Внесение изменений в устав образовательного учреждения

Оглавление:

Служба поддержки управляющих советов

Внести изменения и дополнения в Устав общеобразовательного учреждения можно путем разработки и утверждения отдельного документа, являющегося приложением к имеющемуся Уставу или путем утверждения Устава в новой редакции.

Разработка приложения к имеющемуся Уставу

1. Раздел Устава об управлении учреждением нужно дополнить необходимыми пунктами об Управляющем совете (структура, порядок формирования Управляющего совета, его компетенция и порядок организации деятельности указываются в обязательном порядке).

2. Необходимо привести в соответствие с разделом об Управляющем совете с учетом его правомочий положения иных разделов Устава: положения о функциях педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета и другие.

· дополнить раздел Устава об управлении учреждением основополагающими положениями, касающимися создания и деятельности управляющего совета (с учетом требований статьи 13 Закона РФ «Об образовании»;

· внести изменения и дополнения в иные разделы Устава с целью приведения их в соответствие с измененным разделом об управлении учреждением (с учетом правомочий Управляющего совета);

· отразить в Уставе тот факт, что деятельность Управляющего совета регулируется локальным актом — Положением об Управляющем совете;

· разработать и принять локальный нормативный акт «Положение об Управляющем совете» (возможно с приложениями или отдельными локальными актами о выборах и кооптации членов Управляющего совета).

Процедура принятия локальных актов, дополнительно регламентирующих структуру, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенцию и порядок организации деятельности точно такая же, как и для самого Устава, а именно:

· принятие коллективом образовательного учреждения;

· утверждение учредителем образовательного учреждения;

· государственная регистрация в налоговом органе.

То же относится и к внесению изменений и дополнений в них.

Утверждение Устава в новой редакции

Нужно изложить непосредственно в тексте новой редакции Устава в обязательном порядке структуру, порядок формирования Управляющего совета, его компетенцию и порядок организации деятельности, одновременно корректируя иные положения Устава, вступившие в противоречие с разделом об Управляющем совете.

Внести изменения и дополнения в Устав общеобразовательного учреждения можно, отразив в Уставе только основополагающие положения (принципы) для Управляющего совета с одновременной отсылкой к детальному «Положению об Управляющем совете», принимаемому в качестве локального акта учреждения или детально изложить в тексте самого Устава компетенцию, процедуру выборов, назначения, кооптации, деятельности, состав Управляющего совета. При подробном изложении указанных вопросов в Уставе необходимость в принятии специального локального акта «Положения об Управляющем совете» отпадает.

При внесении изменений и дополнений в Устав общеобразовательного учреждения необходимо:

· тщательно продумать структуру раздела Устава, который посвящен управлению учреждением и включить в Устав только положения, которые, в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании», в обязательном порядке указываются в Уставе;

· в случае внесения изменений и дополнений в Устав общеобразовательного учреждения путем разработки и утверждения его Устава в новой редакции, рекомендуем построить все подразделы раздела Устава об управлении образовательным учреждением (об общем собрании, Управляющем совете, педагогическом совете, директоре и т.д.) по единой схеме, например:

1. цель создания органа управления;

2. порядок его формирования;

4. порядок организации деятельности.

Чтобы не нарушать указанную выше схему, положения о выборах и кооптации можно изложить в Уставе отдельным пунктом. Причем, для всех случаев, когда Уставом учреждения для формирования органов управления и иных целей будут предусматриваться выборы представителей родителей (законных представителей), работников и обучающихся образовательного учреждения или кооптация в состав органов управления определенных категорий лиц, можно установить общие правила их проведения.

Все вопросы, которые, в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании», не должны указываться в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке, в Устав можно не включать. Например, для того, чтобы урегулировать такие вопросы, как:

· периодичность проведения заседаний;

· сроки и порядок оповещения членов Управляющего совета о проведении заседаний;

· сроки предоставления членам Управляющего совета материалов для работы;

· порядок проведения заседаний;

· определение постоянного места проведения заседаний и работы Управляющего совета;

· обязанности председателя и секретаря Управляющего совета;

· порядок ведения делопроизводства Управляющего совета;

· иные процедурные вопросы.

Рекомендуем разработать и принять Регламент работы Управляющего совета, который не утверждается учредителем и не регистрируется в качестве дополнений к Уставу.

Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация (п.2 ст.25 Закона №273-ФЗ):

  • учредитель или учредители;
  • структура и компетенция органов управления, а также порядок их формирования и сроки полномочий.
  • Кроме того, другие положения Закона №273-ФЗ предписывают указывать в уставе образовательного учреждения следующую информацию:

  • порядок принятия органами управления решений и выступления от имени образовательной организации (п.5 ст.26);
  • порядок принятия локальных нормативных актов (п.1 ст.30);
  • права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.3 ст.52).
  • Так, в обязательном порядке должны быть включены в устав НКО (ст.14 Закона №7-ФЗ):

  • наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство);
  • источники формирования имущества;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.
  • Устав образовательного учреждения утверждает ее учредитель (п.1 ст.52 ГК РФ):

    • для государственных — федеральные или региональные органы власти;
    • для муниципальных — муниципальные органы власти;
    • для частных образовательных организаций общего образования — их учредитель или учредители
    • .

      Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения

      Необходимость внесения изменений в устав образовательного учреждения может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства.

      Практически это означает, что учредители образовательных учреждений обязаны внести в уставы изменения согласно требованиям Закона №273-ФЗ.

      Так, если в отношении образовательного учреждения не меняется его тип, то его переименование и, внесение изменения в устав, не требуется. Например, ничего не нужно менять (при неизменности типа образовательных организаций), если образовательные учреждения имеют наименование «Муниципальное общеобразовательное учреждение», «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» и пр. То есть термин «учреждение» не нужно изменять на термин «организация».

      Типы образовательных организаций приведены в п.2 ст.23 Закона №273-ФЗ:

    • дошкольная образовательная организация;
    • общеобразовательная организация;
    • профессиональная образовательная организация;
    • образовательная организация высшего образования.
    • НАПРИМЕР

      Если учреждение имеет наименование «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», то необходимо внести изменения в устав (новое наименование — «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»). Специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения, а образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

      Как внести изменения в устав ДОУ (с учетом разъяснений Минобрнауки и Рособрнадзора)

      Внесение изменений в устав любой организации – обычная практика в процессе хозяйственной деятельности. Изменение устава может быть связано как с изменением законодательства, регулирующего деятельность той или иной организационно-правовой формы юридического лица, так и с переменами в самой организации.

      Какие сведения должны содержаться в уставе ДОУ?

      Анализ положений законов об образовании и некоммерческих организациях позволяет выделить следующие обязательные для включения в устав ДОУ положения:

    • указание на тип образовательной организации (далее – ОО);
    • сведения об учредителе ОО;
    • перечисление видов образовательных программ, которые ДОУ реализует;
    • структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования и сроки полномочий;
    • наименование ОО, которое будет указывать на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Для бюджетных или казенных учреждений наименование должно также отражать тип учреждения;
    • юридический адрес ОО;
    • информация о филиалах и представительствах;
    • перечисление источников накопления имущества;
    • порядок внесения изменений в устав;
    • сведения об использовании имущества, когда ОО ликвидируется;
    • а также иные сведения, указанные в названных выше законах.
    • Кроме того, в Уставе ДОУ может содержаться и другая информация, которая не будет противоречить действующим законам.

      Где скачать образец устава?

      Для этого вы можете получить доступ к модулю «Нормативные документы ДОУ» информационной системы «Директория». Он содержит инструкции, шаблоны и опыт экспертов. Подробности здесь.

      Какие образовательные учреждения должны поменять наименования до начала 2016 года?

      Рособрнадзор указал на то, что изменение наименования образовательных учреждений и изменения их устава должны быть зарегистрированы до начала 2016 года. При этом нельзя требовать внесения подобных изменений немедленно, так как для этого установлен переходный период вплоть до 01.01.2016 года.

      Не все ОО должны менять свое наименование и вносить соответствующие изменения в устав, а лишь те, которые указаны в ч. 5 ст. 108 закона об образовании. К ним, в частности, относятся коррекционные образовательные учреждения, которые занимаются воспитанием детей с ограниченными возможностями; образовательные учреждения, которые предоставляют услуги по дополнительному образованию детей и ряд других образовательных учреждений. Данные образовательные учреждения должны переименоваться в образовательные организации. Кроме того, Минобрнауки заметило, что государственные или муниципальные автономные учреждения при переименовании должны обязательно включить в свое наименование указание на собственника имущества (то есть наименование должно содержать слово федеральное, либо государственное, либо муниципальное).

