Договор об организации питания в образовательной организации

Договор об организации питания обучающихся: проблемы юридической квалификации и правовой сущности. Статьи по предмету Гражданское право

ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ

Л.В. ОСИПОВА

В настоящее время в правоприменительной практике все чаще можно встретить исковые заявления прокуроров в арбитражные суды с требованием о признании договоров об организации питания обучающихся (заключаемых образовательными организациями) недействительными сделками по мотиву их мнимости (часть 2 ст. 170 Гражданского кодекса РФ) .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2013 г. по делу N А56-21532/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 г. по делу N А56-21531/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

В целях определения квалификации договора об организации питания обучающихся необходимо обратиться к части 2 ст. 170 ГК РФ, согласно которой притворной признается сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, и является ничтожной. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дал разъяснение: «. согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно» (п. 87).

Таким образом, договор об организации питания обучающихся (сделка) может быть признан недействительным только в случае совокупности следующих обстоятельств: договор направлен на достижение других правовых последствий; прикрывает иную волю всех участников сделки. При этом намерения одного участника совершить притворную сделку для применения пункта 2 ст. 170 ГК РФ недостаточно. В связи с этим лицу, заявляющему о недействительности сделки (договора об организации питания обучающихся), необходимо доказать, что договор имеет целью не организацию питания обучающихся (и такие правовые последствия вообще отсутствуют), а направлен на иные правовые последствия, которые также необходимо установить.

Для выяснения правовой сущности рассматриваемого договора (и его правовых последствий) необходимо обратиться к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 15 п. 3 и пунктом 6 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в числе прочего создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организация питания обучающихся. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся (ст. 41 Закона N 273-ФЗ). При этом согласно пункту 1 ст. 41 охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе:

— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

— организацию питания обучающихся.

Прямой нормой статьи 37 Закона N 273-ФЗ определено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Следует заметить, что организация питания обучающихся является не просто обязанностью образовательного учреждения, а лицензионным требованием, соблюдение которого лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В силу пункта 40 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно пункту 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 37 (организация питания обучающихся) и статьей 41 (охрана здоровья обучающихся) Закона N 273-ФЗ.

Таким образом, выяснив, что образовательная организация обязана обеспечить организацию питания обучающихся (являющегося лицензионным требованием), необходимо установить, через какой правовой механизм осуществляется реализация организации питания обучающихся.

Закон N 273-ФЗ содержит всего лишь термин «организация питания обучающихся», но не определяет ни содержание этого понятия, ни механизм реализации данного действия. Не дает ответ на поставленный вопрос и анализ подзаконных актов Министерства образования РФ. В связи с этим следует проанализировать Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, согласно статье 9.2 этого Закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Закона N 7-ФЗ).

Пункт 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ определяет, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и вправе осуществлять только виды деятельности, определенные в учредительных документах. Если бюджетное учреждение в качестве цели (не основной) ставит извлечение прибыли, такая цель должна быть отражена в Уставе.

Что касается имущества, закрепленного за учреждением, то согласно статье 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, законодателем установлен предел владения и пользования имуществом, переданным учреждению:

— назначение имущества (переданного в оперативное управление учреждению).

Буквальное толкование вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу: имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением, может быть использовано учреждением в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности. То есть, если извлечение прибыли не является основной целью деятельности учреждения (не установлена в Уставе), то имущество, закрепленное за учреждением, не может быть использовано в целях предпринимательской деятельности. И наоборот: если извлечение прибыли наличествует в Уставе учреждения в качестве основной цели деятельности, оно вправе использовать закрепленное имущество в предпринимательских целях (при соблюдении назначения имущества).

Для выяснения правового механизма, через который осуществляется реализация образовательным учреждением обязанности по организации питания обучающихся, необходимо обратиться к письму Рособрнадзора от 23 декабря 2011 г. N 05-4806 «О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом требований и условий при осуществлении образовательной деятельности». Так, в разделе IV (правовые аспекты соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности) указанного письма определено, что при проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий «необходимо также учитывать наличие условий для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием. Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 32 Закона «Об образовании» 1992 г. создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения отнесено к компетенции образовательного учреждения.

При этом у лицензиата должны быть оборудованные для этих целей соответствующие помещения, договор (или иной локальный акт образовательного учреждения) об организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. При наличии в штате образовательного учреждения медицинского работника наличие лицензии на медицинскую деятельность обязательно».

Таким образом, бюджетное учреждение (обладая специальной правоспособностью), исполняя лицензионное требование по организации питания обучающихся, должно соблюсти правовые аспекты соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, а также учесть цель деятельности учреждения, назначение имущества, переданного в оперативное управление учреждению.

Системное толкование обозначенных выше норм права позволяет сделать вывод, что лицензионное требование по организации питания обучающихся должно быть реализовано через договор об организации питания. При этом следует заметить: договор об организации питания достаточно многогранен, он может исполняться по месторасположению, выбранному заказчиком, может быть в форме выездного обслуживания, розничной продажи продукции общественного питания и т.д.

В частности, ГОСТ Р 55051-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу» устанавливает общие требования к организации кейтеринга. Предприятие по оказанию услуг кейтеринга (кейтеринговая компания, организация) — предприятие общественного питания (индустрии питания), оказывающее услуги по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и физическими лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания.

ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» также дает понятие кейтеринга, под которым понимается деятельность предприятия общественного питания (индустрии питания), заключающаяся в оказании услуг по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и частными лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания с привлечением всех предприятий и служб, оказывающих подрядные услуги по организации питания.

При этом часть 2 ГОСТ 31985-2013 устанавливает, что кейтеринг различают по месту, способу оказания услуг и их стоимости: событийный кейтеринг, питание на транспорте (в том числе бортовое питание), социальное питание (в образовательных и медицинских учреждениях, корпоративное питание, питание в исправительных заведениях, армии и т.д.).

Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:

— организация питания обучающихся является обязанностью образовательной организации (лицензионное требование при осуществлении образовательной деятельности) и должна быть реализована через договор об организации питания (письмо Рособрнадзора от 23 декабря 2011 г. N 05-4806);

— кейтеринг (договор об организации питания обучающихся), квалифицируемый по способу оказания услуг, является социальным питанием (осуществляемым образовательными учреждениями) (ГОСТ 31985-2013, ГОСТ Р 55051-2012).

Следующий вопрос, требующий выяснения, заключается в определении статуса имущества, с возможным использованием которого осуществляется кейтеринг. Для этого необходимо обратиться к ГОСТам, которые регулируют отношения по кейтерингу. Так, ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» устанавливает, что общественное питание (индустрия питания) — самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

ГОСТ 31985-2013 определяет кейтеринг как деятельность предприятия общественного питания, заключающуюся в оказании услуг по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и частными лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания с привлечением всех предприятий и служб, оказывающих подрядные услуги по организации питания.

