Статья 30 исполнительном производстве

Возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Эффективность судебной защиты и защиты прав, которые осуществляются различными юрисдикционными органами, во многом зависит от исполнительного производства, завершающего стадию гражданского процесса. Именно максимальное обеспечение реального исполнения решений и актов, принимаемых судами и другими органами, создает возможность объективной защиты интересов граждан и организаций. Принятие специального самостоятельного закона об исполнительном производстве – это путь, по которому пошло российское государство после отмены действия Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, действовавшего с 1964 года и уже не справлявшегося с реалиями настоящего времени.

Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» закрепил общие нормы, которые применяются во всех случаях принудительного исполнения и регулируют специфику, характерную для отдельных видов судебных актов и других постановлений юрисдикционных органов. Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», оно возбуждается судебным приставом-исполнителем, путем принятия к рассмотрению исполнительного документа, который поступил из суда или иного органа либо от взыскателя.

Ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок его возбуждения.

Первый этап возбуждения исполнительного производства начинается с принятия к исполнению исполнительного документа судебным приставом-исполнителем. После чего пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. При условии первичного поступления исполнительного листа в службу судебных приставов, устанавливается срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В обязательном порядке судебный пристав-исполнитель уведомляет должника об установленном сроке добровольного исполнения и о взыскании с должника исполнительного сбора и расходов в случае не выполнения им требований исполнительного листа. После этого копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются должнику, взыскателю и в суд.

Срок добровольного исполнения начинается с момента получения должником постановления от судебного пристава-исполнителя.
Свое заявление и исполнительный лист взыскатель может подавать лично судебному приставу-исполнителю, а так же может воспользоваться услугами почты, отправив необходимые документы заказным письмом. После получения приставом-исполнителем заявления и исполнительного листа он обязан в трехдневный срок возбудить исполнительное производство. Отправка копии постановления о возбуждении исполнительного производства согласно п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» производиться не позднее дня следующего за днем вынесения постановления.

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет определения «исполнительный документ». Основываясь на широком смысле понятия «документ», существующего в уголовно-процессуальном законодательстве, можно сделать вывод что документ – это любое письменное доказательство или технический носитель информации. В ст. 7 ФЗ «Об исполнительном судопроизводстве» дан перечень исполнительных документов, которые являются основание для возбуждения исполнительного производства.

Исполнительные документы:

1. Исполнительный лист, который выдается судами на основании:

  • решений третейских судов и международного коммерческого арбитража;
  • судебные акты, принимаемые судами;
  • решения иностранных арбитражей или судов;
  • решения межгосударственных органов, защищающих права и свободу человека.
  • 2. Соглашения об уплате алиментов (данный документ обязательно заверяется нотариально);

    3. Судебные приказы;

    4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам, которые выдаются на основании ее решений;

    5. Постановления должностных лиц или органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях;

    6. Требования органов, оформленные в установленном порядке и преследующие исполнение контрольной функции о взыскании денежных средств;

    7. Личные постановления судебного пристава-исполнителя;

    8. Постановления других органов; (только в тех случаях, что предусмотрены федеральным законом).

    Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

    В связи с выдачей исполнительного документа сразу по нескольким актам юрисдикции оснований для исполнения существует гораздо больше, чем самих исполнительных документов.

    ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», а именно ст. 31 содержит в себе основания для отказа в возбуждении исполнительного производства. Такими основаниями являются:

    • отсутствие заявления или подписи в заявлении взыскателя (исключение: случаи возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя);
    • предъявление документа не по месту совершения исполнительных действий (исключение: случаи, связанные с отсутствием сведений о конкретном подразделении);
    • истекший и не восстановленный судом срок предъявления исполнительного документа;
    • не соответствие исполнительного документа требованиям, которые предъявлены к нему в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»;
    • документ не является исполнительным;
    • повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому было прекращено;
    • повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому завершилось фактическим исполнением, заменой или отменой наказания в виде штрафа или в связи со смертью должника;
    • не вступление в законную силу судебного акта или акта другого органа либо должностного лица, являющегося исполнительным документом или на основании которого выдан сам исполнительный документ (исключение: исполнительные документы, подлежащие немедленному исполнению);
    • документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов в соответствии с российским законодательством.
    • Согласно ФЗ при отказе в возбуждении исполнительного производства копии постановления должны быть выданы или отправлены взыскателю в тот же или на следующий день, после вынесения постановления. Обжалование отказа о возбуждении исполнительного производства происходит методом подачи ходатайства взыскателем, или должником в Арбитражный суд. Расположение суда напрямую связано с местоположения судебного пристава-исполнителя. Срок на обжалование: 10 дней с момента получения отказа в возбуждении исполнительного производства.

      Если вы заинтересованы тематикой исполнительного производства, советуем прочесть также » арестованное имущество «.

      Основания возбуждения исполнительного производства, порядок и сроки

      Исполнительное производство — это юридическая процедура, которая как и все остальные юридические процессы достаточно строго регламентирована законом, и имеет определенные основания для своего начала, оформляется специальными документами, а ее исполнение связано с определенными сроками. Кроме того, существуют условия для отказа в возбуждении исполнительного производства. В рамках данной статьи будет рассказано о том, что надо сделать для того, чтобы исполнительное производство по вашему делу было начато без лишних проволочек. Это поможет сэкономить время и деньги, а также не даст возможности должнику спрятать (продать, подарить) имущество на которое могло бы быть наложено взыскание.

      Наличие исполнительного документа (судебный приказ, исполнительный лист, другие акты гос. органов). Подробнее об исполнительных документах см. статью «Исполнительные документы в исполнительном производстве».

      Волеизъявление (желание) взыскателя начать процедуру исполнительного производства, выраженное в письменном заявлении. Подробнее о том как правильно оформить заявление взыскателя см. статью «Как составить заявление о возбуждении исполнительного производства?».

      Постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства вынесенное на основании первых двух документов.

      Порядок возбуждения исполнительного производства

      Для того чтобы было проще понять порядок возбуждения исполнительного производства разобьем его на пронумерованные этапы. И тогда он предстанет в следующем виде:

      Получение взыскателем исполнительных документов от соответствующих гос. органов или нотариуса.

      Написание взыскателем заявления о возбуждении исполнительного производства.

      Предъявление взыскателем заявления и исполнительного документа судебному приставу по месту совершения взыскания (т.е. в службу судебных приставов того района где проживает должник или находится имущество на которое планируется наложить взыскание). Можно лично передать документы в канцелярию службы судебных приставов или послать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Во втором случае не придется стоять в очереди и общаться с сотрудниками канцелярии, которые, как правило, не отличаются вежливостью и тактичностью.

      В течение трех дней с момента получения вышеуказанных документов судебный пристав должен на их основании вынести либо постановление о возбуждении исполнительного производства, либо постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

      Не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав обязан выслать его копию взыскателю, должнику, а так же в орган выдавший исполнительный документ.

      В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом для должника устанавливается срок добровольного исполнения (срок не может быть более пяти дней). В случае если должник не исполнит требования добровольно, то на него налагается ответственность — исполнительский сбор, который представляет собой по сути штраф в размере 7% от суммы взыскания. Важно отметить, что срок для добровольного исполнения начинает течь с момента получения должником постановления от судебного пристава, а не с момента его вынесения или отправки.

      Если должник добровольно не исполнит предъявляемые к нему требования изложенные в исполнительных документах — начинается принудительное взыскание задолженности. Этот вопрос уже выходит за рамки стадии возбуждения исполнительного производства, поэтому его мы рассматривать не будем.

      Срок возбуждения исполнительного производства по общему правилу составляет три года, именно такой временной отрезок дает закон взыскателю для того чтобы предъявить исполнительный документ судебному приставу. Однако, как и везде, из данного правила есть исключения, которые перечислены в ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве».