      Дошкольные образовательные организации в этот перечень не входят и не обязаны менять свое наименование. Вместе с тем, для дошкольных организаций существует обязанность привести свои уставы в соответствии с требованиями ФГОС. С учетом мнения Рособрнадзора на это мероприятие также есть время до 01.01.2016 года.

      Кроме того, Минобрнауки отметил в своем письме от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17, что образовательная организация по своему желанию или по желанию её собственника может включить в свое наименование следующие сведения:

    • указание на тип – казенное, бюджетное, автономное (касается государственных и муниципальных учреждений);
    • сведения о форме собственности – государственное, муниципальное или частное;
    • сведения об особенностях образовательной деятельности;
    • также другие сведения, указанные в названном письме Минобрнауки.
    • Как принимается решение о внесении изменений в устав?

      Сначала необходимо подготовить проект изменений в Устав, затем предложить их для утверждения на собрание коллектива ДОУ. Коллектив ДОУ принимает решение о внесении изменений в Устав. Порядок принятия решения в данном случае должен быть отражен в Уставе ДОУ.

      Принятое решение о внесении изменений в Устав, проект самих изменений и лист согласования (при необходимости) направляются учредителю ДОУ на утверждение. Учредитель издает соответствующий документ об утверждении изменений в устав (приказ, постановление и т.п.).

      Утвержденные учредителем ДОУ изменения в устав обязательно должны пройти госрегистрацию.

      Какие документы нужно подать на регистрацию?

      Документы на регистрацию необходимо подавать в местную налоговую. Сделать это может как сам руководитель ДОУ, так и его представитель по доверенности.

      Для регистрации внесения изменений в устав необходимо оформить следующие документы:

    • заявление по форме Р13001, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected];
    • документ, подтверждающий волеизъявление коллектива ДОУ на внесение изменений в устав;
    • документ, подтверждающий утверждение изменений в устав учредителем ДОУ;
    • новая редакция устава или изменения, вносимые в него, в 2 экземплярах.
    • Не забудьте оплатить госпошлину, которая составляет для таких случаев 800 рублей. Документ, подтверждающий её оплату, прикладывать необязательно. Налоговая может сама проверить, оплачивалась госпошлина или нет. Но стоит учесть, что в системе, по которой налоговая осуществляет проверку оплаты, может произойти сбой или сотрудник может допустить ошибку при проверке. Тогда из-за подобных сбоев и ошибок можно получить необоснованный отказ в регистрации. Поэтому целесообразно все же приложить документ об оплате госпошлины.

      Какие документы ДОУ получит после регистрации?

      По истечении 5 рабочих дней можно будет получить документы с регистрации:

    • новую редакцию устава или изменения к нему с отметкой о регистрации;
    • лист изменений;
    • выписку из ЕГРЮЛ.
    • Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

      Изменение устава образовательного учреждения

      Статьи по теме

      Образовательным организациям нужно привести учредительные документы в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (Законом об образовании). В каких случаях изменение устава образовательного учреждения обязательно, а когда внесение изменений в учредительные документы не является необходимым? Что включается в наименование образовательного учреждения, и в каком случае наименование придется скорректировать? Следует ли связывать устав образовательной организации с профессиональными стандартами? На эти и смежные вопросы, связанные с внесением изменений в устав образовательного учреждения и согласованием учредительных документов с требованиями законодательства, отвечает эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

      Устав образовательной организации

      В устав образовательной организации в соответствии с требованиями 273-ФЗ (статья 25 часть 2) помимо иной предусмотренной законодательством РФ информации, включать в устав образовательной организации следующие сведения:

    • тип образовательной организации;
    • информацию об учредителе (учредителях) образовательной организации;
    • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
    • данные о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий.
    • Значительная часть информации, которая ранее содержалась в уставах образовательных учреждений, согласно новому закону об образовании может переместиться в иные локальные нормативные акты. Так, согласно, части 2 статьи 30 Закона об образовании, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и ведения образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:

      • правила приема обучающихся;
      • режим занятий обучающихся, формы обучения;
      • периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
      • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, а также оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.
      • В образовательной организации могут сложиться различные механизмы взаимодействия органов управления в связи с принятием локальных нормативных актов, в зависимости от той или иной системы управления образовательным учреждением. Поэтому порядок принятия локальных актов необходимо зафиксировать в уставе образовательного учреждения. При этом в каждом учреждении может быть своя, наиболее актуальная для него модель их создания и утверждения, в том числе и в отношении разработки образца устава образовательной организации. Кроме того, для различных локальных нормативных актов могут быть предусмотрены различные модели.

