Ст 162 жк с комментариями

Комментарии к СТ 162 ЖК РФ

Статья 162 ЖК РФ. Договор управления многоквартирным домом

Комментарий к статье 162 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья содержит нормы, раскрывающие отдельные элементы договора управления многоквартирным домом. Указанный договор является новым для сферы жилищных отношений, однако его прообразом следует считать договор о передаче функций по управлению кондоминиумом, заключение которого предусматривалось правилами ст. 21 Федерального закона «О товариществах собственников жилья» (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2963).

2. По своим юридическим характеристикам договор управления многоквартирным домом является консенсуальным, взаимным и возмездным. Консенсуальность договора обусловлена моментом его заключения, который приурочен к достижению согласия сторон обо всех существенных условиях сделки. Возмездность договора обусловлена наличием встречного предоставления в форме платы за оказанные услуги и выполненные работы. Взаимность договора, как один из его юридических признаков, обусловлена наличием субъективных прав и обязанностей как у собственника помещения, так и у управляющей организации.

3. Договор управления многоквартирным домом имеет публичный характер, поскольку на управляющую организацию возлагается обязанность заключения указанного договора со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме на одинаковых условиях.

4. Элементами договора управления многоквартирным домом являются стороны договора, предмет договора, цена, срок, форма и содержание, включающие права и обязанности сторон. По характеру предмета договора его следует отнести к смешанному договору, сочетающему в себе элементы договоров на оказание услуг и выполнение работ.

5. Договор управления многоквартирным домом не относится к разновидности договора доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ), поскольку передачи имущества, как общего, так и индивидуального, управляющей организации не происходит.

6. В части 1 коммент. ст. устанавливается форма договора управления многоквартирным домом и определяется орган, компетентный вырабатывать условия договора при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений.

Выражение «путем составления одного документа, подписанного сторонами» исключает заключение указанного договора путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ч. 2 ст. 434 ГК РФ).

Смысл второго предложения ч. 1 коммент. ст. заключается в том, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений условия договора управления многоквартирным домом вырабатываются коллективно. Те собственники помещений, которых не устраивают условия договора, указанные в решении общего собрания, могут быть понуждены в судебном порядке к заключению договора на выработанных коллективно условиях (см. ст. 445 ГК РФ).

В третьем предложении ч. 1 коммент. ст. содержится новелла, которую следует рассматривать как изъятие из правила, сформулированного во втором предложении данной части. Собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений, составляют так называемую множественность лиц на стороне получателя услуг (заказчика работ).

7. В части 2 коммент. ст. содержится определение договора управления многоквартирным домом. Из указанного определения следует, что сторонами договора выступают управляющая организация и заказчик работ (получатель услуг).

В роли управляющей организации может выступать юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы (ст. 48 ГК РФ), а также индивидуальный предприниматель (ст. 23 ГК РФ).

В качестве заказчика работ (получателя услуг) по смыслу ч. 2 коммент. ст. выступают собственники помещений в многоквартирном доме, органы управления товарищества собственников жилья (ст. 144 ЖК РФ), органы управления жилищного кооператива (ст. 115 ЖК РФ), органы управления иного специализированного потребительского кооператива (ст. 33 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» // РГ. 2004. 31 дек.), застройщик (ч. 14 ст. 161 не уточняет, какие именно органы управления жилищных объединений могут являться стороной в договоре управления многоквартирным домом. Очевидно, что это должны быть исполнительные органы, действующие в пределах своей компетенции, определенной в учредительных документах.

8. Анализ норм, закрепленных в разд. VIII ЖК РФ, показывает, что законодателю не удалось однозначно определиться по весьма важному для сферы управления многоквартирным домом вопросу о том, обязана ли управляющая организация во всех случаях заключать отдельные договоры управления с каждым собственником помещения? Из определения договора, сформулированного в ч. 2 коммент. ст., это не следует. Однако это следует из предписаний, содержащихся в п. 91 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, и ст. 445 ГК РФ.