      Для исполнительных документов, по которым должны осуществляться периодические платежи (например алименты) установлено правило, что такой документ может быть предъявлен в течение всего срока на который эти платежи присуждены, а также в течение трех лет после того момента как они должны были окончиться.

      Если срок предъявления исполнительных документов пропущен — взыскатель теряет право возбуждения исполнительного производства. Однако, в этом случае еще не все потеряно, так как в соответствии со статьей 23 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа.

      Таким образом мы рассмотрели в рамках данной статьи основания возбуждения исполнительного производства, его порядок и сроки. Любые уточняющие вопросы можно задать специалистам консультации Юрист Онлайн.

      Сроки возбуждения исполнительного производства

      Хотелось бы узнать сроки в которые судебный пристав должен возбудить исполнительное производство по исполнительному листу. И в какие сроки она должна предоставить документы ответчику для исполнения?

      Ответы юристов (3)

      В соответствии с п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении
      исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

      Есть вопрос к юристу?

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве»:

      ст. 30 п. 8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный
      срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит
      постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в
      возбуждении исполнительного производства.

      п.1.Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть

      исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня
      возбуждения исполнительного производства

      Исполнительное производство должны возбудить максимум через шесть дней: в течение трех дней с даты, когда заявление поступит в отдел, его передадут приставу, который будет вести производство. Далее пристав в течение трех дней выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Это постановление он направляет взыскателю и должнику (ч. 7, 8, 17 ст. 30 Закона №229-ФЗ).

      Ищете ответ?
      Спросить юриста проще!

      Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

      Сроки в исполнительном производстве

      Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

      В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

      • Сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
      • Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.
      • Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

        Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

        • Трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя со дня его поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
        • Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
        • Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Десятидневный срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа (ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Трехдневный срок рассмотрения старшим судебным приставом или его заместителем вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Двухмесячный срок, в течение которого должны быть проведены торги. Данный срок подлежит исчислению со дня получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Двухмесячный срок, в течение которого может выставляться заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг (ч. 6 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Шестидесятидневный срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должно быть исполнено содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление (ч. 4 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Десятидневный срок, в течение которого подается жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие). Срок исчисляется со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий или бездействии (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности. Такая жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Месячный срок для привлечения судебным приставом-исполнителем оценщика для проведения оценки, который исчисляется со дня обнаружения имущества должника (ч. 2 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
          • Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

            Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

            Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

            Судебный пристав-исполнитель может устанавливать следующие сроки:

            Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

            1. Срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
            2. Срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
            3. Срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается, в том числе судебным приставом-исполнителем, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

            Исполнительное производство: Видео

            Комментарий к статье 30

            1. Возбуждение исполнительного производства — это самостоятельная стадия исполнительного производства, включающая несколько взаимосвязанных процессуальных действий.

            Для возбуждения исполнительного производства необходимо:

            1) предъявление заявления и исполнительного документа взыскателем судебному приставу-исполнителю;

            2) принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

            2. Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.

            Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может соде ржаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения соде ржащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установл ении для должника ограничений, предусмотренных законом.

            Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в

            соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

            Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в

            соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

            Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в следующих случаях:

            1) если основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

            2) если необходимо совершение отдельных исполнительных действий и (или) применение отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, и соответствующему судебному приставу-исполнителю поручается совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения;

            3) когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

            Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

            3. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

            При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

            Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

            Рассматривая более подробно первое процессуальное действие, отметим, что сейчас предъявить заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ судебному приставу-исполнителю имеют право взыскатель, а также суд или иной орган, выдавший исполнительный документ. По сути, законодательство ограничило круг субъектов, имеющих право предъявления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, тогда как по ранее действовавшим правилам подобными полномочиями обладали также прокурор и представители органов государственного управления, местного самоуправления, организации и граждане, защищающие права других лиц в порядке ст. 46 ГПК РФ.