Таким образом, услуги по организации питания (кейтеринг) могут быть осуществлены вне места нахождения предприятия общественного питания. Месторасположение оказания таких услуг определяется сторонами, т.е. стороны могут определить, что местом оказания услуг могут быть, например, помещения, принадлежащие заказчику (что не означает их передачу во временное владение и (или) пользование).

В данном контексте необходимо напомнить норму статьи 296 ГК РФ, согласно которой учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением указанного имущества.

В результате услуга по организации питания (кейтеринг) может осуществляться без передачи помещений исполнителю. Однако возможна и передача имущества исполнителю в целях оказания услуг по организации питания. В данном случае возникает вопрос, на каком праве возможна передача имущества: на праве аренды (ст. 606 ГК РФ) или безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ)?

Установив обязанность образовательного учреждения обеспечить организацию питания, законодатель устранился от регулирования правоотношений, позволяющих определить, на каком праве может быть передано имущество исполнителю. Учитывая, что специальное правовое регулирование по рассматриваемому вопросу отсутствует, представляется, что решение данного вопроса возможно только с учетом специальной правоспособности образовательного учреждения.

В ходе исследования выяснен предел владения и пользования имуществом, переданным учреждению в оперативное управление:

— цель деятельности учреждения;

Если бюджетное учреждение своей целью в учредительных документах не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (и отсутствует прямое указание законодателя на передачу имущества в аренду в целях организации питания обучающихся), то заключение договора аренды будет осуществлено в противоречие с целями деятельности образовательного учреждения, обладающего специальной правоспособностью.

Что касается передачи образовательной организацией в безвозмездное пользование имущества (ст. 689 ГК РФ) в целях организации питания исполнителю услуги, то данное «оформление отношений» не противоречит специальной правоспособности образовательной организации (даже является соблюдением правоспособности), не нарушает специальный запрет, которого не существует в правовом регулировании рассматриваемых отношений.

Таким образом, договор об организации питания обучающихся детерминирован образовательной деятельностью образовательной организации; специальное и надлежащее правовое регулирование отношений по определению объема и характера прав по передаче и (или) не передаче учреждением имущества в целях исполнения договора об организации питания в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

Библиография

  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2013 г. по делу N А56-21532/2012.
  • Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 г. по делу N А56-21531/2012.
  • Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

    • Москва, Московская область
      +7 (499) 703-47-96
    • Санкт-Петербург, Ленинградская область
      +7 (812) 309-56-72
    • Федеральный номер
      8 (800) 777-08-62 доб. 141
    • Звонки бесплатны.
      Работаем без выходных

      Договор на организацию питания обучающихся

      Вопрос-ответ по теме

      Здравствуйте, организация общественного питания арендует, по договору аренды, у образовательной организации (колледж) помещение для обеспечения питанием обучающихся и сотрудников колледжа. Питание предоставляется обучающимся на платной основе. Нужно ли образовательной организации заключать договор на организацию питания обучающихся или какой-то другой договор (укажите вид договора)?

      Согласно п. 1 ст. 37 Закона обязанность по организации питания обучающихся возложена на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

      Образовательное учреждение может организовать питание студентов двумя способами:

      — самостоятельно. В этом случае оно должно иметь собственную столовую и соответствующий штат специалистов, приобретать продукты питания и т.д.;

      — через сторонние организации общественного питания.

      Минобрнауки России в Письме от 04.02.2011 № 03-66 «О применении механизма частно-государственного партнерства в сфере образования» подтверждает возможность передачи хозяйственных функций образовательных учреждений по организации горячего питания внешним исполнителям, которыми могут быть юридические лица, либо индивидуальные предприниматели, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества два и более юридических лица.

      Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».

      Статья. При сдаче помещений в аренду учтите ограничения

      Особые правила аренды государственных и муниципальных помещений

      Запрещено использовать помещения образовательных учреждений для распространения алкогольной продукции и табачных изделий, деятельности политических партий, общественно-политических и религиозных движений (организаций)

      Сдача в аренду недвижимого имущества зачастую позволяет государственным и муниципальным образовательным организациям не только извлекать дополнительные доходы, но и более эффективно использовать имеющиеся площади. ОднакоФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) не предусматривает для образовательных организаций каких-либо преференций в арендных отношениях. Они должны подчиняться общим нормам Гражданского кодекса РФ об аренде, а также положениям, регламентирующим статус юридических лиц.

      И все же есть один нюанс. Большинство образовательных организаций – это бюджетные и автономные учреждения, не обладающие правом собственности на недвижимость, которая находится в их пользовании. Следовательно, они обязаны согласовывать с собственником такого имущества операции по сдаче его в аренду.

      Для заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества предусмотрен особый порядок. Он прописан в статье 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ). Так, по общему правилу такой договор можно заключить только по результатам конкурса или аукциона. Однако частью 3.1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ установлено исключение, позволяющее оформить аренду без проведения этих процедур. Оно касается следующих юридических лиц:

      К результатам интеллектуальной деятельности можно отнести программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)

    • государственных и муниципальных образовательных организаций, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
    • бюджетных и автономных научных учреждений.
    • Но одновременно должны быть соблюдены следующие требования:

    • арендатор – хозяйственное общество, созданное арендодателем;
    • деятельность арендатора состоит в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, право использования которых внесено в качестве вклада в его уставный капитал;
    • в договоре аренды прописан ряд запретов.
    • О запретах я расскажу позже. А пока давайте подробно рассмотрим порядок действий образовательного учреждения, которое хочет заключить такой договор без проведения конкурса или аукциона.

      Когда еще можно не проводить конкурс или аукцион

      Общее правило не действует, если образовательное учреждение заключает договорыаренды или безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества с такими категориями арендаторов (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ):
      – с медицинскими организациями. Договор заключают с целью охраны здоровья учащихся и работников учреждения;
      – с организациями общественного питания. Заключение договора аренды позволяет создать необходимые условия для питания обучающихся и работников бюджетного учреждения;*
      – с физкультурно-спортивными организациями. Заключение договора аренды позволяет создать условия обучающимся для занятия физкультурой и спортом.

      Алгоритм сдачи в аренду без проведения торгов

      Примите заявку на аренду

      Прежде всего потенциальный арендатор направляет в учреждениезаявку на аренду. Она должна содержать следующие сведения:

    • потребность хозяйственного общества в имуществе;
    • количество новых технологий, которые планируется получить при применении обществом результатов интеллектуальной деятельности за пять лет;
    • объем научно-технической продукции, количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые общество планирует произвести (оказать) за пять лет.
    • Убедитесь, что к заявке приложены документы, перечень которых приведен в пункте 3 Правил № 677.