Прямо о необходимости заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения говорится лишь в ч. 1 коммент. ст. применительно к случаю выбора управляющей организации общим собранием собственников помещений. Во всех остальных случаях, как представляется, возможны схемы договорных отношений, построенные на модели множественных лиц на одной стороне, в том числе раздельно по видам помещений, а также схемы с участием на стороне заказчика работ (получателя услуг) органов управления жилищных объединений.

9. Из определения договора управления многоквартирным домом следует, что в качестве обязательных элементов, образующих предмет договора, выступают:

— услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества;

— иная направленная на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

10. В ч. 3 коммент. ст. устанавливаются существенные условия договора управления многоквартирным домом. Указанные условия раскрываются в ряде подзаконных нормативных правовых актов.

11. Согласно ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680), в состав общего имущества включаются:

— помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

— ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

— ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

— механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

12. Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определен в приложениях N 2 и N 3 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 786; 2007. N 30. Ст. 3943).

13. Перечень коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома. Состав указанных услуг и правила их оказания определяются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (РГ. 2011. 1 июня).

14. Цена договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги определяются в соответствии с правилами, закрепленными в разд. VII ЖК РФ.

15. В части 4 коммент. ст. содержится требование, касающееся установления одинаковых для всех собственников помещений в многоквартирном доме условий договора управления многоквартирным домом. Указанное требование нельзя признать удачной находкой законодателя, поскольку условия, например, о цене договора для собственников жилых и нежилых помещений в части предоставления коммунальных услуг будут существенно отличаться.

16. В части 5 коммент. ст. устанавливается срок, на который может быть заключен договор управления многоквартирным домом. По общему правилу указанный срок должен быть в пределах от одного года до пяти лет. Если договор управления многоквартирным домом заключается по результатам конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления, то срок действия такого договора должен быть в пределах от одного года до трех лет.

17. В части 6 коммент. ст. формулируется общее правило, устанавливающее юридическое последствие отсутствия заявления одной из сторон договора о его прекращении. Таким последствием является автоматическое продление договора управления многоквартирным домом на ранее установленный в нем срок и на условиях, какие были предусмотрены указанным договором.

18. В части 7 коммент. ст. закреплена диспозитивная норма, определяющая срок возникновения у управляющей организации обязанности по выполнению договора управления многоквартирным домом. Указанная норма уточнена в письме Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. N 14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом» (Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 1). Согласно абз. 3 указанного письма управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, обязана приступить к управлению таким домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

19. В части 8 коммент. ст. содержится отсылочная норма, устанавливающая компетентное законодательство, применяемое для регулирования отношений, возникающих в связи с изменением или расторжением договора управления многоквартирным домом. Указанное изменение или расторжение должны осуществляться по правилам, закрепленным в гл. 29 ГК РФ.

20. В комментируемой статье закреплено новое для жилищного законодательства правило, касающееся возможности одностороннего отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Отказ от исполнения договора представляет собой способ прекращения договорного обязательства посредством волеизъявления одной из сторон, в данном случае собственника помещения. Отказ от исполнения договора может быть полным либо частичным. При полном отказе договор расторгается, а при частичном изменяется. В пункте 3 ст. 450 ГК РФ не уточняется форма, в которую должен быть облечен отказ. Представляется, что односторонний отказ от договора управления многоквартирным домом должен совершаться в той же форме, что и сам договор (см. коммент. к ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).

В подп. 8.1 и 8.2 формулируются условия, при которых собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Односторонний отказ от исполнения договорных обязательств представляет собой неюрисдикционный способ их прекращения, осуществляемый посредством волеизъявления в данном случае собственников помещений. Моментом прекращения договора управления многоквартирным домом следует считать дату, на которую другая сторона узнала об одностороннем отказе. Очевидно, что во избежание недоразумений в условиях договора должна быть закреплена обязанность собственников помещений, предусматривающая заблаговременное уведомление ими управляющей организации об одностороннем отказе от договора.

Поскольку по своей правовой природе односторонний отказ от договора является одностороннеобязывающей сделкой, то существует необходимость соблюдения всех условий ее действительности.