            По общему правилу исполнительный документ предъявляется судебному приставу-исполнителю взыскателем. Однако в случаях, предусмотренных законом, исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю также и органом, его выдавшим. Например, согласно ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист по просьбе взыскателя может быть направлен для исполнения

            В судебной практике судов общей юрисдикции известны и другие примеры, когда суд по своей инициативе направляет исполнительный лист: для исполнения, с извещением финансового органа или взыскателя, в случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному имуществу; взыскания алиментов, взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе.

            В арбитражном процессе также исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

            Правом предъявления исполнительного документа обладает и представитель взыскателя. Если представитель принимает участие в исполнительном производстве на основании доверенности (договорное представительство), то право предъявления исполнительного документа является его специальным полномочием и поэтому прямо должно быть оговорено в тексте доверенности (п. 1 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве).

            4. Второе процессуальное действие, необходимое для возбуждения исполнительного производства, — это принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

            В судебной практике выработана позиция, согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе отменить свое постановление о возбуждении исполнительного производства. В п. 8 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77, приводится следующий пример: акционерное общество (взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об отмене своего постановления о возбуждении исполнительного производства. В обоснование своего требования заявитель указал на то, что законом не предусмотрена возможность отмены судебным приставом-исполнителем своих постановлений. Арбитражный суд оставил заявление без удовлетворения по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство о взыскании с должника в пользу взыскателя суммы долга. Выявив после этого, что исполнительный лист предъявлен к исполнению с пропуском установленного срока, судебный пристав-исполнитель самостоятельно вынес постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства. Закон не запрещает судебному приставу-исполнителю принять мотивированное постановление об отмене или изменении своего ранее принятого необоснованного постановления.

            Содержание постановления о возбуждении исполнительного производства должно соответствовать требованиям, предусмотренным в ст.

            Некоторые вопросы по содержанию постановления о возбуждении исполнительного производства разрешались на уровне судебной практики. Так, выработано мнение, согласно которому отсутствие в постановлении о возбуждении исполнительного производства расчетного счета службы судебных приставов не является уважительной причиной для неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июня 2004 г. NA56-17569/03).

            Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

            5. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока дл я добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению ис полнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.

            Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.

            Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

            Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

            1) в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

            3) о восстановлении на работе;

            4) об административном приостановлении деятельности;

            5) о конфискации имущества;

            6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

            При этом несоблюдение судебным приставом-исполнителем сроков уведомления должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства не снимает с должника обязанности по исполнению судебного решения и не нарушает право должника добровольно исполнить требования исполнительного документа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2004 г. N А56-17870/04).

            Продление срока добровольного исполнения возможно только судом или другим органом, должностным лицом, выдавшим исполнительный документ, в том числе с использованием института рассрочки исполнения. Однако необходимо учитывать судебно-арбитражную практику, в соответствии с которой обращение в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения не является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа, если такое заявление не было удовлетворено. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 ноября 2004 г. N А26-5228/04-25 отмечается, что довод должника о том, что он не мог исполнить решение суда в установленный срок по уважительным причинам, в связи с чем постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является незаконным, отклонен, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения решения, должник не сообщил судебному приставу о наличии уважительных причин неисполнения решения, а в удовлетворении заявления о

            предоставлении рассрочки исполнения исполнительного документа судом должнику отказано.

            6. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, входе которого вынесены указанные постановления.

            После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель

            возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о

            взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

            Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного

            производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

            В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовн ой ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

            МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 30

            ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 21 июня 2004 г. N 77

            ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

            7. Обращение заявителя с кассационной жалобой на вступившее в законную силу решение арбитражного суда не препятствует возбуждению исполнительного производства, если исполнение обжалуемого судебного акта не приостановлено судом кассационной инстанции.

            Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

            По мнению заявителя, судебный пристав-исполнитель не имел права возбуждать исполнительное производство, поскольку решение арбитражного суда, по которому был выдан исполнительный лист, обжаловано заявителем в суд кассационной инстанции.

            При рассмотрении заявления было установлено, что указанное решение арбитражного суда в соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ вступило в законную силу, поскольку в суд апелляционной инстанции заявитель не обращался, исполнительный лист передан судебному приставу-исполнителю в пределах срока, установленного частью 1 статьи 321 АПК РФ. Определения суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения решения суда не было. При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель обязан был возбудить исполнительное производство, поскольку никаких нарушений взыскатель не допустил.

            В соответствии со статьями 20, 21 Закона обращение заявителя с жалобой на решение суда первой инстанции в суд кассационной инстанции не является препятствием к исполнению исполнительного листа и, следовательно, возбуждению исполнительного производства.

            В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства суд отказал, исходя из статьи 318, части 3 статьи 319 АПК РФ и руководствуясь частью 3 статьи 201 и частью 1 статьи 329 АПК РФ.

            Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

            1. Глава 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует стадии исполнительного производства, первой из которых является возбуждение исполнительного производства.

            Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Исполнительный документ и заявление могут быть поданы лично в подразделение судебных приставов или направлены по почте.

            Содержание и форма заявления не установлены действующим законодательством. Из содержания ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что заявление должно быть подано в письменной форме и подписано заявителем или его представителем. Если заявление подано представителем, то прилагается доверенность, в которой должно быть указано на такое полномочие представителя, как предъявление исполнительного листа к взысканию. Законом предусмотрены случаи, когда для возбуждения исполнительного производства не требуется подачи заявления взыскателем (ч. 5 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

            1) в предусмотренных законом случаях суд или другой орган, должностное лицо направляют исполнительный документ непосредственно судебному приставу-исполнителю. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

            Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника. Согласно ч. 1 ст. 130 ГПК РФ судебный приказ по просьбе взыскателя может быть направлен судебному приставу-исполнителю для исполнения.

            При этом в сопроводительном письме из суда должно быть указано на наличие ходатайства взыскателя о направлении исполнительного документа в подразделение судебных приставов для производства взыскания.

            КоАП РФ также предусматривает правило, согласно которому обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление (ч. 1 ст. 31.3);

            2) в случае поступления поручения от судебного пристава-исполнителя другого подразделения по совершению отдельных исполнительных действий или (и) применения отдельных мер принудительного исполнения (ч. 6 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

            3) в случае вынесения в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

            В заявлении, помимо просьбы о возбуждении исполнительного производства и соответствующего взыскания, может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

            2. Для возбуждения исполнительного производства мало предъявления исполнительного документа и заявления. Прежде чем исполнительное производство будет возбуждено, судебный пристав-исполнитель совершает ряд действий, необходимых для решения вопроса, а именно решает, есть ли основания для возбуждения исполнительного производства или следует отказать заявителю в возбуждении исполнительного производства. В связи с этим судебный пристав-исполнитель, принимая исполнительный документ к исполнению, должен проверить совокупность обстоятельств:

            — надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению;

            — соответствует ли исполнительный документ требованиям, предусмотренным законом;

            — не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

            — соблюдены ли правила о территориальной компетенции при предъявлении исполнительного документа;

            — предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению.

            Надлежащий субъект предъявления исполнительного документа к исполнению. Закон перечисляет тех, кто может обратиться к судебному приставу-исполнителю с исполнительным документом для возбуждения исполнительного производства. Во-первых, это взыскатель, которому по большинству дел предоставлено право самому решать, предъявлять ли исполнительный документ к взысканию или не предъявлять. Во-вторых, исполнительный документ может поступить от суда или другого органа, выдавшего его, в случаях, указанных в законе. В-третьих, от имени взыскателя исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению представителем. В соответствии со ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ предъявление исполнительного документа к взысканию является специальным полномочием, о предоставлении которого должно быть указано в доверенности. Доверенность должна быть приложена к заявлению.

