Гражданская защита сущность

Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.
МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ, для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО (в городских районах — участковые команды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты).
Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100— 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200—500 человек жителей — при домоуправлениях.

В группы самозащиты, как правило, входило пять подразделений: медицинское; противопожарной защиты; охраны порядка; наблюдения; обслуживания убежищ.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения — в общественных оборонных организациях.

Перед началом Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарная служба; службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций с помощью городских органов власти.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс, налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

В 50-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие — ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно- ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО).

Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50—60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств — США, Германии, Канаде, Италии, Швеции, Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от ОМП; оповещением об опасности нападения противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время; защита производственных фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное — начальником ГО СССР, который являлся заместителем Министра обороны СССР. На местах ответственность за ГО возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО.

Таким образом, с момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством, для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

Принятие в последние годы международных соглашений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижает возможность применения ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключает.

Все большая роль в ведении новых войн отводится высокоточному обычному оружию и оружию, созданному на новых физических принципах.

В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм (вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну потрясли взрывы жилых домов в Москве, оборвавшие десятки человеческих жизней. В октябре 2002 г. захват террористами Театрального центра на Дубровке поставил под угрозу сотни человеческих жизней зрителей мюзикла «Норд-Ост».

В этих условиях сохраняется роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.


Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Гражданская оборона преследует самую гуманитарную цель — оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий. Мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения.

Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.
В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (вклейка, фото 3).

План гражданской обороны РФ утверждает и вводит в действие в случае необходимости Президент Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации: руководит обучением способам защиты от опас -ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимает участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; оказывает содействие органам государственной власти, в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство гражданской обороной на территории субъектов РФ и_муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов_ислолнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Все они по должности являются начальниками гражданской обороны.

1. Подготовьте устное сообщение по теме «Условия и история создания гражданской обороны в нашей стране».
2. Назовите основные принципы организации гражданской обороны и ее предназначение.
3. Перечислите задачи гражданской обороны.
4. Как осуществляется управление гражданской обороной?

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы-конспекты уроков поОсновы безопасности жизнедеятельности 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование ОБЖД 10 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Гражданская защита

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое «Гражданская защита» в других словарях:

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА — совокупность государственных структур и процедур, обеспечивающих защиту и помощь населению и охрану собственности и окружающей среды в связи со стихийными или антропогенными бедствиями … Юридическая энциклопедия

гражданская защита — civilinė sauga statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Civilinė krašto apsaugos funkcija, apimanti valstybės institucijų, vietos savivaldos vykdomųjų institucijų, visų ūkio subjektų, visuomeninių organizacijų bei gyventojų… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

Гражданская защита — Основные законодательные акты Российской Федерации в области Гражданской защиты ФЗ 68 О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА от 21 декабря 1994 года ФЗ 28 О Гражданской обороне от 12.02.1998 ФЗ 151 Об аварийно… … Википедия

Гражданская защита — – схемы, обычно применимые социальным работником координатором, который находит и подбирает адвокатов и партнеров для защиты своего клиента; при этом часто является важным, чтобы по возможности отношения между двумя сторонами были долгосрочными.… … Словарь-справочник по социальной работе

Гражданская защита — комплекс мероприятий по подготовке к защите по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей в ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА — Совокупность государственных структур и процедур, обеспечивающих защиту и помощь населению и охрану собственности и окружающей среды в связи со стихийными или антропогенными бедствиями. Словарь современных военно политических и военных терминов… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

Гражданская защита (журнал) — Журнал «Гражданская оборона» иллюстрированное научно методическое и практическое издание МЧС России. Выпускается с 1956 г. С 1985 г. называется «Гражданская защита». Предназначено для специалистов, работающих в области Гражданской … Википедия

Медаль «50 лет журналу „Гражданская защита“» — Медаль «50 лет журналу „Гражданская защита“» … Википедия

Журнал «Гражданская Защита» — ежемесячное иллюстрированное научно методическое и практическое издание МЧС России. Выпускается с 1992 вместо журнала Гражданская оборона , который был основан в 1956 г. Журнал предназначен для специалистов, работающих в области гражданской… … Словарь черезвычайных ситуаций

Журнал Гражданская защита — ежемесячное иллюстрированное научно методическое и практическое издание МЧС России. Выпускается с 1956 г. Предназначен для специалистов, работающих в области ГО и ЧС, спасательного дела, медицины катастроф, а также преподающих, изучающих и… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Гражданская оборона. Основные задачи. История.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

— координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

— поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

— специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

— эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

— организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

— обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Гражданская защита ( ГЗ )

Гражданская защита (ГЗ) – это комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства (далее — территории), материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Термин гражданская защита и его определение широко используется специалистами, что обусловлено:

  • его предметностью и соответствием содержанию терминов «противодействие чрезвычайным ситуациям», «защита населения и территории», «предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», «гражданская оборона»;
  • краткостью, емкостью, удобностью в употреблении, т.к. он объединяет в себе и заменяет все вышеназванные термины со всеми их смысловыми оттенками и различиями.
  • Это понятие охватывает и термин «гражданская оборона», поскольку фактическим смыслом деятельности в рассматриваемой области является защита, а не такой конфликтный метод активного противодействия, как оборона. Термин гражданская защита аналогичен названию подобных областей деятельности и систем гражданской защиты многих развитых государств, чем упрощает международное сотрудничество в этой области, сохраняет преемственность международных правовых документов, сформулированных применительно к гражданской обороне, поскольку на него распространено действие Протокола 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войны (Амманская конференция Международной организации гражданской обороны, 1994) и других актов.

    Для реализации комплекса мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, территории, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий предполагается создание единой государственной системы гражданской защиты на основе уже идущего процесса интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и системы гражданской обороны. Этот процесс объективен по следующим причинам:

    • единства физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
    • сходства воздействия на людей и объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
    • единства целевых функций системы на мирное и военное время (предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение возможного ущерба от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций);
    • сходства функциональных задач на мирное и военное время, обусловленного единством целевых функций, возможности решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;
    • сходства методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных воздействий в мирное и военное время;
    • возможности использования при противодействии чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, а также опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, в значительной степени одних и тех же технических средств, материалов и имущества.

    Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

    О СУЩНОСТИ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА» НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

    Решетников Игорь Викторович

    соискатель кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов, г. Москва

    Известно, что происхождение понятия «гражданская оборона», связано с основанием в 1931 году французским генералом медицинской службы Жоржем Сен-Полем Ассоциации «Женевских зон», переросшей впоследствии в Международную организацию гражданской обороны. С французского языка термин «Protection civile» переводится специалистами на русский язык и как «гражданская оборона», и как «гражданская защита». Представляется, что выбор российским законодателем термина «гражданская оборона» позволяет юридически более точно охарактеризовать данную многоаспектную правовую категорию.

    В научной литературе термин «гражданская оборона» первоначально понимался как система общегосударственных мероприятий, проводимых для защиты населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Следует отметить, что сравнение данной дефиниции, как, впрочем, и многих последующих определений термина «гражданская оборона», в том числе легитимного, с законодательным определением термина «оборона», показывает недостаточно четкое соотношение «часть — целое». Термин «оборона» в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011)«Об обороне» определяется как система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории [15].

    Для конкретизации сущности понятия «гражданская оборона» представляет несомненный интерес сравнительно-правовой анализ ее правового регулированияв некоторых зарубежных странах, необходимость осуществления которого определяется также и конкретным направлением, отраженным в Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года [13], так как развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны предполагает гармонизацию национальных правовых актов в области гражданской обороны с целью формирования правовой базы Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза, Шанхайской организации сотрудничества с учетом потенциала и специфики деятельности каждой из этих многосторонних структур.

    Прежде всего, можно отметить, что в названиях законов Республик Молдова, Узбекистан и Кыргызской Республики зафиксирован термин «гражданская защита», который является эквивалентом термина «гражданская оборона».

    В большинстве анализируемых Законов гражданская оборона (защита) характеризуется как система (совокупность, часть) мероприятий именно защитной направленности, однако исключением служит закон Украины, в котором гражданская оборона отождествляется с государственной системой органов управления: она является «государственной системой органов управления, сил и средств, создаваемой для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного и военного характера» [10]; в законодательстве Республики Казахстан объединены вышеназванные подходы и гражданская оборона определяется и как государственная система органов управления и как совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [6].

    В законодательстве Республик Беларусь, Армения, Узбекистан, Таджикистан акцент сделан на «военной» составляющей; аналогичную оценку определения понятия «гражданская оборона» в российском законодательстве дал В. Шойгу: «само понятие гражданской обороны достаточно жестко привязано именно к состоянию войны» [17].