21. В части 9 коммент. ст. содержится отсылочная норма, устанавливающая компетентные правила, которые необходимо учитывать при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом. Слова «который находится в собственности жилищного кооператива» не следует понимать буквально. Режим имущества многоквартирного дома, которым управляет жилищный кооператив и в котором каждый член выплатил паевой взнос, ничем не отличается от режима имущества многоквартирного дома, управляемого товариществом собственников жилья.

22. В части 10 коммент. ст. устанавливается правило, обязывающее управляющую организацию за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы уполномоченным на их получение лицам. В качестве таких лиц выступают:

— вновь выбранная управляющая организация;

— товарищество собственников жилья;

— иной специализированный потребительский кооператив.

Для случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений упомянутая документация передается одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещения в том доме.

Разъяснения, касающиеся применения ч. 10 коммент. ст., содержатся в письме Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. N 14313-РМ/07 «О передаче технической документации на многоквартирный дом» (Законодательные и нормативные акты в ЖКХ. 2007. N 1). Согласно указанному письму имеющаяся в наличии техническая документация должна передаваться безвозмездно, а реализация выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации и иных связанных с управлением таких домов документов.

23. В субъектах РФ могут разрабатываться примерные формы договоров управления многоквартирным домом. Так, в Санкт-Петербурге форма указанного договора утверждена распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербург от 27 февраля 2008 г. N 40-р (Информационная система «Кодекс»).

24. В части 11 коммент. ст. содержится норма, возлагающая на управляющую организацию обязанность ежегодного предоставления собственникам помещения отчета о выполнении договора управления за предыдущий год. Указанная норма сформулирована в виде диспозитивного правила и может быть изменена договором управления многоквартирным домом.

Ст 162 жк с комментариями

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Статья 162 Жилищного кодекса РФ
    • 1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

      2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

      2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

      3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

      2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

      3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

      4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

      4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

      5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

      1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

      2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;

      6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

      7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

      8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

      12. Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

      Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

      Комментарии к статье 162 ЖК РФ, судебная практика применения

      Разъяснения Верховного Суда в обзоре практики

      Когда управляющая организация является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета?

      В п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» содержится следующий вывод:

      Если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.

      Размер обязательства управляющей организации по возмещению этих расходов не должен превышать совокупный размер обязательств собственников помещений многоквартирного дома.

      * См. подробнее обстоятельства дела и мотивировку в извлечении из обзора судебной практики ВС РФ во вложении

      Когда управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях?

      В п. 8 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» содержится следующий вывод:

      Управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

      При этом, судом указано, что «обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей..

      ..Правомочия управляющей компании в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме. Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.

      ** См. подробнее обстоятельства дела и мотивировку в извлечении из обзора судебной практики ВС РФ во вложении

      Публикации на logos-pravo.ru:

      Часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предписывает управляющей компании выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества. Что же включается в понятие «надлежащее содержание» и какие именно работы по ремонту должна выполнять управляющая компания?

    • Обязанность управляющей компании провести ремонт кровли крыши (с примерами из судебной практики);
    • Обязанность управляющей компании провести ремонт балкона (с примерами из судебной практики);
    • Обязанность управляющей компании выполнить ремонт подъездов домов (а также судебная практика);
    • Управляющая компания обязана провести ремонт фасада жилого дома (а также решение суда по данному вопросу);
    • Температура воздуха в квартире зимой и обязанность управляющей компании обеспечить температурный режим;
    • Обязанность управляющей компании опломбировать квартирные приборы учета (с решением суда в качестве примера);
    • Возмещение ущерба управляющей компанией:

      • Обязанность управляющей компании возместить ущерб заливом квартиры при протечке кровли (с примерами из судебной практики);
      • Падение с крыши льда и снега на автомобиль. Ответственность управляющей компании (с примерами из судебной практики);
      • Падение дерева на автомобиль и обязанность возместить ущерб (с судебной практикой применения);