            Необходимо также обращать внимание на правильность указания взыскателя и должника в исполнительном документе. Иногда следом за допущенной ошибкой в судебном решении в исполнительном листе в качестве стороны исполнительного производства указывается бюджет РФ или казна РФ, что неверно, поскольку они не были и не могли быть стороной рассмотренного спора.

            В связи с этим можно привести в качестве примера постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа. Общество «Содействие», считая постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

            Суды, рассматривавшие данное дело в разных инстанциях, обоснованно указали на то, что право определения надлежащего взыскателя по исполнительному листу принадлежит суду, а не судебному приставу-исполнителю, возбуждающему на его основании исполнительное производство.

            Указание в исполнительном листе в качестве взыскателя бюджета не свидетельствует о невозможности исполнения данного документа. В рассматриваемой ситуации правовые нормы позволяют точно определить конкретное лицо, являющееся взыскателем.

            Судами также установлено и материалами дела подтверждено, что дубликат исполнительного листа предъявлен в службу судебных приставов уполномоченным лицом, факт наличия у должника задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации последним не оспаривается.

            Кроме того, суды правомерно посчитали, что общество «Содействие» не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя.

            При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу «Содействие» в удовлетворении заявленных требований .

            Постановление ФАС Уральского округа от 16 июля 2008 г. N Ф09-5051/08-С1 // СПС «КонсультантПлюс».

            Соответствие исполнительного документа требованиям, предусмотренным законом. Под названным обстоятельством, которое должен проверить судебный пристав-исполнитель при принятии исполнительного документа, следует понимать:

            — является ли предъявляемый документ исполнительным;

            — соответствует ли он требованиям, установленным в законе (см. комментарий к ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Применительно к отдельным видам исполнительных документов могут предъявляться требования, указанные в иных нормативных актах. Например, требования к судебному приказу изложены в ГПК РФ, к содержанию исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, — в АПК РФ.

            Далее следует определить, вступило ли решение, на основе которого выдан исполнительный документ, в законную силу. Решения судов общей юрисдикции вступают в законную силу через 10 дней, если не поступила кассационная или апелляционная жалоба (на решение мирового судьи). Немедленно вступают в законную силу кассационные, апелляционные и надзорные постановления.

            Определение суда общей юрисдикции и арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно. Подача частной жалобы или протеста на определение об обеспечении иска не приостанавливает исполнения этого определения.

            Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, если на решение не принесена апелляционная жалоба. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций арбитражных судов вступают в законную силу с момента их принятия.

            Законом предусмотрены случаи немедленного исполнения судебных решений. Немедленное исполнение — это исполнение судебных решений, не вступивших в законную силу, при наличии для этого оснований (см. комментарий ниже).

            О сроке предъявления исполнительного документа к исполнению см. комментарий к ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве».

            Правила территориальной компетенции при предъявлении исполнительного документа. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Место исполнения исполнительного документа определяется в зависимости от характеристики должника (гражданин или юридическое лицо) и от категории исполнительного производства. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В данном случае место исполнения исполнительного документа определено в зависимости от категории должника.

            Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В данном случае место совершения исполнительных действий определено в зависимости от категории исполнительного производства — обязывание должника совершить определенные действия.

            Взыскатель может не располагать информацией о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка. В этом случае Закон предусматривает совершение исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества (ч. 4 ст. 33). Кроме того, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии с общими правилами, изложенными в ст.

            Судебный пристав-исполнитель при решении вопроса о возможности возбуждения исполнительного производства также проверяет, не предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению и не было ли по нему исполнительное производство прекращено или окончено. Если такие факты нашли свое подтверждение, то судебный пристав-исполнитель проверяет основание для окончания исполнительного производства.