        Сроки изменения устава образовательной организации

        Некоторые учредители образовательных организаций требовали внесения изменения в устав бюджетного учреждения давно, например, еще летом 2013 года. Некоторые же образовательные организации, пользуясь возможностью использовать для доработки уставов весь 2014 и 2015 год (ч. 5 ст. 108 Закона об образовании), до сих пор откладывают финальное решение. Для внесения изменений в устав образовательные организации ожидают дополнений подзаконной нормативной базы, а также регионального и муниципального регулирования. Отметим, однако: в 2014 году уже созданы все условия, чтобы образовательным организациям было удобнее привести устав в соответствие с законодательством, чем жить со старым (фактически, не во всем применимым) уставом учреждения.

        Образовательным организациям, которые выбрали для себя стратегию минимизации содержания устава, ждать дополнительных документов не обязательно. Для большинства образовательных программ порядок организации и ведения образовательной деятельности на подзаконном уровне уже урегулирован. Образовательное учреждение вправе зафиксировать в уставе максимум подробной информации, в том числе с учетом профессиональных стандартов для преподавателей. Однако в таком случае учреждение может столкнуться с необходимостью регулярно менять устав, так как законодательство об образовании, подзаконное регулирование образовательных услуг динамично развивается.

        Наименование образовательной организации

        Вопросы переименования образовательных учреждений в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 года Закона об образовании разъяснены в письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 (дополнено письмом Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. № ДЛ-187/17). В частности, указанным письмом о наименовании образовательных учреждений разъяснен принцип использования понятия «образовательная организация» в Законе об образовании. Введение этого понятия связано с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. При этом образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 22 Закона об образовании). Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ).

        Одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций – учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Закон об образовании не предписывает включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация». Таким образом, в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

        В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона об образовании наименование образовательной организации содержит указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно ч. 6 ст. 108 Закона об образовании при переименовании образовательных учреждений их тип (ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ) указывается с учетом их организационно-правовой формы. Дополнительно Минобрнауки России сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся указания на:

      • тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом № 7-ФЗ;
      • форму собственности («государственная», «муниципальная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;
      • особенности реализуемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ, особые образовательные потребности обучающихся);
      • дополнительные функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие).

      Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Законом об образовании. Если тип образовательного учреждения не меняется, то переименование учреждения в рамках Закона об образовании не потребуется.

      Также смотрите:
      – Новые положения Закона об образовании 2014
      – Субсидии образовательным учреждениям
      – Налоговые льготы для бюджетных учреждений
      – Льготы по налогу на прибыль: нулевая ставка
      – Образовательные услуги: НДС
      – Типовое положение о закупке: практическое применение

      Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

      Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

      Какая информация должна содержаться в уставе образовательного учреждения? В каких случаях необходимо вносить изменения в устав образовательного учреждения в связи с тем, что к 1 июля 2016 необходимо привести его в соответствие с Законом об образовании?

      Образовательное учреждение действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ (п.1 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», далее по тексту – Закон №273-ФЗ).

      В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация (п.2 ст.25 Закона №273-ФЗ):

      тип образовательной организации;

      учредитель или учредители;

      виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

      структура и компетенция органов управления, а также порядок их формирования и сроки полномочий.

      Кроме того, другие положения Закона №273-ФЗ предписывают указывать в уставе образовательного учреждения следующую информацию:

      порядок принятия органами управления решений и выступления от имени образовательной организации (п.5 ст.26);

      порядок принятия локальных нормативных актов (п.1 ст.30);

      права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.3 ст.52).

      Поскольку образовательное учреждение является НКО, то необходимо учитывать требования, которые предъявляются к уставу Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ).