      Обязанности по текущему ремонту при задолженности по уплате ЖКУ

      Рекомендуем также статью с примерами из судебной практики «Текущий ремонт многоквартирного жилого дома при наличии задолженности по оплате услуг управляющей организации»

      Отказ от исполнения договора управления МКД

      В обзоре практики «Смена управляющей компании в сфере ЖКХ. Судебная практика» содержаться следующие статьи:

    • Заключение и расторжение договора управления домом с управляющей компанией
    • Односторонний отказ от услуг управляющей компании (договора управления МКД)
    • Примеры из судебной практики:

    • Отказ от договора с управляющей компанией. Судебно-арбитражная практика
    • Смена управляющей компании – отказ от договора управления. Судебная практика
    • Смена управляющей компании. Как отказаться от договора управления домом? Решения судов
    • «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года (в редакции от 26.04.2017 года); извлечение:

      2. Если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.

      Размер обязательства управляющей организации по возмещению этих расходов не должен превышать совокупный размер обязательств собственников помещений многоквартирного дома.

      Ресурсоснабжающая организация на основании п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) установила в многоквартирном доме за свой счет общедомовой прибор учета тепловой энергии и ввела его в эксплуатацию.

      Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме не возместили ресурсоснабжающей организации расходы на установку, последняя обратилась с иском в суд к управляющей организации многоквартирным домом о выплате указанных расходов.

      В возражениях на иск управляющая организация ссылалась на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация не должна за счет собственных средств единовременно оплачивать расходы на установку приборов учета, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка на пять лет.

      Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования удовлетворены.

      Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом.

      Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.

      Между тем судами не учтено следующее.

      Согласно п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении граждане — собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

      Поскольку управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

      В этом деле у судов не было оснований для удовлетворения иска в полном объеме, так как пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета не истек и в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

      «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года (извлечение):

      8. Управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

      Застройщик, осуществлявший строительство многоквартирного дома, спроектировал и построил участок тепловой сети от внешней стены дома до тепловой камеры, находившейся в сетях ресурсоснабжающей организации. После создания теплопровода ресурсоснабжающая организация и застройщик подписали акт об установлении границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, установив разграничение сетей по фланцевому соединению тепловой камеры.

      Перед сдачей дома в эксплуатацию ресурсоснабжающая организация и управляющая компания многоквартирным домом (исполнитель коммунальных услуг) подписали акт об установлении границ балансовой принадлежности, аналогичный по содержанию акту, подписанному застройщиком.

      Ресурсоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с иском к управляющей компании о взыскании возмещения потерь тепловой энергии в теплопроводе.

      Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования удовлетворены. Суды сочли управляющую компанию обязанной оплатить потери тепловой энергии в теплопроводе, поскольку он создавался для нужд многоквартирного дома, передан ей в эксплуатацию, не являлся бесхозяйным.

      Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

      Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст. 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808).

      По смыслу чч. 6.2, 7.1 ст. 155, чч. 1, 2, 2.3, 9 ст. 161, чч. 1 — 3 ст. 162 ЖК РФ, пп. 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.

      Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.

      При исследовании актов разграничения балансовой принадлежности судам следовало установить, имеются ли предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для установления границы балансовой принадлежности по сетям теплоснабжения за пределами внешней границы стены многоквартирного дома, в том числе имелось ли предусмотренное подп. «а» п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома, и может ли спорный участок тепловых сетей быть отнесен к иным объектам, предназначенным для обслуживания одного многоквартирного дома в соответствии с подп. «ж» п. 2 указанных правил.

      Судами не устанавливались обстоятельства, связанные с передачей спорного теплопровода застройщиком собственникам. Вопреки выводам судов передача застройщиком теплопровода управляющей компании не дает оснований полагать, что его собственником стали жильцы многоквартирного дома.

