть обжаловано в суд.

      В соответствии со ст. 24 ГПК РФ, дела такого рода должны, по идее, относиться к подсудности районного суда. Причем по территориальной подсудности придется обращаться именно в тот суд, который и допустил бездействие.

      Не может районный суд рассматривать жалобу даже на другой районный суд ( “Par in parem non habet imperium ”)[1], и уж тем более не может районный суд рассматривать жалобу сам на себя ( «Nemo potest esse iudex in propriā causā» )[2].

      В соответствии с ч.4 ст.1 ГПК РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также — суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

      Т.е. по аналогии с административным порядком обжалования (жалоба в порядке подчиненности на незаконные действия (бездействие) государственного органа (должностного лица) подаются в вышестоящий государственный орган (должностному лицу)), обжалованием в вышестоящий суд решений суда и правовыми принципами “Par in parem non habet imperium” и «Nemo potest esse iudex in propriā causā» туда же (в вышестоящий суд) должны обжаловаться и действия (бездействие) суда.

      В кассационном определении № 32-Г03-6 от 28.04.03 г. судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу (изменив определение областного суда), что жалобы на бездействия суда вообще не подведомственны судам общей юрисдикции, т.к., в соответствии с ч.1 ст. 134 ГПК РФ, такие жалобы не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и, в соответствии со ст.16 Закона РФ «О статусе судей», судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за действия, совершенные им при осуществлении правосудия, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

      Дословно примененная ВС РФ норма изложена следующим образом: «заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке».

      В ином, но судебном порядке (а не в ККС).

      Принимая во внимание, что ч.1 ст.134 ГПК РФ указывает на невозможность рассмотрения в порядке именно гражданского судопроизводства, и что имеются (помимо гражданского) еще и другие порядки судопроизводства (согласно ст.118 Конституции РФ, есть еще конституционное, административное и уголовное; а гражданское судопроизводство еще делится на гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное) можно прийти к выводу, что эта норма имеет ввиду возможность рассмотрения заявления в каком-то другом судебном порядке.

      Какому суду, по мнению ВС РФ, подведомственны жалобы на бездействие суда? Конституционному? Или арбитражному? Или, может быть, третейскому?

      Или ВС РФ полагает, что подобные жалобы надо рассматривать в порядке уголовного судопроизводства или производства по делам об административных правонарушениях?

      Скорее второе, раз судебная коллегия ссылается на невозможность привлечения судьи к какой-либо ответственности за действия, совершенные им при осуществлении правосудия.

      Но причем тут привлечение к ответственности? Никто об этом вопрос и не ставит. Речь идет не о наказании судьи (да и вообще речь идет о бездействии не судьи, а суда, как государственного органа, уполномоченного рассматривать определенные дела), а о признании незаконным бездействия государственного органа (суда) и обязании его устранить допущенное нарушение закона (т.е. прекратить бездействие и рассмотреть заявление гражданина по существу).

      Кстати (для тех, кто на бронепоезде), ст. 22 ГПК РФ («Подведомственность гражданских дел судам») устанавливает, что суды рассматривают и разрешают дела, вытекающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ (по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти , т.е. и судов в том числе ).

      Когда обжалуются действия суда в виде решений (акты правосудия), то такие жалобы подаются во 2-ю судебную инстанцию, поскольку по этому вопросу уже есть судебное решение. При этом основным предметом жалобы все равно являются неправомерные действия ответчика (ошибочное решение суда выступает в качестве факультативного предмета жалобы). Когда же подается жалоба на бездействие суда или на его незаконные действия (когда, например, суд без вынесения процессуального решения сбывает с рук адресованную ему жалобу, перенаправив ее в другие государственные органы), то речь идет уже о незаконности действий (бездействии) самого суда 1-ой инстанции , которые, естественно, нельзя обжаловать в суд 2-ой инстанции (поскольку по этому вопросу (незаконным действиям (бездействию) суда) еще не было вынесено никакого судебного решения).

      Поэтому с жалобой на незаконные действия (бездействие) суда нужно обращаться в суд не 2-ой инстанции, а 1-ой.

      Но, как отмечалось выше, это должен быть вышестоящий суд по отношению к тому суду, который допустил незаконные действия (бездействие).

      * Пословица
      [1] Равный над равным власти не имеет (лат).
      [2] Никто не может быть судьей в собственном деле (лат).