      Рассмотреть заявку необходимо в течение 10 рабочих дней со дня ее регистрации. В этот же срок учреждение информирует хозяйственное общество о наличии или отсутствии требуемого ему имущества. А также (в первом случае) о решении обратиться к своему учредителю за согласованием передачи имущества в аренду.

      Согласуйте заключение договора с учредителем

      При наличии двух и более заявок с учредителем согласуют ту, что поступила раньше

      Направьте учредителю соответствующее обращение. При этом полномочия подписавшего его лица необходимо подтвердить.

      К обращению приложите документы, предусмотренные пунктом 6Правил № 677, в частности:

    • перечень правоустанавливающих документов на результаты интеллектуальной деятельности;
    • выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документ должен быть выдан не ранее чем за месяц до его направления в государственные органы по управлению государственным имуществом или орган по управлению муниципальным имуществом;
    • заверенные в установленном порядке копии документов технического учета в отношении недвижимого имущества;
    • отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности;
    • документ учреждения, содержащий анализ влияния предоставления имущества в аренду без права выкупа на его основную деятельность.
    • Установлен запрет на нецелевое использование общежитий

      Законом № 273-ФЗ закреплено принципиальное положение: если в образовательном учреждении есть нуждающиеся в жилье студенты, оно не имеет права использовать комнаты для целей, не связанных с проживанием обучающихся. А статьей 92 Жилищного кодекса РФ определены виды специализированных жилых помещений. Комнаты в общежитиях входят в их число. Согласно части 3 упомянутой статьи, специализированные жилые помещения не подлежат передаче в аренду, внаем, за исключением их передачи по договорам найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

      Дождитесь рассмотрения заявки

      Зарегистрировав обращение, учредитель рассмотрит его в течение 15 рабочих дней. Будьте готовы к тому, что он может запросить пояснения.

      Если в течение 30 дней от органа по управлению имуществом ответа так и не поступило, обращение считается согласованным
      (п. 12 Правил № 677)

      Допустим, учредитель запросил пояснения, рассмотрел обращение и не согласовал его. Тогда не позднее 30 дней со дня поступления указанных пояснений он направляет в учреждение отказ. Причем решение должно быть мотивированным. Но даже если учредитель согласен на передачу имущества в аренду, процесс согласования на этом не окончен. Он обязан направить аналогичное обращение в орган по управлению имуществом. А тот, в свою очередь, должен рассмотреть представленные документы в течение не более 15 рабочих дней.

      Затем учредитель направляет учреждению решение о согласовании обращения или об отказе в согласовании. И только получив положительный ответ, учреждение имеет право сдать помещение в аренду.

      Учтите в договоре аренды обязательные требования

      Пунктом 15 Правил № 677 определен целый ряд запретов к содержанию договора аренды. А именно:

    • на выкуп передаваемого в аренду имущества;
    • на передачу в субаренду имущества;
    • на передачу хозяйственным обществом своих прав и обязанностей, предусмотренных договором, другим лицам;
    • на предоставление имущества в безвозмездное пользование;
    • на залог арендных прав;
    • на использование имущества в целях, не связанных с практическим применением результатов интеллектуальной деятельности.
    • 10 дней — в течение такого срока после заключения договора арендыучреждение должно письменно уведомить учредителя и орган по управлению имуществом

      Кроме того, в договоре аренды пропишите обязанность хозяйственного общества ежегодно представлять копию бухгалтерского отчета о финансовой деятельности за предыдущий год и информацию, предусмотренную пунктом 16 Правил № 677.

      Размер и порядок внесения арендной платы определите с соблюдением следующих условий:

    • в первый год аренды – 40 процентов размера арендной платы;
    • во второй год аренды – 60 процентов;
    • в третий год аренды – 80 процентов;
    • в четвертый год аренды и далее – 100 процентов.
    • Размер указанной арендной платы устанавливают в процентном отношении на основании отчета об оценке рыночной арендной платы. Он должен быть подготовлен в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности».

      Договор на организацию питания студентов

      Договор возмездного оказания услуг – это соглашение, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги.

      Нормы договора возмездного оказания услуг регулируются главой 39 ГК РФ (ст. 779-783).

      Договор на организацию питания студентов заключается между образовательным учреждением, выступающим в роли Заказчика, и предприятием общественного питания, выступающим в роли Исполнителя. Целью заключения данного вида соглашения о возмедном оказании услуг является организация общественного питания студентов, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения в соответствии с принятыми стандартами качества.

      Приведенные ниже рекомендации относятся к общему случаю составления договора на организацию питания студентов. Для создания документа на ваших условиях воспользуйтесь шаблоном FreshDoc Договор оказания услуг питания.

      Структура и содержание типового образца договора на организацию питания студентов

      1. Место и дата заключения.
      2. Наименование сторон.
      3. Предмет договора. Содержит информацию о месте оказания услуг и непосредственно описание услуг, которые обязуется оказать исполнитель по поручению заказчика. Привести описание услуг можно в тексте договора, а можно вынести в отдельный документ — Перечень услуг, который после утверждения сторонами становится неотъемлемой частью типового образца договора услуг питания. Поручение (задание) заказчика так же можно вынести в отдельный документ — Задание на оказание услуг, который после утверждения сторонами становится неотъемлемой частью соглашения. В этом же пункте рекомендуется указать на возможность, порядок (к примеру, с письменного согласия заказчика) и условия привлечения исполнителем соисполнителей. Также в этом пункте оговаривается, что качество услуг питания должно соответствовать требованиям «Правил предоставления оказания услуг общественного питания»
      4. Срок действия договора. Указываются даты (или события) начала и окончания действия соглашения.
      5. Срок оказания услуг. Может определяться в тексте договора, а может определяться в приложении — Перечень услуг.
      6. Права и обязанности сторон. Пункт содержит информацию о правах и обязанностях сторон по вопросам о качестве исполнения услуг, например, обязательство исполнителя соблюдать технологию производства, обеспечивающую качество и пищевую ценность блюд и кулинарных изделий Содержание пункта зависит от условий, на которых заключается договор.
      7. Порядок сдачи-приема услуг. Указываются сроки, этапы и условия сдачи-приема услуг, включая порядок устранения недостатков и составления Отчета об указанных услугах, Акта сдачи-приема оказанных услуг и Счета-фактуры.
      8. Стоимость услуг. Содержание пункта зависит от условий, на которых заключается договор услуг на организацию питания студентов.
      9. Порядок расчетов. Порядок и способ оплаты можно указать в тексте договора, а можно вынести его в отдельный документ — График платежей, который после утверждения сторонами становится неотъемлемой частью договора.
      10. Ответственность сторон. Прописывается ответственность обеих сторон за ненадлежащее исполнение обязательств или отказ от их исполнения.
      11. Основания и порядок расторжения договора. Условия при которых стороны могут пойти на расторжение договора в одностороннем порядке. И другие условия, по соглашению сторон.
      12. Разрешение споров из договора. Описывается порядок досудебного и судебного урегулирования споров. Для решения подобных вопросов можно воспользоваться процедурами и документами, содержащимися в разделе FreshDoc.Иски.
      13. Форс-мажор.
      14. Прочие условия.
      15. Список приложений.
      16. Адреса и реквизиты сторон.
      17. Подписи сторон.
      18. Скачать типовой образец договора на организацию питания студентов можно в нашем онлайн-сервисе. К нему также прилагаются следующие дополнительные документы:

      19. Акт сдачи-приема услуг;
      20. Отчет исполнителя;
      21. Перечень услуг;
      22. Дополнительное соглашение к договору;
      23. Протокол разногласий;
      24. Протокол согласования разногласий.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.П. ГЕРМЕНЧИК

    УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

    Организация питания в ОУ

    В школе организовано горячее питание. Обеспечение бесплатным горячим питанием осуществляется за счет дотации на питание из средств муниципального бюджета в размере 12 рублей 75 копеек на 1 учащегося. С целью реализации требований ФГОС с 03.09.2013 г. обедают учащиеся 1-4 классов, 5-7 классов. Обеспечение бесплатным горячим питанием осуществляется за счет дотации на питание из средств муниципального бюджета в размере 12 рублей 75 копеек на 1 учащегося и за счет родительских взносов (взносы вносят родители во внебюджетный счёт ОУ) в соответствии с договорами, заключенными с родителями.

    Организация питания в школьной столовой осуществляется в соответствии с положением об организации питания обучающихся и графиком, определенным общеобразовательным учреждением.

    Организация питания в школе предполагает следующие аспекты:

    Нормативно — правовая база.

    Рациональная организация столовой.

    Формы организации обслуживания обучающихся.

    Осуществление контроля за организацией питания.

    Осуществление организационной работы по сохранению и укреплению материально – технической базы школьных пищеблоков.

    Информация на сайте.

    Отчеты шеф – повара перед педагогическим Советом, комиссиями, родителями (Хороший повар, что хороший доктор!).

    Оформление стенда у столовой.

    Нормативно – правовая база и ведение документов:

    Договор с учреждением, организующим питание;

    Положение об организации питания;

    Положение о комиссии, план работы;

    Положение о бракеражной комиссии, план работы (качество получаемой сырой и готовой продукции ведет бракеражная комиссия);

    Приказ об организации питания в школе на учебный год;

    Приказы о создании комиссий на учебный год;

    Функциональные обязанности ответственного по школе за организацию питания;

    Функциональные обязанности классного руководителя по организации питания;

    Журнал учета всех групп питающихся в школе;

    Табель посещаемости столовой;

    Акты на предоставление льготного питания, копии справок и документов;

    Протоколы заседаний коллегиальных органов по вопросам организации питания (не менее 4 в уч. год на каждую комиссию);

    Результаты анкетирования обучающихся, родителей и учителей (не менее 2 раз в уч. год);

    Акты и обязательно справки по итогам проверок организации питания;

    Медико – гигиенические аспекты;

    Соответствие санитарно – гигиеническим требованиям;

    Контроль за гигиеническим состоянием пищеблока, за ассортиментом и составом блюд;

    Медицинский работник — изучает меню, является членом бракеражной комиссии;

    Ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе.

    Воспитательные задачи

    Рекомендации по совершенствованию организации питания;

    Формирование у лицеистов культуры питания;

    Формирование у лицеистов культуры здоровья;

    Уроки нравственности, ОБЖ, цикл уроков «Культура питания»;

    Классные часы, родительские собрания.

    Мониторинг организации питания

    Ежемесячный охват горячим питанием по категориям и по классам;

    Анкетирование обучающихся, учителей, родителей;

    Контроль по заполнению Федерального мониторинга;

    Увеличение охвата обучающихся питанием за счет средств родителей;

    Сохранение и увеличение количества обучающихся, питающихся в столовой (начальная школа – охват горячим питанием 100%, остальные свыше – 70%);

    Улучшение качества питания;

    Заинтересованность педагогов и работников столовой в организации питания;

    Установка современного оборудования;

    Анализ работы на публичных отчетах, коллегиальных органах лицея.

    Организацию горячего питания в лицее можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

    Договор об организации питания в образовательной организации

    В процессе реализации общественного проекта «Ем как дома!» специалисты Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в свердловской области в течение 2012-2013 годов проверили организацию школьного питания в более шестидесяти общеобразовательных учреждений Свердловской области – школ, гимназий, лицеев, детских домов и оздоровительных лагерей. В ходе этих проверок проверяющие в обязательном порядке знакомились с договорами или контрактами на оказание этой услуги.

    Общее впечатление – удивило разнообразие в содержании и объёмах договоров: в одних ухитрялись изложить взаимоотношения заказчика и исполнителя всего на четырех листах, а некоторых для этого понадобилась более двух десятков листов.

    Безусловно, во всех этих договорах и контрактах могут быть и должны быть различия: ведь одни из них заключаются самими общеобразовательными учреждениями, а другие – органами образования на все подведомственные им учреждения; учреждения, имеющие статус автономных, могут не проводить конкурс на оказание услуг, а не имеющие этого статуса – обязаны действовать строго в рамках 94-го федерального закона. Однако, несмотря на разные стартовые условия заключения договора или контракта, их разделы, касающиеся прав и обязанностей, ответственности сторон, должны быть идентичными.

    Для того чтобы не быть голословными, приведем два конкретных примера – договор и контракт, с которыми специалисты Аппарата ознакомились в общеобразовательных учреждениях г. Екатеринбурга (из документов убраны сведения о заказчиках и исполнителях, а также суммы договоров), причём – прилагаемый договор заключен автономным учреждением, а контракт – в рамках исполнения требований 94-го закона.

    Пример 1

    Договор № □□
    на оказание услуг по организации питания в городском оздоровительном лагере

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № □□□ (МАОУ COШ № □□□), в лице директора Ф.И.О., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора Ф.И.О., действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшим «Стороны», заключили настоящий Договор (далее – Договор) о нижеследующем:

    1. Предмет договора:

    1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать следующие услуги:

    1.1. Организация питания в городском оздоровительном лагере при столовой муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № □□□ г. Екатеринбурга, в соответствии с разработанным меню, утвержденным Заказчиком:

    1.2. Комплектация столовой муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя школа № □□ квалифицированными кадрами.

    2. Сроки действия договора:

    2.1. Сроки оказания услуг:

    2.1.1. Начало оказания услуг: I смена с □□ июня 201□ года. II смена с □□ июля 201□года;

    2.2. Окончание оказания услуг: 1 смена □□ июня 201□года (включительно). II смена □□ июля 201□ года (включительно).

    2.2.1. Договор считается заключенным с момента подписания его Сторонами.