      Статья 162 ЖК РФ. Договор управления многоквартирным домом

      Новая редакция Ст. 162 ЖК РФ

      1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

      2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

      1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

      2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

      3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

      3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

      8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

      8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

      9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

      10. Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

      11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

      Комментарий к Статье 162 ЖК РФ

      1. Управление многоквартирным домом осуществляется на основе письменного договора управления, предусмотренного ст. 162 Кодекса. Такой договор должен представлять собой единый документ, подписанный сторонами. Поскольку данная норма ч. 1 комментируемой статьи является императивной, договор управления не может быть заключен путем обмена документами при помощи средств связи (см. п. 2 ст. 434 ГК РФ).

      В соответствии с п. 91 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания указанных договоров в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (см. также ч. 5 ст. 161 Кодекса и комментарий к ней).

      2 — 3. Части 2 и 3 ст. 162 Кодекса определяют предмет договора управления и ряд его условий, которые следует считать существенными. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 9 Вводного закона действие статей раздела VIII Кодекса распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

      Договор управления многоквартирным домом содержит элементы различных договоров (на оказание услуг и выполнение работ), предусмотренных законом или иными правовыми актами. Поэтому такой договор относится к категории смешанных договоров. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (см. п. 3 ст. 421 ГК РФ).

      Сторонами договора управления многоквартирным домом являются: исполнитель соответствующих работ и услуг — управляющая организация; заказчик — собственники помещений в многоквартирном доме, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.

      Подчеркнем, что на стороне заказчика в указанном договоре может выступать соответствующее юридическое лицо (товарищество собственников жилья или потребительский кооператив) как субъект гражданско-правовых (в том числе договорных) отношений. Органы управления юридического лица в соответствии с законодательством и уставом реализуют компетенцию этого юридического лица и действуют от его имени, но самостоятельно вступать в договорные отношения такие органы управления не вправе. Целесообразно, чтобы законодатель исправил отмеченный дефект правовой нормы, установленной в ч. 2 ст. 162 Кодекса.

      4. Представляется, что договор управления многоквартирным домом, заключаемый с управляющей организацией, обладает признаками публичных договоров, регулируемых ст. 426 ГК РФ.

      Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (см. п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ).

      Как уже отмечалось, управляющей организацией ст. 155 Кодекса признает не только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, но также индивидуального предпринимателя. При этом ст. 426 ГК РФ в качестве стороны публичного договора называет только коммерческую организацию. Однако противоречия здесь нет: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом целесообразно иметь в виду, что индивидуальный предприниматель приобретает предпринимательскую (коммерческую) правоспособность после государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке .
      ———————————
      См. подробно: Тихомиров М.Ю. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: новые правила. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.

      5 — 6. Минимальный и максимальный сроки действия договора управления многоквартирным домом установлены в императивных нормах ч. 5 комментируемой статьи и не могут быть изменены соглашением сторон. Окончание срока действия договора управления автоматически не прекращает действие такого договора. Если ни одна из сторон не заявила о прекращении договора управления по окончании срока его действия, то действие указанного договора пролонгируется на установленный в договоре срок без изменения условий договора.

      7. Договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами. По общему правилу, установленному в ч. 7 ст. 162 Кодекса, управляющая организация обязана приступить к исполнению ее обязанностей, установленных в договоре управления, не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

      В связи с этим в письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом» уточняется, что управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, обязана приступить к управлению многоквартирным домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.
      ———————————
      Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 1.

      Если в договоре управления установлен иной срок (больший или меньший) начала деятельности управляющей организации, то такие положения договора обладают приоритетом по отношению к общему правилу ч. 7 ст. 162 Кодекса.

      8. Изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом производятся по правилам, установленным ст. ст. 450 — 453 гл. 29 ГК РФ.

      Последствия изменения и расторжения договора предусмотрены в ст. 453 ГК РФ. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

      В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

      Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

      Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, то другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

      8.1 — 8.2. В ч. ч. 8.1 и 8.2 ст. 162 Кодекса установлены специальные нормы, допускающие возможность одностороннего отказа от договора собственников помещений в многоквартирном доме. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (см. п. 3 ст. 450 ГК РФ).

      По смыслу ст. 310 ГК РФ, которая исходит из общего принципа недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий возможны в случаях, предусмотренных законом. Нормы, установленные в ч. ч. 8.1 и 8.2 ст. 162 Кодекса, в указанных в них случаях позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от договора управления на основании прямого указания закона.