    Гражданская оборона в законодательстве Республики Армения представлена как система мероприятий, направленных на защиту или подготовку к защите населения и материальных ценностей в случае вооруженного нападения на Республику Армения, наличия его непосредственной угрозы, либо объявления войны Национальным Собранием Республики Армения [4].

    Легитимное определение гражданской обороны в Республике Беларусь в Законе от 27 ноября 2006 г. № 183-З «О гражданской обороне» [5]сводит ее к части оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Закон Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 80-II«О гражданской защите» [9] определяет гражданскую защиту как государственную систему мероприятий, проводимых в целях защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей Республики Узбекистан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Гражданская оборона по законодательству Республики Таджикистан ― это система общегосударственных оборонных и защитных мероприятий, направленных на защиту населения, экономики и территории страны до начала и при возникновении боевых действий [8].

    Распределение целевой нагрузки военной и мирной составляющей присутствует в следующих определениях категории гражданской обороны (защиты).

    Закон Азербайджанской Республики определяет гражданскую оборону как систему мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, в целях обеспечения безопасности в мирное время или во время войны населения (граждан Азербайджанской Республики, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Азербайджанской Республики) и территории (земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды в пределах территории Азербайджанской Республики) [2].

    Закон Республики Туркменистан конкретизирует гражданскую оборону как совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [11].

    Гражданская защита — составная часть системы общегосударственных и оборонных мероприятий, обеспечивающих в мирное и военное время защиту населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биолого-социального характера, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [3].

    В Республике Молдова гражданская защита ― это система общегосударственных мер и мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время с целью обеспечения защиты населения, собственности в условиях стихийных и экологических бедствий, аварий, катастроф, эпифитотий, эпизоотий, пожаров и в случае применения современных средств поражения [7].

    В Латвии гражданская оборона ассоциируется с обеспечением устойчивой работы объектов промышленности, коммерческих обществ, учебных заведений в случае возникновения внешних угроз, к которым причислены стихийные бедствия, катастрофы, аварии, чрезвычайные ситуации. С января 2007 года в Латвийской Республике вступил в силу закон «О гражданской обороне», в соответствии с которым понятие гражданской обороны определяется как совокупность организаторских, инженерно-технических, экономических, финансовых, социальных, просветительских и научных мероприятий, которая реализуется для обеспечения реагирования в случаях катастроф или при наличии угрозы катастрофы, а также для поддержания потребностей системы государственной обороны, если произошло военное нападение или началась война. Следует также отметить, что в Латвии Государственная пожарно-спасательная служба Министерства внутренних дел управляет действием системы гражданской обороны, координирует и контролирует ее [1].

    В Эстонии закон о гражданской обороне, принятый в 1992 году, трансформировался в более основательный, по мнению Министра внутренних дел республики Тармо Лоодуса, закон о готовности к действиям в кризисной ситуации [12].

    Руководствуясь законом Литовской Республики о гражданской обороне, хозяйственные субъекты и другие учреждения обязаны заботиться о том, чтобы их деятельность не вызвала бы угрозы здоровью или жизни других жителей, имуществу, окружению и не нарушила нормального (привычного) ритма деятельности и жизни [14].

    Исследование терминологической составляющей законов о гражданской обороне стран постсоветского пространства позволил выявить, что определения базовой правовой категории «гражданская оборона» в достаточной степени вариативно, возможно, что данным термином обозначены не в полной мере совпадающие правовые явления. В то же время, осуществленный анализ законодательных определений термина «гражданская оборона (защита)», позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на все многообразие подходов к исследуемой дефиниции, выделяетсятенденция расширения сферы деятельности гражданской обороны: она призвана решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что нашло отражение ив легитимном определении гражданской обороны, содержащемся в Федеральном законе Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»: это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [16].

    С учетом вышеназванной тенденции и в целях совершенствования терминологического аппарата исследуемой проблемы предлагается определение гражданской обороны как системы государственных мероприятий по защите населения, экономики, территории, материальных и культурных ценностей Российской Федерации, обеспечению общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера и в случае военных действий.

    Гражданская защита сущность

    Основные задачи гражданской обороны

    Гражданская оборона является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражений и стихийных бедствий.

    Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

    Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.).

    Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.

    Повышение устойчивости объектов экономики отраслей и их функционирования в чрезвычайных условиях.

    Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой.

    Проведение аварийно – спасательных и других неотложных работ

    Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолетов, вертолетов, и других летательных аппаратов

    Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.