    2.3. Срок действия Договора до □□ июля 201□ года, а в части оплаты до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

    3. Цена услуг и порядок их оплаты:

    3.1. Заказчик оплачивает Исполнителю оказанные услуги по Договору в размере □□□ □□□ (□□□□□□□□□) рублей 00 копеек.

    3.2. Оплата услуг производится в рублях в безналичной форме на следующих условия предоплата

    30% от цены Договора, который уплачивается в течение 10 рабочих дней после заключения Договора, окончательный расчет производится после 5-го числа текущего месяца за «предыдущий месяц по выставленным счетам-фактурам (по фактической численности детей), при том сумма аванса, выплаченная Исполнителю засчитывается в счет оплаты цены услуг.

    4. Обязательства сторон:

    4.1. Заказчик обязуется:

    1) в соответствии с установленным лимитом бюджетных обязательств и ценой услуг, оплатить услуги по Договору за счет средств МО «город Екатеринбург» и средств областного бюджета (субсидии);

    2) предоставить Исполнителю помещения столовой и оборудование в общеобразовательном учреждении на срок оказания услуг по Договору;

    3) назначить ответственного за организацию питания детей в столовой, в том числе, за ведение учета фактически питающихся детей;

    4) ежедневно предоставлять заявки на питание детей на следующий день не позднее, чем за 2 часа до окончания работы столовой;

    5) осуществлять контроль за исполнением Договора Исполнителем, в том числе соблюдением сроков (графика) оказания услуг, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя.

    4.2. Исполнитель обязуется:

    1) самостоятельно оказать услуги, предусмотренные Договором;

    2) принять помещения столовой и оборудование в общеобразовательном учреждении на срок оказания услуг по Договору;

    3) организовать питание в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательном учреждении» и рациональным 2-х недельным меню, согласованным с Заказчиком, в столовой общеобразовательного учреждения, по графику, утвержденному обеими Сторонами;

    4) укомплектовать столовую муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № □□ квалифицированными кадрами, прошедшими медосмотр, гигиеническое обучение и аттестацию органами Роспотребнадзора согласно штатному расписанию;

    5) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации работникам столовой при общеобразовательных учреждениях строго соблюдать санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические требования, а также требования по охране труда и пожарной безопасности;

    6) обеспечить своевременное прохождение работниками столовой общеобразовательных учреждений медицинских обследований в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством;

    7) укомплектовать столовую муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № □□ кухонной посудой, столовой посудой и приборами, кухонным инвентарем, производственной одеждой, санитарно-гигиеническими средствами (в соответствии с действующими нормами);

    8) обеспечить эксплуатацию и сохранность торгово-технологического и холодильного оборудования, своевременно производить обслуживание и ремонт оборудования;

    9) за свой счет устранять замечания надзорных органов по качеству и соответствию нормам питания, производить оплату штрафных санкций в случае, если нарушения допущены по вине исполнителя услуги;

    10) обеспечить возмещение затрат по коммунальным услугам и эксплуатационные расходы, связанные с оказанием услуг питания.

    5. Сдача-приёмка услуг:

    5.1. По завершении оказания услуг Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки услуг, а также счета-фактуры для окончательной оплаты услуг.

    5.2. Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня получения акта сдачи-приемки услуг обязан направить Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки услуг, оказанных Исполнителем.

    6. Изменение и расторжение договора:

    6.1. Изменения, вносимые в условия Договора, осуществляются на основании дополнительных соглашений Сторон, совершенных в письменной форме. При этом сроки и условия исполнения Договора, а также качество услуг изменению не подлежат.

    6.2. Расторжение Договора допускается исключительно по соглашению Сторон или решению арбитражного суда Свердловской области по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

    6.3. При расторжении Договора объем оказанных услуг передается Заказчику по акту, Заказчик оплачивает Исполнителю стоимость фактически оказанных услуг на момент расторжения.

    Договора. 7. Ответственность сторон:

    7.1. При неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    7.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Договором, другая Сторона вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.

    7.3. В случае просрочки Исполнителем обязательства, предусмотренного Договорам, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается Договором в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.

    7.4. Уплата неустойки не освобождает Стороны от исполнения обязательства или устранения нарушений.

    8. Прочие условия:

    8.1. Качество оказанных Исполнителем услуг должно соответствовать условиям Договора. Услуги в момент передачи Заказчику должны обладать свойствами, указанными в Договоре и определенными действующим законодательством.

    8.2. Исполнителю предусмотрен переход прав пользования муниципальным имуществом и оборудованием на срок оказания услуг по Договору.

    8.3. Споры, вытекающие из Договора, разрешаются посредством переговоров Сторон. При невозможности урегулирования споров Сторон в переговорном порядке, споры разрешаются Арбитражным судом Свердловской области.

    8.4. Во всех остальных случаях, непредусмотренных Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

    9. Адреса и реквизиты сторон

    Пример 2

    Контракт № □□
    на оказание услуг по организации питания в общеобразовательном учреждении

    г. Екатеринбург 201□ г.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № □□ г. Екатеринбурга», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора Ф.И.О., действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора Ф.И.О., действующего на основании Устава, с другой стороны, во исполнение протокола открытого аукциона в электронной форме № □□□□□□□□□□□□ от «31» декабря 201□ г. Единой территориальной комиссией по размещению муниципального заказа МО «город Екатеринбург» N-ого района заключили настоящий контракт о нижеследующем:

    1. Предмет контракта:

    1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель организует качественное питание учащихся общеобразовательного учреждения (далее – учащихся) в школьной столовой в соответствии с установленными требованиями, нормативами, нормами и правилами, предъявляемыми к организации общественного питания детей (далее – Услуги), в указанные настоящим контрактом сроки, а Заказчик обязуется оплатить услуги на условиях настоящего контракта.

    1.2. Период оказания услуг с 01 января 201□ года по 31 декабря 201□ года.

    2. Стоимость и порядок расчетов:

    2.1. Стоимость услуг, подлежащих оказанию, определяется в соответствии с Приложением № 1 к настоящему контракту.

    2.2. Общая стоимость питания учащихся в школьной столовой, за период оказания услуг по настоящему контракту, составляет □□ □□□ □□□ руб. □□ коп. (□□□□□□□□□ руб. □□ коп.)

    2.3. Аванс не предусмотрен. Перечисление денежных средств на расчетный счёт Исполнителя производится по фактическому количеству питавшихся учащихся, согласно утвержденному меню на основании акта сдачи-приёмки оказанных услуг, подписанного сторонами и счета, в течение 20 дней с момента его подписания. Оплата услуг за декабрь производится до 31 января следующего календарного года после подписания обеими сторонами акта сверки оказанных услуг, и после возмещения Исполнителем арендной платы по заключенным договорам аренды помещений и движимого и недвижимого имущества.