      Так, в обязательном порядке должны быть включены в устав НКО (ст.14 закона №7-ФЗ):

      1)наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

      3)порядок управления деятельностью;

      4)предмет и цели деятельности;

      5)сведения о филиалах и представительствах;

      6)права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство);

      7)источники формирования имущества;

      8)порядок внесения изменений в устав;

      9)порядок использования имущества в случае ликвидации;

      10)иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.

      Устав образовательного учреждения утверждает ее учредитель (п.1 ст.52 ГК РФ):

      для государственных — федеральные или региональные органы власти;

      для муниципальных — муниципальные органы власти;

      для частных образовательных организаций общего образования — их учредитель или учредители.

      Важно!

      Наименование и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Законом №273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Данный срок продлен согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.12.2015г. №458-ФЗ до 1 июля 2016 года (п.5 ст.108 Закона №273-ФЗ).

      Одной из организационно-правовых форм НКО являются образовательные учреждения. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли переименовывать «учреждение» на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)?

      Разъяснения в части случаев внесения изменений в устав образовательных учреждений приведены в Письмах Минобрнауки РФ от 25.08.2015 г. №АК-2453/06, от 09.07.2013 г. №ДЛ-187/17, от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17.

      В том случае, если меняется тип образовательного учреждения, необходимо вносить изменения в устав.

      Типы образовательных организаций приведены в п.2 ст.23 закона №273-ФЗ:

      дошкольная образовательная организация;

      профессиональная образовательная организация;

      образовательная организация высшего образования.

      Например, если учреждение имеет наименование «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», то необходимо внести изменения в устав (новое наименование — «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»). Специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения, а образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

      Кроме того, Минобрнауки РФ (Письмо от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17) разъяснило перечень необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательного учреждения:

      указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное);

      указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная»);

      указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ);

      включение в наименование официального наименования «РФ» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования по специальному разрешению;

      использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав.

      Внесение изменений в устав образовательного учреждения

      1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее – новый закон). До вступления в силу нового закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-правового документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

      Проверки образовательных учреждений Чеченской Республики, проведенные в сентябре 2013 г., а также вопросы, поступающие от руководителей и других работников образовательных учреждений в адрес Министерства образования и науки Чеченской Республики, свидетельствуют о том, что не проведена на должном уровне соответствующая работа по изучению нового закона и принятию необходимых организационных мер образовательными учреждениями в субъекте.

      У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

      В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся главного локального нормативного акта любой образовательной организации – устава. В новом законе есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья нового закона, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

      Согласно части 2 статьи 25 нового закона об образовании, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
      1) тип образовательной организации;
      2) учредитель или учредители образовательной организации;
      3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
      4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

      Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 нового закона, в уставе необходимо указывать также следующую информацию:
      1) порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации» (часть 5 ст. 26);
      2) порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);
      3) права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

      Полагаем возможным требование части 3 статьи 52 нового закона изложить в уставе следующим образом: «Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

      Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:
      -наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:
      а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
      б) правила приема обучающихся, воспитанников;
      в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
      г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
      д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
      е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
      з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
      -открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
      -порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
      -права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);
      перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

      Таким образом, новый закон предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы нового закона (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе, а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

      Новый закон об образовании не единственный нормативный акт, которым следует руководствоваться при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

      Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством РФ.

      С учетом положений нового закона, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагаем следующий вариант структуры устава образовательной организации:
      1. Общие положения
      2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения
      3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество
      4. Организация деятельности и управление Учреждением
      5. Реорганизация и ликвидация Учреждения
      6. Локальные нормативные акты Учреждения
      7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

      Отметим, что в соответствие с частью 5 статьи 108 нового закона, наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-правовые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

      Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 нового закона, так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 нового закона срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

      Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Новый закон заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № дл-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

      Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово «учреждение» не нужно менять на слово «организация».

      Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовательное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-правовой формой, а понятие «общеобразовательное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

      Отметим, что согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

      Перечислим основные выводы:
      1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;
      2.Образовательное учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;
      3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

      Хазбиев Т.М.
      главный специалист Министерства образования и науки Чеченской Республики,
      старший преподаватель кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО»,
      руководитель юридической клиники юридического факультета ФБОУ ВПО
      «Чеченский государственный университет»