            После проверки перечисленных выше обстоятельств судебный пристав-исполнитель должен решить, возбуждать ли исполнительное производство. Судебному приставу-исполнителю дается трехдневный срок для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении.

            В том случае, если исполнительный документ соответствует предъявляемым к нему требованиям и подан с соблюдением установленного в Законе срока, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

            3. Судебному приставу-исполнителю оба поступивших документа: заявление взыскателя и исполнительный документ — передаются в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. После этого судебный пристав-исполнитель располагает тремя днями для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении. В любом случае решение судебного пристава-исполнителя должно быть оформлено в форме постановления (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Если взыскатель ходатайствовал о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», то судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства об удовлетворении названного ходатайства или об отказе. В последнем случае судебный пристав-исполнитель обязан привести мотивацию.

            Согласно Приказу ФССП России от 27 февраля 2008 г. N 101 «Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам» о каждом случае предъявления на исполнение исполнительного документа указанной категории судебный пристав-исполнитель в тот же день письменно уведомляет руководителя территориального органа ФССП — главного судебного пристава субъекта РФ (п. 1.2).

            Бюллетень ФССП России. 2008. N 2.

            В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

            Важным последствием предъявления исполнительного документа к исполнению является прерывание срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

            4. Из общего правила, согласно которому судебному приставу-исполнителю исполнительный документ и заявление передаются в течение трех дней после поступления в подразделение судебных приставов и, соответственно, исполнительное производство должно быть возбуждено в течение трех дней, есть исключение. Это исключение касается тех судебных актов, которые подлежат немедленному исполнению.

            Однако законом предусмотрены случаи немедленного исполнения судебных решений. Немедленное исполнение — это исполнение судебных решений, не вступивших в законную силу, при наличии для этого оснований.

            В силу ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; о восстановлении на работе; о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума (ст. 211 ГПК РФ). В остальных случаях суд обладает правом обращения решения к немедленному исполнению (ст. 212 ГПК РФ) — это факультативное обращение судебного акта к немедленному исполнению.

            В соответствии с АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению.

            Следует различать немедленное исполнение и немедленное вступление решения в законную силу. Если закон предусматривает немедленное вступление судебного акта в законную силу, это означает, что он подлежит и немедленному исполнению. Если же закон или решение делают оговорку о том, что судебный акт подлежит немедленному исполнению, это означает, что он действительно должен немедленно исполняться, однако лица, участвующие в деле, вправе обратиться с апелляционной (решения мировых судей и арбитражных судов) или кассационной жалобой (решения судов общей юрисдикции, кроме мировых судей).

            Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

            5. При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен решить вопрос о назначении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, о чем указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства (ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».) Срок для добровольного исполнения — это установленный отрезок времени, в течение которого должник может исполнить исполнительный документ без применения к нему мер принудительного характера. Законом установлено два условия, при наличии которых может быть установлен срок на добровольное исполнение:

            — если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов. Поскольку исполнительный документ может неоднократно поступать в подразделение и возвращаться к взыскателю, то Законом оговорено, что срок на добровольное исполнение устанавливается только при первичном предъявлении исполнительного документа к взысканию;

            — Законом не установлено исключения для данной категории дел. Исключения перечислены в ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Перечень носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

            В силу действующего ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

            1) после окончания основного исполнительного производства, когда судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

            2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

            Во всех же остальных случаях судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 комментируемого Федерального закона.

            Закон устанавливает как максимальный срок для добровольного исполнения, так и порядок исчисления такого срока. Например, срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней. Начало течения данного срока — день получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что является общим правилом, из которого могут быть предусмотрены исключения ФЗ «Об исполнительном производстве».

            Частные случаи установления сроков для добровольного исполнения предусмотрены ч. 13 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

            6. Важное положение отражено в ч. 15 комментируемой статьи относительно исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Указанные постановления исполняются, во-первых, без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства, во-вторых, до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

            Однако по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство после окончания основного исполнительного производства (ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

            7. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.