    За счет средств внебюджетных источников (средства родителей учащихся) оплата производится ежемесячно родителями (законными представителями) ответственным за питание путем внесения денежных средств в кассу Исполнителя. При этом Исполнитель выдает кассовый чек.

    2.4. С момента ввода у Заказчика системы для безналичной оплаты школьного питания: оплата стоимости услуг осуществляется с использованием персональной идентификационной карты учащегося при помощи системы учёта расходования бюджетных и личных (родительских) средств. Для каждого учащегося открывается лицевой счёт, на котором содержится информация о бюджетных средствах, перечисляемых на питание, и о денежных средства внесенных родителями учащихся.

    Информация о бюджетных средствах и средствах родителей учащихся ведется раздельно.

    Учащиеся получают питание в школьной столовой, предъявляя в качестве оплаты индивидуальную пластиковую карту. После получения питания, с лицевого счёта учащегося осуществляется автоматическое списание денежных средств — отдельно: бюджетные средства (если они положены конкретному учащемуся) и средства родителей.

    2.5. Заказчик и Исполнитель проводят сверку расчетов за услуги по организации питания в течение 10-ти дней после окончания срока оказания услуг, указанного в п. 1.2 настоящего контракта, на основании отчёта, предоставляемого Заказчиком, подписанного сторонами.

    2.6. Цена настоящего контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных договором объёма услуг и иных условий исполнения контракта.

    2.7. При уменьшении в установленном порядке ассигнований, выделенных для финансирования услуг, Стороны вправе согласовать новый срок оплаты по контракту.

    3. Права и обязанности Заказчика:

    3.1. Заказчик обязуется:

    3.1.1.Передать Исполнителю в пользование движимое и недвижимое имущество на основании договора аренды по акту приёма-передачи на время действия настоящего контракта: помещения пищеблока школьной столовой и материально-техническое оборудование (мебель, торгово-технологическое и холодильное оборудование), необходимые для организации питания детей, с учётом возможностей учреждения.

    3.1.2. Предоставлять Исполнителю в соответствии с установленными нормами счета на оплату расходов по силовой электроэнергии (возмещение электроэнергии производится по показателям приборов учета электроэнергии на пищеблоке или по расчетам максимальной нагрузки на все электроприборы технологическое оборудование на пищеблоке), освещению, отоплению, водоснабжению, связанные с организацией питания обучающихся, при условии предоставления данных видов коммунальных услуг Исполнителем.

    3.1.3. Обеспечить доступ работников Исполнителя в помещения пищеблока школьной столовой. 3.1.4. Утверждать режим (график) питания учащихся и режим работы школьной столовой, с учетом режима работы образовательного учреждения.

    3.1.5. Утверждать разработанное Исполнителем 10-дневное ежедневное рациональное меню.

    3.1.6. Осуществлять в нерабочее время охрану материальных ценностей Исполнителя, находящихся в помещениях школьной столовой, одновременно с общей охраной здания учреждения.

    3.1.7. Назначать ответственного за организацию питания учащихся в столовой, в т.ч.: за ведение учёта фактически питающихся учащихся, ежедневное предоставление заявки на питание детей на текущий день (не позднее 9-00 часов утра), осуществление сверки расчетов с Исполнителем и исполнение настоящего муниципального контракта.

    3.1.8. Создать приказом по учреждению бракеражную комиссию, включив в ее состав не менее трех человек: медицинского работника, представителей администрации образовательного учреждения и заведующую производством.

    3.1.9. Обеспечить своевременное перечисление Исполнителю средств за питание детей, в порядке, размерах и в сроки, установленные настоящим контрактом.

    3.1.10. Устранять аварийные ситуации на инженерных коммуникациях пищеблока в сроки и в объемах предусмотренных соответствующими нормативами, с оплатой за свой счет, в случае если аварийная ситуация не вызвана виновными действиями работников Исполнителя.

    3.1.11. Организовать проведение работ по дезинсекции и дератизации помещений пищеблока и столовой в соответствии с действующими СанПиН 3.5.2.1376-03 и СанПиН 3.5.3.1129-02 на основании договора с организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ.

    3.2. Заказчик вправе:

    3.2.1. В целях охраны и укрепления здоровья учащихся контролировать организацию их питания на соответствие действующим нормам, правилам и нормативам, в том числе:

  • качество питания;
  • вес (объём) порций готовых блюд и продукции;
  • соблюдение норм питания детей;
  • соблюдение ассортиментного перечня продукции;
  • правильность составления меню, согласно утвержденного 10-дневного меню;
  • соблюдение технологии приготовления пищи, сроков и правил хранения продуктов;
  • соблюдение санитарных норм и требований;
  • соблюдение противопожарных норм и правил, требований по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • соблюдение прохождения специальной подготовки аттестации и медицинских осмотров работников столовой, в соответствии с действующим законодательством. :
  • 3.2.2. Запретить приготовление (выдачу) питания учащимся в случае поставки (приготовления) продуктов с просроченными сроками реализации или явно недобросовестно приготовленных блюд.

    4. Права и обязанности Исполнителя

    4.1. Исполнитель обязуется:

    4.1.1. Самостоятельно оказать Услуги, предусмотренные настоящим контрактом;

    4.1.2. Организовать питание учащихся, в соответствии с установленными нормами продуктов указанных в СанПиН 2.4.5.2409-08.

    4.1.3. Заключить договор аренды с Заказчиком для целей исполнения контракта (на срок, не превышающий срок исполнения контракта) на помещение и технологическое оборудование школьного пищеблока с оплатой расходов по аренде помещений и возмещением школе расходов по коммунальным платежам за потребляемые энергоресурсы (воду, электроэнергию, теплоэнергию).

    4.1.4. Укомплектовать пищеблок школьной столовой кухонным инвентарем, посудой, контрольно-кассовыми машинами, дезсредствами, санитарной одеждой, запчастями для технологического оборудования.

    4.1.5. Укомплектовать столовую квалифицированными кадрами, знающими основы организации и технологию школьного питания, имеющих допуск к работе на предприятиях общественного питания, к работе на производственно-технологическом и холодильном оборудовании, прошедших медосмотр, гигиеническое обучение и аттестацию органами Роспотребнадзора.

    4.1.5. Организовать процесс накрывания столов в школьной столовой изготовленными блюдами.

    4.1.6. Обеспечить эксплуатацию торгово-холодильного, технологического и другого оборудования согласно инструкциям и правилам эксплуатации, своевременно производить обслуживание и ремонт оборудования (с приобретением запчастей за счет Исполнителя).

    4.1.7. Содержать оборудования в надлежащем порядке, с соблюдением установленных правил и требований санитарной, технической и пожарной инспекции и нести полную ответственность соблюдения указанных правил и требований сотрудниками столовой перед соответствующими органами государственного надзора.