      9. В многоквартирных домах, находящихся в собственности жилищного либо жилищно-строительного кооператива или в которых созданы товарищества собственников жилья, управление осуществляется с учетом положений разделов V и VI Кодекса, посвященных регулированию деятельности указанных видов некоммерческих организаций.

      10. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

      Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» .
      ———————————
      СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

      Управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию:

      вновь выбранной управляющей организации;

      товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу;

      в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещений в таком доме.

      Поскольку Кодекс не устанавливает иное, постольку имеющаяся в наличии техническая документация должна передаваться безвозмездно.

      Согласно ст. 162 Кодекса передача технической документации должна осуществляться за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом. В соответствии со ст. 7 Кодекса аналогичная обязанность возникает у любых лиц, которые оказывают собственникам помещений услуги по содержанию и (или) выполняющих работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основаниям, возникшим до введения в действие Кодекса. Указанная обязанность возникает независимо от наличия или отсутствия:

      письменного договора, содержащего условия об управлении, содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

      документа о наделении полномочий «службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги» в соответствии с ФЗ «О товариществах собственников жилья» (утратил силу с 01.03.2005).

      Если срок прекращения договора управления многоквартирным домом (иного договора) определить невозможно (в частности, если такой договор отсутствует или был заключен без указания срока), целесообразно осуществлять передачу технической документации за 30 дней до дня возникновения у лиц, указанных в ч. 10 ст. 162 Кодекса, обязанности управлять многоквартирным домом.

      Реализация выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов (см. письмо Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 «О передаче технической документации на многоквартирный дом» ).
      ———————————
      Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 1.

      11. По общему правилу ч. 11 комментируемой статьи отчет о выполнении договора управления за предыдущий год управляющая организация обязана представить собственникам помещений в многоквартирном доме в течение первого квартала текущего года. Иной срок представления отчета управляющей организации можно установить в договоре управления.

      Другой комментарий к Ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации

      1. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется:

      оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества;

      предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в этом доме;

      осуществлять иную деятельность в целях управления многоквартирным домом.

      Условия договора управления одинаковы для всех собственников помещений в доме.

      Частью 3 комментируемой статьи предусмотрены обязательные позиции договора, обязательные условия, в числе которых порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору.

      Предусмотрено также, что в договоре указывается порядок определения цены договора — речь идет о вознаграждении управляющей организации. В договоре указывается порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги и порядок внесения такой платы.

      Управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем за 30 дней со дня его подписания, если иное не установлено этим договором (ч. 7).

      2. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме договор управления заключается с каждым собственником помещения на условиях, указанных в решении собрания (ч. 1).

      3. Договором управления устанавливаются права и обязанности сторон. Так, управляющая организация обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества дома, собственники — своевременно производить его оплату. Договор должен содержать также вопросы ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договора.

      Договор является возмездным (как уже отмечалось), что предусматривается ч. 3 комментируемой статьи. Обязательным условием договора является указание порядка определения цены договора, размера платы за жилое помещение (п. 3 ч. 3).

      4. Договор заключается на срок, предусмотренный ч. 5 ст. 162. При окончании действия договора управления стороны вправе его прекратить либо заключить договор на новый срок. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены этим договором.

      Изменение и расторжение договора осуществляется в порядке, установленном гл. 29 ГК РФ.

      Комментированная статья предусматривает возможность отказа от исполнения договора в одностороннем порядке в случаях: если до истечения срока действия договора, заключенного по результатам конкурса (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ), общим собранием собственников принято решение о выборе или об изменении способа управления домом (ч. 8.1 ст. 162); если управляющая организация не выполняет условий договора (ч. 8.2 ст. 162).

      5. Части 10 и 11 комментируемой статьи устанавливают порядок передачи дел при прекращении договора управления домом (ч. 10) и обязанность управляющей организации ежегодно отчитываться о выполнении договора (ч. 11).