    4.1.8. Обеспечивать сохранность товарно-материальных ценностей Заказчика, размещенных в столовой.

    4.1.9. За свой счет устранять замечания надзорных органов по качеству и соответствию нормам питания, производить оплату штрафных санкций в случае, если нарушения допущены по вине исполнителя услуги;

    4.1.10. Для учета расходования бюджетных и личных (родительских) средств формировать отчеты по учреждению и по лицевым счетам каждого учащегося, предоставляя в бухгалтерию Заказчика.

    4.1.11. Не привлекать к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц.

    4.1.12. В случае ненадлежащего оказания услуг – не ссылаться на отсутствие контроля и надзора со стороны Заказчика за их выполнением.

    4.2. Исполнитель вправе:

    4.2.1. Требовать своевременного подписания Заказчиком акта о сдаче-приёмке оказанных услуг по настоящему контракту на основании представленных Исполнителем комплекта отчетных документов и при условии соблюдения сроков, установленных п. 3.5. настоящего контракта.

    4.2.2. Требовать своевременной оплаты оказанных услуг.

    4.2.3. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках настоящего контракта.

    4.2.4. Получать от Заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего контракта.

    4.2.5. Выходить с предложениями к Заказчику по совершенствованию организации питания путем внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания обучающихся.

    5. Порядок сдачи и приёмки результатов услуг

    5.1 Сдача услуг Исполнителем и приёмка их Заказчиком оформляются актом о сдаче-приемке оказанных услуг, который подписывается обеими сторонами. Услуги считаются принятыми с момента подписания сторонами акта о сдаче-приёмке оказанных услуг.

    5.2. Услуги принимаются уполномоченным представителем Заказчика в течение 3-х дней после окончания периода оказания услуг.

    5.3. Заказчик вправе отказаться от подписания акта о сдаче-приёмке услуг в случае обнаружения недостатков результатов оказанных услуг. При отказе от подписания акта об этом делается отметка в акте и представляется мотивированный отказ от подписания акта. Основания для отказа могут быть указаны в акте о сдаче-приёмке оказанных услуг.

    6. Ответственность сторон

    6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту, стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате Цены Контракта, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по оплате Цены Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства по оплате Цены Контракта. Размер такой неустойки устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ контракта. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Исполнителя.

    6.2. Все споры и разногласия между сторонами, возникшие в связи с исполнением настоящего контракта, разрешаются сторонами путем переговоров, а также в досудебном (претензионном) порядке. При не урегулировании разногласий Стороны вправе обратиться в Арбитражный Суд Свердловской области.

    6.3. Исполнитель несет ответственность за качество и безопасность оказываемых услуг, жизнь и здоровье учащихся при оказании услуг (за последствия предоставления услуг) по питанию, за качество реализуемой продукции, соблюдение норм, правил и требований, регламентирующих деятельность предприятий общественного питания, включая возмещение убытков.

    6.4. Заказчик не несет ответственности за несоблюдение условий хранения и приготовления продукции столовой в случае непредвиденного отключения электроэнергии и холодного водоснабжения.

    6.5. Заказчик не несет ответственности за ущерб и убытки, причиненные Исполнителю по вине третьих лиц, в том числе виновными действиями учащихся и работников учреждения, непредвиденным (аварийным) отключением электроэнергии и холодного водоснабжения, кражей имущества и др.

    7. Срок действия и прочие условия договора

    7.1. Срок действия настоящего контракта – с даты его заключения до 31.12.201□ г.

    7.2. Исполнитель обязан предоставить Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 10% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации об открытом аукционе в электронной форме, что составляет (□ □□□ □□□ руб. □□ коп.), в срок не менее чем за 3 дня до срока окончания подписанного контракта.

    7.3. Исполнителю предусмотрен переход прав пользования муниципальным имуществом и оборудованием на срок оказания услуг по контракту.

    7.4. Стороны обязуются в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения письменно извещать друг друга о ликвидации, реорганизации, а также изменении своей организационно-правовой формы, наименования, расчетного счета и других реквизитов, влияющих на надлежащее исполнение контракта, с предоставлением копий учредительных документов.

    7.5. Все приложения к контракту являются его неотъемлемой частью.

    7.6. Копии документов, представляемых сторонами друг другу в связи с исполнением контракта, и/или являющихся приложениями к контракту, должны быть заверены надлежащим образом.

    7.7. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим контрактом, регулируются документацией об аукционе, заявкой поданной Исполнителем на участие в открытом Аукционе и Протоколом, а также Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и гражданским законодательством Российской Федерации.

    7.8. Уведомления и сообщения, связанные с исполнением контракта, должны направляться в письменной форме. Сообщения будут считаться направленными надлежащим образом, если они направлены заказным письмом, по телеграфу, телетайпу, телексу, телефаксу или доставлены лично по юридическим (почтовым) адресам сторон с получением под расписку соответствующими должностными лицами.

    7.9. Настоящий контракт подписан уполномоченными представителями сторон в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон. 7.10. Контракт является частью муниципального заказа муниципального образования «Город Екатеринбург» на 201□ год.

    8. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

    Очевидно, что во втором примере руководство школы-заказчика более серьёзно подошло к вопросам организации детского питания и контроля за качеством приготовляемых блюд, что подтверждается следующими условиями, включенными в контракт:

    1. более чётко прописан порядок расчётов за предоставленные услуги – нет предоплаты, перечисление денежных средств на расчетный счёт исполнителя производится по фактическому количеству питавшихся учащихся, согласно утвержденному меню на основании акта сдачи-приёмки оказанных услуг;
    2. предусматривается возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных договором объёма услуг и иных условий исполнения контракта;
    3. очень детально прописываются права и обязанности обоих сторон договора, т.е. механизмы и порядок взаимодействия сторон;
    4. более чётко прописана ответственность исполнителя за качество и безопасность оказываемых услуг и прочие условия выполнения договора.
    5. Причём, оба приведенных выше образца договорных отношений между образовательным учреждением и комбинатом питания не содержат в себе требований к ассортименту и качеству пищевых продуктов для питания, а это очень важный момент в организации здорового детского питания.

      В качестве примера включения подобных требований в муниципальный контракт на организацию питания обучающихся образовательных учреждений можем предложить фрагмент контракта, заключенного одним из органов образования, действующего на территории г. Москвы.

      4. Требования к ассортименту и качеству пищевых продуктов для питания обучающихся и воспитанников. Порядок сдачи-приемки оказанных услуг

      4.1. Заказчик обязан назначить своего представителя в МОУ, который от его имени ведет установленную документацию в части приемки поставки продукции питания, осуществляет контроль на соответствие продукции предварительному заказу, за качеством продукции. Представитель Заказчика назначается приказом муниципального образовательного учреждения (приказом Заказчика).

      4.2.Приемка продукции по количеству и качеству осуществляется в МОУ в соответствии с инструкциями от 25.04.1966 г. № П-7 «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» и от 15.06.1965 г. № П-6 «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». (Приложение № 7 к настоящему Контракту).

      4.3. Все поставляемые (используемые при организации питания обучающихся) пищевые продукты, за исключением изготовленных из сезонных видов сырья (овощи свежие и замороженные, плодоовощные консервы, фруктовые и овощные соки прямого отжима, молоко и т.п.) при поставках в МОУ или на базовые предприятия питания должны иметь резерв срока годности (остаточный срок годности) не менее 50% от установленного предприятием-изготовителем срока годности, для особо скоропортящихся продуктов (со сроком годности до 10 суток) – не менее 30% от установленного предприятием-изготовителем срока годности.

      4.4. Исполнитель поставляет продукцию по письменной заявке МОУ. В заявке указывается рационов питания (завтрак, обед, полдник), наименование и количество продукции питания, подлежащей поставке на день, указанный в заявке. Срок представления заявки Исполнителю МОУ – не позднее 3 рабочих дней, предшествующих дате поставки заказа, при необходимости производить корректировку заказанной продукции питания (количество) на следующий день до 12 часов текущего дня.

      4.5. Исполнитель Контракта формирует заказ в отдельную тару по каждому МОУ, опечатывает заказ и передает на доставку в транспортную компанию (определенную муниципальным заказчиком) с обязательным приложением сопроводительных документов в 2-х экземплярах (счет-фактура, товарная накладная с указанием серий и номеров удостоверений качества и безопасности, деклараций или сертификатов соответствия, свидетельств о государственной регистрации или санитарно-эпидемиологических заключений, ветеринарных свидетельств на продукцию животноводства), бланк с перечнем товаров и полями для проставления отметок о приемке товаров по показателям качества;

      4.6. Исполнитель Контракта должен гарантировать качество и безопасность пищевых продуктов, используемых для организации питания и подтверждать следующими документами: сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, удостоверениями качества и безопасности на продукцию отечественного производства (кроме молока и молочной продукции, соковой и масложировой продукции), ветеринарными свидетельствами (на продукцию животного происхождения), свидетельствами о государственной регистрации, сведениями о включении поставляемых пищевых продуктов в «Информационную базу данных по пищевым продуктам, используемым в питании обучающихся N-ского городского округа».

      4.7. Все используемые для организации питания пищевые продукты по показателям качества, безопасности и пищевой ценности должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, нормативных и технических документов, в соответствии с которыми они изготовлены. По показателям качества используемые пищевые продукты должны соответствовать условиям Контракта и быть не ниже предусмотренных национальными стандартами Российской Федерации для аналогичных видов продукции.

      4.8. Маркировка, размещаемая на каждой единице транспортной и потребительской тары должна соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов.

      4.9. Не допускается использование в питании обучающихся рыбы, выращенной в искусственных водоемах с применением специальных кормов и антибиотиков, молочного напитка и молочных продуктов, выработанных из/и с использованием сухого молока, составных частей молока, пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы и их производные, продукции, выработанной с применением искусственных подсластителей, консервантов, красителей, ароматизаторов, улучшителей вкуса и прочих ненатуральных пищевых добавок.

      4.10. Для организации питания преимущественно используется продукция высокой пищевой и биологической ценности, обогащенная витаминами и микронутриентам.

      4.11. Упаковка продукции должна быть изготовлена из материалов, разрешенных органами Роспотребнадзора для организации питания в МОУ и иметь соответствующую маркировку, должны быть удобны для пользования.

      4.12. В случае поставки некачественной продукции или продукции со скрытыми дефектами Исполнитель Контракта должен обеспечить замену на аналогичную продукцию в тот же день (в течение 3 часов).

      4.13. Хлебобулочные изделия, в том числе в нарезанном виде, должны доставляться отдельной машиной.

      4.14. Должны соблюдаться сроки и условия хранения продуктов на складах, обеспечение оптимального температурного режима, в том числе скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов питания или полуфабрикатов.

      4.15. Заказчик вправе в двухдневный срок при возникновении разногласий организовать проверку соответствия продукции требованиям по качеству, указанным в настоящем контракте, с привлечением Госинспекции г. Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В случае проведения необходимых лабораторных испытаний расходы на их проведение несет Исполнитель. При проведении Заказчиком в порядке производственного контроля лабораторных испытаний (в аккредитованной в установленном порядке лаборатории) отобранных в присутствии представителя Исполнителя проб поставляемой продукции и установлении несоответствия продукции требованиям качества, безопасности и пищевой ценности, Исполнитель возмещает расходы на проведенные лабораторные испытания при поставке недоброкачественной продукции;

      4.16. На этикетках или листах вкладышах пищевых продуктов, расфасованных и упакованных поставщиком, кроме информации, указанной в маркировке изготовителя дополнительно должно быть указано:

      • наименование предприятия упаковщика, его фактический адрес,
      • дата упаковки (для особо скоропортящихся продуктов — дата и время упаковки).
      • 4.17. Организация питания в МОУ осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.4.5. 2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; СанПиН 2.3.2. 1940-05 «Организация детского питания».

        4.18. Маркировка готовых блюд должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50763-95».

        4.19. Готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2-х часов с момента изготовления, либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2-х часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

        4.20. Суточная проба отбирается и хранится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в полном объеме согласно меню, включая пищевые продукты промышленного изготовления.

        4.21. В соответствии с гигиенической характеристикой объекта у Исполнителя должны иметься условия, гарантирующие соблюдение санитарного законодательства Российской Федерации при оказании комплекса услуг по обеспечению поставки продукции для организации питания требуемых объемов;

        4.22.Требования к ассортименту и качеству пищевых продуктов для питания обучающихся и воспитанников указаны в Приложении № 5 к настоящему Контракту. По требованию Заказчика Исполнитель предоставляет ему сведения о требованиях к качеству поставляемых пищевых продуктов, предусмотренных нормативными и техническими документами на продукцию.

        Кроме того, в московском контракте установлены предельно конкретные условия его расторжения: «Два и более нарушений условий Контракта, установленные Заказчиком и уполномоченными органами, могут являться для Заказчика основанием для расторжения настоящего Контракта в установленном законом порядке». Безусловно, подобное жесткое условие будет сильнее мотивировать исполнителя на качественное и своевременное оказание услуг.

        В заключение необходимо отметить, что данный материал не является указанием или требованием Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области к заключению договоров или контрактов на оказание услуг по организации детского питания, а всего лишь рекомендацией. Между тем, ответственность взрослых за жизнь и здоровье детей требует от первых высокой квалификации и профессионализма, а поэтому должностные лица, подписывающие со стороны органа или учреждения образования договор с коммерческой структурой на организацию питания детей, всегда должны помнить, что в этом вопросе мелочей нет и быть не может!